Файл: Дидактическая игра как метод обучения (Характеристика и особенности обучения детей).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 151

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

53. Ушинский К.Д. Сочинения. В 10 т. М., 1947, Т 7.- 435 с., Т 3- 516 с.

54. Федорова Е. Интеллектуальные игры для развития мышления у старших дошкольников. // Дошкольное воспитание №8 1996, с. 19.

55. Фребель Ф. Педагогические сочинения. Т 2 детский сад, М., 1913. - 320 с.

56. Чего на свете не бывает?: занимательные игры для детей от 3 до 6 лет. / Под ред. Дьяченко О.М., Агаевой Е.Л. М., Просвещение, 1991.- 64 с.

57. Шмаков С.А. Игры – шутки, игры – минутки. М., Новая школа, 1993.- 111 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение № 1.

Методика «Что здесь лишнее?» ( учебник Немова Р.С.)

Методика призвана исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка. В методике детям предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции: « На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним».

На решение задачи отводится 3 минуты.

Оценка результатов

10 баллов – ребенок решил поставленную перед ним задачу за время, меньшее чем за 1 мин., назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними.

8-9 баллов – ребенок правильно решил задачу за время от 1 мин. до 1,5 мин.

6-7 баллов – ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2 мин.

4-5 баллов – ребенок решил задачу за время от 2 до 2,5 мин.

2-3 балла – ребенок решил задачу от 2,5 мин. До 3 мин.

0-1 балл – ребенок за 3 мин. не справился с заданием.

Выводы об уровне развития

8-10 баллов – высокий.

4-7 баллов – средний.

0-3 балла – низкий.

Приложение № 2.

Методика « Изучение умения понимать связь событий и строить последовательные умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи». (Г.А. Урунтаева и Ю.А. Афонькина)

Подготовка исследования. Подбирают серии сюжетных картинок (от 3 до 6), на которых изображены этапы какого-либо события.

Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально сначала с контрольной, затем с экспериментальной группой. Ребенку показывают беспорядочно перемешанные карточки и говорят: «Вот здесь на всех рисунках изображено одно и то же событие. Нужно разобрать, с чего все началось, что было дальше и чем дело кончилось. Вот сюда (указывают место) положи первую картинку, на которой нарисовано начало, сюда – вторую, сюда – третью, сюда – последнюю».


После того как ребенок разложит все картинки, его просят рассказать по порядку о том, что получилось. Если ребенок разложил неправильно, ему задают вопросы, цель которых – установить противоречия в рассуждениях, выявить допущенные ошибки. Если вопросы не помогают понять изображенные события, то экспериментатор просто показывает ребенку первую картинку и предлагает разложить остальные снова. Таким образом делается вторая попытка выполнить задание.

Если ребенок выполнил задание с первого раза или после вопросов экспериментатора, то ему предлагают новую, более сложную серию картинок.

Критерии оценок:

Высокий уровень – ребенок правильно нашел последовательность в картинках, составил связный рассказ, грамматически правильный, выделяя главных героев на картинках, устанавливая взаимоотношения между ними, удерживая при этом в поле зрения 6 картинок. При неправильно составленной последовательности рисунков испытуемый тем не менее сочиняет логичную версию рассказа. Такое выполнение задания рассматривается как верное.

Средний уровень - ребенок правильно нашел последовательность в картинках, составлял рассказ с помощью наводящих вопросов. Рассказ связный, но односложный, лаконичный.

Низкий уровень – ребенок правильно нашел последовательность при помощи взрослого, но не смог составить рассказ даже с помощью наводящих вопросов. Либо каждая картинка описывается отдельно, сама по себе, не связано с остальными – в результате рассказ не получается. По найденной им самим последовательности картинок составил нелогичный рассказ.

Приложение № 3

Тест на определение способности к комбинированию ( Ратанова Т.)

1а 1б 2 3 4 5

Квадрат 1а, разрезанный на два равных прямоугольника, используется для демонстрации, остальные – для проведения контрольных испытаний. Все квадраты желательно изготовить из картона и хранить в отдельных конвертах.

На столе заранее подготовлен материал: цельный квадрат и разрезанный на два прямоугольника квадрат 1а.

Воспитатель обращается к детям.

- Видите, это квадрат- образец. Если мы его здесь разрежем на два прямоугольника (показ), то получим вот такие части (показ). Если мы их сложим (показ), то снова получим квадрат. В этой игре вам надо будет из частей сложить квадраты. Вначале надо сложить квадрат из двух частей, затем - из большего числа частей. Каждый из вас получит один целый квадрат для образца. По нему вам будет удобно складывать из частей остальные квадраты. Понятно? ( В случае необходимости объяснение повторяется).