Файл: Практика оценки стоимости нематериальных активов (Задание на оценку).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 167

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Задание на оценку

2. ПРИМЕНЯЕМЫЕ СТАНДАРТЫ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3. ДОПУЩЕНИЯ, ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ОЦЕНЩИКОМ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ОЦЕНКИ

4. Сведения о заказчике оценки и об оценщике

5. Основные факты и выводы

6. Описание объекта оценки

7. АНАЛИЗ РЫНКА ОБЪЕКТА ОЦЕНКИ, ЦЕНООБРАЗУЮЩИХ ФАКТОРОВ, А ТАКЖЕ ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА СТОИМОСТЬ

7.1. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В РОССИИ ПО СОСТОЯНИЮ НА 11 МАРТА 2019 ГОДА 

7.2. АНАЛИЗ СЕГМЕНТА РЫНКА, К КОТОРОМУ ПРИНАДЛЕЖИТ ОЦЕНИВАЕМЫЙ ОБЪЕКТ

7.3 Основные выводы относительно рынка создания и использования объекта оценки

8. Анализ лучшего и наиболее эффективного использования оцениваемого объекта (ЛНЭИ)

9. Описание процесса оценки объекта оценки

9.1. ОЦЕНКА СТОИМОСТИ ОБЪЕКТА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ СРАВНИТЕЛЬНЫМ ПОДХОДОМ

9.2. ОЦЕНКА СТОИМОСТИ ОБЪЕКТА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ЗАТРАТНЫМ ПОДХОДОМ

9.3. ОЦЕНКА СТОИМОСТИ ОБЪЕКТА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ДОХОДНЫМ ПОДХОДОМ

10. ОПИСАНИЕ ПРОЦЕДУРЫ СОГЛАСОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОЦЕНКИ И ВЫВОДЫ

Список использованных нормативно-методических материалов

ПРИЛОЖЕНИЯ

Таблица 9

Данные о стоимости аналогов

Товарный знак

Стоимость товарного знака млн. руб.

Дата определения стоимости

Источник информации

Аналог 1

5000

01/01/2016

Аналог 2

3500

01/01/2016

Инфляция в 2016 - 5,38%, в 2017 г. - 2,52%. инфляция за 2018 г. - 4,27%, инфляция в первом полугодии 2019 г. - 1,45%[14]

Индекс цен = (1+0,0538)*(1+0,0252)*(1+0,0427)*(1+0,0145) = 1,3837

Расчет стоимости товарного знака методом сравнения продаж представлен в таблице 10.

Таблица 10

Внесение корректировок

Объект-аналог № 1

Объект-аналог № 2

Объект оценки

Наименование объекта

Аналог 1

Аналог 2

Объект оценки

Назначение объекта

Товарный знак

Товарный знак

Товарный знак

Стоимость товарного знака по данным рейтинговых агентств, млн.руб.

5350

3520

Элементы сравнения

Дата определения стоимости

01.01.2016

01.01.2016

15.03.2019

Корректировка,%

14,28%

14,28%

Скорректированная цена, тыс. руб.

6114

4023

Территория действия исключительных прав

Территория РФ

Территория РФ

Территория РФ

Корректировка,%

0,00%

0,00%

0,00%

Скорректированная цена, тыс. руб.

6114

4023

Срок полезного использования ИС, лет

Бессрочно

Бессрочно

Бессрочно

(в случае успешного коммерческого использования)

(в случае успешного коммерческого использования)

(в случае успешного коммерческого использования)

Корректировка,%

0,00%

0,00%

0,00%

Скорректированная цена, тыс. руб.

6114

4023

Год начала использования ТЗ

2010

2005

2009

Срок существования ИС, лет

9

14

10

Корректировка,%

11,1%

-28,6%

Скорректированная цена, тыс. руб.

6793

2874

Наличие патентной охраны

да

да

да

Корректировка,%

0,00%

0,00%

Скорректированная цена, тыс. руб.

6793

2874

Отрасль, в которой были или будут использованы ОИС

пищевая промышленность

пищевая промышленность

пищевая промышленность

Корректировка,%

0,00%

0,00%

Скорректированная цена, тыс. руб.

6793

2874

Выручка, млн. руб. (за 2018 г.)

5279

7283

6674,87

Корректировка,%

26,4%

-8,3%

Скорректированная цена, тыс. руб.

8589

2634

Отклонение скорректированной цены от первоначальной стоимости, млн. руб.

3239

886

Отклонение скорректированной цены от первоначальной стоимости, в долях (n)

0,6054

0,2517

1/n

1,6518

3,9730

Сумма 1/n

5,6248

Вес аналога

0,2937

0,7063

Взвешенная стоимость, млн. руб.

2522

1860

Рыночная стоимость объекта оценки, млн. руб.

4382


Таким образом, рыночная стоимость объекта оценки на 19.03.2019 г. по результатам использования сравнительного подхода составляет 4382 млн. руб.

9.2. ОЦЕНКА СТОИМОСТИ ОБЪЕКТА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ЗАТРАТНЫМ ПОДХОДОМ

Затратный подход к оценке интеллектуальной собственности основан на определении затрат, необходимых для восстановления или замещения объекта оценки с учетом его износа.

Для расчета рыночной стоимости объекта оценки применяется метод стоимости создания. Данный метод заключается в калькулировании затрат в ценах и тарифах, действующих на дату оценки, всех ресурсов (элементов затрат), необходимых для создания аналогичного объекта интеллектуальной собственности.

Для расчета стоимости товарного знака необходимо все затраты привести к текущей стоимости по формуле:

Vтз = ((Здi + Зпi + Змi + Зрi)*(1+)* Киi)*Кв*М*Кэсв,

где Vтз – стоимость товарного знака;

Здi – затраты на дизайн в i-ом году;

Зпi – затраты на правовую охрану в i-ом году;

Змi – затраты на маркетинг в i-ом году;

Зрi – затраты на рекламу в i-ом году;

р – рентабельность, %;

Киi - коэффициент индексации в i-ом году;

М – коэффициент масштабности использования товарного знака;

Кэсв – коэффициент эстетического восприятия;

Кв –коэффициент времени использования товарного знака;

Затраты на правовую охрану

Размер государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, связанных с государственной регистрацией товарного знака установлен Положением утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2008 г. N 941.

Действия, связанные с государственной регистрацией товарного знака, руб.

Регистрация заявки на регистрацию товарного знака, знака обслуживания (далее - заявка на товарный знак) и принятие решения по результатам формальной экспертизы 

2700

Проведение экспертизы обозначения, заявленного в качестве товарного знака, и принятие решения по ее результатам 

11 500 + 2 050 за каждый из классов МКТУ, свыше 1

Регистрация товарного знака и выдача свидетельства на него

16200

Продление срока действия исключительного права на товарный знак

20250


Общий размер затрат на правовую охрану товарного знака в текущих ценах.

2700+(11500*4)+2050*7+16200+20250 = 99500 руб.

Рентабельность

Выручка по данным отчетности за 2018 г. составила 6 674 870 тыс. руб., прибыль от продаж - 961 840  тыс. руб. Рентабельность = 961 840/6 674 870*100% = 14,41%

Коэффициент индексации. Все затраты на создание товарного знака необходимо привести к дате оценки.

Таблица 11

Индексы цен[15]

Год

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

ИПЦ

1

1,1289

1,0387

1,0748

1,0732

1,1543

1,14

1,0457

1,0107

1,0466

1,0207

Коэффициент масштабности использования товарного знака (М) зависит от величины товарооборота и определяется по таблице приведенной ниже.

Таблица 12

Коэффициент масштабности использования товарного знака

Товарооборот, тыс. долл. В месяц

Величина М

До 10

1,0

10-50

1,2

50 – 100

1,4

100 — 500

1,6

500 – 1000

1,8

Более 1 млн долл.

2,0

Для расчета стоимости объекта оценки применятся коэффициент масштабности – 2.

Коэффициент эстетического восприятияэсв) зависит от времени использования товарного знака.

Для определения коэффициента эстетического восприятия рекомендованы величины, представленные в таблице.

Таблица 13

Величины коэффициента эстетического восприятия

Кэсв

Время использования, лет.; рейтинг

1,3

Более 10; мировая известность у потребителей

1,2

Более 5; широкая узнаваемость

1,1

Менее 5; устойчивая ассоциация у потребителей по отношению к производителю

1,05

Не менее 3

1

В течение 1 года


Оцениваемый товарный знак используется с 2009 г. следовательно, Кэсв = 1,3.

Коэффициент времени использования товарного знака (Кв) определяется по формуле

,

где Кв – коэффициент времени использования товарного знака;

Тф – фактический срок службы товарного знака;

Тн – номинальный срок службы товарного знака (10 лет).

Права на товарный знак были оформлены в 2011 году.

Таким образом, Кв = 1+10/8 = 2,25

Определение стоимости объекта оценки затратным подходом.

Стоимость товарного знака определяется по формуле:

Vтз = ((Здi + Зпi + Змi + Зрi)*(1+)* Киi)*Кв*М*Кэсв, где

Р (рентабельность) = 14,41%

М = 2

Кэсв = 1,3.

Кв = 2,25

Затраты на создание объекта оценки представлены в таблице.

Таблица 14

Расчет текущих затрат

Год

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

Итого

Затраты на дизайн, тыс. руб.

300

Затраты на правовую охрану, тыс. руб.

99,50

Затраты на маркетинг, тыс. руб.

1500

1500

1500

1500

1500

1500

1500

1500

1500

1500

750

Затраты на рекламу, ежегодно, тыс. руб.

50000

50000

50000

50000

50000

50000

50000

50000

50000

50000

25000

итого в текущих ценах, тыс. руб.

51800

51500

51500

51500

51500

51500

51500

51500

51500

51500

25849,5

Индекс цен

1

1,1289

1,0387

1,0748

1,0732

1,1543

1,14

1,0457

1,0107

1,0466

1,0207

Итого в ценах на дату оценки, тыс. руб.

104092

91672

88257

82114

76514

66286

58145

55604

55016

52566

25850

756116

Vтз = 756116* (1 + 14,41/100)*1,3*2*2,25 = 5060673 тыс. руб.


Таким образом, рыночная стоимость объекта оценки на 19.03.2019 г. по результатам использования затратного подхода составляет 5061 млн. руб.

9.3. ОЦЕНКА СТОИМОСТИ ОБЪЕКТА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ДОХОДНЫМ ПОДХОДОМ

Доходный подход предполагает применение следующих методов:

- метод освобождения от роялти;

- метод преимущества в доходах (в прибыли);

- метод выигрыша в себестоимости;

- метод избыточных прибылей;

- метод дробления прибыли.

Для расчета рыночной стоимости объекта оценки применяется метод освобождения от роялти.

Этапы метода освобождения от роялти с использованием дисконтирования.

  1. Составляется прогноз объема продаж, по которым ожидаются выплаты роялти. Прогноз составляется в натуральных и стоимостных показателях с разбивкой по годам или более коротким интервалам.
  2. Определяется ставка роялти. Если нет опыта продаж лицензий аналогичного типа, то данные берутся из таблиц стандартных размеров роялти.
  3. Определяется экономический срок службы патента или лицензии, который может быть существенно короче юридического, если изобретение устаревает раньше окончания срока действия патента.
  4. Рассчитываются ожидаемые выплаты в виде роялти.
  5. Из ожидаемых выплат в виде роялти вычитаются все расходы, связанные с поддержанием патента в силе и т.п. (если они сопоставимы с размерами ожидаемых роялти).
  6. Рассчитываются дисконтированные потоки прибыли, получаемой от выплат в виде роялти. Коэффициенты дисконтирования опре­деляются в зависимости от области применения изобретения, отраслевых и индивидуальных рисков.
  7. Определяется приведенная стоимость потоков прибыли за весь период. Для этого дисконтированные потоки прибыли суммируются

Прогнозируемая выручка

Прогноз выручки составляется с учетом эффективного распространения товарного знака на рынке, что приведет к росту всей прибыли компании.

Предполагается, что темпы роста будут соответствовать темпам роста экономики. Темпы роста приняты в соответствие с прогнозами Минэкономразвития по росту экономики:

Таблица 15

Основные показатели прогноза[16]