Файл: Проблемы профессиональных стрессов. Профессиональное выгорание (Последствия профессионального стресса).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 130

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- фотографии близких, памятных вам мест, красивые пейзажи, которые нужно не просто размещать на рабочем месте, но иногда несколько секунд смотреть на них, как бы «уходя» в более комфортную и приятную обстановку;

- возможность в течение рабочего дня хотя бы 2 раза выйти на 5-10 минут на свежий воздух;

- запах цитрусовых (он может быть от саше или другого ароматизатора, а может – просто от мандарина, апельсина или стакана сока, который вы не забыли взять на работу);

- прием «белого листа»: сядьте, закройте глаза и представьте белый лист, на котором ничего не написано, постарайтесь удержать перед мысленным взглядом эту картину так долго, как сможете, ни о чем не думая и не представляя других образов;

- глубокое дыхание, во время которого на несколько секунд перед новым вдохом вы задерживаете следующее движение мышц (лучше, если вы при этом дышите «животом»).

Также важное значение в профилактике синдрома выгорания имеют следующие методы:

- использование "тайм-аутов", что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);

- определение краткосрочных и долгосрочных целей (это не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что человек находится на верном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию; достижение краткосрочных целей – успех, который повышает степень самовоспитания);

- овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию);

- профессиональное развитие и самосовершенствование (одним из способов предохранения от синдрома выгорания является обмен профессиональной информацией с коллегами, что дает ощущение более широкого мира, нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива, для этого существуют различные способы – курсы повышения квалификации, конференции и пр.);

- уход от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению синдрома выгорания);

- эмоциональное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным), кроме этого важно иметь друзей из других профессиональных сфер, чтобы иметь возможность отвлекаться от своей работы;

- поддержание хорошей физической формы (не стоит забывать, что между состоянием тела и разумом существует тесная связь: неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком усугубляют проявления синдрома выгорания).


С меньшим риском для здоровья и менее выраженным снижением эффективности «синдром профессионального выгорания» переживают работники, которые характеризуются следующими особенностями. В первую очередь это люди, имеющие хорошее здоровье и сознательно, целенаправленно заботящиеся о своем физическом состоянии (они постоянно занимаются спортом и поддерживают здоровый образ жизни). Это люди, имеющие высокую самооценку и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.

Необходимо также подчеркнуть, что профессиональное выгорание меньше касается людей, имеющих опыт успешного преодоления профессионального стресса и способных конструктивно меняться в напряженных условиях.

Если говорить о характере таких людей, то необходимо выделить такие индивидуально-психологические особенности, как высокая подвижность, открытость, общительность, самостоятельность и стремление опираться на собственные силы.

Наконец, важной отличительной чертой людей, устойчивых к профессиональному выгоранию, является их способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.

2.4 «Синдром эмоционального выгорания»: исследовательская часть

Лично для меня тема профессиональных стрессов и «эмоционального выгорания» представляет большой интерес. По роду своей деятельности мне приходится общаться с большим количеством людей и мои наблюдения за ними подтверждают тот факт, что в настоящее время очень много людей пребывают в напряженном состоянии, не удовлетворены своей работой, загружены массой забот и проблем, перегружены обилием нужной и ненужной информации – то есть находятся в стрессе. А это в свою очередь влияет на их здоровье и качество жизни. Поэтому я считаю, что исследования в этой области просто жизненно необходимы, особенно в рабочих коллективах, так как большую часть времени основная масса людей проводят на работе.

С 3.06.2019 г. по 9.08.2019 г. я проходила практику в ИП Амбого О. А. ИП Амбого О. А. представляет собой производство по пошиву спецодежды и индивидуальных заказов. В нем работают 15 человек.

Мне поступил запрос от руководителя предприятия на осуществление исследования психологической атмосферы в коллективе и психологических особенностей работниц данного швейного производства. В данное время предприятие начало активно развиваться, в связи с чем возникла необходимость расширения производства и увеличения штата сотрудниц. До весны 2019 года штат работниц составлял 9 человек и в таком составе они работали более 7 лет.


В связи с появлением новых работниц, возникла необходимость в создании условий для их спокойного и безболезненного вливания в коллектив, в структурировании производства, в создании более эффективного взаимодействия руководителя предприятия с подчинёнными.

В ходе прохождения практики, среди прочих, я использовала метод наблюдения и метод тестирования. В частности, я провела ряд психологических исследований, среди которых были Оценка психологической атмосферы в коллективе (по Ф. Фидлеру) и Опросник для определения уровня эмоционального выгорания К. Маслач и С. Джексон, адаптированный Н. Е. Водопьяновой.

Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по Ф. Фидлеру) представлена в Приложении А. Я считаю, что исследование психологической атмосферы в коллективе даёт представление об эмоциональном состоянии работников, что, в свою очередь, помогает определить – насколько сотрудники подвержены «синдрому эмоционального выгорания».

В проведения данного тестирования участвовали 10 работниц ИП Амбого О. А. Ниже представлена сводная таблица ответов сотрудниц (Таблица 1), где в верхней строчке обозначены номера, присвоенные испытуемым, а в левом столбце номерами обозначены предложенные пары слов.

Таблица 1

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

№9

№10

1

3

3

2

1

5

1

4

1

3

2

2

3

2

2

2

5

3

3

1

2

3

3

2

2

2

1

7

2

2

2

1

3

4

2

2

1

1

5

1

1

1

1

1

5

4

1

4

2

6

1

4

2

3

4

6

1

2

3

1

7

3

3

1

3

3

7

2

1

2

1

7

2

6

1

2

3

8

2

3

1

1

8

2

2

1

1

2

9

2

3

2

1

8

2

2

1

2

1

10

1

1

1

1

2

2

1

1

1

1


Средняя оценка сотрудницами швейного производства психологического климата в коллективе составила 23,5 балла. Это позволило сделать вывод, что атмосфера общения оценивается преимущественно положительно. Мои личные наблюдения и беседы с работницами ИП подтвердили данный результат. Сотрудницы отмечали наличие согласия, взаимной поддержки, дружеских отношений с коллегами по работе. Лишь ответы одной сотрудницы указывали на то, что она эмоционально напряжена и не чувствует себя в коллективе гармонично. Это подтвердил и опрос на предмет эмоционального выгорания у сотрудниц ИП Амбого О. А.

В проведении опроса К. Маслач и С. Джексона, адаптированном Н. Е. Водопьяновой, участвовало 7 человек. Методика проведения и интерпретации результатов приведены в Приложении Б. Ниже приведена сводная таблица ответов работниц данного швейного производства (Таблица 2), где в верхней строчке обозначены номера, присвоенные испытуемым, а левом столбце обозначены номера предложенных вопросов.

Таблица 2

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

1

1

4

1

3

0

1

1

2

3

5

3

3

3

3

3

3

3

5

1

3

1

1

1

4

5

3

6

4

6

5

6

5

3

4

1

1

0

1

1

6

3

4

3

3

1

4

3

7

4

3

5

4

5

5

5

8

1

4

0

1

0

1

0

9

6

4

6

5

6

6

6

10

0

4

0

1

0

0

0

Продолжение Таблицы 2

11

0

4

0

1

0

0

0

12

4

4

6

4

6

5

4

13

1

5

0

3

0

1

3

14

3

6

3

3

3

0

3

15

3

5

0

1

1

1

1

16

1

5

1

3

1

3

3

17

4

3

6

4

6

4

5

18

4

1

6

4

5

4

4

19

5

5

6

4

5

6

4

20

1

5

1

3

0

0

1

21

4

3

5

3

5

5

6

22

1

4

1

3

3

3

3


Данный опросник имеет три шкалы: «эмоциональное истощение», «деперсонализация» и «редукция личных достижений», которым соответствуют определенные утверждения.

Ниже приведены сводные таблицы ответов работниц данного швейного производства по ключам (Таблицы 3,4,5). В правом столбце обозначены номера, присвоенные испытуемым, в левом столбце приведено количество баллов.

Таблица 3

Ключ «Эмоциональное истощение»

№1

17

№2

43

№3

13

№4

25

Продолжение Таблицы 3

№5

9

№6

14

№7

18

Эмоциональное истощение характеризуется в первую очередь сниженным эмоциональным фоном испытуемого.

Из этой таблицы видно, что 3 человека из 7 имеют низкий уровень эмоционального истощения, 2 человека – средний уровень и один человек – высокий уровень эмоционального истощения.

Таблица 4

Ключ «Деперсонализация»

№1

7

№2

21

№3

2

№4

7

№5

4

№6

5

№7

5

Деперсонализация отражает деформации в отношениях испытуемых с другими людьми. В одних случаях это может быть повышение зависимости от окружающих, повышение значимости внешних оценок. В других – усиление негативизма, циничность установок и чувств по отношению к субъектам профессиональной деятельности.

Из данной таблицы видно, что 4 человека из 7 имеют низкий уровень деперсонализации, 2 человека имеют средний уровень и 1 человек имеет высокий уровень деперсонализации.

Таблица 5

Ключ «Редукция личных достижений»

№1

36

№2

26

№3

46

№4

32

№5

44

№6

40

№7

40

Редукция личных достижений проявляется в снижении самооценки, занижении своих профессиональных достижений, негативных установках по отношению к профессиональным возможностям или ограничении обязанностей по отношению к субъектам профессиональной деятельности.