Файл: Учет амортизации основных средств (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА АМОРТИЗАЦИИ ОБЪЕКТОВ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 228

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При способе списания стоимости по сумме чисел лет, сумма амортизации равна произведению первоначальной стоимости и отношения оставшегося числа лет эксплуатации к сумме чисел лет полезного использования.

Пример :Организация ввела в эксплуатацию торговое оборудование стоимостью 50 000 руб., сроком службы 5 лет.

Сумма чисел лет срока полезного использования будет равна:

1+2+3+4+5 =15 (19)

В первый год эксплуатации сумма амортизации будет равна:

50 000 руб. х 5/15=. 16 667 руб (20)

Остаточная стоимость объекта

50 000 руб. – 16 667 руб.= 33 333 руб (21)

Во второй год эксплуатации сумма амортизации оборудования составит :

50 000 руб. х 4/15= 13 333 руб (22)

Остаточная стоимость равна :

33 333 руб. – 13 333 руб.= 20 000 руб. (23)

В третий год эксплуатации годовая сумма амортизации составит :

50 000 руб. х 3/15= 10 000 руб (24)

До полной амортизации остается три года эксплуатации. Остаточная стоимость равна

20 000 руб. – 10 000 руб.=10 000 руб (25)

В четвертый год эксплуатации будет начислена амортизация в сумме 50 000 руб. х 2/15= 6667 руб. (26)

До полной амортизации осталось 2 года. Остаточная стоимость составит 3333 руб.

В последний год амортизации будет начислена сумма

50 000 руб. х 1/15=3333 руб. (27)

Последний год амортизации. Остаточной стоимости нет

3333 руб. – 3333 руб=0 руб (28)

Месячная сумма амортизации рассчитывается как 1/12 исчисленной годовой суммы амортизации.[7]

Таким образом, применении способа списания стоимости по сумме чисел лет полезного использования экономически выгодно и целесообразно, так как позволяет увеличить амортизационный отчисления в начальный период эксплуатации объекта и снизить налоговую нагрузку.

Способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ)это начисление амортизации в зависимости от объема выпущенной продукции и может применяться только для объектов, непосредственно участвующих в производстве.

Начисление амортизации в зависимости от объема выпущенной продукции определяется по формуле :

Аj = Oф Сперв / Он (29)

Где Oф - фактический объем продукции выпущенный за n период времени ,

Он - нормируемый объем продукции за весь срок службы оборудования,

Сперв.- количество произведенной продукции первоначально.

Пример начисления амортизации по способу списания стоимости пропорционально объему продукции (работ)

Компания производит металлические комплектующие к производственному оборудованию по заявкам заказчиков. Для этих целей в феврале 2016 года был приобретен и введен в эксплуатацию токарный станок с электронно-числовым программным управлением первоначальной стоимостью 3000000руб.[8]


Учитывая технический ресурс и производительность данного станка, планируется произвести на нем за весь срок его полезного использования 300000 единиц продукции.

В марте и апреле 2016 года на данном станке было произведено 2500 и 3200 ед. продукции соответственно, а в мае станок простаивал из-за отсутствия заявок со стороны заказчика на данный вид продукции.

Определим сумму амортизации в указанные месяцы:

В марте: 3000000руб. / 300000 ед. × 2500 ед. = 25000 руб. (30)

В апреле: 3000000руб. / 300000 ед. × 3200 ед. = 32000 руб. (31)

В мае: 3000000 руб. / 300000 ед. × 0 ед. = 0 руб. (32)

Любой метод начисления амортизации имеет свои плюсы и минусы, в одном случае удобно применять один способ расчета, в другом – другой.

В данном случае списывать стоимость объекта в зависимости от объема выпущенной продукции удобно тогда, когда существует прямая зависимость износа объекта от частоты его эксплуатации.

Данный метод распространен в промышленности, например, добывающей, или для транспорта легкового или грузового.

Какой бы метод не был выбран для начисления амортизации, он должен быть отражен в учетной политике организации.

Кроме линейного варианта, все остальные не совпадают с методами, установленными в налоговом учете. Поэтому фирмы, работающие на общей налоговой системе, сталкиваются в временными разницами по ПБУ 18/02, если устанавливают в «бухгалтерской» учетной политике любой из трех последних способов амортизации.  Это связано с тем, что каждый месяц на расходы списываются разные суммы в бухучете и в налоговом учете. Избежать разниц по ПБУ 18/02 позволяет только линейный способ, так как он полностью аналогичен «налоговому» линейному методу начисления амортизации.

1.2. Нормативное регулирование учета, амортизации объектов основных средств.

Нормативное регулирование учета основных средств играет важную роль в вопросе регламентации учетного процесса в любой компании. Ведь необходимость корректного осуществления учета ОС стоит перед любой развивающейся фирмой.

Нормативно-правовое регулирование − это законодательные, нормативные и иные документы, регулирующие процедуры по приобретению, хранению, эксплуатации и выбытию основных средств, а также налогообложению операций, связанных с их движением


Определяющим законом Российской Федерации является Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06 декабря 2011 г., целями которого являются установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета.

Регулирование бухгалтерского учета осуществляется в соответствии со следующими принципами

1) соответствия федеральных и отраслевых стандартов потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также уровню развития науки и практики бухгалтерского учета;

2) единства системы требований к бухгалтерскому учету;

3) установления упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для экономических субъектов, имеющих право применять такие способы в соответствии с настоящим Федеральным законом;

4) применения международных стандартов как основы разработки федеральных и отраслевых стандартов;

5) обеспечения условий для единообразного применения федеральных и отраслевых стандартов;

6) недопустимости совмещения полномочий по утверждению федеральных стандартов и государственному контролю (надзору) в сфере бухгалтерского учета.[9]

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета имеет четыре уровня:

Первый уровень – федеральные законы, указы президента и постановления правительства Российской Федерации, регулирующие прямо или косвенно постановку учета;

Второй уровень – система национальных стандартов по бухгалтерскому учету;

Третий уровень - методические указания и инструкции по ведению бухгалтерского учета, разработанные и утвержденные федеральными органами, министерствами и ведомствами, которым федеральным законом предоставлено право регулирования бухгалтерского учета в пределах их компетенции;

Четвертый уровень - рабочие документы организации, утвержденные руководителем, разработанные с учетом специфики условий хозяйствования, отраслевой принадлежности, структуры и размеров предприятия.

Документы первого уровня закрепляют обязательность ведения бухгалтерского учета всеми хозяйствующими субъектами, его основные принципы и правила. Определяющим законом Российской Федерации является Федеральный закон «О бухгалтерском учете», в котором устанавливаются единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета экономическими субъектами России.


Документы второго уровня представлены положениями по бухгалтерскому учету, устанавливающими правила его ведения на отдельных участках. К числу важнейших документов этого уровня относятся положения по бухгалтерскому учету.

Документы третьего уровня имеют рекомендательный характер. Это инструкции, указания, дающие возможные варианты постановки учета непосредственно в организациях в зависимости от ее отраслевой особенности. Это могут быть методические указания по определению состава затрат на предприятиях торговли, строительстве, при выполнении научно-исследовательских работ, проведению инвентаризации, учету основных средств и другое.[10]

К документам четвертого уровня относятся указания, инструкции, положения, приказы и иные подобные документы по постановке и ведению бухгалтерского учета, непосредственно созданные в организации и являющиеся внутрифирменными стандартами. Это может быть приказ об учетной политике, должностные инструкции, положения по оплате труда др.

Организация учета основных средств ведется в соответствии со следующими основными нормативными документами:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1, 2).

Гражданский кодекс Российской Федерации определяет:

- порядок государственной регистрации недвижимости (ст.131 гл.6);

- предприятие в целом или его часть могут быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением вещных прав.

В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (коммерческое обозначение, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором (ст.132 гл.6);

- содержание права собственности (ст.209 гл.13), приобретение и прекращения права собственности (гл.14 и гл.15.);

- обеспечение исполнения обязательства (гл.23). Исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором (п.1 ст.329 гл.23).


2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 1, 2).

Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает:

- налогообложение операций, связанных с движением основных средств (гл.21 НДС) ;

- определение доходов и расходов организации при расчете налогооблагаемой прибыли (гл.25 Налог на прибыль)

- случаи изменения первоначальной стоимости основных средств в следствии реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации, что важно для расчета амортизации (ст. 257);

- подразделение амортизируемого имущества на амортизационные группы в зависимости от срока полезного использования: первая группа от 1 до 2 лет, вторая – от2 до 3 лет и т.д. (ст. 258). Также указано, что классификация основных средств по группам определяется Правительством РФ, а для отдельных видов основных средств, которые не соответствуют приведенным группам, срок полезного использования устанавливается самим налогоплательщиком на основании технических условий и рекомендаций организаций-изготовителей;

- определена методология применения линейного и нелинейного методов и порядок расчета нормы амортизации (ст.259).

3.Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06 декабря 2011 г. № 402-ФЗ;

В Федеральном законе "О бухгалтерском учете" установлено, что

- оценка имущества и обязательств производится организацией для их отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в денежном выражении.

Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных расходов на его покупку; имущества, полученного безвозмездно, - по рыночной стоимости на дату оприходования; имущества, произведенного в самой организации, - по стоимости его изготовления.

- Начисление амортизации основных средств и нематериальных активов производится независимо от результатов хозяйственной деятельности организации в отчетном периоде (ст.11);

- порядок и сроки проведения инвентаризации, отражение на счетах бухгалтерского учета результатов инвентаризации (ст.12).

4.Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утверждены Приказом Минфина России от 13.06.1995 №49. (в ред. Приказа Минфина РФ от 08.11.2010 N 142н)

Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 г. N 49 устанавливают порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов. В соответствии с Методическими указаниями проведение инвентаризации обязательно: