Файл: Понятие менеджмента. Менеджер и предприниматель (Теоретические основы менеджмента).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 114
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы менеджмента
1.1. История развития менеджмента
1.2. Менеджмент: понятие, цель, функции, требования
1.3. Виды и требования, предъявляемые к менеджерам
2. Общая характеристика предпринимательства
2.1. Сущность, цели, задачи и функции предпринимательства
2.2. Понятие предпринимателя как субъекта предпринимательской деятельности
3. Менеджер и предприниматель, основные сходства и различия
3.1. Менеджер как предприниматель, их взаимосвязь
ВВЕДЕНИЕ
Менеджмент - это управление предприятием, хозяйствующем в условиях рынка. Понятия менеджмента и управления предприятием зачастую используются как понятия взаимозаменяемые. Это находит отражение в определениях данных понятий в фундаментальных работах отечественных и зарубежных авторов, где раскрывается их содержание.
Управление — это человеческая деятельность, а менеджмент — это его специфическая область, которая включает деятельность профессионалов, специалистов по обеспечению успешной деятельности фирмы.
Управление - древнейшее искусство и новейшая наука. Специалисты в данной области сходятся во мнении, что управление является частью больших политических, экономических, технологических, социальных и этических систем и основывается на собственных концепциях, принципах и методах, т.е. имеет серьезный научно-методический фундамент.
Необходимость управленческой деятельности определяется наличием организаций, в которых люди совместно работают для достижения общих целей.
Современная цивилизация, как современная экономика, начало которой положил капитализм и индустриальная революция, невозможны без предпринимательства.
Предприимчивость - их движущий механизм. Предпринимателем называют человека, организовавшего или организующего какое-либо важное дело, человека, имеющего для этого необходимые средства (собственные или заемные). Предпринимателем может быть единоличный собственник небольшой фирмы, управляющий акционерным обществом либо руководитель кооператива.
Тема менеджмента в России достаточно актуальна, всеобщий интерес к науке и практике менеджмента в России вызван многогранностью социально-экономических проблем, открывшихся перед российским обществом в процессе его коренных преобразований. И как следствие этого в последние два-три года издано много учебников, учебных пособий, монографий по менеджменту, как отечественных, так и зарубежных авторов. Создано большое число программ для высшего образования в области менеджмента.
Предметом данной курсовой работы служат понятия «менеджмент» и «предпринимательство».
Базой для написания работы послужили достоверные научные работы и монографии, учебные пособия, статьи в периодической печати, интернет- ресурсы.
Целью курсовой работы является изучение сущности и характерных функций менеджера и предпринимателя, а также рассмотрение их взаимосвязи и различий.
Для достижения поставленной цели должны быть выполнены следующие задачи:
- изучить историю развития менеджмента;
- рассмотреть понятие, функции и требования, предъявляемые к менеджменту;
- изучить сущность, цели, задачи и функции предпринимательства;
- рассмотреть понятие предпринимателя как субъекта предпринимательской деятельности;
- рассмотреть менеджера как предпринимателя и выявить их взаимосвязь;
- определить различия менеджера и предпринимателя.
Выполнение задач будет происходить последовательно, путем раскрытия глав курсовой работы.
1. Теоретические основы менеджмента
1.1. История развития менеджмента
История возникновения и развития менеджмента насчитывается со времён до нашей эры и продолжается до сегодняшних дней. Для удобства все этапы разделяются по временной шкале, представленной на рисунке 1. [1]17
Рисунок 1
«Этапы возникновения и развития менеджмента»
«Рисунок составлен по: Интернет- портал BusinessMan.ru [Электронный ресурс] URL: https://businessman.ru/new-istoriya-razvitiya-menedzhmenta.html (дата обращения: 29.03.2020)
Также выделяются несколько школ управления с различными концепциями, которые представлены в рисунке 2.[2]3
Рисунок 2
«Школы управления»
«Рисунок составлен по: Веснин, В.Р. Основы менеджмента: Учебник / В.Р. Веснин. - М.: Проспект, 2017. - c.21.»[3]3
1. Древний период.
История развития менеджмента начинается от IX века до нашей эры и заканчивается в XVIII веке. Наиболее простые формы управления появились в первобытном обществе, на тот момент управление создавалось всеми членами рода, а не конкретными персонами. Переход от собирательства и охоты к производству положил начало зарождению менеджмента. [4]17
Структура общества Древнего Египта сформировала первую управленческую систему. Различные древнегреческие мыслители понимали сущность и цели управления по-своему: Сократ считал, что самым важным является нужный человек на правильном месте, выполняющий поставленные задачи.[5]2 Платон утверждал, что управление – главный элемент жизнеобеспечения общества. Аристотель доказывал необходимость наличия управляющего над рабами, чтобы владельцы могли посвятить себя более важным делам.
В Древнем Риме обязательно контролировали выполненную работу, сравнивали результаты и выясняли причины отклонения от плана.
2. Индустриальный период.
На данном этапе появилась чёткая система менеджмента. Это случилось из-за замены ручного труда автоматизированным. Предприниматели требовали выполнения всех производственных условий, чтобы оправдать расходы, чем вызывали лишь недовольство и гнев рабочих. [6]3
3. Период систематизации.
Наука о менеджменте не стоит на месте. Появляются новые течения и меняются взгляды исследователей. Управляющие перешли от одной организации на весь социум. На рубеже XIX–XX веков начали появляться большие организации. Из-за чего появилась необходимость в смене системы управления производством. На этом заканчивается хронологическая история развития менеджмента. Школы управления развивали её далее. [7]17
Школа научного управления:
Основное внимание в данной концепции уделено лучшей эффективности управления производства и труда. Главные причины системы научного менеджмента: попытка крупного бизнеса воспользоваться преимуществами техники; желание людей достичь наиболее эффективных способов выполнения работы. [8]9
Основные принципы данной системы управления:
- отбор рабочих согласно специально разработанным тестам;
- изучение временных затрат рабочего;
- разделение работы на специализации; экономическое стимулирование труда;
- разделение ответственности между сотрудниками и менеджерами.
1) Классическая школа.
История развития менеджмента в классической школе систематизировала управление предприятиями. Основы такой системы держались за счёт авторитарного руководства и строго обозначенных задач, исключающих индивидуальный подход сотрудников. Последователи классической школы управления подвергались неоднократной критике менеджеров из-за игнорирования человеческих потребностей. [9]9
В данной концепции выделены следующие организационные принципы, подходящие и для современного общества:
- разделение труда;
- передача целей от руководства к рабочим;
- единство распределения; ограниченное число сотрудников.
2) Школа человеческих отношений.
Во времена появления первых двух школ социальные науки ещё не были изучены, и теоретики не могли связать менеджмент с психологией. [10]4Но спустя десятилетия человеческий фактор стал учитываться в системе управления.
Представители концепции в первую очередь улучшали социальную структуру организаций и исследовали причины человеческого поведения. Именно благодаря им получили широкое распространение тесты на профессиональную пригодность. [11]7
Главные принципы школы человеческих отношений:
- взаимное общение между руководителем и рабочими;
- беседы сотрудников с психологами;
- организация мероприятий;
- приветствие неформальных групп.
К минусам такого течения относится игнорирование технологических факторов и отсутствие систематизированного подхода к решению проблем. 3) Школа поведенческих наук.
Последователи поведенческой школы утверждали, что улучшение работы предприятия возможно только в случае более высокой эффективности человеческих ресурсов. Данный подход охватил почти всю систему менеджмента в 60-е годы. [12]9
Основные задачи данной концепции:
- исследование поведения человека;
‑ улучшение межличностных отношений;
- разработка проблем социальных коммуникаций;
- поддержание авторитета в коллективе;
- стереотипы в поведении;
- изменение рабочих задач и уровня труда.
Исследования представителей поведенческой школы основали теорию лидерства. Исходя из неё, оказывается, что наиболее эффективный метод управления для каждой ситуации различный. [13]15
4) Школа науки управления.
В понимании данной школы управленческие проблемы решаются посредством разработки и применения определённых моделей. [14]4Математические науки составляют данную концепцию. У научной школы управления присутствуют главные виды деятельности. Исследование операций заключается в использовании научно-исследовательских методов для решения операционных задач организаций.
Алгоритм такого способа:
- Постановка проблемы.
- Разработка модели ситуации.
- Замена словесного анализа количественными значениями.[15]3
История развития менеджмента кратко описывает, как возникали цивилизации и города, показывает приход общества от первобытного строя к современному. Но это в общих чертах, а теперь более подробно о его возникновении на родине – США.
История развития менеджмента в США до XX века не особо отличается от других стран. На начало XX в. выпало развитие производства. Все цели предпринимателей заключались в улучшении механизма массового производства. Чёткое ограничение отраслей давало хорошие возможности роста. Внимание менеджеров сосредотачивалось только на работе механизма. Из-за этого появился производственный стереотип. [16]17
Однако в 30-х годах потребитель перестал довольствоваться только основными потребностями. И тогда задачей управления стало воздействие на покупателя. Теперь конкуренция внутри одной организации превратилась в весьма распространённое явление. Но даже и без борьбы менеджеры пытались сопротивляться переменам из-за обязательного получения новых навыков.
В 50-х годах на смену индустриальной пришла постиндустриальная эпоха, продолжающаяся и сейчас. [17]15Но на этом не заканчивается история развития управления. Менеджмент востребован ещё больше.
Россия во многом отличается от западных стран. И история развития менеджмента здесь тоже иная. Каждый этап не похож на предыдущий и заслуживает отдельного внимания, рассмотрим более подробно:
Разумеется, история развития менеджмента начинается со времён Руси, однако начало системы управления как самостоятельной науки было положено в конце XIX века. Но наиболее заметно это стало в начале XX в.[18]17
Масштабные инновации промышленности сдерживал недостаточный экономический уровень страны. Только после XX века индустриальные течения стали преобладать над аграрными. [19]3Учёные того времени использовали методы научного познания для наблюдения явлений, устанавливали причинные связи между ними и формировали собственные принципы управления.
Большое внимание к развитию управления появилось благодаря усложнению производства. Также именно тогда поняли, что правильное функционирование предприятия невозможно без качественного менеджмента. Из-за этого начала возникать потребность в сотрудниках именно на должность управляющих.
Неоценимы заслуги П. А. Столыпина в истории развития менеджмента. Содержание функций управления, по его убеждению, было следующим: «Сначала успокоение, а потом реформы». Именно ему обязана история развития теории менеджмента своими значимыми аспектами.
История развития менеджмента в России в постреволюционный период показывала наивность теоретиков, ориентацию именно на классовое деление и пролеткультовскую идеологию. Также возникало чрезмерное увлечение естественными науками. Начало XX века является наиболее значимым периодом развития управления. [20]15Именно в это время началась история развития школ менеджмента российских теоретиков, сравнимых с лучшими зарубежными.
В 30-х годах выпустили первый советский учебник по организации производства, ввели новую специальность – инженер-экономист. Но колоссальный урон менеджменту нанесли сталинские репрессии. Они унесли множество жизней высокообразованных учёных, и развитие менеджмента как науки, была остановлена на многие годы. [21]17