Файл: Понятие менеджмента. Менеджер и предприниматель (Теоретические основы менеджмента).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 125
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы менеджмента
1.1. История развития менеджмента
1.2. Менеджмент: понятие, цель, функции, требования
1.3. Виды и требования, предъявляемые к менеджерам
2. Общая характеристика предпринимательства
2.1. Сущность, цели, задачи и функции предпринимательства
2.2. Понятие предпринимателя как субъекта предпринимательской деятельности
3. Менеджер и предприниматель, основные сходства и различия
3.1. Менеджер как предприниматель, их взаимосвязь
Во время Великой Отечественной войны устоявшаяся система управления не перенесла существенных изменений. Даже в годы войны российские управленцы создавали уникальные проекты для военного производства. В конце 50-х годов тема исследований менеджмента стала расширяться.
В начале 60-х годов появился новый раздел экономики – кибернетика, начавшая новый отрезок в истории развития менеджмента. В 70-е годы начали появляться предостережения о несовместимости рынка и социализма. Попытка демонтажа едва не уничтожила экономическое положение страны. В конце 70-х - начале 80-х были открыты лаборатории по проблемам управления.[22]15
В их обязанности входили: сбор и систематизация результатов во всемирной науке управления; формирование и реализация научно-исследовательских планов; внедрение консультирования по вопросам менеджмента.
Распад СССР стал началом завершающего этапа эволюции в системе менеджмента. [23]3Становление более современного уровня управления зависело от развития товарного производства и технического и технологического улучшения общества. Так зарождалась более современная история развития управления менеджмента. Множество проблем при Горбачёве и Ельцине были обусловлены неготовностью страны к резким переменам.
Таким образом, так выглядит история развития менеджмента. В России менеджмент менялся не благодаря историческому процессу, а за счет государственных переворотов.
1.2. Менеджмент: понятие, цель, функции, требования
Слово «management» переводится с английского языка многозначно. Оно означает:
1) управление;
2) умение владеть (инструментом), справляться (с работой);
3) бережное, чуткое отношение (к людям);
4) правление, дирекция, администрация.
Термин «менеджмент» , можно сказать, является синонимом термина «руководство» и «управление».[24]16
Сравнивая данные термины «менеджмент» и «управление», нужно учитывать организационную основу управления. Управление не сможет существовать без организации. Любое дело необходимо сначала организовать, а потом им управлять.[25]8
Фактически менеджмент представляет область знаний и профессиональной деятельности, которые направлены на формирование и обеспечение достижения целей организаций путем эффективного использования трудовых, финансовых, материальных и информационных ресурсов.[26]5
Менеджмент - это умное, рассудительное и умелое ведение хозяйства, заведование, управление, руководство, умение добиваться поставленных целей посредством труда, интеллекта, мотивов поведения людей.
Менеджмент является самостоятельной областью знаний, отдельной взятой дисциплиной, точнее - междисциплинарной областью, которая сочетает в себе науку и практику. [27]8
Чтобы эффективно управлять организациями и сотрудниками, недостаточно использовать только научные знания. Необходимо владеть умением, мастерством, искусством применения знаний в практической работе.[28]16
Главной целью менеджмента считается достижение конечных состояний, намеченных результатов посредством прогнозирования, планирования и реализации планов предприятия.[29]2
Цели менеджмента осуществляются с помощью решения задач.
Важнейшие задачи менеджмента представлены на рисунке 3.
Рисунок 3.
«Задачи менеджмента»
«Рисунок составлен по: Балашов, А., П. Основы менеджмента: Учебное пособие / А. П. Балашов. - М.: Вузовский учебник, 2019. - c.47»
Процесс управления (менеджмент) имеет 4 взаимосвязанные функции:
- планирование;
- организация;
- мотивация;
- контроль.[30]8
1) Планирование.
Планирование как часть работы менеджера имеет много общего с планированием в личной жизни, с этим сталкивается каждый человек. Применяется оно не к бытовым ежедневным делам, а к важным решениям, которые могут определять будущее развитие компании.
Согласно концепции немецкого профессора Д.Хана, планирование - это ориентированный в будущее систематический процесс принятия решений.[31]3
Таким образом, решения в области планирования - частный вид управленческих решений.
Выделяют стратегическое планирование, которое ориентированное на продолжительное существование организации, обеспечиваемое путем поиска, построения и сохранения потенциала успеха (доходности), и оперативное планирование - формирование годовых (оперативных), планов, определяющих развитие организации в средне и краткосрочной перспективе на базе стратегических целей.[32]16
Результаты планирования часто оформляют в виде бизнес-плана.
2) Организация.
Организация – это управленческая деятельность, направленая на упорядочивание процесса управления в целом. Организация распределяет функции управленческих решений, обеспечивает целесообразное построение определенных органов управления, определяет компетенции их структурных подразделений.
Задачами организации являются:
- утверждение определенных параметров, режимов работы подразделений предприятия, а также отношений между ними;
- обеспечение деятельности фирмы ресурсами (материальными, финансовыми, человеческими, информационными);
- формирование структуры организации с учетом размера, целей, работников, технологии.[33]16
3) Мотивация.
При планировании и организации работы руководитель определяет, что конкретно должна выполнить данная организация, когда, как и кто, по его мнению, должен это сделать.[34]15 Если выбор этих решений сделан эффективно, руководитель получает возможность воплотить свои решения в дела, применяя на практике основные принципы мотивации.
Мотивация - это процесс побуждения себя и других людей к деятельности для достижения личных целей либо целей предприятия.
Систематическое изучение мотивации с психологической точки зрения не позволяет определить точно, что же побуждает людей к труду. Однако исследование поведения человека в труде дает некоторые общие объяснения мотивации и позволяет создать прагматические модели мотивации сотрудника на рабочем месте.[35]8
4) Контроль.
Как бы хорошо ни были разработаны планы, они, обычно, не могут быть выполнены так эффективно, как было задумано. Будущее нельзя абсолютно точно предсказать. Неблагоприятные погодные условия, аварии на производстве и на транспорте, болезни и увольнения сотрудников, и многие иные причины могут нарушить планы. Эти нарушения, прежде всего, надо обнаружить с помощью системы контроля. Например, необходимо регулярно - раз в день, неделю либо месяц - возвращаться к плану и выявлять нежелательные отклонения от запланированного плана.[36]8
На менеджере лежит обязанность контроля за выполнение принятых ранее решений, не только включенных в план, но и оперативных, текущих. [37]16Частично контроль осуществляется в ходе совещаний и визирования документов. Но чаще всего этого бывает недостаточно. При планировании собственной работы менеджеру следует предусмотреть регулярные проверки деятельности своих подчиненных, причем ни только членов своей команды, но и всех остальных работников фирмы.
Все контролировать невозможно, приходится применять выборочный контроль, т.е. следить за выполнением лишь части управленческих решений. [38]2
Таким образом, менеджмент — это деятельность человека, направленная на управление людьми в организации. Основными функциями являются: планирование, организация, мотивация и контроль.
1.3. Виды и требования, предъявляемые к менеджерам
Существует несколько видов менеджеров:
1) Менеджер продаж.
Человек, который занимает эту должность, обязан заниматься обеспечением производства потенциальными покупателями выпускаемой в организации продукции. Менеджер продаж должен иметь личностные качества, это:
- быть коммуникабельным;
- иметь личное обаяние, умение общаться с людьми;
- обладать аналитическим мышлением;
- быть стрессоустойчивым, иметь математическое мышление;
-достаточная самоуверенность в принятых решениях.[39]10
В обществе, по мнению экспертов немного наберется людей по личностным характеристикам, подходящим к должности менеджера продаж, по этой причине это высокооплачиваемая работа. Многие менеджеры приобретают необходимые качества в процессы карьерного роста.
2) Офис менеджер.
Много компаний не имеющего большого штата сотрудников эта должность просто необходима, когда человек, занимающий, ее выполняет работу администратора офиса и одновременно завхоза компании. Офис менеджер имеет собственный штат, которым необходимо управлять, это:[40]7
- ответственное лицо за чистоту в помещениях (уборщицы);
- разносчики сообщений (рассыльные);
- сотрудники ресепшна.
Должностные обязанности офис менеджера заключаются в организации эффективной работы офиса компании или организации, а именно, обеспечение канцелярским товаром работников, доступность по необходимости к оргтехнике. Организация обедов и доставка питьевой воды в офис, организация приема посетителей и партнеров руководителя фирмы[41]5
3) Топ менеджер.
Директор компании, руководитель предприятия, все это топ менеджеры. Менеджеры высшего уровня в организации занимаются общим руководством структурных подразделений. Требования к профессии, это:
- уметь организовывать вокруг себя круг единомышленников;
- обладать опытом работы на производстве, понимать производственные процессы;
- держать постоянно на контроле работу с персоналом предприятия.
Руководитель предприятия (топ менеджер), несет полную ответственность за все события, которые происходят в организации, он отвечает за выбор неправильной стратегии в работе фирмы или организации, за убытки. [42]10Большая ответственность подразумевает при успешной работе высокое трудовое вознаграждение.
Виды менеджеров по выполняемым функциям можно представить в зависимости от существующей в организации иерархии управления производством, это:
- Топ менеджеры, которые занимаются стратегическим менеджментом производства;
- Менеджеры среднего уровня, которые занимаются решением тактических задач менеджмента;[43]5
- Менеджеры производства (низовые менеджеры) для решения оперативных задач на предприятии.
Менеджеры среднего звена управления являются координаторами действий и связывающим звеном в решении вопросов между руководством предприятия и низовыми менеджерами, распределяют поставленные задачи топ менеджерами.[44]7
Низовые менеджеры выполняют функцию распределения работ среди подчиненного персонала производства, решают оперативные вопросы предприятия связанные с производством.
Кроме вертикального деления управления предприятием, есть и горизонтальный менеджмент, который может определить линейных организаторов работ, а именно:
- линейный руководитель, обеспечивает работу подчиненному ему подразделению предприятия, на своем уровне;
- уровень руководителя (менеджера) линейного подразделения зависит от иерархии предприятия.[45]7
Функциональные менеджеры отвечают за работу вверенных им отделов и подразделений, дают возможность самостоятельного принятия решений линейными руководителями. Современные рыночные отношения выделяют среди менеджеров значимые фигуры, это:
- человек, занимающийся предпринимательской деятельностью (предприниматель);
- бизнесмен, человек, имеющий собственный бизнес (крупную компанию, наличие акций);[46]10
- коммерсант, лицо напрямую связанный с проведением сделок продаж и покупки товара.
Предприниматель в менеджменте рассматривается как основная фигура, которая проводит инновационную политику государства с постоянным риском открытия новых предприятий, воплощение новых идей, разработка и выпуск новой продукции.[47]5
Бизнесмен в своей деятельности проводит активную работу с капиталом, имеющимся в его распоряжении по приобретению товара, а также обмена его в среде рыночных корпораций, для получения прибыли и ведения финансовой и хозяйственной работы.