Файл: Дидактическая игра как метод обучения (Характеристика и особенности обучения детей).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 144

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сопоставив данные констатирующей и контрольной частей эксперимента при обследовании детей контрольной группы, мы выявили следующее:

1. Уровень развития образно-логического мышления улучшился только у троих детей. Дети все так же затрудняются в объяснении, почему предмет лишний, не используют обобщающие слова.

2. Развитие мыслительной операции сравнение осталась на том же уровне. Но дети стали больше перечислять черты различия.

3. Немного улучшились результаты по умению понимать связь событий и строить последовательные умозаключения. Дети быстрее стали находить последовательность в картинках, но в основном при помощи взрослого.

4. При развитии способности комбинирования большой скачок в развитии произошел у Ирины Кадыковой, с низкого уровня на высокий. У остальных детей заметных улучшений не произошло.

Данные изменения представлены нами в таблице № 3:

Динамика умственного развития детей старшего дошкольного возраста

Уровни

Контрольная группа

Образно-логическое мышление

Сравнение

Связь событий и умозаключений

Комбинирование

Д

П

Д

П

Д

П

Д

П

Низкий

80%

60%

10%

10%

20%

20%

70%

60%

Средний

20%

30%

60%

60%

60%

50%

10%

10%

Высокий

0%

10%

30%

30%

20%

30%

20%

30%

Итого

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

Примечание: Д – до обучения; П – после обучения.

Полученные в ходе контрольного исследования данные по умственному развитию детей контрольной и экспериментальной групп дают возможность сделать вывод:

1. В экспериментальной группе произошел рост по всем мыслительным операциям, в контрольной группе заметные улучшения произошли только в развитии образно-логического мышления.

2. Дети экспериментальной группы при сравнении используют родовые понятия уверенно, без наводящих вопросов взрослого, больше перечисляют черт сходства и различия. Дети же контрольной группы редко называли родовые понятия, в основном только при наводящем вопросе взрослого, ответы детей неуверенные.


3. В отличие от детей контрольной группы, дети экспериментальной группы самостоятельно и правильно находили последовательность в картинках, рассказы были связными, дети удерживали в поле зрения все картинки.

4. Если при сложении квадрата из частей дети контрольной группы использовали метод проб, то дети экспериментальной группы собирали квадрат по определенной схеме, начиная с больших частей и прикладывая длинную сторону треугольника к стороне квадрата. Это позволило детям улучшить свои результаты. Сравнительный анализ представлен нами в таблице № 4:

Динамика умственного развития детей старшего дошкольного возраста

Уровни

Низкий

Средний

Высокий

Итого

в %

Экспериментальная группа

Образно-логическое мышление

Д

60%

20%

20%

100%

П

20%

50%

30%

100%

Сравнение

Д

10%

70%

20%

100%

П

0%

30%

70%

100%

Связь событий и умозаключений

Д

40%

50%

10%

100%

П

20%

30%

50%

100%

Комбинирование

Д

40%

50%

10%

100%

П

10%

50%

40%

100%

Контрольная группа

Образно-логическое мышление

Д

80%

20%

0%

100%

П

60%

30%

10%

100%

Сравнение

Д

10%

60%

30%

100%

П

10%

60%

30%

100%

Связь событий и умозаключений

Д

20%

60%

20%

100%

П

20%

50%

30%

100%

Комбинирование

Д

70%

10%

20%

100%

П

60%

10%

30%

100%

Примечание: Д – до обучения; П – после обучения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив основы воспитания и развития дошкольников в психолого-педагогических исследованиях таких ученых, как Ф.Фребель, М. Монтессори, А.П. Усовой, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, Н.Н.Поддьякова, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна и др., мы выявили, что все они сходятся на том, что дошкольное детство является оптимальным периодом в развитии человека, что возможности развития дошкольника очень высоки: ребенок может успешно познавать не только внешние, наглядные свойства предметов и явлений, но и их внутренние, существенные связи и отношения. Особый акцент этими учеными ставился на развитии у детей дошкольного возраста умственных способностей и мыслительных операций, которые имеют особое значение для подготовки детей к школьному обучению.


Поэтому при выявлении уровня умственного развития детей дошкольного возраста, мы конкретно рассматривали сформированность образно-логического мышления, операции сравнения, способности комбинировать, умения понимать связь событий и строить последовательные умозаключения.

В результате констатирующего эксперимента был выявлен уровень развития данных мыслительных операций у 20 детей. Было определено,

что детям присуще преобладание ответов на уровне простого синтеза, отсутствие обобщающих слов, трудности нахождения черт сходства при сравнении предметов, неумение комбинировать, делать умозаключения и устанавливать причинно-следственные связи.

Для развития мыслительных процессов используются разнообразные методы и приемы, одним из которых является игра. В игровой форме сам процесс мышления протекает быстрее, активнее, так как игра – вид деятельности, присущий этому возрасту.

В связи с этим нами была разработана система дидактических игр,

способствующая умственному воспитанию и развитию дошкольника. Эта система включает в себя поэтапное формирование у детей умственных действий, принципы от простого к сложному, последовательности, системности, повторения. Были использованы игры разного вида, в целом разработано, адаптировано и приведено в систему более 20 игр. Данная система игр была апробирована на детях экспериментальной группы.

На контрольном этапе мы проверили эффективность разработанной нами системы. С этой целью был выявлен уровень развития мыслительных операций у детей контрольной и экспериментальной групп.

Проделанная работа по обучению детей дошкольного возраста дала свои положительные результаты. Улучшение показателей в экспериментальной группе обусловлено предложенным циклом дидактических игр. Стабильная, целенаправленная, систематическая работа в данном направлении позволила повысить уровень сформированности мыслительных операций.

Исследование показало, что работа по развитию мыслительных операций с помощью дидактических игр способствовало повышению умственного развития детей. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза получила свое подтверждение.

Практически значимая проблема, нами исследованная, подчеркивает, что нам, взрослым, желающим подготовить ребенка к школе, прежде всего необходимо обратить самое серьезное внимание на игровую деятельность детей, а именно на дидактические игры. Поэтому целесообразно проводить занятия с детьми на основе дидактических игр, предложенных нами как в дошкольных учреждениях, так и индивидуально в домашних условиях. Если умственному развитию ребенка взрослые уделяют достаточно внимания, то хорошие результаты не заставят себя долго ждать.


ЛИТЕРАТУРА

1. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет – форма – количество./ рус. пер. под ред. В.В. Юртайкина, М., Просвещение, 1984. -64с.

2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Новосибирск. 1994. -143 с.

3. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. М., Просвещение,1992.- 96 с.

4. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. М., 1994. – 231 с.

5. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М., Просвещение, 1991.- 158 с.

6. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. Изд. 2-е, испр. и доп. М.,Просвещение, 1977.- 95 с.

7. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. М., Просвещение, 1988. - 335 с.

8. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления. М., Знание, 1985.-80с.

9. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М., Просвещение,1989. – 70с.

10. Воспитание детей в игре. / Под ред. Даниловой Е.А., Якушина Б.В., М., Учпедгиз, 1958.- 192 с.

11. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., Педагогика, 1991. -356 с.

12. Давайте поиграем. / Под ред. Столяра А.А., М., Просвещение,1991. - 86 с.

13. Диагностика умственного развития дошкольников. / Под ред. Л.А. Венгера, В.В. Холмовской, М., Педагогика, 1978. -248 с.

14. Дошкольное образование. Словарь терминов. / Сост. Виноградова Н.А. и др., М., Айрис –пресс, 2005. -400 с.

15. Дошкольная педагогика. / Под ред. А.В. Земцова, М., ПРИОР, 2002. -380 с.

16. Дошкольная педагогика. / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой, М., Просвещение, 1988. – 362 с.

17. Жикалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике для 1 класса четырехлетней начальной школы. М., Просвещение, 1989. – 47 с.

18. Игра дошкольника./ Под ред. Новоселовой С.Л., М., Просвещение, 1989.- 285 с.

19. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников. / Под ред. Нисканен Л.Г., М., Академия, 2002.- 201 с.

20. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М., Академия, 2001.- 174 с.

21. Крупская Н.К. Дети – наше будущее: Сб. статей и речей о дошкольном воспитании. /Сост. Иоффе Л.Э., Орлова Р.Е., Печерская Ц.Л., Стриевская Н.И. -4-е изд., дораб. – М., Просвещение, 1984.- 272 с.

22. Люблинская А.А. Воспитателю о развитии ребенка. Изд. 2-е, испр. и доп. М., Просвещение, 1972.- 256 с.

23. Макаренко А.С. Сочинения. В 4 т. М., Просвещение, 1952, Т.4 – 520 с.

24. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. М., Просвещение,1982.- 128 с.

25. Мисуна С. Развиваем логическое мышление. // Дошкольное воспитание №8 2005, с.48.

26. Мухина в.С. Детская психология. – 2-е изд. М., Эксмо – пресс, 2000.- 271 с.

27. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. – 3-е изд., М., Гуманит. Изд. центр Владос. 2000. Кн. 2. 608 с.; Кн. 3. 640 с.


28. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. М., Владос, 2001, -256 с.

29. Общая психология. / Под ред. Богословского В.В. и др., М., Просвещение, 1981.-383 с.

30. Педагогический словарь. / Под ред. Воловниковой Г. М., Генсиоровской Л.И. В 2 Т. М Изд-во АПН РСФСР, 1960. Т 1. 774 с.; Т 2. 766 с.

31. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. М., Баласс, 1998. -160 с.

32. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. М., Педагогика, 1977.- 271с.

33. Поддьяков Н., Парамонова Н. Некоторые новые проблемы умственного воспитания. // Дошкольное воспитание, № 2 1985, стр. 52.

34. Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С., М., Мозаика- Синтез, 2005- 205 с.

35. Психология и педагогика игры дошкольника (материалы симпозиума) / Под ред. А.В. Запоржца, А.П. Усовой. М., 1996. -403 с.

36.Ратанова Т. Старший дошкольный возраст: диагностика уровня умственного развития. // Дошкольное воспитание № 8 2006, с. 80.

37. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Санкт-Петербург. Питер, 2000.-705 с.

38. Смирнова Е.О. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности. // Дошкольное воспитание № 4 2002, с. 36.

39. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. М., Просвещение,1987. -80 с.

40. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. М., Просвещение, 1982.- 94 с.

41. Спиваковская А.С. Игра – это серьезно. М., Педагогика, 1981.-144 с.

42. Степанова О.А. Игровая школа мышления. М., ТЦ Сфера, 2003. -128 с.

43. Сумина И. Дидактическая игра в умственном развитии детей. // Дошкольное воспитание. № 10. 1983. с. 22

44. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. В 3 т. М., Просвещение, 1979, Т.1. – 350 с.

45. Тарабарина Т.И., Елкина Н.В. И учеба, и игра: математика. Ярославль: Академия развития: Академия К.: Академия Холдинг, 2001.- 240 с.

46. Тихомирова Л.В., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. Ярославль, Академия развития, 1998. -240 с.

47. Том Вьюжек. Логические игры, тесты, упражнения. Можайск, Эксмо-пресс, 2001.- 295 с.

48. Удальцова Е.И. Дидактические игры для детей дошкольного возраста. М., Государственное учебно-пед. изд-во Министерства просвещения РСФСР, 1958.- 150 с.

49. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. / Под ред. Поддьякова Н.Н., Сохина Ф.А. М., Просвещение, 1988.- 198 с.

50. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М., Владос,1995. – 291 с.

51. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. М., Просвещение, 1976.- 165 с.

52. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М., ТЦ Сфера, 2004.-56 с.