Файл: Исключительные (имущественные) права на товарный знак ПАО «Мобильные ТелеСистемы».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 365

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Задание на оценку

2. Применяемые стандарты оценочной деятельности

3. Допущения, использованные оценщиком при проведении оценки

4. Сведения о заказчике оценки и об оценщике

5. Основные факты и выводы

6. Описание объекта оценки

7. Анализ рынка объекта оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на его стоимость

7.1. Краткий анализ экономической ситуации в России за 2018 г.

7.2. Анализ сегмента рынка, к которому принадлежит оцениваемый объект .

7.2.1. Анализ создания и предоставления правовой охраны аналогичным объектам интеллектуальной собственности.

7.2.2. Анализ текущего состояния, перспектив и тенденций развития отрасли, к которой относится объект оценки.

7.2.3. Анализ положения ПАО «МТС на рынке телекоммуникационных услуг

7.2.4. Анализ сделок с объектом оценки

7.3. Анализ основных факторов, влияющих на спрос, предложение и цены сопоставимых с объектом оценки объектов

8. Описание процесса оценки объекта оценки

8.1 Оценка стоимости объекта интеллектуальной собственности доходным подходом

8.1.1. Оценка стоимости объекта интеллектуальной собственности (на основе доходов Заказчика, обеспеченных использованием объекта оценки)

8.1.2. Оценка стоимости объекта интеллектуальной собственности (на основе доходов Заказчика по лицензионным соглашениям)

8.2 Оценка стоимости объекта интеллектуальной собственности затратным подходом

8.3. Оценка стоимости объекта интеллектуальной собственности сравнительным подходом

9. Описание процедуры согласования результатов оценки и выводы, полученные на основании проведенных расчетов по различным подходам

Список литературы

ПРИЛОЖЕНИЯ

б) период, в течение которого объект оценки способен приносить экономические выгоды, как правило, ограничивается сроком действия правовой охраны или сроком действия лицензионного договора;

в) ставка дисконтирования рассчитывается одним из следующих методов:

  • на основе анализа рыночных показателей, отражающих доходность аналогичных объекту оценки объектов;
  • на основе средневзвешенной стоимости капитала организации (бизнеса), использующей объект оценки;
  • кумулятивным способом, основанным на определении безрисковой ставки использования денежных средств, ожидаемого уровня инфляции и размера премиальной надбавки за риски, связанные с инвестицией в объект оценки.

Доходный подход наиболее точно отражает суть самого объекта интеллектуальной собственности, ориентированного на создание новых или улучшение старых возможностей по продуктивности, которую часто можно выразить в денежном эквиваленте. Его алгоритм мало отличается от алгоритмов доходных методов оценки другого имущества, хотя имеет свою специфику. При доходном подходе принято выделять метод избыточных прибылей, метод дисконтирования денежных потоков и метод освобождения от роялти.

В частности, метод избыточных прибылей предполагает, что стоимость товарного знака представляет собой разницу между стоимостью активов компании и рыночной стоимостью самой компании (например, стоимостью акций компании). Метод также используется при определении стоимости деловой репутации компании ("гудвилл"). При оценке рыночной стоимости товарного знака этим методом оценщику необходимо выделить из полученного результата стоимость "гудвилла", что обычно вызывает определенные трудности.

Метод дисконтирования денежных потоков основывается на дисконтировании чистого операционного дохода, полученного от эксплуатации товарного знака за выбранный промежуток времени (обычно для товарных знаков выбирается длительный промежуток времени от 5 до 10 лет). При определении ставки дисконта необходимо учитывать риски систематические и несистематические.

Метод освобождения от роялти предполагает, что товарный знак предоставляется на лицензионной основе третьей стороне. Дополнительная прибыль, получаемая благодаря известности товарного знака, применяется к среднегодовому объему оказанных услуг, и полученная в результате прибыль капитализируется. При применении данного метода важную роль играет правильное определение ставки роялти и ставки дисконта. В общем случае ставка роялти зависит от многих обстоятельств: готовности ОИС к внедрению, предполагаемых объемов продаж, сроков действия, области науки и техники, объема передаваемых прав, мировой новизны изобретения, доли покрытия патентом прибыли от внедрения, количества уже выданных лицензий, умения вести переговоры и др. Ставка роялти может колебаться от долей процента до нескольких десятков процентов. Роялти может быть постоянной и переменной, может быть фиксированной.


Аналитический расчет роялти проводится либо на основе "справедливого" раздела избыточной прибыли, либо по эмпирическим экспертным формулам.

Сравнительный подход к оценке товарных знаков основан на принципе замещения, суть которого в том, что рациональный инвестор (покупатель) не заплатит за конкретный товарный знак сумму, большую, чем та, в которую обойдется приобретение на рынке сходного товарного знака, обладающего такой же полезностью. То есть цены, заплаченные на рынке за аналогичные или сопоставимые товарные знаки, должны отражать стоимость оцениваемого товарного знака.

Использование сравнительного подхода осуществляется при наличии достоверной и доступной информации о ценах аналогичных товарных знаков и действительных условиях сделок с ними. При этом может использоваться информация о ценах сделок товарных знаков, а также цен предложений и спроса.

Расчет рыночной стоимости товарного знака с использованием сравнительного подхода осуществляется путем корректировки цен аналогов, сглаживающей их отличие от оцениваемого товарного знака.

В рамках сравнительного подхода к оценке товарных знаков рассматриваются следующие методы:

1) метод прямого анализа сравнения продаж;

2) метод качественного анализа для корректировки данных (метод рейтинга/ранжирования);

3) метод параметрической оценки;

4) методы Бегунка.

Для определения рыночной стоимости объекта оценки применяется метод прямого анализа сравнения продаж.

Затратный подход – совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении затрат, необходимых для приобретения, воспроизводства либо замещения объекта оценки с учетом износа и устареваний.

Затратный подход к оценке товарных знаков основан на предположении о том, что разумный инвестор не заплатит за оцениваемый товарный знак цену, большую, чем та, в которую обойдется создание нового товарного знака: идентичного (точной копии) или сходного с оцениваемым. Использование затратного подхода осуществляется при наличии возможности восстановления либо замещения оцениваемого товарного знака.

Затратный подход показывает стоимость оцениваемого товарного знака с позиций прошлых или настоящих затрат на его воссоздание или приобретение альтернативного (замещающего) аналогичного по назначению и выполняемым функциям товарного знака.

Основные методы затратного подхода к оценке товарных знаков:

1) метод индексации затрат — заключается в индексации фактически понесенных правообладателем в прошлом затрат на создание оцениваемого товарного знака к дате оценки;


2) метод стоимости создания — заключается в калькулировании в ценах и тарифах, действующих на дату оценки, всех ресурсов (элементов затрат), необходимых для создания аналогичного товарного знака.

Затратный подход преимущественно применяется в тех случаях, когда существует достоверная информация, позволяющая определить затраты на приобретение, воспроизводство либо замещение объекта оценки.

При применении затратного подхода оценщик учитывает следующие положения:[11]

а) затратный подход к оценке объекта оценки целесообразно применять:

  • при оценке стоимости объектов оценки, созданных самими правообладателями;
  • при недостаточности данных, необходимых для применения сравнительного и доходного подходов;

б) стоимость объекта оценки определяется затратным подходом, когда существует возможность его воссоздания путем определения затрат на его воспроизводство или замещение;

в) входные переменные, которые учитываются при применении затратного подхода к оценке нематериальных активов, включают:

  • затраты на разработку или приобретение идентичного объекта или объекта с аналогичными полезными свойствами;
  • любые корректировки затрат на разработку или приобретение, необходимые для отражения специфических характеристик объекта оценки, в том числе его функционального и экономического устареваний;
  • экономическая выгода разработчика объекта оценки;

г) затраты на разработку объекта оценки могут включать расходы по оплате труда и иные виды вознаграждения, оплату материалов, накладных расходов, а также юридические издержки по правовой охране, налоги, предпринимательскую прибыль в период разработки объекта оценки;

д) в случае использования исторических (первоначальных) затрат на создание объекта оценки необходимо будет привести их к текущей дате с помощью наиболее подходящего индекса;

е) при определении затрат на воспроизводство объекта оценки оценщик определяет стоимость воссоздания новой точной копии объекта оценки. Затраты в этом случае определяются исходя из действующих на дату оценки цен на услуги с использованием знаний, опыта и навыков авторов-разработчиков (при наличии) объекта оценки;

ж) при определении затрат на создание объекта, имеющего аналогичные полезные свойства, оценщик определяет стоимость создания объекта оценки той же полезности, являющегося аналогом объекта оценки по функциональному назначению и вариантам использования. В этом случае затраты должны быть определены на основе действующих на дату оценки цен на сырье, товары, услуги, энергоносители и стоимости рабочей силы в том регионе и (или) в той отрасли экономики, в которых создаются объекты, аналогичные объекту оценки.


Основные методы затратного подхода в оценке НМА и ИС:[12]

  • метод индексации затрат;
  • метод стоимости создания;
  • аналоговый метод и метод удельных затрат.

Для оценки стоимости товарных знаков примени только один из этих методов – метод стоимости создания.

8.1 Оценка стоимости объекта интеллектуальной собственности доходным подходом

Оцениваемый товарный знак используется ПАО «МТС» как в собственной деятельности, так и на условиях неисключительных лицензионных договоров. На дату оценки в отношении товарного знака ПАО «МТС» (свидетельство на товарный знак № 485227 от 26.04.2012) заключен 1 неисключительный лицензионный договор (таблица 15). Оба варианта использования товарного знака обеспечивают ПАО «МТС» доходы, которые необходимо учесть в процессе оценки стоимости объекта оценки.

8.1.1. Оценка стоимости объекта интеллектуальной собственности (на основе доходов Заказчика, обеспеченных использованием объекта оценки)

Для расчета рыночной стоимости объекта оценки применяется метод освобождения от роялти. Метод освобождения от роялти совмещает в себе особенности и рыночного, и доходного методов. В соответствии с методом освобождения от роялти справедливая стоимость нематериального актива – это актуальная дисконтированная стоимость потенциальных лицензионных выплат, производимых в период экономического срока службы патента. Эту стоимость выплатила бы организация, не имей она соответствующий НМА (освобождение от роялти). В процессе работы по этому методу производится ряд действий:

  • Определить нематериальный актив, подлежащий оценке
  • Выявить срок полезного действия нематериального актива, чтобы сформировать прогнозный период. Это стоит делать, так как юридический и экономический срок службы полезного использования нематериального актива могут друг другу не соответствовать. Период может быть ограниченным и неограниченным во времени.
  • Сделать прогноз возможного объема продаж на время полезного использования актива
  • Сформулировать ставки роялти, которые выявляются при исследовании рыночной ситуации, касающейся сопоставимых рыночных сделок. Если такие сведения не найти, помогут материалы с базами данных о ставках роялти на схожие активы. Эти материалы доступны в интернет-изданиях
  • Рассчитать суммы роялти с помощью формулы «ставка роялти х планируемый объем продаж»
  • Установить ставки дисконтирования
  • Подвести потенциальные денежные потоки к актуальной цене, применив подходящую ставку дисконтирования.

Анализ и прогноз объема продаж

Прогноз выручки составляется с учетом эффективного распространения товарного знака на рынке, что приведет к росту всей прибыли компании.

На сайте ПАО «МТС» представлены данные по выручке за 1 полугодие 2015 года. Анализ темпов прироста выручки в ретроспективном периоде приведен в таблице 19.

Таблица 19

Год

2014

2015

2016

2017

1 полугодие 2017

1 полугодие 2018

Выручка, млн руб.

309 160

315 595

316 325

323 793

211 521

222 271

Темпы прироста выручки, % к предыдущему году

0,021

0,002

0,024

Средние темпы прироста

выручки, %

0,016

Темпы прироста выручки, % к 1 полугодию прошлого года

0,021

0,002

-0,002

0,051

Средние темпы прироста

выручки, %

0,018

Выручка в рублях по результатам 2018 года, скорее всего, превзойдет уровень, который наблюдался в 2017 году. Поскольку ПАО «МТС» продолжает развивать продвигать свою основную услугу — связь, но смещает фокус внимания на новые продуктовые направления роста — например, такие как финансовые сервисы, в прогнозном периоде планируется прирост выручки компании. При этом предполагается, что прирост выручки обеспечен эффективным использованием товарного знака компании. ПАО «МТС» является правообладателем 14 товарных знаков (см. Приложение 1). Т.к. компания давно и успешно существует на рынке, то все ее товарные знаки широко известны. Потому делаем допущение, что все 14 товарных знаков вносят одинаковый вклад в прирост выручки.

Ставка роялти

Размер роялти определяется эмпирически на базе стандартных среднестатистических значений в размере 4,2%[13] . Прогнозируемые выплаты роялти корректируются с учетом выплат налога на прибыль. Ставка налога на прибыль составляет 20%.

Срок полезного использования

Юридический срок жизни товарного знака – 10 лет, но с учетом возможного продления прав, его можно принять как бессрочный.

Срок службы товарного знака предполагает его использование в долгосрочном периоде. В краткосрочном периоде не ожидается техническое, технологическое или коммерческое устаревание объекта интеллектуальной собственности. При этом для подержания стоимости товарного знака необходимо проведение рекламных компаний. На основе данных, представленных в таблице 26, затраты на рекламную компанию на 01.01.2018 составляют 6 993 млн. руб. в год. ПАО «МТС» является правообладателем 14 товарных знаков (см. Приложение 1). Оценщиком сделано допущение, что расходы на рекламу одного товарного знака составляют 1/14 расходов на рекламу по компании в целом. Темп инфляции в 2018 году составил 4,3%[14], прогнозные темпы инфляции устанавливаются для 2019 года в размере 4,3%, для 2020 года – 3,8%, 2021 года – 4,0%, 2022 – 4,0%.[15]