Файл: Теории менеджмента Корпоративная культура в организации.pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы корпоративной культуры
1.1 Определение понятия «корпоративная культура», ее основные функции
1.2. Классификация корпоративной культуры
2. Корпоративная культура в ООО «Лучшие воды»
2.1. Общая организационно-экономическая характеристика деятельности ООО «Лучшие воды»
2.2. Анализ кадрового потенциала организации
2.3. Анализ и оценка действующей корпоративной культуры в ООО «Лучшие воды»
3. Разработка предложений по совершенствованию корпоративной культуры в ООО «Лучшие воды»»
3.1. Мероприятия по совершенствованию корпоративной культуры в ООО «Лучшие воды»
3.2. Социально-экономический эффект предложенных мероприятий
Корпоративный кодекс компании формулирует стандарты поведения, миссию, задачи, традиции. Жестких стандартов по созданию документа не существует. Каждая организация вправе самостоятельно разрабатывать его основы в соответствии со спецификой работы. Идеологическая составляющая в разных компаниях может существенно различаться [18].
За его основу берутся такие параметры, как:
- общие системы ценностей в работе, жизни;
- доверие руководству компании;
- вера в успех, справедливость, собственные силы.
- оказание взаимопомощи.
- работа коммуникационных систем внутри коллектива;
- основы стимулирования к достижениям.
- внешний вид, стиль поведения.
Можно также организовать компьютерный click –and – point – квест, тем самым объединить обучение с трансляцией корпоративных ценностей.
В рамках данной игры, каждый сотрудник должен решать задачи: искать предметы, разгадывать шифры, собирать пазлы. Задания побуждают изучать новый материал. Но чтобы победить и пройти квест, сотрудник должен действовать в соответствии с ценностями компании. важно включить в квест типичные ситуации, которые возникают во время работы коллектива. Например, пока игрок не поможет своему «электронному» коллеге найти ошибку в расчетах, он не перейдет на следующий уровень. Так можно показать, как важно следовать ценности «Командность» [24].
В целях улучшения социально-психологического климата в коллективе и для улучшения взаимоотношений между коллегами рекомендуется проводить командообразующие мероприятия (тимбилдинг).
На рынке присутствуют разнообразные формы тим-билдингов, из которых можно выделить:
- копроративные тренинги по разработке корпоративных ценностей;
- бизнес- тренинги с целью выработки общих знаний навыков и т.д.;
- веревочные тренинги;
- экстрим – тренинги и др. [14, с. 208].
Все они могут быть направлены на то, чтобы сплотить коллектив и укрепить корпоративную культуру ООО «Лучшие воды».
Так как сотрудники считают, что корпоративных мероприятий проводится недостаточно и они зачастую бывают не до конца продуманными, целесообразно сформировать команду из наиболее творческих и амбиционных работников ООО «Лучшие Воды» для разработки и планирования корпоративных мероприятий. Периодически можно устраивать сборы в переговорной, где посредством «мозгового штурма» выбирать наиболее подходящие мероприятия.
Можно увеличить число корпоративных праздников и помимо Нового года, 8 марта и т.д. праздновать еще:
- «День отказа от курения». В рамках данного мероприятия можно провести:
- Лекцию о вреде курения;
- Конкурсы без отрыва от работы– команда курящих против команды некурящих. Выигравшая команда получает подарки и утешительные призы для команды проигравших;
- На протяжении всего дня акцию «Обменяй сигарету на конфету»;
-Акцию «Брось курить сегодня и получи возможность опоздать на 15 минут без санкций от руководства».
2. День студента. В этот день организовать квест без отрыва от работы «Сдай сессию». Сотрудникам выдать зачётные книжки, задача – сдать экзамены у руководителей отдела (вопросы из сферы работы каждого сотрудника). Далее составить рейтинг лучших сотрудников, и лучшим студентам вручить подарки в зависимости от места.
3. Масленица (проведение конкурса на лучшие блины).
В целях развития внутренних коммуникаций можно разработать внутренний сайт организации.
Внутренний сайт должен стать площадкой, позволяющий:
- ощущать причастность к компании;
- знакомиться с новостями организации;
- отслеживать изменения во внутренних регламентах и бизнес-процессах, в справочниках;
- скачивать актуальные рабочие инструкции и документы;
- видеть фотографии коллег, узнавать их контактные данные;
- кратко рассказывать о себе, своих увлечениях и хобби;
- публиковать фотоотчеты о корпоративных праздниках;
- информировать о новых сотрудниках компании и днях рождения;
- задавать вопросы руководству и получать прямые, официальные, общедоступные ответы;
- автоматизировать подачу предложений по улучшению;
- хранить электронную библиотеку и т.п.
Для устранения выявленных недостатков, необходимо сформировать кадровый резерв. Формирование внутреннего кадрового резерва также позволит снизить расходы на подбор специалистов и топ-менеджеров (экономить на вознаграждениях кадровых агентств) за счет «выращивания» своих кадров.
Для решения этой задачи целесообразно:
- создать специальный раздел на корпоративном сайте, где сотрудники могут ознакомиться с информацией о системе кадрового резерва. Там же можно разместить анкету кандидата в кадровый резерв для всех желающих.
- в каждом отделе разместить информационные плакаты, где изображен карьерный путь в виде лестницы;
- включить информацию о карьерном развитии в буклет для новичков и в программы вводного обучения персонала [24].
Итак, на основе выявленных недостатков и совершенствования корпоративной культуры предложено:
- разработать корпоративный кодекс;
- организовать компьютерный click –and – point – квест;
- сформировать команду для организации и планирования корпоративных мероприятий;
- проводить тренинги по командообразованию;
- разработать внутренний корпоративный сайт;
- сформировать кадровый резерв;
- увеличить число корпоративных мероприятий (проводить «День отказа от курения», «День студента» и пр.).
3.2. Социально-экономический эффект предложенных мероприятий
В предыдущем параграфе были предложены мероприятия по совершенствованию корпоративной культуры. Теперь рассчитаем их эффективность. Данные представим в таблице 5.
Таблица 5.
Оценка затрат предложенных мероприятий
№ п/п |
Наименование статьи затрат |
Ответсвенное лицо |
Срок исполнения |
Сумма затрат в руб. |
1. |
Разработка Корпоративного кодекса |
Начальники структурных подразделений |
45 дней |
0,00 |
2. |
Организация компьютерного click – point - квеста |
Ассистент отдела по персоналу, отдел IT – cопровождения |
1 мес. |
0,00 |
3. |
Формирование команды для организации и планирования корпоративных мероприятий |
Руководитель отдела кадров |
2 недели |
0,00 |
4. |
Тренинги по командообразовани. |
Руководитель отдела кадров |
2 раза в год |
100 000 |
5. |
Разработка внутреннего сайта |
отдел IT – cопровождения |
1 мес. |
0,00 |
6. |
Проведение дополнительных корпоративнх мероприятий |
Ассистент отдела по персоналу |
3 раза в год |
9 000 |
7. |
Формирование внутреннего кадрового резерва (покупка информационных стендов, перепечатывание брошюры нового сотрудника с добавлением информации о кадровом резерве) |
Офис – менеджер, ассистент отдела по персоналу |
7 дней |
20 000 |
9. |
Всего |
129 000 |
Итого, затраты на совершенствования корпоративной культуры составят 129 000 руб.
Однако, совершенствование корпоративной культуры поможет сократить текучесть кадров. Предполагается, что она сократится на 7% и будет оставлять 15%. Соответственно сократятся и расходы, связанные с подбором, адаптацией и мотивацией новых работников.
Как было установлено ранее, в 2018 году организацию покинуло 51 человек. Из них 1 топ - менеджер. Чтобы закрыть данную вакансию, ООО «Лучшие воды» прибегала к услугам кадрового агентства «Анкор». Вознаграждение, которому составляло 150 000 руб. Если бы в организации был бы сформирован кадровый резерв, топ-менеджер был бы назначен из кадрового резерва и этих затрат можно было бы избежать. Текучесть остальных кадров обошлась организации в среднем 20 000 руб. на одного работника (итого 20 000 *50 =1000 000 руб.). Если текучесть кадров сократится на 7%, то организацию погонят 35 человек. Затраты в таком случае составят 700 000 руб. (экономия составит 300 000 руб.) А за счет формирования внутреннего кадрового резерва она увеличится в среднем еще на 150 000 руб. В целом общий экономический эффект будет составлять: 300000 + 150 000 = 450 000 руб.
Рассчитаем экономический эффект предложенных мероприятий.
450 000 – 129 000 = 321 000 руб.
Также можно рассчитать эффективность внедрения системы адаптации с помощью ROI Methodology.
Методика ROI предлагает оценивать HR-проекты c точки зрения выгод для компании, которые они создают в сравнении с расходами, которых требуют эти проекты. Она применима для измерения и оценки всех видов HR-проектов, включая обучение и развитие персонала, адаптация, коучинг, консалтинговые проекты, а также для измерения эффективности HR-службы в целом [9,с. 105].
Рассчитывается по формуле: ROI = (доход – затраты) / затраты x 100%.
Итак, ROI = (321000-129000) / 129 0000 х 100% = 248,8%
Данный показатель свидетельствует о том, что данный HR-проект по совершенствованию корпоративной культуры в ООО «Лучшие воды» является обоснованным.
Нужно отметить, что мероприятия по совершенствованию корпоративной культуры помимо экономического имеют социальный эффект.
Формирование внутреннего кадрового резерва увеличит мотивацию сотрудников к обучению. Корпоративная культура в процессе формирования кадрового резерва укрепляется. Работники при этом становятся ответственными не только за выполнение своих задач, но и за достижение общих целей.
Благодаря проведению тимбилдинга планируется добиться следующих результатов:
- создать чувство сплоченности и единства команды, повысить организованность коллектива;
- сменить ощущение конкуренции у сотрудников на чувство взаимодействия и сотрудничества;
- научить сотрудников эффективно взаимодействовать друг с другом;
- способствовать тому, чтобы в коллективе появлялось больше взаимопонимания и доверия;
- создать «командный дух» в коллективе;
- укрепить горизонтальные коммуникации между сотрудниками;
- повысить уровень мотивации к работе;
- укрепить авторитет руководства на неформальном уровне;
- психологически разгрузить сотрудников;
- зародить чувство преданности и верности своей компании.
Все корпоративны мероприятия, которые проводит компания должны служить нескольким целям. С их помощью доносить до персонала бизнес-идеологию ООО «Лучшие Воды», идеи и ценности. За счет организации таких праздников как «День отказа от курения», «Масленица», «День студента» и т.д. сотрудники получат дополнительную возможность пообщаться в неформальной обстановке, получить лишнюю мотивацию для развития. За счет проведения данных корпоративов, сотрудники из разных отделов, а также стоящие на разных ступеньках иерархической лестницы могут наладить отношения между собой. Данная система также позволяет находить неформальных лидеров с огромным интеллектуальным и креативным потенциалом и обеспечивать их лояльность компании. Подготовкой мероприятий будет заниматься специальная команда, творческое взаимодействие между которыми только укрепит ценности корпоративной культуры в организации.
Подводя итог по третьей главе, можно отметить, что предложенные мероприятия имеют положительный социально – экономический эффект, а значит их необходимо внедрить.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В работе рассмотрены теоретические основы корпоративной культуры. Выявлено, что корпоративная культура организации работает на открытость и имидж компании. При прочих равных условиях, заказчик отдаст предпочтение той компании, которая «на слуху», чья миссия и цели ему известны. Кроме того, развития корпоративная культура позволяет значительно сократить время и затраты на обучение нового персонала, его адаптацию. Зная, понимая и разделяя общие ценности, новички быстрее ощущают свою принадлежность к команде, становятся ее частью, что снижает текучесть, процент которой среди сотрудников, работающих на предприятии первый год, особенно велик.
В рамках поставленных задач были рассмотрены технико – экономические показатели организации. Установлено, что, финансовое состояние рассматриваемой организации стабильно хорошее.
Анализ кадрового потенциала показал, что персонал ООО «Лучшие воды» относительно молодой, опытный, большая часть сотрудников имеет высшее образование. Однако в организации наблюдается текучесть кадров. В 2018 году она составила 22%.