Файл: Планирование производственной программы предприятий потребительской кооперации.pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 153
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Сущность, структура и показатели производственной программы предприятия
1.2 Планирование объема выпуска продукции
1.3 Расчет производственной мощности и анализ ее использования
2. АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «КЕМЕРОВСКИЙ МОЛОЧНЫЙ КОМБИНАТ»
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Анализ финансовых результатов и финансового состояния
3. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ НА ОАО «КЕМЕРОВСКИЙ МОЛОЧНЫЙ КОМБИНАТ
3.1 Резервы улучшения использования производственной мощности
ВВЕДЕНИЕ
Планирование производственной программы важно для каждого хозяйствующего субъекта.
Прежде чем приступить к производственной деятельности, компания должна решить, какую продукцию, в каком объеме, по каким ценам она будет продавать, и составить стратегию развития компании на несколько лет вперед.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что основная цель функционирования предприятия реализуется через производственную программу, которая заключается в получении максимальной прибыли.
Основной целью курсовой работы является изучение динамики и структуры производственной программы предприятия и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
Объектом исследования является ОАО «Кемеровский молочный комбинат».
Предмет исследования – производственная программа ОАО «Кемеровский молочный комбинат».
Для анализа были использованы сведения бухгалтерской отчетности за 2017, 2018, 2019 года, бизнес-план за 2019 год.
В первой главе раскрыты сущность и значение производственной программы предприятия, анализ портфеля заказов и производственной мощности.
Во второй главе дается анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Третья глава посвящена планированию производственной программы. Материал этой главы базируется на анализе фактического и статистического материала, который был собран в процессе преддипломной практики. Разрабатываются мероприятия дальнейшего совершенствования производственной программы предприятия.
При проведении данного анализа использовались следующие приемы и методы:
- горизонтальный анализ;
- вертикальный анализ;
- сравнительный анализ;
- анализ коэффициентов.
В результате проведенного исследования в дипломной работе были решены следующие задачи:
- проведен анализ выполнения плана по выпуску и реализации продукции;
- рассмотрен портфель заказов;
- проведена оценка использования производственных мощностей;
- спланирован выпуск продукции в натуральном выражении;
- спланирован выпуск в стоимостном выражении;
- выявлены резервы улучшения использования производственных мощностей;
- проведена оценка эффективности производственной программы. К результатам, имеющим научную новизну, относятся следующие:
- времени;
- составлен план производства продукции на определенный период разработан механизм планирования производственной программы промышленного предприятия;
- определена система факторов, оказывающих влияние на формирование производственной программы молочного комбината;
- разработаны рекомендации по обеспечению выполнения производственной программы.
Необходимо отметить, что рассматриваемая тема исследования освещена в литературе в достаточной степени. Фундаментальные исследования, направленные на рассмотрение вопросов планирования на предприятии, были проведены отечественными и зарубежными учеными, среди которых М.М. Алексеева, И.Т. Балабанов, М.И. Бухалков, А.И. Ильин, Н.Д. Кондратьев, Г.А. Краюхин, Г.В. Савицкая,В.В. Царев, Э.А. Уткин, А.Д. Шеремет и другие. В учебных пособиях раскрыта сущность экономической деятельности предприятия, рассмотрены принципы и основные этапы внутрифирменного планирования. Предлагаемые авторами методы позволяют снизить риск ошибок в управлении компанией и существенно улучшить ее деятельность.
Практическая значимость работы заключается в том, что проведённый анализ производственной программы ОАО «Кемеровский молочный комбинат и разработанные рекомендации по ее эффективности важны для совершенствования производственной программы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Сущность, структура и показатели производственной программы предприятия
Производственная программа представляет собой объем выпуска продукции за определенный период времени. Главное условие - чтобы необходимый объем продукции соответствовал ассортименту и требованиям плана продаж.
Планирование производственной программы начинается с изучения спроса на продукцию, на уровень которого влияют следующие факторы:
- цена;
- качество;
- платежеспособность клиентов;
- вкусы и предпочтения;
- насыщение рынка.
Компания также должна оценить наличие материальных ресурсов, наличие квалифицированного персонала и степень использования производственных мощностей.
На основе производственной программы разрабатываются другие планы предприятия, такие как план прибыли, план затрат и план персонала.
Производственная программа формируется на основе заказов:
- Государственный;
- покупатели выявляются в процессе изучения рынка потребительского спроса.
Основные задачи, которые решаются в процессе планирования производственной программы предприятия:
1) определение направлений развития потребительского спроса на продукцию;
2) увеличение объема выпуска продукции;
3) Увеличение объема продаж и, как следствие, увеличение прибыли и рентабельности;
4) максимальное использование имеющихся производственных мощностей;
5) эффективное использование материальных и трудовых ресурсов; 6) повышение конкурентных качеств.
Следует отметить, что при разработке производственной программы предприятия используются различные методы измерений. Эти методы используются для планирования объемов продаж, затрат, трудоемкости и ассортимента. Эти методы измерения включают в себя:
- естественный;
- только ценность;
- труд.
Давайте рассмотрим их более подробно.
Натуральные счетчики включают в себя тонны, литры, метры и штуки, которые позволяют правильно характеризовать физический объем и потребительские свойства продукции.
Поэтому эти счетчики могут использоваться только для продуктов однородной природы. Что касается диверсифицированных предприятий, то план производства должен быть составлен с точки зрения стоимости.
Установление названий продукции и объемов ее производства необходимо предприятию для проектирования технологического процесса и определения производственных мощностей.
Прежде чем приступить к планированию производства, необходимо определить ассортимент продукции.
Как правило, предприятия разрабатывают производственную программу для ассортимента продукции.
Исходя из планов производства в натуральных единицах, объем производства в стоимостном выражении определяется показателями валового производства, сырьевых товаров, реализованной продукции, незавершенного производства и внутрипроизводственного оборота. В данном случае единицей измерения является национальная валюта, доллар, евро.
Для расчета валовой продукции (ВП) используется формула 1.1:
ВП= ТП+ (Н. н - Н. к),
(1.1)
где:
- ТП – товарная продукция, тыс. руб.;
- Н. н.;Н. к. – стоимость остатков незавершенного производства на начало и конец года, тыс. руб.
Товарная продукция определяется по формуле 1.2:
ТП=Т. г.+ Т. к. +Т. н. +Ф+Т. у.,
(1.2)
где:
- Т. г. – стоимость готовой продукции, предназначенной для реализации на сторону, тыс. руб.;
- Т. к. – стоимость готовой продукции и для нужд капитального строительства своего предприятия, тыс. руб.;
- Т. н. – стоимость полуфабрикатов своего производства для реализации на сторону, тыс. руб.;
- Ф– стоимость основных фондов, введенных за период, тыс. руб.;
- Т. у. – стоимость работ и услуг промышленного характера по заказам со стороны, тыс. руб. [1].
Реализованная продукция (РП) вычисляется по формуле 1.3:
РП= ТП+ (О. н.- О. к.),
(1.3)
где:
- О. н.; О. к. – стоимость остатков нереализованной продукции на начало и конец года, тыс. руб. [1].
Такие факторы, как продолжительность производственного цикла, объем производства и технология производства, влияют на текущее производство.
Внутрипроизводственный оборот включает стоимость:
- используется при изготовлении инструментов, деталей, запасных частей;
- переработка полуфабрикатов собственного производства;
- производство энергии в технологических целях, освещение и отопление производственных объектов;
- материалы, используемые в текущем ремонте и обслуживании оборудования.
Счетчики рабочей силы производственной программы используются для оценки трудоемкости производственной единицы и производственной программы.
Средства измерения работы включают часы и минуты рабочего времени. Этот вид счетчика используется при подготовке производственной программы цехов с широким ассортиментом продукции.
Составляется производственная программа на год с разбивкой по кварталам.
Таким образом, последовательность развития производственной программы хозяйствующего субъекта состоит из следующих действий:
1) изучение потребительского спроса;
2) формирование портфеля заказов;
3) Оценка производственных мощностей и выявление внутренних резервов;
4) планирование объемов производства натурой и наличными;
5) оптимизация производственной программы;
6) разработка производственных программ подразделений.
1.2 Планирование объема выпуска продукции
Анализ работы каждого промышленного предприятия следует начинать с изучения показателей выпуска продукции, что предполагает следующие этапы:
1. Анализ выполнения плана по производству и реализации продукции. 2. Анализ выполнения плана по ассортименту выпускаемой продукции.
3. Анализ производственного ритма. 4. Анализ качества продукции [2].
Анализируя выполнение производственного плана, можно выявить резервы роста объемов производства и спланировать мероприятия по их реализации.
Информационной базой являются плановые и оперативные графики, данные годовой отчетности, ведомость №16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация», журнал ордер №1, карточки складского учета готовой продукции и прочие [3].
Анализ выполнения плана по ассортименту может производиться тремя способами:
1) по наименьшему проценту;
2) по удельному весу в общем перечне наименований изделий, по которому выполнен план выпуска продукции;
3) по среднему проценту. Для его расчета используется формула 1.4:
(1.4)
где:
- В. п. а. – выполнение плана по ассортименту, %;
- В. п. п. – сумма фактически выпускаемых изделий каждого вида, но не более их планового выпуска, тыс. руб.;
- В. п. о. – плановый выпуск продукции, тыс. руб. [4].
Необходимо отметить, что продукция, выпускаемая сверх плана или не предусмотренная планом, в расчет выполнения плана по ассортименту не принимаются.
План по ассортименту считается выполненным только в том случае, если выполнено задание по всем видам изделий [5].
Основное условие своевременного выпуска и реализации продукции-ритмичная работа, то есть равномерный выпуск продукции в соответствии с графиками.
Для оценки выполнения плана по ритмичности используют показатели: а) прямые – коэффициенты ритмичности, вариации, аритмичности;
б) косвенные – потери от брака, оплата простоев, доплата за сверхурочную работу, наличие сверхнормативных остатков готовой продукции на складе.
В выполнение плана по ритмичности следует засчитывать фактический выпуск продукции, но не больше планового.
Расчет коэффициента ритмичности (К. ритм.) ведется по формуле 1.5:
К. ритм.= Vв.пл./Vпл.,
(1.5)
где:
- Vв.пл. – объем продукции, зачтенный в выполнение плана по ритмичности, тыс. руб.;
- Vпл. – объем продукции плановый, тыс. руб.
Неритмичная работа приводит к замедлению оборачиваемости капитала, нарушению сроков поставки продукции покупателям, ухудшению деловой репутации, и в конечном итоге к увеличению себестоимости и уменьшению прибыли.
В процессе анализа качества продукции изучают динамику показателей качества, выполнение плана, причины изменений.
Показатели качества делятся на следующие группы:
А). Обобщающие показатели качества:
- выпуска;
- удельный вес сертифицированной продукции в общем объеме ее удельный вес продукции высшего качества;