Файл: Исключительные (имущественные) права на товарный знак ПАО «Мобильные ТелеСистемы».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 369

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Задание на оценку

2. Применяемые стандарты оценочной деятельности

3. Допущения, использованные оценщиком при проведении оценки

4. Сведения о заказчике оценки и об оценщике

5. Основные факты и выводы

6. Описание объекта оценки

7. Анализ рынка объекта оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на его стоимость

7.1. Краткий анализ экономической ситуации в России за 2018 г.

7.2. Анализ сегмента рынка, к которому принадлежит оцениваемый объект .

7.2.1. Анализ создания и предоставления правовой охраны аналогичным объектам интеллектуальной собственности.

7.2.2. Анализ текущего состояния, перспектив и тенденций развития отрасли, к которой относится объект оценки.

7.2.3. Анализ положения ПАО «МТС на рынке телекоммуникационных услуг

7.2.4. Анализ сделок с объектом оценки

7.3. Анализ основных факторов, влияющих на спрос, предложение и цены сопоставимых с объектом оценки объектов

8. Описание процесса оценки объекта оценки

8.1 Оценка стоимости объекта интеллектуальной собственности доходным подходом

8.1.1. Оценка стоимости объекта интеллектуальной собственности (на основе доходов Заказчика, обеспеченных использованием объекта оценки)

8.1.2. Оценка стоимости объекта интеллектуальной собственности (на основе доходов Заказчика по лицензионным соглашениям)

8.2 Оценка стоимости объекта интеллектуальной собственности затратным подходом

8.3. Оценка стоимости объекта интеллектуальной собственности сравнительным подходом

9. Описание процедуры согласования результатов оценки и выводы, полученные на основании проведенных расчетов по различным подходам

Список литературы

ПРИЛОЖЕНИЯ

Дата истечения срока действия регистрации: 26.04.2022 г.

Таким образом, длительность прогнозного периода определяется с даты оценки до 26.04.2022 г. – 2 месяца 2018 года, 2019 год, 2020 год, 2021 год и 4 месяца и 26 дней 2022 года – 3 года, 6 месяцев и 26 дней.

По истечении 26.04.2022 права на товарный знак с большой степенью вероятности будут продлены. Это объясняется достаточно высокой доходностью отрасли и тем, что для поддержания силы товарного знака компании - владельцу будет выгодно дальнейшее использование обозначения, зарекомендовавшего себя на Российском рынке. Таким образом, объект оценки будет существовать и приносить доход своему владельцу и по истечении прогнозного период, поэтому в отчете приводится расчет стоимости товарного знака в постпрогнозном периоде.

Ставка дисконта

Ставка дисконтирования – "это процентная ставка, используемая для пересчета будущих потоков доходов в единую величину текущей стоимости".

Она отражает, по своей экономической сути, риски, связанные с инвестированием денег в тот или иной ОИС (либо НМА) и, следовательно, норму доходности инвестора при данном уровне риска.

При расчете ставки дисконтирования необходимо учитывать:

  • безрисковую ставку отдачи на капитал, как ставку отдачи при наименее рискованном вложении капитала;
  • величину премии за риск, связанную с инвестированием капитала в оцениваемый ОИС.

Метод кумулятивного построения ставки дисконтирования – является наиболее популярным методом расчета на текущем этапе развития оценочной деятельности в РФ.

Суть метода кумулятивного построения – в простом суммировании рисков, определенных, зачастую, экспертным путем.

В качестве безрисковой ставки принимается среднесрочная ставка ГКО-ОФЗ на 01.11.2018 – 8,7%[16] .

Таблица 20

Факторы риска для оценки стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности не связанных с конкретным предприятием

Элементы риска

Ответы

(да, нет, не знаю)

Значе-ние

Риск, связанный с возможностью нарушения прав на ОИС

Права на ОИС охраняются патентом/свидетельством на территории страны

да

0

Права на ОИС охраняются патентом/свидетельством на международном уровне

нет

5

Информация об ОИС охраняется в режиме коммерческой тайны

нет

5

Имеются доказательства о собственности на ОИС

да

0

Сложность воспроизведения ОИС при наличии неполного комплекта документации (либо вовсе при отсутствии таковой)

нет

5

Отсутствие возможности использования ОИС в производственном процессе без значительных инвестиций

не знаю

2,5

Отсутствие аналогичных разработок в конкурирующих структурах

нет

5

Сумма значений:

22,5

Количество составляющих факторов:

7

Итоговое значение элемента риска:

3,21

Риск, связанный с предсказуемостью доходов от использования ОИС

ОИС имеет один или несколько близких прототипов

да

5

Аналогичный ОИС уже используется для производства продукции пользующейся спросом на рынке

да

5

Предполагаемый к производству товар будет пользоваться постоянным спросом (не зависит от моды и сезонности)

да

0

Существует реальная возможность оценить объем спроса (долю и емкость рынка)

да

0

Умеренная (либо низкая) конкуренция в отрасли (один или несколько конкурентов)

да

0

Сумма значений:

10

Количество составляющих факторов:

5

Итоговое значение элемента риска:

2

Риск, связанный с более ранней стадией разработки ОИС, с недостаточной проработанностью инвестиционного проекта

ОИС находится на стадии конструкторской разработки или выше

нет

0

ОИС находится на стадии опытного образца или выше

нет

0

ОИС находится на стадии освоения в производстве

да

0

Нет необходимости в значительных дополнительных ресурсах для начала массового производства

нет

5

Инвестиционный проект проработан со значительным «запасом прочности»

не знаю

2,5

Сумма значений:

7,5

Количество составляющих факторов:

5

Итоговое значение элемента риска:

1,5

Риск, связанный с низкой ликвидностью ОИС

ОИС не является пионерским изобретением

да

5

На территории страны имеются предприятия, производящие аналогичную продукцию и заинтересованные в оцениваемом ОИС

да

5

На международном уровне имеются предприятия, производящие аналогичную продукцию и заинтересованные в оцениваемом ОИС

нет

0

ОИС находится на стадии освоения в производстве

да

0

ОИС охраняется патентом/свидетельством

да

0

Существует готовый инвестиционный проект, а так же есть инвестор (один или несколько) с которым заключена предварительная договоренность

да

0

Сумма значений:

10

Количество составляющих факторов:

6

Итоговое значение элемента риска:

1,67

Риск, связанный с конкурентоспособностью ОИС

ОИС соответствует мировому уровню в данной области

да

0

Высокая степень патентно-правовой защищенности (например, защищены все основные узлы и ТЗ)

да

0

Выпускаемая продукция с использованием ОИС новая и не имеет аналогов

нет

5

Рынок сбыта продукции с использованием ОИС не является узкоспециализированным и ограниченным

нет

5

Выход конкурентов на рынок с аналогичной продукцией с использованием ОИС затруднён

да

0

Сумма значений:

10

Количество составляющих факторов:

5

Итоговое значение элемента риска:

2

Безрисковая ставка:

8,7

Итого ставка дисконтирования (сумма всех итоговых значений элементов риска и безрисковой ставки):

19,08


Чем выше вероятность того, что товарный знак обеспечит прогнозируемый уровень дохода, тем ниже риск.

Расчет стоимости можно производить с использованием таблицы (таблица 21).

Выручка, затраты на рекламу в первом прогнозном периоде прогнозируются на оставшиеся 2 месяца 2018 года – ноябрь, декабрь – с даты оценки до окончания календарного года. Дисконтирование чистого дохода от объекта оценки производится с учетом длительности первого прогнозного периода. Длительность последнего прогнозного периода – с начала 2022 года по 26.04.2022 – 4 месяца и 26 дней. Соответственно, прогнозирование выручки от использования товарного знака, затрат на рекламу и маркетинг, дисконтирование чистого дохода производится с учетом дробной величины этого периода.

Таким образом, рыночная стоимость объекта оценки на 01.11.2018 г. по результатам использования доходного подхода на основе анализа доходов Заказчика от использования объекта оценки в его деятельности составляет 127,45 млн. руб.

8.1.2. Оценка стоимости объекта интеллектуальной собственности (на основе доходов Заказчика по лицензионным соглашениям)

На дату оценки в отношении товарного знака ПАО «МТС» (свидетельство на товарный знак № 485227 от 26.04.2012) заключен 1 неисключительный лицензионный договор, условия которые, в свою очередь, устанавливают возможность заключения сублицензионного договора ( договора коммерческой субконцессии).[17]. Договор заключен сроком на 5 лет.

Таблица 22

Действующйе на дату оценки лицензионный договор

Лицензиат

Юридический адрес лицензиата

Дата государственной регистрации договора

Срок действия договора

Дата окончания действия договора

Общество с ограниченной ответственностью "МТС-Нижегороднефтеоргсинтез"

Москва, пр-кт Андропова, д. 18, корп. 1

03.12.2018

4 года 4 месяца 23 дня

26.04.2022

Стоимость прав ПАО «МТС» на оцениваемый товарный знак, переданный по лицензионному договору, определяется методом дисконтированных денежных потоков. Доходы спрогнозированы в соответствии с данными, предоставленными заказчиком. Расходы лицензиара (владельца товарного знака) в связи с реализацией требований лицензионных договоров, отсутствуют.


Расчет текущей стоимости доходов, получаемых лицензиаром по лицензионным соглашениям представлен в таблице 24.

Таким образом, рыночная стоимость объекта оценки на 01.11.2018 г. по результатам использования доходного подхода на основе анализа доходов, получаемых лицензиаром по лицензионным соглашениям, составляет 167,12 млн. руб.

.

Таблица 23

Расчет стоимости объекта оценки методом освобождения от роялти на основе доходов,

который лицензиар получает от использования ОИС в собственной деятельности

Дата оценки 01.11.2018

Показатели

Конец 2018 года

2019

2020

2021

2022

Постпрогнозный период

Определение чистого дохода от объекта оценки

Темпы прироста выручки, %

1,80

1,80

1,80

1,8

1,8

2

Выручка, млн. руб.

75 423,96

452 543,76

460 689,54

468 981,96

193 621,81

3

Прирост выручки (к уровню предыдущего года), млн. руб.

-

8 001,76

8 145,79

8 292,41

3 423,57

Прирост выручки (к уровню предыдущего года) на 1 ТЗ, млн. руб.

-

571,55

581,84

592,32

244,54

5

Ставка роялти, %

4,20%

4,20%

4,20%

4,20%

4,20%

6

Ожидаемые выплаты по роялти, млн. руб.

-

24,01

24,44

24,88

10,27

7

Ставка налога на прибыль, %

20,00%

20,00%

20,00%

20,00%

20,00%

8

Ожидаемые выплаты по роялти после выплаты налогов, млн. руб.

-

19,20

19,55

19,90

8,22

Прогнозные темпы инфляции, %

4,3

4,3

3,8

4

4

10

Затраты на рекламу с учетом годовых темпов инфляции на 1 ТЗ, млн. руб.

0,09

0,54

0,56

0,58

0,24

11

Чистый доход от объекта оценки, млн. руб.

- 0,09

18,67

18,99

19,32

7,98

19,67

Расчет стоимости методом дисконтированных денежных потоков

12

Ставка дисконта, %

22,17%

22,17%

22,17%

22,17%

13

Фактор текущей стоимости (1/(1+r) j)

0,971

0,816

0,685

0,575

0,539

14

Текущая стоимость прибыли от выплат по роялти, млн. руб.

- 0,08

15,23

13,01

33,59

4,30

15

Стоимость в постпрогнозном периоде, млн. руб.

113,84

16

Стоимость в постпрогнозном периоде, приведенная к дате оценки, млн. руб.

61,40

17

Сумма текущих стоимостей , млн. руб.

127,45


Таблица 24

Расчет текущей стоимости доходов, получаемых лицензиаром по лицензионным соглашениям

Дата оценки 01.11.2018

 

Показатели

Конец 2018 года

2019

2020

2021

26.04.2022

2

3

4

5

6

7

 1.1

Продолжительность соответствующего периода

2 месяца

1 год

1 год

1 год

4 месяца и 26 дней

 1.2

Доходы ПАО «МТС» по лицензионному соглашению, тыс. руб. в месяц*

1200

1280

1345

1430

1490

 1.3

Доходы ПАО «МТС» по лицензионному соглашению, тыс. руб. за период

2400

15360

16140

17160

7 251

 1.4

Ставка дисконтирования, %

19,08%

19,08%

19,08%

19,08%

19,08%

 1.5

Текущая стоимость доходов по лицензионному соглашению, тыс. руб.

2 331,16

12 528,89

11 055,70

9 871,00

3 886,02

3

Сумма текущих стоимостей доходов по лицензионному соглашению, тыс. руб.

39 672,76

4

Сумма текущих стоимостей доходов по лицензионному соглашению, млн.руб.

39,67

* - по данным Заказчика.

Таким образом, рыночная стоимость объекта оценки на 01.11.2018 г. по результатам использования доходного подхода, составляет (127,45+ 39,67) = 167,12 млн. руб.

8.2 Оценка стоимости объекта интеллектуальной собственности затратным подходом

Затратный подход предполагает определение стоимости ОИС на основе калькуляции затрат, необходимых для создания или приобретения, охраны, производства и реализации объекта интеллектуальной собственности на момент оценки.

Для расчета стоимости товарного знака необходимо все затраты необходимо привести к текущей стоимости по формуле:


Vтз = ((Здi + Зпi + Змi + Зрi)*(1+)* Киi)*Кв*М*Кэсв, ( )

где Vтз – стоимость товарного знака;

Здi – затраты на дизайн в i-ом году;

Зпi – затраты на правовую охрану в i-ом году;

Змi – затраты на маркетинг в i-ом году;

Зрi – затраты на рекламу в i-ом году;

р – рентабельность, %;

Киi - коэффициент индексации в i-ом году;

М – коэффициент масштабности использования товарного знака;

Кэсв – коэффициент эстетического восприятия;

Кв –коэффициент времени использования товарного знака;

Затраты на дизайн при создании нового товарного знака.

Оценщиком была собрана информация о затратах на создание нового товарного знака, аналогичного объекту оценки.

Таблица 25

Наименование услуг

Стоимость услуг по созданию товарного знака, руб.

http://www.vf24.ru/logotip-and-tovarniy-znak.html

https://mahagon-design.ru/razrabotka-i-sozdanie-tovarnogo-znaka/

https://intels.ru/uslugi/razrabotka-tovarnogo-znaka/

Разработка товарного знака

15000

13900

25000

Средняя стоимость услуг

17967

Затраты на дизайн товарного знака на 01.11.2018. составят 17,967 тыс. руб.

Затраты на рекламу и маркетинг

ПАО «МТС» является правообладателем 14 товарных знаков (см. Приложение 1). Оценщиком сделано допущение, что расходы на рекламу одного товарного знака составляют 1/14 расходов на рекламу по компании в целом.

Т.к. дата оценки 01.11.2018 года, то необходимо учесть затраты на рекламу и маркетинг оцениваемого товарного знака за 10 месяцев 2018 года.

Таблица 26

ПАО «МТС»

2014

2015

2016

2017

01.10.2018

Затраты на рекламу в целом по компании, млн. руб.

7,2

6,7

7,7

6,9

5,92

Индекс потребительских цен, %

111,4

112,9

105,4

102,5

102,9 

Темпы инфляции, %

11,4

12,9

5,4

2,5

2,9

Коэффициент индексации ( затраты известны на конец года)

1,13

1,11

1,05

1,03

1,00

Приведенная к дате оценки величина затрат на рекламу и маркетинг, млн. руб.

8,11

7,45

8,12

7,10

5,92

Приведенная к дате оценки величина затрат на рекламу и маркетинг на 1 ТЗ, млн. руб.

0,58

0,53

0,58

0,51

0,42

Сумма приведенных к дате оценки затрат на рекламу и маркетинг, млн. руб.

2,62