Файл: Понятие менеджмента. Менеджер и предприниматель (Теоретические основы менеджмента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Коммерсант в менеджменте является фигурой самостоятельной, который на условиях рынка оказывает услуги посредника между производителем продукции и потребителями товара.

В соответствии с этими уровнями к менеджерам предъявляются различные требования. Требования эти высоки для любого уровня менеджеров. В общем, линейные руководители среднего звена занимаются решением поставленных задач, низшего звена - устранением проблем, связанных с достижением целей, а высшего звена - постановкой общих целей.[48]5

Таким образом, хотя и кажется, что ответственность распределена равномерно, больше всего ее лежит на руководителях высшего порядка. Так уж заведено, что если какое-то предприятие не удается, то винят во всем руководителя, а если фирма достигает успеха, то этот успех принадлежит исключительно сотрудникам данной организации.[49]7

Однако, можно перечислить общие требования, которые предъявляются к менеджерам любого уровня. Итак, требования можно разделить на 6 основных блоков:

1. Знание специальности:

- знание технологии производственного процесса и его функционирования;

- знание теории менеджмента, основных законов и приемов;

- знание общей экономической теории;

- знание теории маркетинга;

- знание науки психологии (очень важно при работе с людьми) и другие;[50]10

2. Личные качества:

- умение быть в форме;

- выносливость в состоянии неопределенности и стресса;

- выдержка в любой конфликтной ситуации;

- коммуникативность;

- умение слушать;

- приспособляемость к ситуации;

- авторитетность;

- стремление к успеху и готовность работать для этого и другие;

3. Личные способности:

- умение убеждать, пробивать свои идеи (харизма);

- умение стимулировать и мотивировать работников;

- легкость в общении, тактичность и дипломатичность;[51]10

4. Интеллектуальные способности:

- ум и рассудительность;

- творческий потенциал;

- логическое, структурное, системное мышление;[52]7

5. Рабочие приемы:

- рациональность и системность в работе;

- умение максимально концентрироваться;

- умение принятия решений и снятия проблем;

- умение выражать свои мысли, вести переговоры;

6. Физические возможности:

- активность и подвижность;[53]5

- энергичность;

- сила и здоровье и другие качества.


Таким образом, существует 3 уровня менеджеров:

1 – топ менеджеры;

2 – менеджеры среднего звена;

3 – низовые менеджеры.

Быть хорошим менеджером нелегко, человек должен обладать определенными качествами, чтобы добиться успеха в данной профессии

2. Общая характеристика предпринимательства

2.1. Сущность, цели, задачи и функции предпринимательства

Согласно части первой Гражданского Кодекса РФ гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельностьили с их участием. ГК РФ комплексно определяет сущность предпринимательской деятельности: это – самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (п. 1 ст. 2).[54]1

В соответствии с трактовкой понятия предпринимательской деятельности, установленной в ГК РФ, можно выделить несколько характерных черт и особенностей предпринимательства:

1) это самостоятельная деятельность дееспособных граждан и их объединений. Никто не может кого-нибудь принудительно заставить заниматься этой деятельностью;[55]11

2) это не просто самостоятельная, но инициативная деятельность, направленная на реализацию своих способностей и удовлетворение потребностей других лиц и социума;[56]13

3) это деятельность рисковая, поэтому будущий предприниматель должен помнить, что он будет рисковать и преодолевать сопротивление среды, к тому же государство не берет на себя ответственность за возможные неудачи;

4) предпринимательство – это не разовая сделка, а процесс, направленный на систематическое извлечение прибыли (дохода) законным путем, следовательно, это профессиональная деятельность, так как чтобы «систематически получать прибыль», нужно действовать компетентно, профессионально длительное время;

5) это деятельность, осуществляемая лицами (физическими и юридическими), зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей или юридических лиц, следовательно, такая деятельность законная, осуществляемая в соответствии с правовыми законодательными актами;[57]13


6) гражданским законодательством установлен основной мотив ведения предпринимательской деятельности – получение прибыли, а чтобы этого добиться, необходимо предложить (реализовать) потребителям товары (работы, услуги);

7) в законодательстве сформулированы способы получения прибыли: путем пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг.[58]1

Цели и задачи предпринимательства могут в каждом отдельном случае различаться. Это зависит от этого, каком этапе находится фирма, интересов предпринимателей и состояния внешней среды.

Главной целью предпринимательской деятельности является получение прибыли, которая в условиях конкуренции повышает вероятность успешной работы, является источником увеличения производства.[59]11

В основе пирамиды целей фирмы лежит прибыль. Пока данная цель не достигнута, другие цели смещаются на 2 план. После того, как проблема получения краткосрочной прибыли решена, на первое место ставятся цели, которые связаны с обеспечением финансовой устойчивости функционирования компании. Если они удовлетворяются, то компания концентрирует свое внимание на экономическом росте. Далее - рост социальных и экологических результатов.

Цели предпринимателя реализуются путем последовательного решения задач.

1. Главная и постоянная задача - изучение рыночной ситуации и оценка возможностей действующих и потенциальных конкурентов.[60]12

2. Обеспечение оптимального сочетания стратегических и тактических вопросов:

на этапе организации:

а) обоснование и выбор наиболее приемлемой организационно-правовой формы предпринимательства;

б) обоснование и практическое освоение оптимального производственного направления;[61]13

в) определение размера и структуры собственного дела.

на этапе деятельности:

- предприниматель решает вопросы, связанные с выживанием при выходе на рынок (внедрение на рынок);

- объем производства, источники инвестиций, активизации рекламной деятельности) или с поддержанием и наращивание производства (расширение рынка сбыта, увеличение ассортимента).

3. Еще одной важной задачей является поддержание ликвидности, то есть постоянного наличия денежных средств и иных ликвидных активов, которые позволяют осуществлять немедленные выплаты по обязательствам.[62]14


4. Соблюдение экологических и этико-социальных требований, которые предусматривают ответственность предпринимателя перед обществом, покупателями, партнерами по бизнесу и будущими поколениями

Функции предпринимательства:

1) общеэкономическая;

2) ресурсная;

3) творческо-поисковая (инновационная);

4) социальная;

5) организаторская;

6) политическая функция.[63]14

Предпринимательская деятельность направлена на производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) и доведение их до конкретных потребителей: домохозяйств, других предпринимателей, государства, что в первую очередь и предопределяет общеэкономическую функцию.[64]11

Ресурсная функция основана на том, что развитие предпринимательства предполагает эффективное использование как воспроизводимых, так и ограниченных ресурсов, причем под ресурсами следует понимать все материальные и нематериальные условия и факторы производства.

Творческо-поисковая (инновационная) функция, связанная не только с использованием в процессе предпринимательской деятельности новых идей, но и с выработкой новых средств и факторов для достижения поставленных целей.

Социальная с развитием предпринимательства увеличивается количество рабочих мест, безработица сокращается, повышается уровнь социального положения наемных работников.[65]13

Организаторская функция раскрывается в принятии предпринимателями самостоятельного решения об организации собственного дела, его диверсификации, во внедрении внутрифирменного предпринимательства, в формировании предпринимательского управления и т.д.

Политическая функция бизнеса состоит в том, чтобы противостоять бюрократическим явлениям, которые порождаются государственным регулированием экономики.

Таким образом, предпринимательство — это добровольная деятельность человека, организованная на свой страх и риск и направленная, главным образом, на получение прибыли.

2.2. Понятие предпринимателя как субъекта предпринимательской деятельности

Основным субъектом предпринимательской активности выступает предприниматель. Однако предприниматель - не единственный субъект, в любом случае он вынужден взаимодействовать с потребителем как основным его контрагентом, а также с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника. [66]14И потребитель, и государство также относятся к категории субъектов предпринимательской активности, как и наемный работник (если, конечно, предприниматель работает не в одиночку), и партнеры по бизнесу (если производство не носит изолированного от общественных связей характера).


В экономической литературе понятие «предприниматель» впервые появилось во Всеобщем словаре коммерции, изданном в Париже в 1723г., где под ним понимался человек, берущий на себя «обязательство по производству или строительству объекта».[67]12

Француз К. Бодо отмечает, что предприниматель должен обладать определенным интеллектом, т. е. различной информацией и знаниями. [68]11Другой французский экономист Тюрго считал, что предприниматель должен обладать не только определенной информацией, но и капиталом. Он отмечал, что капитал служит основой всей экономики, прибыль - цель успеха предпринимателя, основа развития производства.

А. Маршалл и его последователи большое внимание уделяли организаторской функции предпринимателя и считали, что не каждый желающий может быть предпринимателем, выделяя предпринимательские способности. [69]11

Любая нация гордится плодами деятельности своих предпринимателей. Но любая нация и каждый ее отдельный представитель гордятся и своей причастностью к воплощению какой-либо конкретной предпринимательской идеи. [70]14Предпринимательство как одна из конкретных форм проявления общественных отношений способствует не только повышению материального и духовного потенциала общества, не только создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости.

В настоящее время каждый предприниматель функционирует в условиях достаточно глубокой специализации производства, возникшей на основе разделения труда.

«Час Х» истинных предпринимателей наступает во времена перемен: технологических революций, политических катаклизмов, массовых потребительских истерий и т.п. Тогда начинают говорить о «витающем в воздухе духе предпринимательства».[71]12

Главная движущая сила предпринимателя - использование открывающихся возможностей. Для него характерно революционное восприятие действительности, ориентированное на результат.

При использовании ресурсов многим предпринимателям приходится изобретать новые возможности их экономии и проявлять гибкость. Наконец, предпринимателям необходимо постоянно следить за сохранением своих прав собственности, за стремлением сотрудников к независимости и удерживать контроль над ситуацией.[72]12