Файл: Дидактическая игра как метод обучения (Сущность понятия «познавательный интерес»).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы развития познавательного интереса ребенка через дидактическую игру
1.1. Сущность понятия «познавательный интерес»
1.2. Психолого-педагогическая сущность дидактической игры
1.3. Принципы организации дидактической игры
1.4. Применение дидактических игр
2. Опытно-экспериментальное исследование дидактической игры как как метода обучения
2.1. Мнения воспитателей и педагогов о применении дидактических игр
2.2. Диагностика уровня сформированности познавательной активности у детей.
2.3. Динамика развития познавательной активности детей
Итак, суть познавательных интересов равно как педагогической трудности складывается в том, что заинтересованность представляет, как особенный момент абсолютно всех краев учебы, обучения и формирования, усиливающий результативность преподавательских воздействий на учащихся, обостряющий активность личности ученика, способствующий формированию поисковой творческой работы.
1.2. Психолого-педагогическая сущность дидактической игры
Игра - единственный из этих типов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях обучения школьников, обучая их разным действиям с предметами, технологиям и средствам общения. В игре ребёнок формируется как личность, у него создается те стороны психики, от которых в следствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его взаимоотношения с людьми.
Игра рассматривается как вид организации детской жизни. Учитель обязан быть инициатором детской жизни и деятельности; в его функции входит и управление формированием реальных отношений в детском обществе.
В игре создается такое свойство личности ребёнка, как саморегуляция действий с учётом проблем количественной деятельности. Главным достижением является приобретение чувства коллективизма. Оно не только определяет нравственный облик ребенка, но и перестраивает значимым способом его интеллектуальную область, так как в коллективной игре совершается связь различных смыслов, формирование событийного содержания и результат общей игровой цели.
Доказано, что в игре ребята приобретают главный навык коллективного мышления. Ученые полагают, что детские игры спонтанно, но логично возникли как отображение трудовой и социальной деятельности взрослых людей. Тем не менее установлено, что способность исполнять возникает не путем автоматического переноса, в игру усвоенного в повседневной жизни[9].
Таким образом, игра представляется значимым орудием воспитательской деятельность. Так, ей принадлежит значимая роль в интеллектуальном воспитании ребят. В игре совершается развитие восприятия, мышления, памяти, речи - тех фундаментальных психических процессов, без достаточного формирования которых невозможно заявлять о воспитании гармонической личности.
Велико значение игровой деятельности в формировании мотивационной области ребенка. В игре активно создается высоконравственные основы школьника.
Игра представляется и основной школой воли ребенка. Собственно, в игре вначале выражается умение свободно, согласно своей инициативе подчиниться разным условиям (Р. И. Жуковская, А. В. Запорожец, З. В. Мануйленко и др.).
В игровой деятельности формируются особенно хорошие условия для формирования интеллекта, для перехода от наглядно-действенного мышления к составляющим словесно-логического мышления. Собственно, в игре формируется умение малыша формировать системы обобщенных типичных образов и явлений, мысленно трансформировать их.
В ходе игровой деятельности пробуждаются и разграничиваются новые типы деятельности ученика. Собственно, в игре пробуждается художественная деятельность, в ней в первый раз возникают элементы труда обучения. Применение игровых способов, дидактических игр делает образование в данном возрасте соответствующим природе ребенка.
Игра формирует «зону ближайшего развития малыша» (Л.С.Выготский) «В игре ребенок всякий раз выше собственного среднего возраста, выше своего обычного ежедневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра в конденсированном варианте включает в себя, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции формирования; ребенок в игре как бы стремится произвести скачок над уровнем собственного обыкновенного поведения».[10]
Таким образом, младший школьник формируется в различных типах деятельности. Особенно важное значение в подготовке его перехода в последующую возрастную ступень имеет игра. Она представляется основной деятельностью в школьный период, поскольку, как никакая другая деятельность, отвечает особенностям психики младшего школьника, наиболее свойственна и характерна для него.
Игры детей выделяются большим многообразием. Они разнообразны согласно содержанию и организации, правилам, характеру проявлению ребят, согласно воздействию на ребенка, согласно видам применяемых предметов, происхождению и т.д. Все это чрезвычайно усложняет систематизацию детских игр, однако для верного управления играми классификация их важна.
Младший школьник формируется в различных типах деятельности. Особенно важное значение в подготовке его перехода в последующую возрастную ступень имеет игра. Она представляется основной деятельностью в школьный период, поскольку, как никакая другая деятельность, соответствует отличительным чертам психики младшего школьника, более характерна и свойственна для него.
Среди дидактических игр отличают игры в собственном смысле слова и игры-занятия, игры-упражнения. Для дидактической игры свойственно присутствие игрового замысла либо игровой проблемы. Значимым компонентом дидактической игры являются правила. Осуществление правил гарантирует реализацию игрового содержания. Присутствие правил может помочь реализовать игровые действия и разрешить игровую задачу. Подобным способом, ребенок в игре обучается непреднамеренно.
В дидактической игре формируется способность подчиниться законам, т.к. от правильности соблюдения законов зависит результат игры. В результате игры оказывают воздействие на развитие свободного поведения, организованности.
По характеру применяемого вещества дидактические игры условно разделяются на игры с объектами, настольно-отпечатанные игры и словесные игры.
Предметные игры - это игры с народной дидактической игрушкой, мозаикой природным материалом[11]. Главные игровые действия с ними: нанизывание, выкладывание, катание, сбор целого из частей и т.д. Данные игры формируют цвета, величины, формы.
Настольно-печатные игры ориентированы на уточнение взглядов об окружающем, активизирование знаний, формирование мыслительных процессов и операций (исследование, обобщение, сочетание, систематизацию и др.)
Настольно - печатные игры поделены на несколько типов: парные картинки, лото, домино, разрезные рисунки и складные кубики, игры типа «Лабиринт», «Геометрическое лото».
Словесные игры. В данную категорию входит огромное число народных игр типа «Краски», «Молчок», «Черное и белое» и др. Игры формируют интерес, находчивость, скорость взаимодействия, связную речь.
Структура дидактической игры, ее проблемы, игровые принципы, и игровые воздействия справедливо содержат в себе возможность формирования множества свойств социальной активности.
Таким образом, в дидактической игре ребенок содержит возможность создавать свое поведение и действия.[12]
Дидактическую игру условно разделяют на несколько стадий. Для любой свойственны некоторые проявления детской инициативности. Понимание данных мера нужно учителю-дефектологу для точной оценки эффективности игры. Первая стадия характеризуется возникновением у малыша стремления исполнять, активно действовать. Возможны разные способы с целью вызвать интерес к игре: беседа, загадки, считалочки, напоминание о понравившейся игре. На второй периода ребенок обучается исполнять игровую проблему, правила и воздействия игры. В этот период закладываются основные принципы таких значимых качеств, как честность, целеустремленность, терпение, умение преодолевать горечь неудачи, способность наслаждаться не только собственному успеху, но и успеху друзей. На третьей периода ребенок, уже знакомый с инструкциями игры, выражает творчество, занят поиском самостоятельных действий. Он должен исполнить действия, содержащиеся в игре: узнать, отыскать, скрыть, замаскировать, выбрать. Чтобы удачно справиться с ними, нужно выразить смекалку, находчивость, способность ориентироваться в обстановке. Ребенок, уяснивший игру, обязан стать и нее организатором, и нее активным участником. Каждому этапу игры отвечают и некоторые педагогические задачи. В первой стадии учитель-дефектолог стимулирует ребят игрой, формирует радостное предвкушение новой увлекательной игры, порождает стремление играть. В 2-ой стадии учитель-дефектолог представляет не только как наблюдатель, но и как полноправный партнер, умеющий своевременно прийти на помощь, справедливо дать оценку поведение детей в игре. В третьей периода значение учителя-дефектолога состоит в оценке детского творчества при решении игровых проблем.
Одной из главных проблем умственного воспитания детей младшего школьного возраста является формирование мышления и речи. Эти два прочно объединенных среди собою психических процесса развиваются, формируются при познании ребенком окружающего мира.
Чтобы приучить ребенка к интеллектуальному труду, необходимо сделать его интересным, занимательным. Занимательность умственного труда добивается различными способами, из числа каких на особом месте стоит дидактическая игра, содержащая в себя большие способности для формирования интеллектуальной деятельности детей, для формирования самостоятельности и активности их мышления. В игровой форме сам процесс мышления проходит скорее, активнее, так как игра - вид деятельности, характерный данному возрасту. В игре ребенок преодолевает проблемы интеллектуальной работы легко, не замечая, что его обучают. В зависимости от образовательной задачи учитель-дефектолог имеет возможность лично изменять условия игры.
В дидактической игре ребята обучаются думать о вещах, которые они в это период напрямую не воспринимают. Данная игра учит опираться в решении проблемы на понятие о ранее принятых предметах. Игра призывает использования полученных ранее знание в новых отношениях, в новых условиях. В этих играх ребенок обязан решать самостоятельно многообразные мыслительные задачи: характеризовать предметы, узнавать по изображению, по признакам сходства и различия, группировать объекты согласно различным свойствам, особенностям, находить алогизмы в суждениях, самому придумывать повествования с включением небылиц и т.д.
Таким образом, дидактическая игра - доступный, полезный, эффектный способ воспитания самостоятельности мышления у детей. Она не требует специального материала, определенных условий, а призывает только знания педагога самой игры. При этом нужно принимать во внимание, что предлагаемые забавы станут способствовать развитию самостоятельности мышления лишь в этом случае, если они будут проводиться в некоторой системе с применением необходимой технологии.
1.3. Принципы организации дидактической игры
Дидактическая игра делает учебный процесс увлекательным, создает веселое, задорное рабочее настроение. Использование игры упрощает учебный процесс, благодаря тому, что игра привычна ребятам. Положительные чувства, появляющиеся в процессе забавы, упрощают процедура знания, через игру значительно проще познаются абстрактные знания, усваиваются умения и навыки, опыт их использования в новых для ребят ситуациях.
В.А.Сухомлинский отмечал: «Игра – данное большое ясное окно, через которое в душу ребенка вливается живительный поток представлений об окружающей действительности»[13].
Конечно, дидактическая игра – это игра лишь для ребенка. Взрослый с её помощью реализовывает обучение. В противном случае говоря, дидактическая игра – это особый метод взаимодействия педагога и учащегося в учебном процессе. При данном, хотя учитель и ребёнок участвуют в одной игре, решаемые ими проблемы значительно рознятся: сформулировав дидактическую задачу для себя, учитель определяет перед детьми игровую проблему.
Функции игры в учебном процессе достаточно многообразны. К ним принадлежат формирование учебной деятельности и интереса к учению, формирование знаний и опыта их применения, развитие навыков самоконтроля и самооценки, развитие социальной значимости.
В современной дидактике разработаны последующие принципы проведения игры.
Принципы дидактической игры
- активность игрока;
- доступность игры;
- наглядность и виртуальность игры;
- занимательность и эмоциональность;
- индивидуальность игры;
- коллективность игры;
- целеустремленность игрока;
- самодеятельность и самостоятельность в игре;
- состязательность и соревнование;
- результативность игры;
- проблемность игры.
А теперь более подробно рассмотри каждый из принципов:
- активность - ведущий принцип игровой деятельности, воплощающий интенсивное выражение физических и интеллектуальных сил личности ребенка, начиная с подготовки к игре, в самом ее ходе, а также в процессе обсуждения приобретенных результатов;
- доступность игры значит, что каждая дидактическая игра должна быть тривиальна и понятна;
- принцип наглядности выражает наличие требуемого для дидактической игры материального обеспечения (таблицы, схемы, карточки, разные предметы и т. д.);
- занимательность и эмоциональность игры увеличивают познавательный интерес к игре и познавательную динамичность в ходе подготовки, участия и завершения игры;
- принцип индивидуальности воссоздает сугубо личное отношение ребенка к игре, в которой формируются те или иные качества, обладающие вполне определенную значимость, как и для игрока, так и для его личности и профессионального роста. Это значит, что в любой дидактической игре должно быть место для проявления и формирования чисто индивидуальных свойств самовыражения и самоутверждения игрока;