Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Развитие исследований в области невербальных коммуникаций).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время проблемы межличностных коммуникаций являются предметом изучения многих наук. Важнейшей задачей коммуникации является получение возможности полного понимания человека, однако то что говорит человек не всегда является правдой, поэтому так же важно анализировать и невербальную сферу. Одной из важных составляющих процесса коммуникации является умение понять друг друга – понять не только на смысловом, но и на эмоциональном уровне. Способность распознавать чужие эмоции является сложным приобретаемым умением, учится которому необходимо долгое время.

Проявление эмоций может быть очень показательным, их достаточно сложно скрыть, поэтому умение анализировать их на невербальном уровне может существенно помочь во многих вещах, в частности лучшей коммуникации между людьми.

Актуальность темы исследования заключается в том, что невербальные проявления эмоциональных состояний человека достаточно сложно скрыть для тех людей кто умеет их анализировать. В разговоре собеседник может говорить о том, что ему все нравиться и устраивать, но невербальные проявления его эмоциональных состояний выдадут его реальное состояние, что может значительно способствовать повышению качества коммуникационного процесса.

Объект – ООО «Феско».

Предмет – различные невербальные проявления эмоциональных состояний человека и возможности использования их для повышения эффективности деятельности предприятия.

Цель – рассмотреть невербальные проявления эмоциональных состояний человека.

Задачи:

  1. Рассмотреть историю развития исследований в области невербальных коммуникаций
  2. Изучить понятие невербальных проявлений эмоций
  3. Дать общую характеристику объекта исследования
  4. Исследовать невербальные проявления эмоций на предприятии на примере менеджеров по продажам
  5. Выявить возможные направления совершенствования работы исследуемого предприятия при использовании исследований невербальных эмоций.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НЕВЕРБАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ И НЕВЕРБАЛЬНОГО ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИЙ


1.1 Развитие исследований в области невербальных коммуникаций

Невербальная коммуникация – это общение, осуществляемое посредством жестов, мимики, телодвижений, изменения поз, а также определенного расположения коммуникантов по отношению друг к другу и расстояния между ними. Речевое общение всегда сопровождается невербальным. Последнее, однако, может происходить независимо от речи.

Первые исследования невербалики относятся к эпохе античности и имели практический характер, так как были непосредственно связаны с ораторским искусством и риторикой. Умение пользоваться даром речи высоко ценилось в Древней Греции и в Древнем Риме [10, 45 с.].

Красноречие процветало везде. Перикл, Клеон, Демосфен, Цицерон [10, 45 с.] и многие другие ораторы славились своим мастерством. Выделялись различные виды красноречия, такие как торжественное, политическое, военное, совещательное, судебное и др. Судебное играло особо важную роль в жизни общества, так как множество споров разрешалось в судебном порядке. При этом риторика защиты и риторика обвинения также имели свои особенности.

Хороший адвокат, например, должен был владеть правильной артикуляцией и умеренно использовать жесты. Сила голоса, его модуляции, интонация, умение держать себя с достоинством и спокойствием имели большое воздействие на слушателей. Нечеткое произнесение звуков, излишняя или неуместная жестикуляция вызывали смех и неудачных ораторов осмеивали и даже стаскивали с трибуны [10, 65].

Наряду с общей композицией, приемами аргументации, зрелостью суждений большое значение придавалось мелодике, музыкальному оформлению речи, а также жестам и мимике [8, 114 с.]. Хотя движения мышц лица часто носят непроизвольный характер, оратор должен был научиться владеть ими. Когда одного из самых великих ораторов античности Демосфена спросили, «что в ораторском искусстве первое, он ответил «произношение с мимикой», что второе: «произношение с мимикой», что третье: «произношение с мимикой» [10, 54 с.]. При Демосфене ораторское искусство Древней Греции достигло наивысшего расцвета.

Древние виртуозно владели искусством ораторики. Они не только фиксировали просодические модуляции с помощью диакритических значков, но также описывали жесты и мимику, используя для этого специальные знаки. «Невозможно себе представить, до какого совершенства была доведена пантомима у древних. Вместе с выражением и голосом жест является, в сущности, элементом языка души, сопровождая ее во всех движениях. Каждому положению тела соответствует свой жест: всё, вплоть до позиции ног, имеет свое значение … Главными инструментами жеста являются руки, движения которых вместе с тонами голоса, с мимикой лица, глаз – вместе с движениями души – создают совершенный концерт, рисующий слушателям прекрасную картину всей гаммы чувств и всего размаха мыслей оратора…»[1, 108 с.].


Существовал свод правил жестикуляции, в котором подробно описывались не только мимика и жесты, повороты головы и позы тела, но также различные нюансы их значений. Согласно правилам, оратор не должен был поднимать кисти рук выше линии плеч или, по крайней мере, выше глаз, а также не опускать их ниже пояса. Недопустимо было стучать руками по кафедре или одной рукой о другую, считать на пальцах, растопыривать их или сжимать в кулаки, указывать на кого-либо пальцем или грозить слушающим кулаком. Запрещались некоторые подражательные жесты из-за их сниженной стилистики [10, 56 с.].

Подчеркивалось значение амплитуды жеста – не от плеча, а от локтя, так как основным инструментом жестикуляции являлась кисть руки. Следует особо отметить, что в правилах использования жестов, которыми руководствовались античные ораторы, присутствуют идеи, получившие конкретные научные разработки в исследованиях ученых в ХХ–XXI вв. Прежде всего, это мысль о том, что жесты имеют между собой определенную связь и последовательность, подобно грамматическим периодам. В середине XX в. родоначальник кинесики американский ученый Р. Бердвистелл (R. Birdwhistell) исследовал элементарные жесты и пришел к выводу о том, что они образуют жестовые кластеры [14, 76 с.]. Древние также подчеркивали, что жест сопровождает мысль и голос, не обгоняя их и не задерживаясь. Данная идея воплотилась в исследованиях по невербалике и интонации в конце XX в. и в начале XXI в. [4, 65 с.].

С возникновением христианства в искусстве риторики наблюдаются значительные изменения, и появляется христианская риторика. Основное внимание уделяется идейному содержанию и композиции проповеди, жестикуляция очень сдержанная и соотносится с медленным темпом речи.

Эпоха Возрождения с ее глубоким интересом к античности, в том числе к наследию античных ораторов, знаменует собой новый этап в развитии красноречия. В специальной литературе, посвященной риторике этого периода, отмечается, что главной тенденцией развития европейских национальных риторик, особенно во Франции, является стремление к стилистическому изыску. Исключается всё, что враждебно стилю придворной риторики. «Из искусства речи риторика превращается в целый жизненный кодекс (savoir-vivre), формирующий сознание дворянина, являющегося главным образцом и моделью для подражания века» [1, 105 с.]. Появляются руководства по овладению хорошим стилем речи и благородными манерами (мимика, жесты, поклоны, умение правильно одеваться и т. п.).

Риторика возникла и развивалась в течение многих столетий вплоть до наших дней, прежде всего как искусство красноречия. Одновременно она представляет собой синтетическое знание о речи и о восприятии ее слушающими, о просодии, пантомиме, о жестах и мимике.


Независимо от риторики, в XVI в., вплоть до начала XIX в., в Италии и во Франции издаются отдельные работы, в которых выявляется биологическая природа и психологический характер мимики и жестов. Изучается выражение лица человека при различных эмоциональных состояниях. Делаются попытки обнаружить сходство между мимикой человека и животных, и даже растительным миром [11, 253 с.].

Во второй половине XIX в. и начале XX в. публикуются фундаментальные научные труды, которые продолжают развивать это направление. В исследованиях мимики и жестов Дж. Дюшенна [15, 77 с.], Ч. Дарвина, Э. Кюйе очень подробно анализируются анатомические и физиологические особенности мимики, движений тела и рук человека, характерных для выражения различных чувств. Изучаются общие черты манифестации эмоций у людей и животных. В своей работе, вышедшей в свет в 1862 г., Дж. Дюшенн применил новейшие методы исследования – с помощью электродов, располагаемых на разных участках лица, ученый определил группы мышц, задействованных в проявлении конкретных эмоций. Десять лет спустя, в 1872 г., появился знаменитый труд Ч. Дарвина «The Expression of the Emotions in Man and Animals» («Выражение эмоций у человека и у животных») [11, 254 с.]. Он ссылается на исследование Дюшенна, поместив некоторые его данные и фотографии в свою книгу.

В 1902 г. Э. Кюйе публикует фундаментальный труд «La Mimique» («Мимика») [15, 78 с.]. Опираясь на свои собственные значительные исследования по анатомии и работы предшественников, он детально описывает роль каждой мышцы головы, лица, рук и всего тела при передаче не только общих значений, но и тончайших оттенков смысла в выражении эмоций и модальности.

Таким образом, к началу XX в. можно выделить два направления, изучающие вопросы невербального общения, которые мы условно называем «риторическим» и «психологическим». Они продолжают развиваться, несколько изменяя свои цели под влиянием новых исторических условий XX в. В риторике, наряду с традиционной целью убеждения, формулируется информационная цель, которая соотносится с определенными невербальными особенностями поведения.

Появляются практические пособия и учебники по психологии, в которые включаются достижения «психологического» направления по изучению мимики и жестов.

Настоящий бум в исследовании невербальной коммуникации начинается в США после Второй мировой войны. Американский ученый Рэй Бердвистелл (Ray Birdwhistell), антрополог по образованию, становится родоначальником нового направления в науке. В 1952 г. была опубликована его монография «Введение в кинесику» («Introduction to Kinesics») [14, 145 с.], ознаменовавшая собой появление науки, исследующей жесты, мимику, позы и телодвижения человека, которую он назвал «кинесика».


Изучая язык, культуру и жестовое поведение одного из племен канадских индейцев, Р. Бердвистелл разработал собственную систему инотации языка жестов, позволившую ему подробно фиксировать все изменения в невербальном поведении аборигенов. Оказалось, что при общении с чужими людьми и переходе на английский или французский язык изменялись также их мимика, жесты, позы и телодвижения [14, 146 с.].

Детально анализируя жесты, Р. Бердвистелл проводил аналогии с человеческим языком. Подобно тому, как фонемы являются мельчайшими единицами различения значений, так и в языке жестов выделяются кины – элементарные жестовые единицы, из которых складываются «слова», «предложения» и «тексты» языка тела. Подобно тому, как одни слова в предложении являются ударными, а другие безударными, так и в жестовом континууме одни жесты выделяются сильнее по сравнению с другими. Каждый жест можно охарактеризовать с точки зрения его интенсивности, амплитуды, направления движения и других параметров. Позднее, работая в Филадельфии (штат Пенсильвания США), ученый создал уникальный каталог простейших человеческих движений – элементарных жестов, из которых формируются более сложные невербальные единицы [14, 148 с.].

Важно отметить, что, изучая жесты, Р. Бердвистелл подчеркивал их тесную взаимосвязь с речью, со смыслом высказывания, мелодикой, паузами и темпом речи. Однако одним из главных выводов исследований Р. Бердвистелла в области языка и кинесики является тезис о том, что с помощью речи, языковых средств говорящий передает только около 30 % информации. Остальные 70 % информации передаются мимикой, жестами, телодвижениями и позами [14, 149 с.].

Вторым новым направлением изучения невербального поведения, возникшим в 50-е гг. XX в. почти одновременно с кинесикой, является проксемика – наука о расположении собеседников в пространстве и о расстоянии между ними во время общения. Эта отрасль знаний появилась на свет в силу насущной необходимости решать практические задачи межкультурной коммуникации.

Как известно, после Второй мировой войны Соединенные Штаты пытались расширить сферы влияния своей политики, экономики и культуры в мире. Однако за границей американские правительственные чиновники, коммерсанты, а также активисты Корпуса Мира, действовавшие в рамках помощи развивающимся странам, нередко оказывались в ситуациях, приводивших к конфликтам и к непониманию.

Даже прекрасное знание иностранных языков не могло обеспечить им установление необходимых контактов, что нередко приводило к провалу их миссий. Стало понятно, что требуются специальная подготовка и разработка программ практического овладения навыками межкультурного общения [14, 153 с.].