Файл: Теории менеджмента Корпоративная культура в организации.pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 95
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы корпоративной культуры
1.1 Определение понятия «корпоративная культура», ее основные функции
1.2. Классификация корпоративной культуры
2. Корпоративная культура в ООО «Лучшие воды»
2.1. Общая организационно-экономическая характеристика деятельности ООО «Лучшие воды»
2.2. Анализ кадрового потенциала организации
2.3. Анализ и оценка действующей корпоративной культуры в ООО «Лучшие воды»
3. Разработка предложений по совершенствованию корпоративной культуры в ООО «Лучшие воды»»
3.1. Мероприятия по совершенствованию корпоративной культуры в ООО «Лучшие воды»
3.2. Социально-экономический эффект предложенных мероприятий
Дистанция власти (степень участия в принятии решений). Данная характеристика корпоративной культура компании показывает степень удаленности сотрудников от управленческих процессов. Если уровень дистанции власти высок, то в компании преобладает авторитарный тип управления, в обратном случае – демократический.
Приемлемость неопределенности. Этот параметр характеризует то, насколько сотрудников тревожит чувство неопределенности и как часто они стараются избегать угрозы. В компаниях с высоким уровнем избегания неопределенности руководство не любит идти на риск, тогда как в компаниях, где этот уровень низок, даже рядовые сотрудники легко принимают ответственность за выполнение решений [20].
Мужественность-женственность. Корпоративная культура компании, в которой преобладают мужские ценности, поощряет настойчивость и удовлетворение материальных потребностей. Феминистическая культура, напротив, заботится об отношениях в коллективе, повышении качества жизни.
Данная характеристика важна при определении мотивации персонала и решении конфликтов.
Одна из наиболее широко используемых типологий. Хэнди выделил следующие виды корпоративной культуры организации:
- Культура власти. Культура власти зависит от людей, находящихся в центре определенной структуры. Высокий уровень централизации власти позволяет им принимать решения, а также реагировать на те или иные изменения внутри компании или вне ее.
Предприятия с подобной культурой редко бывают большими – просто потому, что единовременно держать под контролем разные виды деятельности весьма затруднительно. У таких фирм организационная структура обычно бывает линейного вида. Лидер в этой культуре играет едва ли не определяющую роль. В качестве источника власти выступают в основном ресурсы, которые может использовать руководитель [19].
Структура организаций с подобного рода культурой чаще всего является жестко иерархической. Сотрудники набираются, а затем продвигаются по служебной лестнице зачастую исходя из их личной преданности. Компании с такой культурой быстро реагируют на изменение ситуации, принятые решения исполняются практически моментально [12, с. 70].
- Культура роли. Подобная корпоративная культура в организации делает ее невосприимчивой к нововведениям. Огромную роль в компании играют традиции и обычаи. Подразделения в основном имеют строгую специализацию, свято чтятся разного рода инструкции и правила, с помощью которых разделяются работа, полномочия, способы связи, а также разрешаются спорные ситуации.
- Культура задачи. Данная корпоративная культура в организации нацелена на определенный проект, выполнение конкретной задачи. Компания, обладающая подобной культурой, соединяет нужных работников и необходимые ресурсы с целью выйти на максимально эффективный уровень. Причем сотрудники фирмы изо всех сил должны работать на ее благо, подчиняя этому собственные амбиции. Главное для людей, трудящихся в такой фирме, не получение более высокого статуса, а результат их деятельности [8, с. 30].
- Культура личности. Личность в данной культуре играет определяющую роль, и она же является главной ценностью. Человек должен находиться на своем месте и делать то, что он умеет лучше всего. Деловая активность сотрудников фирмы не только приветствуется, но все делается для того, чтобы ее во всех отношениях развить. Не меньшее внимание уделяется и налаживанию контактов между работниками. В качестве источника власти тут выступает сила убеждения [9, с. 26].
Разберем классификацию корпоративных культур Зоненфельда. Данная классификация считается общепринятой в классическом западном менеджменте. Джеффри Зоненфельд, декан Школы менеджмента Йельского университета, исследователь в области корпоративного управления, предлагает выделять 4 вида корпоративной культуры. Классификация корпоративных культур компаний по Зоненфельду осуществляется по наличию в компании тех или иных характерных моделей поведения [20].
Бейсбольная команда. Этот тип корпоративной культуры характеризуется быстрым принятием бизнес-решений, непосредственной взаимосвязью с внешней средой и быстрой реакцией на любые изменения извне. Одобрение получают новаторские, но зачастую рискованные решения. Талантливые и инициативные сотрудники в такой среде чувствуют себя уверенно. Подобная корпоративная культура компании выстраивается в областях с быстрыми темпами развития бизнеса и крупными рисками: маркетинг, IT, шоу-бизнес.
Клубная культура. Подобная культура возникает в организациях, создающих для сотрудников стабильные и безопасные условия работы. Она отличается высоким уровнем лояльности, преданности, слаженной командной работой. Компании с клубной культурой практически не сталкиваются с текучестью кадров. Карьерный рост в них происходит очень медленно, однако, сотрудники приобретают широкий профессиональный кругозор, поднимаясь от одного уровня к другому [3, с. 207].
Академическая культура. Академическая корпоративная культура компании также предполагает медленный карьерный рост, но отличается тем, что сотрудники редко меняют направления деятельности. Напротив, они совершенствуются в определенном сегменте, развивая свой творческий и профессиональный потенциал но, по сути, являясь специалистами узкого профиля. Такая корпоративная культура характерна для устоявшихся компаний, работающих в стабильной обстановке. Как правило, по академическому пути идут крупные корпорации с долгой историей.
Оборонная культура. Этот тип корпоративной культуры формируется, когда компания находится в кризисной ситуации и борется за выживание. При преобладании черт оборонной корпоративной культуры, в компании практически отсутствуют возможности карьерного и профессионального роста, нет даже гарантии постоянной работы, так как подобные компании вынуждены оперативно адаптироваться к неблагоприятным условиям с помощью реструктуризации. Подобный тип корпоративной культуры компании благоприятен лишь для тех, кто умеет и любит принимать вызов. Для рядовых же сотрудников он некомфортен из-за своей нестабильности [4, с. 89].
На основании всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что орпоративная культура – это набор объективных (механизмы управления и коммуникаций) и субъективных (традиции, этика, стиль общения, ритуалы) параметров внутренней среды компании. Культура сильно зависит от отношения сотрудников предприятия к этим параметрам и стремления либо, наоборот, нежелания их поддерживать. Она определяется в большей степени историей и стадией жизненного цикла компании, а также ценностными и психологическими установками ее лидеров (собственников и топ-менеджеров).
2. Корпоративная культура в ООО «Лучшие воды»
2.1. Общая организационно-экономическая характеристика деятельности ООО «Лучшие воды»
Компания «Лучшие Воды» уже более 20 лет специализируется на доставке чистой и полезной питьевой воды в дома, офисы, учебные и медицинские учреждения . Компания гордится своей историей и качеством предоставляемых услуг, и заслужено являемся одним из лидеров по доставке воды на рынке Москвы и Московской области.
ООО «Лучшие Воды» является официальными дистрибьюторами таких известных марок вод, как: «Аланийская горная», «АдылТау», «Архыз», «Горная Вершина», «Кубай» и «Пилигрим», а также специальной воды для детей «Зайка» [24].
Все этапы производства вод основаны на самых новых мировых технологиях и стандартах, благодаря чему компания полностью уверена в качестве поставляемой продукции.
ООО «Лучшие воды» поставляет чистую артезианскую воду "Здоровая'', которая является фирменной маркой организации, в дома, офисы, медицинские и образовательные учреждения, с 6-го марта 1997 года.
Компания доставляет не только воду, но и оборудование для разлива воды - настольные и напольные кулеры, помпы, а также целый ряд дополнительной продукции.
Возглавляет организацию – генеральный директор, у которого в подчинении находится исполнительный директор.
Исполнительному директору подотчетны:
- администрация офиса;
- отдел кадров;
- отдел IT;
- отдел качества;
- бухгалтерия:
- департамент продаж;
- транспортно-складской комплекс и т.д.
Вся организационная структура представлена в приложении А.
Во главе каждого отдела стоит руководитель. Отдел кадров представлен следующими сотрудниками:
- руководитель отдела кадров;
- ассистент отдела по персоналу;
- менеджер по кадрам.
Организационная структура ООО «Лучшие воды» - линейно – функциональная.
Как известно, данный тип структуры относится к самым распространённым и характерен четкой системой взаимодействия подразделений. Руководитель отвечает за работу отдела и идет разграничение ответственности, так как каждый сотрудник отвечает за свой участок работы, а также быстро реагирует на указания свыше. Отрицательной стороной является то, что руководители отдела нацелены решать проблемы и задачи своего отдела, а не ориентированы на решение стратегических задач, стоящих перед организацией. Но в целом, данная организационная структура отвечает потребностям ООО «Лучшие воды».
Далее необходимо провести анализ технико-экономических показателей организации за 2016 – 2018 гг. (таблица 2).
Показатель |
Значение показателя, тыс. руб. |
Изменение показателя |
|||
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
тыс. руб. |
± % |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Выручка |
19 316 |
21 926 |
23 584 |
+4 268 |
+22,1 |
2. Расходы по обычным видам деятельности |
19 590 |
19 756 |
22 099 |
+2 509 |
+12,8 |
Продолжение таблицы 2
3. Прибыль (убыток) от продаж (1-2) |
-274 |
2 170 |
1 485 |
+1 759 |
↑ |
4. Прочие доходы и расходы, кроме процентов к уплате |
38 |
-179 |
-193 |
-231 |
↓ |
5.Себестоимость продаж |
11 652 |
9511 |
7703 |
-3949 |
-51,3 |
6.Рентабельность продаж |
-1,4 |
9,9 |
6,3 |
+7,7 |
↑ |
Таблица составлена на основании финансовой отчетности ООО «Лучшие воды»
За период 01.01–31.12.2018 годовая выручка составила 23 584 тыс. руб. За 3 года годовая выручка сильно выросла (на 4 268 тыс. руб.).
За 2018 год значение прибыли от продаж составило 1 485 тыс. руб. За весь рассматриваемый период наблюдался весьма значительный рост финансового результата от продаж – на 1 759 тыс. руб.
Также можно отметить, что организация не использовала возможность учитывать общехозяйственные расходы в качестве условно-постоянных, включая их ежемесячно в себестоимость производимой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг). Это и обусловило отсутствие показателя «Управленческие расходы» за отчетный период в форме №2.
Далее наглядно представлено изменение выручки и прибыли ООО «Лучшие воды» в течение всего анализируемого периода (рис.1)
Рис.1. Динамика выручки и чистой прибыли ООО «Лучшие воды»
Если рассматривать показатель «рентабельность продаж», то можно отметить, что он за три года вырос и в 2018 году составил 6,3%. В целом финансовое положение организации можно характеризовать как стабильно хорошее.
2.2. Анализ кадрового потенциала организации
Далее рассмотрим кадровый состав ООО «Лучшие Воды». На данный момент в штате организации трудится 230 сотрудников.
Проведем анализ трудовых ресурсов организации. Структура персонала по половому признаку представлена на рисунке 2.
Рис. 2. Структура персонала по половому признаку, 2018 г., %
Итак, можно сделать вывод, что в ООО «Лучшие Воды» трудятся 145 мужчин и 85 женщин.
Результаты распределения персонала по возрасту представлены на рисунке 3.
Рис. 3. Распределение персонала по возрасту, 2018 год
На основе полученных данных можно сделать вывод, что больше всего сотрудников находятся в возрасте 25-30 лет (68 человек), удельный вес сотрудников предпенсионного возраста невысок, в 2018 году он составил 7 человек (от 51 года и более) или же 3%.
Далее рассмотрим работников ООО «Лучшие Воды» по уровню образования. Данные представим в виде диаграммы на рисунке 4.
Рис.4. Структура персонала ООО «Лучшие Воды» по образованию, 2018 г., %
Из полученных результатов можно сделать вывод, высшее образование есть у 161 человека (70%). Весь руководящий состав организации имеет высшее образование, работников со средним профессиональным образованием 46 человек– 20%, среднее образование имеет только 3 % сотрудников.