Файл: Анализ движения денежных средств на предприятии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 158

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Из приведенных расчетов, мы видим, что к числу факторов, которые оказали влияние на изменение рентабельности положительного денежного потока по текущей деятельности предприятия, относятся: увеличение материалоемкости (0,01%), увелечиние зарплатоемкости (0,99%), понижение скорости оборотных активов (-0,46%), сокращение амортизациоемкости (-0,08%), увелчение прочей расходоемкости (1,84%), падение генерирования чистого денежного потока привлеченными средствами (-4,44%), уменьшение доли чистого денежного потока по текущей деятельности в общей величине поступления денежных средств.

В целом, по проведенному анализу денежных потоков ПАО «Мегафон», можно сделать вывод, что в 2017-2018 годах проводило эффективную денежную политику.

ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНЫМИ ПОТОКАМИ ПАО «МЕГАФОН»

3.1. Рекомендации по уменьшению дебиторской задолженности предприятия

По результатам проведенного анализа во второй главе курсовой работы, были сделаны выводы о том, что на предприятии наблюдается дисбаланс соотношения активов по степени ликвидности и обязательств по сроку погашения. Активы организации не покрывают соответствующие им по сроку погашения обязательства.

Предложим мероприятия для ПАО «Мегафон», с помощью которых можно будет достигнуть поставленных целей. Предложенные мероприятия носят рекомендательный характер.

ПАО «Мегафон» рекомендуем сократить период оборотов дебиторской задолженности. ПАО «Мегафон» необходимо ужесточать условия проводимой кредитной политики и повышать мотивацию клиентов на четкое выполнение условий договора. Предлагаем предоставлять максимально возможные ценовые скидки. При этом организация будет конечно терять в прибыли, но сохранит свою ликвидность.

При этом может возникнуть две главные проблемы – это нежелание или неспособность многих контрагентов работать по предоплате, а также значительные издержки на содержание дебиторской задолженности. Мы не исключаем, что некоторые покупатели, которым оказываются услуги с существенной скидкой и начисляются бонусы за досрочную оплату счетов, приносят организации не прибыль, а убытки.


Поэтому расходы на финансирование дебиторской задолженности необходимо проводить оценку исходя из стоимости собственного и заемного капитала предприятия.

Для сведения к минимуму риска возникновения просроченной дебиторской задолженности и сохранения платежеспособности предприятия, необходимо соблюдать 2 правила.

1 правило – это то, что методика анализа и оценки кредитоспособности покупателя и определения лимита дебиторской задолженности должны быть просты и понятны не только финансовой службе и менеджерам по продажам, но и клиентам-покупателям.

2 правило – важно на первом этапе не учитывать тех контрагентов, которым в любом случае не будут предоставлены отсрочки платежа.

С целью оптимизации дебиторской задолженности важно классифицировать всех клиентов предприятия на несколько групп в зависимости от уровня их кредитоспособности.

При этом необходимо учитывать такие характеристики контрагента-покупателя, как: объем продаж; деловая репутация клиента; продолжительность работы предприятия на рынке; средневзвешенный период просрочки; темпы роста выручки.

Для каждой из групп разработать типовые условия – регламентировать порядок, суммы и периоды отсрочки платежа.

Для того, чтобы удержать просроченную дебиторскую задолженность под контролем, также необходимо разделить всех должников на группы: платежеспособных, но которые испытывают временные финансовые трудности, готовых платить только по решению суда и тех, кто не в состоянии исполнить свои обязательства, то есть банкротов.

В первом случае не стоит откладывать на долгий срок переговоры с контрагентами о реструктуризации долга.

Неисполненные обязательства второй группы контрагентов можно передать факторинговой компании или банку.

Также, мы рекомендуем ПАО «Мегафон» применить финансовую услугу, как факторинг. Факторинг представляет собой комплекс финансовых услуг, оказываемых Банком клиенту в обмен на уступку дебиторской задолженности. Данный продукт позволяет компании, работающей на условиях отсрочки платежа, получать денежные средства по уже заключенным контрактам до оплаты товаров и услуг покупателем. Являясь одним из наиболее эффективных способов увеличения оборотного капитала, факторинг дает возможность компании значительно расширить свой бизнес, увеличить торговый оборот и выйти на новые рынки сбыта.

ПАО «Мегафон», обращаясь к данному финансовому рычагу, получает:

  • возможность быстро пополнить свои оборотные средства;
  • существенное ускорение оборота капитала;
  • ощутимое расширение ассортиментного ряда;
  • приток новых покупателей;
  • улучшение структуры активов и пассивов баланса;
  • рост объемов продаж и коммерческой прибыли.

Все преимущества поставщика, использующего данный способ финансирования сделок, в конечном счете, оборачиваются выгодой его клиентов-покупателей.

Факторинг для покупателей ПАО «Мегафон» гарантирует следующие плюсы:

продавец, имеющий возможность использовать факторинг, предоставляет покупателям товарный кредит в виде отсрочки платежа, таким образом у покупателя появляется возможность расплатиться за товар после его реализации;

улучшение платежеспособности поставщика (за счет отработанной системы поступления денег от кредитора) сказывается и на его ценовой политике – он готов продавать товары на более выгодных условиях

усиление финансовой устойчивости поставщика из-за дополнительного финансирования снижает риск сбоя в поставках и возникновения «пустых полок»;

ускорение товарооборота позволяет существенно расширить ассортимент продукции, что дает покупателю неоспоримое преимущество перед конкурентами.

В настоящее время, в ПАО «Мегафон» по услугам связи не осуществляется индивидуальный анализ каждого сомнительного долга в силу большого числа абонентов. Мы рекомендуем автоматизировать процесс управления дебиторской задолженностью на предприятии с помощью программного комплекса БИТ. Управление задолженностью. Это автоматизированная система оперативного учета, которая разработана на базе «1С: Предприятие» и предназначена для учета, контроля за состоянием договорных обязательств компании и своевременностью их исполнения контрагентами (физическими и юридическими лицами).

Данная программа решает следующие задачи:

1. Загрузка, учет и обработка данных. Программный продукт дает возможность заводить в базе данных объекты взыскания (должников, долговые обязательства, исполнительные листы, активы и услуги). Решение позволяет производить отбор контрагентов и долговых обязательств по любому критерию или их комбинации. В программе отображается история работы по конкретному контрагенту или долговому обязательству.

2. Учет денежных операций. Программа формирует начисления, списания и актуализации задолженностей по долговым обязательствам, как в ручном режиме, так и выгружая из реестра.

3. Работа с мероприятиями. С помощью календарного списка можно наглядно прослеживать запланированные, выполненные и просроченные мероприятия. Реализована функция назначения сотрудникам задач и контроля их выполнения.

4. Работа с группами долговых обязательств. С помощью механизма скоринга программа дает возможность группировать долговые обязательства по различным категориям в зависимости от параметров и финансовых показателей.


5. Печать претензионных писем. Программа позволяет создавать шаблоны документов (претензии, уведомления, исковые заявления). На основании данных шаблонов можно генерировать готовые документы, автоматически заполняя их данными для конкретных должников.

Благодаря внедрению данной программы в организации, возможно осуществление индивидуального анализа каждого сомнительного долга. Данное мероприятие приведет к тому, что сумма резерва по сомнительным долгам у организации будет существенно снижена и тем самым произойдет уменьшение прочих расходов ПАО «Мегафон».

3.2 Пути улучшения финансового состояния ПАО «Мегафон»

С учетом выявленных недостатков ПАО «Мегафон» можно дать рекомендации, которые позволили бы еще улучшить его финансовое положение. На нашем предприятии огромный вес занимают заемные средства, как и долгосрочные, так и краткосрочные. Их удельный вес составляет 60% от всего пассива организации, а значение собственного капитала гораздо меньше требуемого, однако он необходим для стабильности финансового состояния предприятия. Поэтому необходимо увеличение стоимости собственного капитала. Добиться этого можно путем увеличения уставного капитала, а также повышением сумм полученной прибыли, при этом чистую прибыль отчетного периода на настоящем этапе развития предприятия использовать на инвестирование в производственный процесс. Также необходимо создание более крупного резервного капитала – это необходимо для привлечения внимания инвесторов.

Величину заемного капитала в свою очередь необходимо снизить и минимизировать, при этом оптимизировать его структуру. Этого можно добиться путем своевременного, планомерного погашения предыдущих задолженностей по краткосрочным кредитам и займам и отказа от привлечения новых земных источников. Кроме этого данного момента можно добиться путем уменьшения количества акций и выплат по ним, чтобы погасить некоторые долги. Также необходимо обратить внимание на размещение капитала предприятия, то есть оптимизировать структуру активов для повышения эффективности деятельности предприятия.

Раздел оборотных активов также не является оптимальным. В нем преобладают финансовые вложения и дебиторская задолженность, поэтому ПАО «Мегафон» рекомендуется разработать программу мероприятий по управлению оборотными активами. Сумму высвобожденных оборотных средств предприятия необходимо направить на реализацию мероприятий по выходу из кризисного финансового положения организации. При анализе ликвидности выявлено, что на протяжении всего рассматриваемого периода баланс данного предприятия не считается неликвидным. То есть организация не может погасить все кредиты и займы в оговоренный период для всех кредиторов


В каждом отчетном периоде организация имеет недостаток денежных средств для выполнения своих обязательств перед акционерами. Платёжеспособность рассматриваемой организации на основании рассчитанных коэффициентов ликвидности можно оценить как низкую, то есть организация не всегда может в полном объёме и в обозначенные сроки погасить свои возникшие обязательства.

Значение коэффициента быстрой ликвидности в ПАО «Мегафон» не удовлетворяет нормативному значению, при этом оно может оказаться недостаточным, так как большую долю ликвидных средств составляет дебиторская задолженность (при этом часть – долгосрочная), часть которой трудно своевременно взыскать.

Поэтому предприятию необходимо разработать эффективную политику по работе с дебиторами. Так, в договоре об оказании услуг следует четко оговаривать сроки выполнения работы и погашения заказчиками задолженности перед рассматриваемым предприятием.

В ходе выполнения работы выявлено, что баланс предприятия ПАО «Мегафон» является неликвидным на протяжении всего анализируемого периода, а деятельность предприятия можно охарактеризовать как нестабильную.

На данном этапе целесообразно рассмотреть пути увеличения прибыли предприятия и оптимизировать работу с кредиторами.

Для повышения прибыльности для ПАО «Мегафон» можно предложить мероприятии по поиску внутренних резервов, связанных с увеличением прибыльности производства и достижению безубыточной работы:

- более полное использование производственной мощности предприятия,

- повышение качества и конкурентоспособности продукции,

- снижение себестоимости продукции;

- рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов,

- сокращение непроизводительных расходов и потерь.

Пути повышения прибыли ПАО «Мегафон»:

- увеличение объемов реализации продукции;

- расширение ассортимента предлагаемой продукции;

- стабилизация цен; - снижение себестоимости продукции;

- поиск новых более выгодных рынков сбыта;

- реализация в более оптимальные сроки.

За период с 2016 по 2018 года ПАО «Мегафон» находится в кризисном положении, предприятие находится на грани банкротства, так как денежные средства, ценные бумаги и дебиторская задолженность не покрывают его кредиторской задолженности и просроченных ссуд. О кризисном состоянии также свидетельствует довольно низкие финансовые результаты, а также состояние собственного и заемного капитала.