Файл: Проблемы профессиональных стрессов. Профессиональное выгорание (Последствия профессионального стресса).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 131

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Настоящая курсовая работа посвящена рассмотрению таких явлений, как профессиональный стресс и «синдром эмоционального выгорания».

В наше время, в условиях стремительного прогресса, глобализации, автоматизации, увеличении информации, обрушивающейся на человека, расширении области коммуникаций, профессиональная деятельность трудящихся становится всё более насыщенной и трудной. Увеличиваются физические, умственные и эмоциональные нагрузки на человека, которые приводят к неблагоприятным последствиям, а иногда и полностью дезорганизуют его деятельность, приводя к таким патологическим состояниям, как профессиональный стресс и «синдром эмоционального выгорания».

Данные феномены влияют на все стороны личности и области её жизнедеятельности. Поэтому очень важно изучить эти явления: причины их возникновения, суть, основные симптомы и последствия. Чтобы на основе этих знаний разработать методы профилактики и борьбы с ними и, тем самым, улучшить качество жизни и деятельности современного человека.

Цель настоящей курсовой работы состоит в том, чтобы, опираясь на имеющуюся литературу, ссумировать и систематизировать сведения о таких феноменах, как «профессиональный стресс» и «синдром эмоционального выгорания». Данные явления и являются объектом настоящего исследования. А предметом курсовой работы являются суть, причины возникновения, структура, закономерности протекания и последствия данных феноменов. Анализ, систематизация и обобщение данных по этим конкретным сторонам вопроса и являются задачами настоящего исследования.

Надо отметить, что изучение данных явлений довольно давно привлекли внимание исследователей и получили оценку в работах Л. А. Китаева-Смык, Н. Е. Водопьяновой, Е. С. Старченковой, В. А. Бодрова, Л. В. Куликовой, В. Д. Небылицина, Н. В. Самоукиной, Н. В. Гришиной, Е. В. Кузнецовой, В. Г. Петровской, С. А. Рязанцевой и других авторов. В них достаточно подробно рассмотрены различные аспекты феноменов «профессионального стресса» и «синдрома эмоционального выгорания». Однако надо отметить, что данные, полученные разными авторами, не всегда согласуются друг с другом. Это связано с тем, что они получены благодаря различному инструментарию и применительно к разным видам профессий. Кроме того, в исследованиях недостаточно раскрываются аспекты данной темы, которые связаны со спецификой современных видов деятельности, как то – развитие технического и технологического, электронного и компьютерного оснащения практически во всех сферах производства.


Таким образом, в данной теме есть ещё много аспектов, которые можно и нужно разрабатывать.

Настоящая курсовая работа состоит из введения, двух разделов и заключения. Во введении отражена общественная значимость темы; определены цель и задачи исследования; дан краткий обзор литературных источников; приведены сведения о структуре работы.

Первый раздел посвящен характеристике феномена «профессионального стресса». Второй раздел посвящен характеристике «синдрома эмоционального выгорания».

В заключении отражены итоговые суждения по теме. В конце работы имеется список литературы.

1 ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТРЕССЫ

    1. Профессиональный стресс: определение, причины возникновения и факторы, способствующие развитию данного явления

Нынешняя профессиональная активность трудящихся при постоянной глобализации становится все более насыщенной и трудной. Труд многих профессий характеризуется условиями, которые требуют повышенного расхода внутренних резервов человека. В свою очередь, продолжительные изрядные перегрузки оказывают очень неблагоприятное действие на человека, а иногда и полностью дезорганизуют его деятельность, приводя к таким патологическим состояниям, как профессиональный стресс.

Исследователи определяют профессиональный стресс как напряженное состояние работающего человека, возникающее у него при достаточно длительном, более или менее интенсивном воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанное непосредственно с выполняемой профессиональной деятельностью.

Причинами профессионального стресса могут являться как физические, так и психологические факторы, причем как реально существующие, так и предполагаемые.

Физическими стрессорами могут являться неблагоприятные внешние воздействия трудовой деятельности: повышенная физическая нагрузка, плохая разработка эргономических составляющих и т.д.

К психологическим стрессорам относятся: повышенная ответственность, недостаток или переизбыток информации, неопределенность ситуации, повышенная мотивация, временной дефицит, частая или быстрая перестройка стратегий поведения в ходе сложившейся ситуации, неудовлетворенность карьерным ростом, повышенная конфликтность в коллективе и т.д.


Факторы, развивающие стресс (стрессоры), разнообразны, но они активизируют одинаковую биологическую реакцию, которая состоит в актуализации адаптационных способностей организма. Стрессовые реакции человека зависят от положительных и отрицательных переживаний, уровней стрессоустойчивости организма и психики, а также способности переживать стресс без потерь.

Анализ литературы позволил определить основные факторы, которые приводят к возникновению стресса.

Организационные факторы:

а) структурность (разделение и специализация труда, централизованность управления, связь структуры и функции организации, участие в управлении (в принятии решения), политика организации, продвижение по службе);

б) процессы (деятельность в целом, её цели и обратная связь о результатах деятельности, профессиональная подготовка);

в) управление (найм, оценка деятельности, оплачиваемость труда, режимность, варьирование рабочих смен, техника безопасности и охрана труда, уход за здоровьем и организация рабочего места);

г) содержание работы (объемность работы, рабочие нагрузки, трудность задания, наличие проблемных ситуаций, ответственность, экстремальность задания, информационная заваленность, ограничения во времени, формы выполнения действий, проявление творчества, риск);

д) средства работы (надежность и безопасность техники, кодировка информации, неразборчивость текстуры, особенности приборов и их конструкция);

е) физические, химические и технические условия труда (микроклимат в помещениях, газовый состав воздуха, шум, вибрация, освещение, факторы вредности и опасности);

ж) социальные условия (психоклимат, совместимость членов коллектива, межличностные отношения, конфликтность, ролевая определённость, конкуренция, доверие, социальное признание, одобряемость, общественная ответственность).

Личностные факторы:

а) профессиональные (уровень знаний, навыков, умений, квалификационный опыт, непрерывное профессиональное совершенствование, кризисы карьеры, профессиональные ожидания и результаты, а также удовлетворенность ими;

б) организационные и морально-нравственные (нравственная устойчивость и зрелость, целеустремленность, профессиональная ответственность, дисциплинированность);

в) психологические (трудовая ориентация, развитие способностей и важных качеств, индивидуальность личности (тревожность, экстернальность или интернальность, интровертированность, экстравертированность, нейротизм, ригидность, агрессивность, реактивность и склонность к риску), психические состояния (степень бдительности и готовности, доминирующие состояния, фобность, утомляемость, депрессивность);


г) физиологические (заболевания в острых и хронических формах, биологические ритмы, функциональные состояния, вредные привычки, возрастные изменения);

д) физические: (развитие силы, ловкости и скорости, выносливости, сомато-антропометрические особенности).

Все эти факторы одиночно или в комплексе приводят к развитию стресса. Проявления стресса очень многообразны. Условно симптомы стресса классифицируют на три группы: физиологические, поведенческие и психологические. Физиологические симптомы стресса выражаются как обострение нарушений, связанных с ЖКТ, органами дыхания (ИБС, гипертония, инфаркты, астмы) и эндокринные расстройства с нарушением обмена веществ. Механизмы воздействия стресса на здоровье человека полностью не изучены. Всё же очевидно то, что его влияние на жизненные функции и физическое состояние человека гораздо сильнее, чем считалось раньше.

    1. Виды профессиональных стрессов и стадии развития стрессового состояния

В современной литературе нет определённой классификации профессионального стресса. Мнение большинства специалистов психологии труда сошлось на классификации Н. В. Самоукиной, которая выделила следующие виды профессионального стресса [6]:

информационный стресс, характеризующийся высокой интенсивностью перемен информационных параметров, а также возникающий в условиях нехватки времени и затрудняющий его преодоление в условиях высокой ответственности;

эмоциональный стресс, возникающий при реальной экстремальности проделываемой работы;

коммуникативный стресс, связанный с проблемой общения. Он характеризуется высокой степенью конфликтности, неумением контролировать себя, неспособностью тактично отказывать в чем-либо, незнанием средств защиты от манипуляций;

профессиональный стресс достижения, который определяется как несоответствие степени ожиданий настоящим возможностям человека;

стресс, вызванный страхом допустить ошибку, связанный с двумя моментами: слишком сильная установка, нацеленная на успех, и запреты или карательные санкции при наличии ошибки. Данный вид стресса «блокирует» творческие способности человека, у него постепенно развивается отказ от всего рискованного и нового;


профессиональный стресс конкуренции, проблемой которого является осознание «конкурентов» везде и всегда, что в последствии может привести к личностным деформациям;

профессиональный стресс успеха, определяемый как интенсивный стресс, «обессмысливающий жизнь»;

стресс зарабатывания денег, который ведёт за собой шлейф личностных нарушений.

В исследовательской литературе больше всего уделено внимания трём

видам профессиональных стрессов, имеющих психологическую природу: информационному стрессу, эмоциональному стрессу и коммуникативному стрессу.

В случаях информационных перегрузок, когда человек не справляется с возникшей перед ним задачей, не успевает принимать важные решения в условиях, прежде всего, острого ограничения во времени, возникает информационный стресс. Причем, как мы понимаем, напряженность еще может усилиться, если принятие решения, выполнение ответственного задания связаны с высокой степенью ответственности, или происходит при недостатке необходимой информации, частом или внезапном изменении заданий, требований, информационных параметров профессиональной деятельности.

Эмоциональный стресс может переживаться тогда, когда разрушаются внутренние установки, личностные ценности человека, связанные с его профессией, работой, должностью. Эмоциональный стресс возникает при наличии реальной или предполагаемой опасности, переживаниях унижения, вины, гнева и обиды, непонимания, недоверия, несправедливости, в случаях противоречий или разрыва деловых (личных) отношений с коллегами по работе или конфликте с руководством (это уже приближение к коммуникативному стрессу).

Коммуникативный стресс, связанный с реальными проблемами делового общения, проявляется в повышенной раздражительности, неумении защититься от коммуникативной агрессии, неспособности сформулировать отказ там, где это необходимо, незнании специальных приемов защиты от манипулирования, несовпадении по теме общения.

Если попытаться отследить динамику профессионального стресса, то можно определить следующие стадии развития стрессового состояния:

– нарастание напряженности (I);

– собственно стресс (II);

– снижение внутренней напряженности (III).

Продолжительность первой стадии может быть разной. Один человек заводится практически мгновенно, в течение двух-трех минут, а у другого внутреннее напряжение (до сброса, вспышки, приступа) накапливается в течение нескольких дней, недель или даже месяцев. Состояние и поведение человека при стрессе резко меняется и часто на противоположное. Об этом человеке иногда говорят: он потерял свое лицо или он потерял самообладание: спокойный и сдержанный неожиданно становится суетливым, раздраженным, даже агрессивным и жестоким; живой, подвижный и общительный человек может стать мрачным, замкнутым и заторможенным. На этой стадии исчезает психологический контакт в деловом и межличностном общении, появляется отчуждение в отношениях. И, хотя на первой стадии стресс еще остается более или менее конструктивным и может в некоторых случаях даже повысить успешность профессиональной деятельности, постепенно ослабевает самоконтроль, и человек теряет способность сознательно и разумно регулировать собственное поведение.