Файл: Проблемы профессиональных стрессов. Профессиональное выгорание (Последствия профессионального стресса).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 124
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.3 Последствия профессионального стресса
«СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ»
2.1 «Синдром эмоционального выгорания»: определение и причины возникновения данного явления
2.2 «Группа риска», подверженная «эмоциональному выгоранию» и основные симптомы данного синдрома
2.4 «Синдром эмоционального выгорания»: исследовательская часть
Из данной таблицы видно, что 4 человека из 7 имеют низкий уровень редукции личных достижений, 2 человека имеют средний уровень и 1 человек имеет высокий уровень редукции.
Данные проведённых исследований подтвердили мои личные наблюдения за сотрудницами ИП Амбого О. А. Было выявлено, что большинство сотрудниц предприятия положительно оценивают атмосферу деятельности в коллективе. То есть они воспринимают условия деятельности прежде всего как позволяющие успешно работать и получать от этого эмоциональное удовлетворение.
Небольшое количество человек испытывают средний уровень эмоционального напряжения. Это связано с тем, что в последнее время объемы заказов в ИП стали неуклонно расти, соответственно выросла и нагрузка на работниц предприятия. И особенно это почувствовали женщины старше 50 лет. Именно у них наблюдается средний уровень напряженности. Но очень благоприятный характер межличностного общения в коллективе позволяет и этим сотрудницам справляться с этой напряженностью. К тому же, как уже было сказано, руководителем предприятия взят курс на увеличение персонала и расширение производства. То есть, в скором времени нагрузка снова станет посильной для всех сотрудниц.
И только один человек в коллективе явно обладает «синдромом эмоционального выгорания». На лицо многочисленные симптомы этого состояния: чувство хронической усталости; ощущение эмоционального и физического истощения; повышенная раздражительность на рабочие моменты; невыполнение важных, приоритетных задач; развитие негативного отношения к коллегам и клиентам; ощущение собственной некомпетентности и другие. Причины такого состояния, на мой взгляд, кроются в неблагоприятной жизненной ситуации данной сотрудницы и её личностных качествах, как то: «закрытость», преобладание личных интересов над профессиональными и общественными, конфликтность и т. п. В конце концов, она всё таки предпочла работать надомницей.
Надо отметить, что в ходе исследований было выявлено, что особенности восприятия психологической атмосферы в рабочем коллективе во многом связаны с личностными характеристиками сотрудниц швейного производства. В частности, чем больше швеи склонны к конформизму, тем более дружелюбными они воспринимают отношения в рабочей среде. Чем больше общительность, дипломатичность и консерватизм, тем более высоко оценивается склонность коллег к согласию во взаимоотношениях. А чем более общительны швеи, тем они менее удовлетворены взаимоотношениями, так как из-за высокой занятости потребность в общении не удовлетворяется в полной мере. Также мною было замечено, что если сотрудницы данного швейного производства имеют возможность общаться в течение рабочего дня, производительность их труда возрастает, нежели когда они этой возможности не имеют.
Таким образом, своевременные исследования психологического климата в коллективе и эмоционального состояния сотрудников могут оказать неоценимую помощь в профилактике эмоционального выгорания не только отдельных работников, но и организации в целом.
Таким образом, «синдром эмоционального выгорания» - это состояние эмоционального, умственного истощения и физического утомления, которое развивается в результате хронического стресса на рабочем месте.
Исследователи выделяют три основных фактора, способствующих возникновению данного синдрома: личностный, ролевой и организационный.
Симптомы «синдрома эмоционального выгорания» условно можно разделить на три основные группы: психофизические, социально-психологические и поведенческие. То есть, можно с уверенностью сказать, что данный синдром представляет собой совокупность симптомов, негативно сказывающихся на работоспособности, самочувствии и интерперсональных отношениях субъекта профессиональной деятельности.
В то же самое время необходимо отметить, что «синдром эмоционального выгорания» возможно предотвратить. Либо, если «выгорание» уже произошло, необходимо провести корректирующие и восстанавливающие мероприятия. А для этого просто необходимо своевременно проводить соответствующие психологические исследования в рабочих коллективах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение и анализ феноменов «профессионального стресса» и «синдрома эмоционального выгорания» даёт основание сделать следующие выводы.
Профессиональный стресс – это напряженное состояние работающего человека, возникающее у него при достаточно длительном, более или менее интенсивном воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанное непосредственно с выполняемой профессиональной деятельностью.
Факторы, развивающие стресс (стрессоры), разнообразны, но они активизируют одинаковую биологическую реакцию, которая состоит в актуализации адаптационных способностей организма.
Исследователи выделяют ряд основных факторов, которые приводят к возникновению профессионального стресса.
В частности, выделяют организационные факторы: структурность, процессы, управление, содержание работы, средства работы, физические, химические и технические условия труда, а также социальные условия.
Кроме того, выделяют личностные факторы: профессиональные, организационные и морально-нравственные, психологические, физиологические и физические.
Все эти факторы одиночно или в комплексе приводят к развитию стресса. Основными видами профессиональных стрессов исследователи считают информационный, эмоциональный и коммуникативный стрессы.
Информационный стресс появляется в результате информационных перегрузок, в том числе возникающих в результате повышенной профессиональной мотивации, когда работник не справляется с задачей, не успевает ориентироваться в информационном пространстве и принимать необходимые решения. Также причинами его возникновения может быть дефицит информации, приводящий к неопределенности в ситуации.
Эмоциональный стресс формируется в условиях длительных и непрерывных конфликтных ситуаций, в которых субъекты трудовой деятельности лишены возможности удовлетворять свои ведущие потребности.
Коммуникативный стресс связан с проблемами делового общения в ходе профессиональной деятельности и может проявляться в конфликтном, манипулятивном поведении, неумении воспринимать и адекватно реагировать на критические замечания.
Если отследить динамику профессионального стресса, можно определить следующие стадии развития стрессового состояния: нарастание напряженности (I), собственно стресс (II), снижение внутренней напряженности (III).
Проявления стресса очень многообразны. В профессиональном стрессе выделяют определенного рода стресс-синдромы, под которыми понимают совокупность относительно устойчивых проявлений стрессового реагирования в профессионально трудных ситуациях. В частности, определяются несколько уровней синдромов стресса профессиональной деятельности:
- первый уровень – описание субъективных репрезентаций отдельных стресс-факторов и стрессовых ситуаций, воспринимаемых субъектом как отягощающие или затрудняющие успешное выполнение профессиональной деятельности, негативно сказывающиеся на качестве жизни и душевном комфорте;
- второй уровень описания синдромов профессионального стресса – симптомы переживаний стресса в виде острых, кратковременных, хронических, доминирующих стрессовых или постстрессовых состояний;
- третий уровень описания синдромов стресса профессиональной деятельности – симптомы устойчивых личностных и поведенческих деструкций и деформаций.
Профессиональные деструкции – это постепенно накопившиеся негативные последствия рабочих стрессов в виде устойчивых изменений структуры и содержания профессиональной деятельности, а также структуры личности субъекта.
Специфическим видом профессиональной деформации является профессиональное выгорание.
Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Оно возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них.
Выделяют три основных фактора, играющих существенную роль в синдроме эмоционального выгорания – личностный, ролевой и организационный.
Более всего «эмоциональному выгоранию» подвержены следующие категории лиц:
- сотрудники, которые по роду службы вынуждены много и интенсивно общаться с различными людьми, знакомыми и незнакомыми;
- люди, испытывающие постоянный внутриличностный конфликт в связи с работой;
- работники, профессиональная деятельность которых проходит в условиях острой нестабильности и хронического страха потери рабочего места;
- люди, попавшие в новую, непривычную обстановку, в которой они должны проявить высокую эффективность;
- жители крупных мегаполисов, которые живут в условиях навязанного общения и взаимодействия с большим количеством людей в общественных местах.
Симптомы, составляющие «синдром эмоционального выгорания», условно можно разделить на три основные группы: психофизические, социально-психологические и поведенческие.
К психофизическим симптомам относятся: чувство хронической усталости, ощущение эмоционального и физического истощения, общая астенизация, частые головные боли и другие.
К социально-психологическим симптомам относятся: безразличие, скука, пассивность, депрессия, частые нервные «срывы», чувство беспокойства и гиперответственности и другие.
К поведенческим симптомам профессионального выгорания относятся следующие поступки и формы поведения работника: ощущение, что работа становится всё тяжелее и тяжелее, а выполнять её всё труднее и труднее; чувство бесполезности, неверия в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам и прочее.
Следует отметить, что «синдрому эмоционального выгорания» подвержены не только отдельные работники, но и организации в целом. Всё это крайне негативно сказывается на самочувствии, работоспособности и интерперсональных отношениях субъекта профессиональной деятельности, а также развитии и успешности организации. А между тем профессиональное выгорание – это состояние, которое можно предотвратить и с которым можно бороться.
Главным профилактическим средством профилактики и борьбы с «эмоциональным выгоранием» являются ежедневные занятия психогигиеной. К ним относятся: ежедневные прогулки, глубокое дыхание, наличие хобби, фотографии близких на рабочем столе и т. п. Также важное значение в профилактике «синдрома эмоционального выгорания» имеют следующие методы: использование «тайм-аутов», определение краткосрочных и долгосрочных целей, овладение навыками саморегуляции, профессиональное развитие и самосовершенствование и т. п.
Необходимо отметить, что профессиональному выгоранию меньше подвержены люди, характеризующиеся подвижностью, открытостью, общительностью, оптимизмом и стрессоустойчивостью.
Стрессоустойчивость человека характеризуется совокупностью личностных качеств индивидуума, которые позволяют трудящимся преодолевать повышенные интеллектуальные, сенсорные и эмоциональные нагрузки.
Таким образом, тема профессионального стресса и «синдрома эмоционального выгорания» достаточно изучена. Тем не менее, в связи с меняющимися условиями жизни общества и профессиональной деятельности, она требует детального рассмотрения некоторых вопросов: например, вопросов изучения данных явлений у представителей конкретных профессий; разработка наиболее эффективных методик профилактики и борьбы с данными явлениями и других. Все они могут стать темами для отельных исследовательских работ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Бодров В. А. Информационный стресс. М.: ПЕР СЭ, 2000. 352 с.
- Бодров В. А. Профессиональное утомление. Фундаментальные и прикладные проблемы: монография. М.: Институт психологии РАН, 2009. 560 с.
- Водопьянова Н. Е. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика: практическое пособие / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. – 3-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2017. 343 с.
- Небылицын В. Д. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1990. 408 с.
- Немчин Т. А. Состояние нервно-психического напряжения. Л.: Ленинградский университет, 1983. 167 с.
- Бурумбаева М. Б. Профессиональный стресс в трудовой деятельности [Электронный ресурс] // Вестник КарГУ. Электронный журнал. 2014. URL : https://articlekz.com/article/11994 (дата обращения: 24.10.2019)
- Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания [Электронный ресурс] // Лит Рес: один клик до книг: [сайт]. URL : https://www.litres.ru/elena-starchenkova/sindrom-vygoraniya/ (дата обращения 18.09.2019)
- Мельник Ю. Управление стрессами (или 6 типов личностей, реагирующих на стресс) [Электронный ресурс] // Управление персоналом. Электронный журнал. 2000. №3. URL : http://hrm.ru/upravlenie-stressami-ili-6-tipov-lichnostejj-reagirujushhikh-na-stress (дата обращения 25.09.2019)
- Методика «Диагностика профессионального выгорания» (К. Маслач, С. Джексон) [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования nsportal/ru : [сайт]. URL : https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2017/06/14/metodika-diagnostika-professionalnogo-vygoraniya-k
- Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по Ф. Фидлеру) // Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. [Электронный ресурс] // Всетесты.ru : [сайт]. URL : https://vsetesti.ru/109/
- Профессиональное выгорание: симптомы и правила профилактики [Электронный ресурс] // Лiга. Бизнес: [сайт]. URL : https://biz.liga.net/hr/all/article/professionalnoe-vygoranie-priznaki-i-pravila-profilaktiki (дата обращения 25.09.2019)
- Профессиональный стресс. Виды профессионального стресса. Причины его возникновения и протекания [Электронный ресурс] // Studme.org: [сайт]. URL : https://studme.org/1317060525478/psihologiya/professionalnyy_stress_vidy_professionalnogo_stressa_prichiny_ego_vozniknoveniya_protekaniya (дата обращения 20.09.2019)
- Профессиональный стресс. Теории и модели профессионального стресса [Электронный ресурс] // Мандель Б. Р. Психология стресса // PSYERA-гуманитарно-правовой портал: [сайт]. URL : https://psyera.ru/professionalnyy-stress-teorii-i-modeli-professionalnogo-stressa_9664.htm (дата обращения 20.09.2019)
- Самоукина Н. В. (ПИ РАО) Синдром профессионального выгорания [Электронный ресурс] // Медицинская газета. 8 июня. 2005. №43. URL : http://www.help-patient.ru/psychological_help/doctors/professional_burning/ (дата обращения 24.10.2019)
- Самоукина Н. В. Синдром профессионального выгорания [Электронный ресурс] // Элитариум-центр допольнительного образования: [сайт]. URL : http://www.elitarium.ru/professionalnoe-vygoranie-stress-strah-harakter-sostoyanie-simptom-rabotnik-organizaciya-sotrudnik-trud-vozrast-zdorove/ (дата обращения 20.10.2019)
- Синдром эмоционального выгорания [Электронный ресурс] // Управление персоналом. Словарь-справочник. URL : https://psyfactor.org/personal/personal17-02.htm (дата обращения 19.09.2019)