Файл: Централизация и децентрализация управления в организации (Понятие и сущность централизации и децентрализации).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 146
Скачиваний: 1
В ㅤ отделе ㅤ главного ㅤ механика ㅤ руководителем ㅤ является ㅤ – ㅤ главный ㅤ энергетик, ㅤ оба ㅤ подчиняются ㅤ главному ㅤ инженеру.
Отделом ㅤ снабжения ㅤ руководит ㅤ заместитель ㅤ директора ㅤ по ㅤ коммерции, ㅤ который ㅤ занимается ㅤ снабжением ㅤ предприятия ㅤ сырьем ㅤ и ㅤ материалами, ㅤ заключает ㅤ договоры ㅤ на ㅤ поставку ㅤ сырья ㅤ – ㅤ ГСМ, ㅤ запасные ㅤ части ㅤ на ㅤ автомобили ㅤ и ㅤ для ㅤ собственных ㅤ нужд ㅤ лес ㅤ для ㅤ дальнейшей ㅤ его ㅤ обработки.
Таким ㅤ образом, ㅤ организационная ㅤ структура ㅤ управления ㅤ ОАО ㅤ “Даниенс” ㅤ представляет ㅤ собой ㅤ традиционную ㅤ линейно-функциональную ㅤ структуру.
При ㅤ данной ㅤ структуре ㅤ линейные ㅤ руководители ㅤ имеют ㅤ право ㅤ отдавать ㅤ распоряжения ㅤ и ㅤ принимать ㅤ решения ㅤ при ㅤ участии ㅤ функциональных ㅤ служб ㅤ (планового ㅤ отдела, ㅤ бухгалтерии, ㅤ отдела ㅤ кадров), ㅤ которые ㅤ выполняют ㅤ возложенные ㅤ на ㅤ них ㅤ функции.
Таблица ㅤ 2 ㅤ ㅤ
Организационная ㅤ оценка ㅤ сложившейся ㅤ структуры ㅤ предприятия ㅤ ОАО ㅤ “Даниенс”
Показатели |
Оптимальное ㅤ значение |
2017 ㅤ г. |
ㅤ 2018 ㅤ г. |
ㅤ Тип ㅤ структуры Число ㅤ ступеней Число ㅤ звеньев Соотношение ㅤ между ㅤ руководителями ㅤ и ㅤ специалистами Норма ㅤ управляемости: ㅤ Руководителя ㅤ Зам. ㅤ директора ㅤ Гл. ㅤ инженер Уровень ㅤ централизации |
-- -- -- 2:1 6-8 ㅤ чел. 8-9 ㅤ чел. 8-9 ㅤ чел. -- |
Линейно-функциональная 3 4 4:1 8-10 ㅤ чел. 2-4 ㅤ чел. 3-5 ㅤ чел. Высокий |
Линейно-функциональная 4 4 3,75:1 7-9 ㅤ чел. 1-3 ㅤ чел. 2-4 ㅤ чел. Высокий |
Отметим, ㅤ что ㅤ предприятие, ㅤ обладает ㅤ типом ㅤ структуры ㅤ управления ㅤ свойственным ㅤ основной ㅤ массе ㅤ – ㅤ линейно ㅤ – ㅤ функциональной. ㅤ Так ㅤ как ㅤ руководителей ㅤ для ㅤ предприятия ㅤ слишком ㅤ много, ㅤ их ㅤ отклонение ㅤ составляет ㅤ 4:1, ㅤ 3,75:1, ㅤ что ㅤ превышает ㅤ допустимые ㅤ значения ㅤ порядка ㅤ 2 ㅤ раз, ㅤ но ㅤ нельзя ㅤ говорить ㅤ что ㅤ ситуация ㅤ в ㅤ этом ㅤ направлении ㅤ плохая. ㅤ
Видна ㅤ хоть ㅤ и ㅤ незначительная, ㅤ но ㅤ тенденция ㅤ к ㅤ уменьшению ㅤ этих ㅤ значений. ㅤ Норма ㅤ управляемости ㅤ у ㅤ руководителя ㅤ составляет ㅤ 7- ㅤ 10 ㅤ человек ㅤ за ㅤ рассматриваемый ㅤ период, ㅤ что ㅤ немного ㅤ превышает ㅤ оптимальное ㅤ значение(6-8 ㅤ человек). ㅤ
У ㅤ заместителей ㅤ директора ㅤ и ㅤ главного ㅤ инженера ㅤ ситуация ㅤ сложнее, ㅤ и ㅤ требует ㅤ изменений, ㅤ так ㅤ как ㅤ норма ㅤ управляемости ㅤ для ㅤ них ㅤ ниже ㅤ порядка ㅤ 3-4 ㅤ раз, ㅤ этого ㅤ говорит ㅤ о ㅤ том, ㅤ что ㅤ у ㅤ предприятия ㅤ не ㅤ рационально ㅤ много ㅤ заместителей ㅤ директора, ㅤ да ㅤ они ㅤ и ㅤ не ㅤ так ㅤ и ㅤ нужны ㅤ так ㅤ как ㅤ уровень ㅤ централизации ㅤ предприятия ㅤ высокий, ㅤ то ㅤ есть ㅤ директора ㅤ при ㅤ принятии ㅤ решений ㅤ не ㅤ советуется ㅤ с ㅤ подчиненными.
Количество ㅤ вертикальных ㅤ связей ㅤ с ㅤ другой ㅤ стороны ㅤ обоснованно, ㅤ так ㅤ как ㅤ каждый ㅤ занимается ㅤ разработкой ㅤ (обработкой) ㅤ определенной ㅤ цели ㅤ организации. ㅤ Постоянное ㅤ согласование ㅤ решений ㅤ тех ㅤ или ㅤ иных ㅤ вопросов, ㅤ замедляет ㅤ доведение ㅤ информации ㅤ до ㅤ выше ㅤ стоящего ㅤ руководителя, ㅤ генерального ㅤ директора ㅤ ОАО ㅤ “Даниенс”. ㅤ Путь ㅤ прохождения ㅤ управленческих ㅤ решений ㅤ от ㅤ руководителя ㅤ к ㅤ исполнению ㅤ слишком ㅤ длинный, ㅤ решение ㅤ принимается ㅤ с ㅤ запозданием. ㅤ Большие ㅤ расходы ㅤ на ㅤ работников ㅤ аппарата ㅤ управления. ㅤ Из-за ㅤ высокой ㅤ нормы ㅤ управляемости ㅤ распоряжения ㅤ функциональных ㅤ подразделений ㅤ носят ㅤ противоречивый ㅤ характер, ㅤ и ㅤ генеральный ㅤ директор ㅤ не ㅤ всегда ㅤ контролирует ㅤ их ㅤ работу.
Таким ㅤ образом, ㅤ анализ ㅤ сложившейся ㅤ организационной ㅤ структуры ㅤ управления ㅤ на ㅤ ОАО ㅤ “Даниенс” ㅤ показал, ㅤ что ㅤ она ㅤ не ㅤ отвечает ㅤ рыночным ㅤ условиям ㅤ и ㅤ требует ㅤ принципиальной ㅤ переработки.
2.2 ㅤ Основные ㅤ направления ㅤ улучшения ㅤ организационной ㅤ структуры ㅤ управления ㅤ предприятия ㅤ ОАО ㅤ “Даниенс”
В ㅤ условия ㅤ рыночной ㅤ экономики ㅤ каждое ㅤ предприятие ㅤ ищет ㅤ свой ㅤ путь ㅤ совершенствования ㅤ системы ㅤ управления.
Анализ ㅤ недостатков ㅤ сложившейся ㅤ структуры ㅤ на ㅤ предприятии ㅤ обусловил ㅤ необходимость ㅤ провести ㅤ следующие ㅤ мероприятия ㅤ по ㅤ совершенствованию ㅤ организационной ㅤ структуры ㅤ управления. ㅤ
В ㅤ рыночной ㅤ системе ㅤ ориентируются ㅤ на ㅤ стихийную ㅤ подстройку ㅤ системы ㅤ управления ㅤ к ㅤ меняющимся ㅤ условиям. ㅤ Но ㅤ спонтанность ㅤ его ㅤ реализации ㅤ может ㅤ привести ㅤ к ㅤ внутренней ㅤ поляризации ㅤ сил, ㅤ росту ㅤ сопротивления ㅤ изменениям ㅤ и ㅤ укреплению ㅤ позиций ㅤ бюрократов. ㅤ
Исходя ㅤ из ㅤ реальных ㅤ условий ㅤ деятельности ㅤ организации ㅤ и ㅤ расстановки ㅤ сил ㅤ в ㅤ ней, ㅤ происходит ㅤ ориентация ㅤ не ㅤ на ㅤ бесперспективный ㅤ конфликт ㅤ с ㅤ бюрократией, ㅤ а ㅤ на ㅤ выявление ㅤ и ㅤ развитие ㅤ позитивных ㅤ демократических ㅤ форм ㅤ управления ㅤ организацией ㅤ с ㅤ привлечением ㅤ все ㅤ той ㅤ же ㅤ бюрократии, ㅤ игры ㅤ на ㅤ интересах ㅤ и ㅤ противоречиях ㅤ ее ㅤ отдельных ㅤ группировок, ㅤ их ㅤ подкупа. ㅤ Существует ㅤ несколько ㅤ вариантов ㅤ реализации ㅤ такого ㅤ подхода, ㅤ важнейшими ㅤ из ㅤ которых ㅤ является: ㅤ применение ㅤ новых ㅤ организационных ㅤ схем ㅤ руководства; ㅤ развитие ㅤ коллективных ㅤ методов ㅤ подготовки ㅤ и ㅤ принятия ㅤ решений; ㅤ формирование ㅤ принципиально ㅤ новой ㅤ модели ㅤ управления; ㅤ распространение ㅤ в ㅤ системе ㅤ управления ㅤ экономических ㅤ отношений.
Подобная ㅤ схема, ㅤ во-первых, ㅤ улучшает ㅤ координацию ㅤ действий ㅤ руководителей ㅤ различных ㅤ уровней, ㅤ во-вторых, ㅤ обеспечивает ㅤ взаимный ㅤ контроль. ㅤ
Еще ㅤ одним ㅤ направлением ㅤ дебюрократизации ㅤ на ㅤ предприятии:
1) ㅤ локализация ㅤ максимального ㅤ числа ㅤ управленческих ㅤ функций ㅤ непосредственно ㅤ на ㅤ низовом ㅤ уровне ㅤ и ㅤ интеграцию ㅤ их ㅤ с ㅤ производственными;
2) ㅤ сокращение ㅤ числа ㅤ уровней ㅤ управления ㅤ и ㅤ переход ㅤ от ㅤ высоких ㅤ управленческих ㅤ структур ㅤ к ㅤ плоским ㅤ с ㅤ соответствующим ㅤ расширением ㅤ их ㅤ прав ㅤ и ㅤ ответственности;
3) ㅤ резкое ㅤ сокращение ㅤ функций ㅤ надзора ㅤ и ㅤ контроля ㅤ в ㅤ пользу ㅤ консультирования ㅤ исполнителей, ㅤ их ㅤ "поддержки" ㅤ в ㅤ затруднительных ㅤ положениях;
4) ㅤ развитие ㅤ "рабочего ㅤ представительства" ㅤ и ㅤ формирование ㅤ некоторых ㅤ направлений ㅤ внутренней ㅤ политики ㅤ организации ㅤ прежде ㅤ всего ㅤ в ㅤ социальной ㅤ сфере, ㅤ состоящих ㅤ в ㅤ прямом ㅤ диалоге ㅤ руководства ㅤ и ㅤ рядовых ㅤ сотрудников ㅤ или ㅤ их ㅤ представителей, ㅤ например, ㅤ профсоюзов, ㅤ что ㅤ будет ㅤ способствовать ㅤ мотивации ㅤ труда ㅤ работников, ㅤ в ㅤ направлении ㅤ принятия ㅤ решений ㅤ касающихся ㅤ их ㅤ – ㅤ они ㅤ знают, ㅤ что ㅤ “там ㅤ (на ㅤ уровне ㅤ управленцев) ㅤ есть ㅤ их ㅤ представитель”.
Последнее, ㅤ что ㅤ можно ㅤ предположить ㅤ в ㅤ направлении ㅤ борьбы ㅤ с ㅤ бюрократизацией ㅤ можно ㅤ рассматривать ㅤ перевод, ㅤ где ㅤ только ㅤ возможно, ㅤ внутриорганизационных ㅤ отношений ㅤ на ㅤ экономические ㅤ рельсы. ㅤ Его ㅤ основная ㅤ идея ㅤ состоит ㅤ в ㅤ том, ㅤ что ㅤ все ㅤ подразделения ㅤ организации ㅤ получают ㅤ право ㅤ реализовывать ㅤ друг ㅤ другу, ㅤ свою ㅤ продукцию ㅤ - ㅤ товары ㅤ и ㅤ услуги ㅤ на ㅤ внутриорганизационном ㅤ рынке. ㅤ
Помимо ㅤ этого ㅤ руководство ㅤ организации ㅤ централизованно ㅤ определяет ㅤ важнейшие ㅤ нормативы ㅤ деятельности ㅤ подчиненных ㅤ структур, ㅤ например, ㅤ расход ㅤ ресурсов ㅤ на ㅤ единицу ㅤ продукции, ㅤ рентабельность, ㅤ амортизационные ㅤ отчисления ㅤ на ㅤ реновацию. ㅤ На ㅤ их ㅤ базе ㅤ подразделения ㅤ самостоятельно ㅤ планируют ㅤ издержки ㅤ производства ㅤ и ㅤ выступают ㅤ с ㅤ предложениями ㅤ об ㅤ уровне ㅤ внутренних ㅤ расчетных ㅤ цен, ㅤ что ㅤ позволит ㅤ обеспечить ㅤ необходимую ㅤ доходность.
Так ㅤ как ㅤ на ㅤ предприятии ㅤ ОАО ㅤ “Даниенс” ㅤ большая ㅤ норма ㅤ управляемости, ㅤ то ㅤ необходимо ㅤ начальников ㅤ цехов ㅤ передать ㅤ в ㅤ руководство ㅤ главного ㅤ инженера, ㅤ он ㅤ обеспечивает ㅤ повышение ㅤ уровня ㅤ технической ㅤ подготовки ㅤ производства, ㅤ контролирует ㅤ качество ㅤ услуг, ㅤ что ㅤ улучшит ㅤ скорость ㅤ передачи ㅤ решений ㅤ к ㅤ начальнику ㅤ и ㅤ обратно. ㅤ Это ㅤ улучшает ㅤ финансовое ㅤ состояние ㅤ ОАО ㅤ “Даниенс” ㅤ и ㅤ его ㅤ прибыль.
Как ㅤ одно ㅤ из ㅤ направлений ㅤ можно ㅤ рассматривать ㅤ сокращение ㅤ заместителей ㅤ начальника, ㅤ из-за ㅤ того, ㅤ что ㅤ на ㅤ каждого ㅤ из ㅤ них ㅤ приходится ㅤ слишком ㅤ мало ㅤ подчиненных ㅤ и ㅤ необходимо ㅤ оптимизировать ㅤ это ㅤ направление.
Одним ㅤ из ㅤ направлений ㅤ можно ㅤ отметить ㅤ улучшение ㅤ стимулирования ㅤ труда ㅤ работников: ㅤ выдача ㅤ грамот, ㅤ материальное ㅤ поощрение, ㅤ за ㅤ высокое ㅤ качество ㅤ продукции, ㅤ перевыполнение ㅤ плана, ㅤ что ㅤ увеличит ㅤ производительность ㅤ труда. ㅤ
ㅤ И ㅤ построение ㅤ функционирования ㅤ организации, ㅤ в ㅤ которой ㅤ переплетаются ㅤ административные ㅤ и ㅤ экономические ㅤ методы ㅤ управления, ㅤ позволяющие ㅤ получить ㅤ наибольшую ㅤ прибыль ㅤ благодаря ㅤ эффективной ㅤ работе ㅤ управления ㅤ и ㅤ всех ㅤ его ㅤ структурных ㅤ подразделений. ㅤ
Для ㅤ совершенствования ㅤ структуры ㅤ ОАО ㅤ “Даниенс” ㅤ предлагаем ㅤ следующие ㅤ проектные ㅤ мероприятия: ㅤ убрать ㅤ руководящие ㅤ должности ㅤ начальника ㅤ вспомогательного ㅤ цеха ㅤ и ㅤ заведующего ㅤ хозяйственного ㅤ цеха ㅤ и ㅤ образовать ㅤ заведующего ㅤ по ㅤ хозяйственной ㅤ части, ㅤ руководить ㅤ которым ㅤ будет ㅤ бывший ㅤ заведующий ㅤ хозяйственной ㅤ частью, ㅤ а ㅤ другая ㅤ должность ㅤ подлежит ㅤ сокращению, ㅤ но ㅤ подотчетен ㅤ он ㅤ будет ㅤ не ㅤ генеральному ㅤ директору, ㅤ а ㅤ главному ㅤ инженеру ㅤ и ㅤ назначить ㅤ ему ㅤ зарплату ㅤ соразмерно ㅤ главного ㅤ механика, ㅤ как ㅤ второй ㅤ ступени ㅤ управления.
Таким ㅤ образом, ㅤ объединяя ㅤ два ㅤ отдела ㅤ в ㅤ один, ㅤ сократим ㅤ численность ㅤ работников ㅤ на ㅤ 6 ㅤ человек, ㅤ следовательно, ㅤ сократиться ㅤ норма ㅤ управляемости ㅤ генерального ㅤ директора ㅤ и ㅤ расходы ㅤ на ㅤ содержание ㅤ аппарата ㅤ управления, ㅤ что ㅤ приведет ㅤ значение ㅤ нормы ㅤ управляемости ㅤ к ㅤ норме.
Заместителя ㅤ директора ㅤ по ㅤ коммерции ㅤ и ㅤ начальника ㅤ планового ㅤ отдела ㅤ сократим ㅤ и ㅤ образуем ㅤ на ㅤ их ㅤ базе ㅤ новый ㅤ отдел ㅤ – ㅤ отдел ㅤ маркетинга ㅤ и ㅤ соответственно ㅤ его ㅤ начальника ㅤ – ㅤ заместителя ㅤ генерального ㅤ директора ㅤ по ㅤ маркетингу. ㅤ Он ㅤ будет ㅤ обеспечивать ㅤ условия ㅤ для ㅤ разработки ㅤ и ㅤ продвижения ㅤ товара(услуг) ㅤ на ㅤ рынок, ㅤ организовать ㅤ контроль ㅤ снабжения ㅤ предприятия ㅤ ГСМ ㅤ и ㅤ запасными ㅤ частями. ㅤ Он ㅤ будет ㅤ выполнять ㅤ и ㅤ функции ㅤ маркетолога, ㅤ то ㅤ есть ㅤ проводить ㅤ опросы, ㅤ заниматься ㅤ анализом ㅤ полученных ㅤ данных ㅤ о ㅤ необходимости ㅤ выполнения ㅤ тех ㅤ или ㅤ иных ㅤ услуг ㅤ и ㅤ потребности ㅤ в ㅤ ней ㅤ заказчиков, ㅤ рассматривать ㅤ изменения, ㅤ которые ㅤ следует ㅤ провезти ㅤ в ㅤ предоставлении ㅤ услуг, ㅤ а ㅤ так ㅤ же ㅤ проводить ㅤ маркетинговые ㅤ исследования ㅤ в ㅤ области ㅤ рынка ㅤ сбыта ㅤ продукции ㅤ данного ㅤ предприятия ㅤ и ㅤ проводить ㅤ рекламу ㅤ деятельности. ㅤ Заместитель ㅤ директора ㅤ по ㅤ маркетингу ㅤ будит ㅤ руководить ㅤ инженером ㅤ с ㅤ обязанностями ㅤ заведующего ㅤ складом ㅤ материальных ㅤ ценностей, ㅤ который ㅤ уже ㅤ непосредственно ㅤ занимается ㅤ снабжение ㅤ ГСМ ㅤ и ㅤ запасных ㅤ частей, ㅤ заключается ㅤ договора ㅤ на ㅤ его ㅤ подготовку ㅤ так ㅤ же ㅤ заведующий ㅤ плановым ㅤ отделом, ㅤ который ㅤ будет ㅤ выполнять ㅤ функции ㅤ начальника ㅤ планового ㅤ отдела. ㅤ