Файл: Дидактическая игра как метод обучения (Сущность понятия «познавательный интерес»).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы развития познавательного интереса ребенка через дидактическую игру
1.1. Сущность понятия «познавательный интерес»
1.2. Психолого-педагогическая сущность дидактической игры
1.3. Принципы организации дидактической игры
1.4. Применение дидактических игр
2. Опытно-экспериментальное исследование дидактической игры как как метода обучения
2.1. Мнения воспитателей и педагогов о применении дидактических игр
2.2. Диагностика уровня сформированности познавательной активности у детей.
2.3. Динамика развития познавательной активности детей
1. Игровой дефицит. Замена игр просмотром телевизионных программ, мультфильмов, фильмов.
2. Отсутствие партнёров по играм (малочисленные семьи, несадовские дети).
3. Раннее привлечение детей к компьютерным играм.
4. Возможность снятия страхов.
5. Повышение самооценки.
6. Преодоление неуверенности в себе.
7. Увеличение количества школьников с поздним формированием произвольной памяти и внимания.
8. Игровая форма занятия делает его привлекательным и интересным для ребёнка, что повышает эффективность обучения.
9. Возможность на уроке работать в группе.
10. Возможность сделать более эмоциональной атмосферу урока.
Вывод: учителя положительно относятся к дидактической игре и активно используют её в своей педагогической деятельности, несмотря на объективные трудности в проведении, и не считают игру пустой тратой времени.
Но для того, чтобы дидактическая игра прочно влилась в учебный процесс, необходимо обеспечить школу (особенно начальную), соответствующими техническими средствами обучения и пособиями для проведения такого рода игр.
2.2. Диагностика уровня сформированности познавательной активности у детей.
С целью извлечения данных о исследуемой проблеме были применены апробированные в педагогике и психологии методики: тестирование, опрос, наблюдение за детьми.
Проблемой нашего изучения является определение уровня сформированности познавательной активности теории до использования дидактических средств, обращенных на активизацию познавательной деятельности. Учение школьника побуждается не одним, а множеством уровней. В общей текстуре уровней одни из них играют доминирующую роль, превалируют, другие – подчиненную, иные – слабую, малозаметную. В зависимости от того, какие уровни доминируют, в зависимости от их силы, их важности для личности и учение школьника принимает предел значимости для него.
В доказательство выдвинутой гипотезы о повышении уровня познавательного интереса к урокам математики у младших школьников способствует включение в процесс обучения разнообразных дидактических игр.
Эксперимент состоял из трех этапов:
- этап констатирующий – организация и проведение первичной диагностики познавательного интереса на уроках математики во втором классе;
- этап формирующий – внедрения в практику преподавания математики во втором классе дидактическую игру.
- этап – контрольный – повторная диагностика познавательного интереса с целью проведения сравнительного анализа.
Каждому ученику был выдан бланк анкеты в варианте небольшой таблицы (приложение 1).
Результаты анкетирования были занесены в сводную таблица и подвергнуты обработке (Приложение 2). Итоги занесены в таблицу, высчитан процент от всеобщего числа учащихся (количество учеников в классе – 21).
Анализ степени сформированности познавательной активности подтвердил актуальность проблемы и необходимость подбора дидактических игр с целью активизации познавательной работы учеников на уроках математики.
На следующем этапе работы мы разработали конспект урока математики с использованием дидактических игр.
На уроке математики, при изучении темы: "Конкретный смысл действия деления", были использованы дидактические игры для развития познавательной деятельности.
Цель:
1. Познакомить с действием деления с помощью решения задач на деление по содержанию и со знаком "деление".
2. Развивать вычислительные навыки, умение решать задачи, развивать мышление и память учащихся.
3. Воспитывать трудолюбие, взаимопомощь, прививать интерес к предмету математика.
Оборудование: индивидуальные карточки, таблицы с геометрическим материалом, предметные карточки: солнышко и несколько лучей.
Раздаточный материал: конверты и марки.
Тип урока: объяснение нового материала.
Форма проведения: урок с дидактической игрой.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель:
- Какое сегодня у вас настроение?
(Дети улыбками показывают хорошее настроение)
2. Вступительный этап.
Учитель:
- Ребята, какое время года за окном?
Правильно, это ранняя весна.
Учитель:
- По каким признакам мы замечаем наступление весны?
(Дети отвечают, что стало ярко светить солнышко).
Учитель:
- К нам в класс заглянуло весеннее солнце, посмотреть, как мы работаем. Чем лучше будем трудиться, тем больше лучиков у нашего солнышка появится. Будем стараться – будет улыбаться нам солнце и быстрее разбудит от зимы нашу Землю.
(Дети улыбаются и обещают стараться)
Учитель:
- Чем бы вы хотели заниматься на уроке? Предлагайте!
(Дети высказывают пожелания о видах заданий на уроке: устная работа, индивидуальные карточки, новый материал, решение примеров, физминутка, решение задач).
По мере предложений, учитель рисует схему на доске (рисунок 1):
Рисунок 1. Высказывания детей в виде схемы о пожелания и о видах заданий на уроке
3. Устная работа.
Учитель:
"Продолжается работа
Устно мы считаем что-то
Сравниваем, размышляем
Без ошибок отвечаем".
На доске геометрический материал (рисунок 2):
Рисунок 2. Геометрические фигуры на доске
Учитель: На какие группы поделим фигуры и почему?
Раздаются 3 индивидуальные карточки ученикам. С таким заданием: 1 карточка 2 карточка 3 карточка
3 см 5 мм = … мм 100 – (23 + 8) x – 6 = 9
7 дм 6 см = … см 100 – (64 - 4) 23 – x = 3
85 см = … дм …см (56 - 7) – 9
100 см = … дм
Учитель: Какое числовое выражение лишнее и почему?
3 + 3 + 3 + 3
4 + 3 + 4 + 4
4 + 4 + 4
2 + 2 + 2 + 2
(Дети отвечают, что второе выражение лишнее, потому что его нельзя заменить умножением).
Учитель: Вспомним, какие мы смекалистые и решим задачи?
Учитель: Молодцы, дети. Солнышко улыбнулось нам сразу 3 – мя лучиками. Столько мы заработали на устном счёте. И добавили нам ребята еще 3 лучика за правильную работу по индивидуальным карточкам, их проверили назначенные учителем ученики-эксперты.
(Учитель прикрепляет к солнышку лучики на доске).
4. Новый материал.
а) "Дидактическая игра"
(На партах конверты и марки, дети работают в парах).
Учитель: У вас на партах лежат конверты и марки. Работники почты попросили помочь отправить письма, наклеив на каждый конверт марки. На партах 6 марок. Наклеиваем по 2 марки на каждый конверт.
(Дети выполняют практическую работу).
Учитель: сколько раз по 2 вы взяли? (3 раза)
(На доске схематично изображена эта задача и действием деления 6 : 2 = 3 (к))
Учащиеся делают выводы о том, что поделить – это раздать поровну.
б) Работаем по учебнику. Дети читают выводы на стр. 50.
Учитель: Молодцы! Солнышко улыбнулось лучиком, радуется нашим приобретённым знаниям.
5. Закрепление нового материала.
Работа по учебникам стр. 50 № 1
Учитель:
Сколько было орехов? (12)
По сколько получил каждый? (по 3)
Почему деление? (Потому, что поровну делили)
(Учитель прикрепляет лучик к солнышку)
6. Физминутка.
Шли по крыше 3 кота,
3 кота Василия.
Поднимали 3 хвоста,
Прямо в небо синее.
Сели киски на карниз,
Посмотрели вверх и вниз.
И сказали 3 кота: "Красота!"
7. Повторение изученного.
Работаем по учебнику с. 50
№ 2. Составляем равенства и неравенства. Работа проходит в парах, после работы взаимопроверка.
№ 4. Решаем задачу, составляя краткую запись на доске коллективно.
Было – 75 п.
Вышли – 25 п.
Сели – 20 п.
Стало - ? п.
Задача решается несколькими способами. Проверка с доски, куда вызываются дети, решившие разными способами.
(За хорошую, активную работу прикрепляем еще один лучик к солнышку).
№ 5. Решение примеров с проверкой 76 76 63 51
+18 -18 -37 +45
------- ----- ---- -----
94 58 26 96
(После проверки с места, прикрепляем еще один лучик к нашему солнышку)
Итог урока.
Учитель:
-Что нового узнали на уроке?
-Что было вам трудно?
-Что такое "деление"?
-Выполнили ли мы то, что намечали вначале урока?
Посмотрите на солнышко, оно ярко светит многочисленными лучиками, радуется нашим успехам.
9. Домашнее задание: придумать задачи на деление.
Практика показывает, что занимательный материал применяется на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля. Использование дидактических игр оправдано только тогда, когда они тесно связаны с темой урока, органически сочетаются с учебным материалом, соответствующим дидактическим целям урока. В практике начальной школы имеется опыт использования игр на этапе повторения и закрепления изученного материала, и крайне редко применяются игры для получения новых знаний.
Цель дальнейшей работы – провести повторное тестирование познавательной активности учащихся и определить динамику развития.
2.3. Динамика развития познавательной активности детей
Для сравнения результатов констатирующего и контрольного эксперимента мы провели повторную диагностику познавательного интереса. И получили следующие результаты (таблица 4):
Таблица 4.
Результаты констатирующего эксперимента
№ |
Уровень |
Предметы |
||
Математика |
Русский язык |
Чтение |
||
1. |
Проявляет ситуативный интерес |
2 ученика 9.5% |
3 ученика 18.75% |
3 ученика 18.75% |
2. |
Учит по необходимости |
6 учеников 28,5% |
7 учеников 43.75% |
4 ученика 25% |
3. |
Интересуется предметом |
8 учеников 38% |
4 ученика 25% |
6 учеников 37.5% |
4. |
Проявляет повышенную познавательную активность |
5 учеников 23,8% |
2 ученика 12.5% |
3 ученика 18.75% |
Затем результаты были сравнены и занесены в таблицу (Приложение 5).
Результаты формирующего эксперимента показали, что проведённая работа дала положительные результаты по развитию уровня сформированности познавательной активности. Их качество повысилось с 38% до 61,8% (Приложение 6)
Результаты экспериментальных данных свидетельствуют о том, что использование предложенной модели по формированию познавательного интереса у учащихся младших классов в рамках учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы способствует повышению познавательной активности школьников.
Сделаем выводы по второй главе.
Из сравнительных данных хорошо видно, что результаты повторной анкеты изменились значительно по математике и изменились в лучшую сторону, так как повысился процент интересующихся предметом и снизился процент обучающихся по необходимости.
Таким образом, результаты опытной работы свидетельствуют об эффективности работы. Из этого можно сделать вывод, что правильная, интересная организация учебных занятий по математике повышает интерес к предмету.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современный период формирования общества выдвигает на первое место проблему активизации личности человека в ходе его жизнедеятельности. Современному ребенку нужно приобрести стойкие умения и знания для самостоятельного обогащения и применения в последующей деятельности. Требуемые для исполнения этой деятельности знания, умения и навыки приобретаются и создаются в учебном процессе. Деятельность современных дошкольных учреждений и начальных школ демонстрируют, что дети часто отчуждены от образовательного процесса, и поэтому главной проблемой сегодняшнего обучения будет являться интерес детей в эффективном, самостоятельном процессе обучения. Способность обучаться достаточно обозначать для них свободную ориентировку в любой научной информации, способность использовать знания в практике, самостоятельно извлекать их.
Эффективность процесса обучения обуславливается познавательной инициативностью ребенка.
Изучив психолого-педагогическую литературу, можно прийти к заключению, что с одной стороны, познавательная активность находится в зависимости с мастерством педагога формировать у любого учащегося установку на процесс учения. С иной стороны, познавательная активность представляется показателем познавательных возможностей ребенка, уровней формирования его мышления, памяти, устойчивости интереса, волевых усилий, присутствие значимых мотивов учения. Динамичность в учении рассматривалась нами никак не, как деятельностное положение ребенка, а как свойство данной деятельности, в котором обнаружилась личность самого учащегося.