Файл: Понятие менеджмента. Менеджер и предприниматель (Теоретические основы менеджмента).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы менеджмента
1.1. История развития менеджмента
1.2. Менеджмент: понятие, цель, функции, требования
1.3. Виды и требования, предъявляемые к менеджерам
2. Общая характеристика предпринимательства
2.1. Сущность, цели, задачи и функции предпринимательства
2.2. Понятие предпринимателя как субъекта предпринимательской деятельности
3. Менеджер и предприниматель, основные сходства и различия
3.1. Менеджер как предприниматель, их взаимосвязь
Коммерсант в менеджменте является фигурой самостоятельной, который на условиях рынка оказывает услуги посредника между производителем продукции и потребителями товара.
В соответствии с этими уровнями к менеджерам предъявляются различные требования. Требования эти высоки для любого уровня менеджеров. В общем, линейные руководители среднего звена занимаются решением поставленных задач, низшего звена - устранением проблем, связанных с достижением целей, а высшего звена - постановкой общих целей.[48]5
Таким образом, хотя и кажется, что ответственность распределена равномерно, больше всего ее лежит на руководителях высшего порядка. Так уж заведено, что если какое-то предприятие не удается, то винят во всем руководителя, а если фирма достигает успеха, то этот успех принадлежит исключительно сотрудникам данной организации.[49]7
Однако, можно перечислить общие требования, которые предъявляются к менеджерам любого уровня. Итак, требования можно разделить на 6 основных блоков:
1. Знание специальности:
- знание технологии производственного процесса и его функционирования;
- знание теории менеджмента, основных законов и приемов;
- знание общей экономической теории;
- знание теории маркетинга;
- знание науки психологии (очень важно при работе с людьми) и другие;[50]10
2. Личные качества:
- умение быть в форме;
- выносливость в состоянии неопределенности и стресса;
- выдержка в любой конфликтной ситуации;
- коммуникативность;
- умение слушать;
- приспособляемость к ситуации;
- авторитетность;
- стремление к успеху и готовность работать для этого и другие;
3. Личные способности:
- умение убеждать, пробивать свои идеи (харизма);
- умение стимулировать и мотивировать работников;
- легкость в общении, тактичность и дипломатичность;[51]10
4. Интеллектуальные способности:
- ум и рассудительность;
- творческий потенциал;
- логическое, структурное, системное мышление;[52]7
5. Рабочие приемы:
- рациональность и системность в работе;
- умение максимально концентрироваться;
- умение принятия решений и снятия проблем;
- умение выражать свои мысли, вести переговоры;
6. Физические возможности:
- активность и подвижность;[53]5
- энергичность;
- сила и здоровье и другие качества.
Таким образом, существует 3 уровня менеджеров:
1 – топ менеджеры;
2 – менеджеры среднего звена;
3 – низовые менеджеры.
Быть хорошим менеджером нелегко, человек должен обладать определенными качествами, чтобы добиться успеха в данной профессии
2. Общая характеристика предпринимательства
2.1. Сущность, цели, задачи и функции предпринимательства
Согласно части первой Гражданского Кодекса РФ гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием. ГК РФ комплексно определяет сущность предпринимательской деятельности: это – самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (п. 1 ст. 2).[54]1
В соответствии с трактовкой понятия предпринимательской деятельности, установленной в ГК РФ, можно выделить несколько характерных черт и особенностей предпринимательства:
1) это самостоятельная деятельность дееспособных граждан и их объединений. Никто не может кого-нибудь принудительно заставить заниматься этой деятельностью;[55]11
2) это не просто самостоятельная, но инициативная деятельность, направленная на реализацию своих способностей и удовлетворение потребностей других лиц и социума;[56]13
3) это деятельность рисковая, поэтому будущий предприниматель должен помнить, что он будет рисковать и преодолевать сопротивление среды, к тому же государство не берет на себя ответственность за возможные неудачи;
4) предпринимательство – это не разовая сделка, а процесс, направленный на систематическое извлечение прибыли (дохода) законным путем, следовательно, это профессиональная деятельность, так как чтобы «систематически получать прибыль», нужно действовать компетентно, профессионально длительное время;
5) это деятельность, осуществляемая лицами (физическими и юридическими), зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей или юридических лиц, следовательно, такая деятельность законная, осуществляемая в соответствии с правовыми законодательными актами;[57]13
6) гражданским законодательством установлен основной мотив ведения предпринимательской деятельности – получение прибыли, а чтобы этого добиться, необходимо предложить (реализовать) потребителям товары (работы, услуги);
7) в законодательстве сформулированы способы получения прибыли: путем пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг.[58]1
Цели и задачи предпринимательства могут в каждом отдельном случае различаться. Это зависит от этого, каком этапе находится фирма, интересов предпринимателей и состояния внешней среды.
Главной целью предпринимательской деятельности является получение прибыли, которая в условиях конкуренции повышает вероятность успешной работы, является источником увеличения производства.[59]11
В основе пирамиды целей фирмы лежит прибыль. Пока данная цель не достигнута, другие цели смещаются на 2 план. После того, как проблема получения краткосрочной прибыли решена, на первое место ставятся цели, которые связаны с обеспечением финансовой устойчивости функционирования компании. Если они удовлетворяются, то компания концентрирует свое внимание на экономическом росте. Далее - рост социальных и экологических результатов.
Цели предпринимателя реализуются путем последовательного решения задач.
1. Главная и постоянная задача - изучение рыночной ситуации и оценка возможностей действующих и потенциальных конкурентов.[60]12
2. Обеспечение оптимального сочетания стратегических и тактических вопросов:
на этапе организации:
а) обоснование и выбор наиболее приемлемой организационно-правовой формы предпринимательства;
б) обоснование и практическое освоение оптимального производственного направления;[61]13
в) определение размера и структуры собственного дела.
на этапе деятельности:
- предприниматель решает вопросы, связанные с выживанием при выходе на рынок (внедрение на рынок);
- объем производства, источники инвестиций, активизации рекламной деятельности) или с поддержанием и наращивание производства (расширение рынка сбыта, увеличение ассортимента).
3. Еще одной важной задачей является поддержание ликвидности, то есть постоянного наличия денежных средств и иных ликвидных активов, которые позволяют осуществлять немедленные выплаты по обязательствам.[62]14
4. Соблюдение экологических и этико-социальных требований, которые предусматривают ответственность предпринимателя перед обществом, покупателями, партнерами по бизнесу и будущими поколениями
Функции предпринимательства:
1) общеэкономическая;
2) ресурсная;
3) творческо-поисковая (инновационная);
4) социальная;
5) организаторская;
6) политическая функция.[63]14
Предпринимательская деятельность направлена на производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) и доведение их до конкретных потребителей: домохозяйств, других предпринимателей, государства, что в первую очередь и предопределяет общеэкономическую функцию.[64]11
Ресурсная функция основана на том, что развитие предпринимательства предполагает эффективное использование как воспроизводимых, так и ограниченных ресурсов, причем под ресурсами следует понимать все материальные и нематериальные условия и факторы производства.
Творческо-поисковая (инновационная) функция, связанная не только с использованием в процессе предпринимательской деятельности новых идей, но и с выработкой новых средств и факторов для достижения поставленных целей.
Социальная – с развитием предпринимательства увеличивается количество рабочих мест, безработица сокращается, повышается уровнь социального положения наемных работников.[65]13
Организаторская функция раскрывается в принятии предпринимателями самостоятельного решения об организации собственного дела, его диверсификации, во внедрении внутрифирменного предпринимательства, в формировании предпринимательского управления и т.д.
Политическая функция бизнеса состоит в том, чтобы противостоять бюрократическим явлениям, которые порождаются государственным регулированием экономики.
Таким образом, предпринимательство — это добровольная деятельность человека, организованная на свой страх и риск и направленная, главным образом, на получение прибыли.
2.2. Понятие предпринимателя как субъекта предпринимательской деятельности
Основным субъектом предпринимательской активности выступает предприниматель. Однако предприниматель - не единственный субъект, в любом случае он вынужден взаимодействовать с потребителем как основным его контрагентом, а также с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника. [66]14И потребитель, и государство также относятся к категории субъектов предпринимательской активности, как и наемный работник (если, конечно, предприниматель работает не в одиночку), и партнеры по бизнесу (если производство не носит изолированного от общественных связей характера).
В экономической литературе понятие «предприниматель» впервые появилось во Всеобщем словаре коммерции, изданном в Париже в 1723г., где под ним понимался человек, берущий на себя «обязательство по производству или строительству объекта».[67]12
Француз К. Бодо отмечает, что предприниматель должен обладать определенным интеллектом, т. е. различной информацией и знаниями. [68]11Другой французский экономист Тюрго считал, что предприниматель должен обладать не только определенной информацией, но и капиталом. Он отмечал, что капитал служит основой всей экономики, прибыль - цель успеха предпринимателя, основа развития производства.
А. Маршалл и его последователи большое внимание уделяли организаторской функции предпринимателя и считали, что не каждый желающий может быть предпринимателем, выделяя предпринимательские способности. [69]11
Любая нация гордится плодами деятельности своих предпринимателей. Но любая нация и каждый ее отдельный представитель гордятся и своей причастностью к воплощению какой-либо конкретной предпринимательской идеи. [70]14Предпринимательство как одна из конкретных форм проявления общественных отношений способствует не только повышению материального и духовного потенциала общества, не только создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости.
В настоящее время каждый предприниматель функционирует в условиях достаточно глубокой специализации производства, возникшей на основе разделения труда.
«Час Х» истинных предпринимателей наступает во времена перемен: технологических революций, политических катаклизмов, массовых потребительских истерий и т.п. Тогда начинают говорить о «витающем в воздухе духе предпринимательства».[71]12
Главная движущая сила предпринимателя - использование открывающихся возможностей. Для него характерно революционное восприятие действительности, ориентированное на результат.
При использовании ресурсов многим предпринимателям приходится изобретать новые возможности их экономии и проявлять гибкость. Наконец, предпринимателям необходимо постоянно следить за сохранением своих прав собственности, за стремлением сотрудников к независимости и удерживать контроль над ситуацией.[72]12