Файл: Разработка и управление бюджетом на примере Университета «Университет».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 177

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Среди блогеров, через которых планируется популяризировать предпринимательство, автор книги "Меняю жир на силу воли" Ярослав Брин, бьюти-блогер Galainst, автор книг "Как познакомиться с достойным мужчиной" и "Женское достоинство - сила притяжения мужчин" Мила Левчук, а также блогеры Ида Галич, Курбан Омаров, предприниматель Азам Ходжаев и другие.

У кампании есть показатели, которых нужно достичь до конца года. По ее итогам доля граждан, положительно относящихся к предпринимательству, должна составить не менее 72% (сейчас 68%). Захотеть открыть свое дело должны не менее 3% россиян.

Всего поучаствовать в федеральном проекте "Популяризация предпринимательства" (часть нацпроекта по МСП) должны не менее полумиллиона человек в этом году.

Целевая аудитория проекта - школьники, люди до 30 лет, женщины, военнослужащие в запасе, безработные, инвалиды и воспитанники и выпускники детских домов, действующие предприниматели, а также соотечественники из ближнего зарубежья.

Интересно, что "Университет" и минэкономразвития не видят среди целевой аудитории образованных горожан в возрасте старше 30 лет - наиболее активных людей.

Также здесь воспроизводится бюрократическая легенда, что лучшие предприниматели получаются из бывших военных. Это никогда статистически не подтверждалось.

На наш взгляд, в кампании упор сделан на социальные группы, у которых могут быть проблемы на рынке труда.

Эта кампания больше повлияет на искажения в структуре рынка труда. Она направлена на пропаганду альтернативных форм занятости, а не на частную предпринимательскую инициативу. В целом непонятно, зачем за казенный счет рассказывать, что предпринимательство - это хорошо. Это же просто одно из явлений общественной жизни.

Нацпроект по малому и среднему бизнесу - часть работы по исполнению майского указа президента Владимира Путина.

Перед властями стоит задача увеличить численность занятых в сфере малого и среднего бизнеса до 25 млн человек к 2024 году (сейчас почти 15,6 млн человек). К этому времени вклад от МСП в ВВП страны должен составлять почти треть (сейчас 22,3%).

Задача эта нетривиальная, признает само министерство экономического развития.

Два из трех проектов малого и среднего бизнеса в России закрываются, отмечает ведомство в документах к конкурсу по популяризации предпринимательства.

Министерство также ссылается на отчет "Глобального мониторинга предпринимательства" (Global Entrepreneurship Monitor), из которого видно, насколько низка предпринимательская активность в России.


В последнем отчете за 2018 год говорится, что только 2,2% россиян, не являющихся предпринимателями, рассматривают для себя возможность начать новое дело (из 2 тысяч опрошенных). В развитых странах этот показатель превышает 35 процентов. По этому показателю Россия заняла предпоследнее место, разделив его с Болгарией.

Чуть больше 40% россиян отметили, что от открытия собственного дела их удерживает страх провала. Россия входит в топ-10 стран, в которых этот страх высок, наряду с Грецией, Италией, Кипром, Гватемалой и Марокко, говорится в отчете.

Впрочем, судя по целевым группам и желаемым показателям, минэкономразвития понимает предпринимательство скорее как широкую форму низовых социальных инициатив, а не как способ зарабатывания денег.

Исходя из анализа данных периодической печати и сети интернет, можно сделать вывод о том, что проектная деятельность компании формируется согласно научным принципам управления проектами. Так, во всех проектах Университета Университет четко прослеживаются следующие фазы:

1. Инициация. Предполагает различные мероприятия, которые касаются маркетинговых исследований, работы с тендерами и прочие действия до внедрения проекта.

2. Планирование. На этой жизненной стадии происходит составление плана проекта и поиск необходимого персонала для реализации проекта.

3. Исполнение. По результатам планирования начинается процесс исполнения проекта, который длится до момента его завершения.

4. Завершение. В завершение проекта подводятся его итоги и оценка качества.

2.3 Проблемы и недостатки проектной деятельности организации

Можно говорить о том, что Университет Университет – это огромная организация, которая одновременно имеет в производстве большое количество разнонаправленных проектов.

На наш взгляд, именно разветвленность структуры Университета и является корнем большинства проблем в управлении проектами.

Так, например, «Университет» осенью 2019 г. собиралась привезти в Москву основателей китайских гигантов Xiaomi Лэй Цзюня, Baidu Робина Ли и Tencent Ма Хуатэна, а еще - нобелевского лауреата Даниэля Канемана и модель, диетолога и мать Илона Маска Мэй Маск. Все они были заявлены в качестве гостей форумов «Синергии», но по мере приближения самих мероприятий по разным причинам исчезли из состава звездных спикеров. В самом Университете это объяснили следующим образом: «Такое случается, когда проводишь по 50 крупных форумов в год, направление активно растет, и кто-то из дизайнеров или менеджеров совершает ошибки».


Широкая публика узнала о «Синергии» после бизнес-тренинга Тони Роббинса, но на самом деле компания за этот год собрала уже четыре «Олимпийских». Первое большое бизнес-шоу — Synergy Global Forum — «Университет» провела еще в 2015 году. Тогда на сцену московского Crocus City Hall вышли специалисты в области личного роста и успеха — мотиватор Брайан Трейси, «мистер язык тела» Аллан Пиз, «человек, который превратил нетворкинг в искусство» Кейт Феррацци, а хедлайнером форума тогда стал гуру менеджмента Ицхак Адизес. А в 2018 году к гостям форума «Синергии» обращался Далай-лама. Привезти духовного лидера в Москву не удалось, но организаторы сами слетали в Тибет и записали с ним обращение. В нем Далай-лама рассуждал о потенциале России как ведущей мировой державы - благодаря этому о мероприятии написали крупнейшие российские СМИ. На зарубежных звезд «Университет» каждый раз тратит по $1–2 млн.

Селебрити - «необходимая мера»: люди покупают билеты и приходят на форум из-за Майка Тайсона и Оливера Стоуна, а между ними получают Нассима Талеба и Тони Бьюзена - спикеров, ориентированных на интеллектуальную аудиторию.

В «Олимпийском» «Университет» собирает по 25 тысяч человек, билеты на ее форумы стоят от 15 до 500 тысяч рублей. Но не на каждом из них компании удается заработать. Форумы для «Синергии» - дорогая, но эффективная реклама для одноименного конвейера в сфере образования.

Рассмотрим для примера проект создания кадрового резерва Университета Университет.

«Кадровый резерв» — проект по набору новых студентов. В том числе благодаря ей «Университет» за несколько лет стала крупнейшим по числу учащихся частным вузом в России. Сама «Университет» по этому показателю уже сравнивает себя с МГУ.

Бюджетных мест в университете «Университет» нет. Единственная возможность учиться «бесплатно» - программа «Кадровый резерв», которую сейчас проходят около 500 человек. Стоимость обучения - 90 тысяч рублей за семестр - ее участники отрабатывают без отрыва от образовательного процесса. Работа разная, но большинство учащихся, по их собственным рассказам, заняты в продажах: на них приходится 15–20% от ежегодного набора новых студентов «Синергии» в Москве.

«Кадровый резерв» рассчитан в первую очередь на подростков из провинции. Приезжающие из Москвы в провинцию «селекционеры» «Синергии» обещают школьникам бесплатное образование и практику одновременно - знания можно применять тут же, работая в «Синергии» в свободное от занятий время.

Набор в «Кадровый резерв» состоит из трех этапов - первое собеседование можно пройти прямо в школе, дальше - очное интервью в Москве и недельная «Школа лидерства» в одном из подмосковных пансионатов. Подъем в 6 утра, пробежка, обливание холодной водой, семинары, отбой - все по часам. Те, кто выдержал, поступают автоматом.


При поступлении нужно подписать два договора: трудовой и ученический. В 2013 году студентам предлагалось работать час в неделю (ставка 0,025%) при окладе 305 рублей в месяц и очно учиться в «Синергии». В 2015 и 2017 годах рабочие часы на бумаге увеличились до четырех в неделю, оклад - до 1650 рублей. В реальности студенты получали больше, но работали 6–7 дней в неделю, с утра до вечера.

Представитель «Синергии» утверждает, что зарплаты студентов «Кадрового резерва» колеблются от 15 до 50 тысяч рублей - в зависимости от курса. Нагрузка с каждым курсом также увеличивается, старшекурсники могут работать несколько дней в неделю.

Почти все учащиеся «Кадрового резерва» так или иначе заняты в продажах: обзванивают потенциальных покупателей, ходят по школам и колледжам или рекламируют профильные программы вроде «гостинично-ресторанного бизнеса» в компаниях-партнерах «Синергии» - например, в 2009 году неформальные договоренности у университета были с сетью «Шоколадница» и холдингом «Росинтер».

Уйти с программы без потерь можно только после ее окончания (в 2016 и 2017 годах студентам предлагалось отработать после нее еще год). В противном случае студент обязан выплатить компенсацию. В базе московских судов можно найти десятки дел, в которых «Университет» пытается взыскать со студентов сотни тысяч рублей из-за досрочного расторжения ученических договоров по «неуважительным» причинам. Компенсация в таких случаях, судя по материалам дел, составляет около 80–90 тысяч рублей за год обучения.

Главная цель этого проекта со стороны «Синергии» - отыскать будущих звезд и вовлечь их в ряды «Синергии».

За дисциплиной в «Кадровом резерве» следит «служба режима», которую возглавляет Алексей Сухоруков, основатель «Военно-патриотического клуба “Витязь”».

«Кадровый резерв» - специфический, но не главный поставщик студентов для «Синергии». В коммерческих службах компании привлечением новых студентов занимаются около 200–300 человек, к тому же у компании большая сеть филиалов в регионах. В Москве у «Синергии» есть договоренности и система вознаграждения сотрудников московских колледжей. Представитель компании говорит, что компания договаривается с ними только о презентации в учебных заведениях своих материалов. Поступить в университет можно даже из армии или из мест лишения свободы.

Конкуренты «Синергии» считают ее самым агрессивным игроком на рынке и рассказывают, что ее агенты всегда появляются на горизонте в нужный момент. В 2014–2016 годах государство активно зачищало рынок образования, и университет стал одним из главных бенефициаров этой зачистки, поглотив за последние годы 15 крупных вузов вместе с частью студентов, преподавателей и недвижимостью. Число частных вузов в России только за последние два года сократилось с 400 до 170.


С 2010 года в составе «Синергии» есть и собственная школа бизнеса. Теперь в школе бизнеса «Университет» за год проходит подготовку и обучение по разным программам около 200 тысяч человек (с учетом посетителей форумов). Выручка бизнес-школы, по прогнозам, в 2020 году превысит 1 млрд рублей. Большая часть образования — это онлайн-курсы. Стоимость MBA «Синергии» варьируется от 195 тысяч рублей до 1,5 млн рублей (для сравнения: пройти программу MBA в «Сколково» стоит около 4,5 млн рублей).

Для того чтобы учиться в школе бизнеса «Университет», не обязательно даже хорошо знать английский: все лекции зарубежных преподавателей переводятся. В народном рейтинге российских бизнес-школ, который составляют выпускники программ MBA из 41 бизнес-школы, «Университет» занимает девятое место из 12.

Университет «Университет» в Национальном рейтинге университетов от агентства «Интерфакс» занимает 266–267-е место из 288, в топ-50 экономических вузов по версии RAEX - 46-е место.

На наш взгляд, чем больше масштаб ВУЗа - тем сложнее контролировать качество образования. Большой размах, по нашему мнению, - главный риск для «Синергии». Популярность вуза можно объяснить удачным набором программ: он постоянно меняется, подстраивается под сегодняшний, а не завтрашний рынок труда и ориентирован на профессии, где знания по факту нужны в меньшей степени, чем диплом.

Сейчас в Синергии проводят 50 мероприятий в год, а в планах - 500. В планах у «Синергии» - глобальная международная экспансия, проведение форумов в «мировых столицах» - Нью-Йорке, Шанхае, Лондоне и других и открытие за рубежом филиалов с курсами MBA.

В Дубае работает кампус «Синергии», он небольшой - всего 300 студентов, но образование там только очное. Там получают MBA и выходцы из СНГ, и студенты из Северной Африки и стран Персидского залива.

Первый опыт масштабных мероприятий международного масштаба у «Синергии» тоже есть, правда не слишком удачный: в прошлом году компания провела двухдневную конференцию в нью-йоркском Madison Square Garden - она должна была стать кульминацией в работе бизнес-школы. В качестве звезд на ней выступали Ричард Брэнсон, бывший глава General Electric Джек Уэлч, основатель Википедии Джимми Уэйлс, футуролог Рэй Курцвейл, венчурный капиталист Гай Кавасаки и многие другие, а диджеем на афтепати конференции стала Пэрис Хилтон.

Сколько компания потеряла на этом форуме, руководители «Синергии» не раскрывают. Но признают, что им не удалось продать все билеты по заявленной цене - от $2 тысяч до $10 тысяч. К концу продаж цены пришлось снижать - вплоть до $100, а за неделю до мероприятия их даже раздавали бесплатно в университетах, библиотеках и кофейнях, рассказал The Bell собеседник из команды организаторов. Лобов в ответ демонстрирует на своем смартфоне проморолик с полным залом. Главная проблема, по словам представителей Университета, была геополитической. В разгар визовой войны с США многие сотрудники «Синергии» не смогли выехать на место: вместо команды из 200 человек вся организация легла на 20 человек. Запланированный на апрель этого года и не раз переносившийся Synergy Inspiration Day в Нью-Йорке с участием мотиваторов Ника Вуйчича и Леса Брауна пока так и не состоялся.