Файл: Дидактическая игра как метод обучения (Сущность понятия «познавательный интерес»).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 111
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы развития познавательного интереса ребенка через дидактическую игру
1.1. Сущность понятия «познавательный интерес»
1.2. Психолого-педагогическая сущность дидактической игры
1.3. Принципы организации дидактической игры
1.4. Применение дидактических игр
2. Опытно-экспериментальное исследование дидактической игры как как метода обучения
2.1. Мнения воспитателей и педагогов о применении дидактических игр
2.2. Диагностика уровня сформированности познавательной активности у детей.
2.3. Динамика развития познавательной активности детей
Одним из обстоятельств данной активизации познавательной деятельности имелось выявление возрастных и личных возможностей младших школьников. Материал, освещенный в нашей работе, дает возможность довольно твердо аргументировать о том, что характерные черты любого ребёнка не представлены застывшими, раз и навсегда данными, а подвергаются современным переменам при некоторых обстоятельствах его обучения и взаимоотношения к нему. Решающая роль в обеспечивании подобных обстоятельств принадлежит, безусловно, педагогу.
Другим обстоятельством имелось использование дидактических игр как активизации теории в согласовании с отличительными чертами учеников.
Полученные итоги опытно-экспериментальной работы по раскрытию степени сформированности познавательной инициативности до использования дидактических игр и после их использования, полностью удостоверили нас в том, что применение дидактических игр совершенно необходимо.
В результате систематичного использования дидактических игр, познавательная работа активизировалась, свойство познаний заметно повысилось.
Таким образом, экспериментальная деятельность, проведённая нами, дает возможность произвести вывод, что система дидактических игр, применяемых в ходе обучения, содействует формированию инициативности учения.
Перспективные исследования по данной проблемы могут быть направлены для решения таких, актуальных вопросов, как «Воспитательно-образовательный потенциал дидактических игр», «Организационно-педагогические знания, умения и навыки, сконцентрированные в содержании и методике дидактических игр» и другие.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования лиц» ности в детстве: норма и отклонения. - М., 2012. - 288 с.
2. Вильнас В. К. Психология эмоциональных явлений. - М., 2014 - 320 с.
3. Воспитание ребенка в игре / Под ред. т1. А. Абрамян. - М , 2013. - 451 с.
4. Воспитание ребенка в игре / Под ред. Р. И. Жуковской. - М , 2003. - 368 с.
5. Доронова Т., Якобсон С. Использование игровых методов при обучении // Педагогика. - 2014. - № 2 - 110 с.
6. Диагностика и коррекция психического развития / Под ред. И П. Коломенского. - Минск, 2013. - 270 с.
7. Захаров А. И. Как преодолеть страхи у детей. - М., 2015. - 342 с.
8. Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка. - М., 2012. - 190 с.
9. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М., 2011. - 355 с.
10. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 2015. - 401 с.
11. Лернер И. Я. Развивающее обучение с дидактических позиций // Педагогика. - 2013. - № 2. - 100 с.
12. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики эмоционального развития детей. - М., 2012. - 359 с.
13. Михайлова 3. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Книга для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 2015. - 344 с.
14. Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. - М., 2013. - 307 с.
15. Рояк А. А. Эмоциональное благополучие ребенка // Классный руководитель. - 2013. - № 2. - 130 с.
16. Симонов П. В., Ершов П. Н. Темперамент. Характер. Личность. М., 2014. - 364 с.
17. Совершенствование педагогического процесса посредством игры на уроках математики / Под ред. Е. В. Кучеровой. - М., 2013. - 451 с.
18. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду (старшая группа): Пособие для воспитателей детского сада. - М., 2012. - 377 с.
19. Хухлаева О. В. Лесенка радости. - М., 2013. - 340 с.
20. Чистякова М. И. Психогимнастика. - М., 2011. - 280 с.
21. Щербакова Е. И. Формирование взаимоотношений детей в игре. М., 2014. - 275 с.
22. Эмоциональное развитие младших школьников: Пособие для воспитателей детского сада / Под ред. А. Д. Кошелевой. - М., 2015. - 504 с.
23. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детском возрасте. - М., 2015. - 470 с.
24. Юдина Е. Г., Степанова Г. Б., Денисова Е. Н. Педагогическая диагностика в начальных классах. - М., 2012. - 388 с.
25. Якобсон П. М. Изучение чувств у детей и подростков. - М., - 2014. - 246 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
№ |
Отношение |
Предметы |
||
Математика |
Русский язык |
Чтение |
||
1. |
На уроке иногда бывает интересно. |
|||
2. |
Учу, потому что надо учиться. |
|||
3. |
Получаю удовольствие, работая на уроке, всегда интересно, узнаю много нового. |
|||
4. |
С нетерпением жду урока и стремлюсь узнать больше, чем требует учитель. |
Приложение 2
Уровни сформированности познавательной активности учащихся (в процентах).
№ |
Уровень |
Предметы |
||
Математика |
Русский язык |
Чтение |
||
1. |
Проявляет ситуативный интерес |
4 ученика 19% |
4 ученика 19% |
5 учеников 23.8% |
2. |
Учит по необходимости |
9 учеников 42.8% |
10 учеников 47.6% |
9 учеников 42.8% |
3. |
Интересуется предметом |
5 ученика 23.8% |
4 ученика 19% |
4 ученика 19% |
4. |
Проявляет повышенную познавательную активность. |
3 ученика 14.2% |
3 ученика 14.2% |
3 ученика 14.2% |
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Сравнительные результаты анкетирования, констатирующего и контрольного этапов эксперимента.
№ |
Уровень |
Предметы |
|||||
Математика |
Русский язык |
Чтение |
|||||
до |
после |
до |
после |
до |
после |
||
1. |
Проявляет ситуативный интерес |
19% |
9.5% |
19% |
18.75% |
23.8% |
18.75% |
2. |
Учит по необходимости |
42,8% |
28,5% |
47.6% |
43.75% |
42.8% |
25% |
3. |
Интересуется предметом |
23.8% |
38% |
19% |
25% |
19% |
37.5% |
4. |
Проявляет повышенную познавательную активность |
14,2% |
23,8% |
14.2% |
13.5% |
14.2% |
18.75% |
Приложение 6
-
Щербакова Е. И. Формирование взаимоотношений детей в игре. М., 2014. - с. 136 ↑
-
Воспитание ребенка в игре / Под ред. т1. А. Абрамян. - М , 2013. - с. 48 ↑
-
Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М., 2011. - с. 176 ↑
-
Воспитание ребенка в игре / Под ред. Р. И. Жуковской. - М , 2003. - с. 117 ↑
-
Доронова Т., Якобсон С. Использование игровых методов при обучении // Педагогика. - 2014. - № 2 - с. 39 ↑
-
Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М., 2011. - с. 90 ↑
-
Щербакова Е. И. Формирование взаимоотношений детей в игре. М., 2014. - с. 48 ↑
-
Михайлова 3. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Книга для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 2015. - с. 94 ↑
-
Чистякова М. И. Психогимнастика. - М., 2011. - с. 78 ↑
-
Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 2015. - с. 115 ↑
-
Якобсон П. М. Изучение чувств у детей и подростков. - М., - 2014. - с. 108 ↑
-
Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детском возрасте. - М., 2015. - с. 204 ↑
-
Лернер И. Я. Развивающее обучение с дидактических позиций // Педагогика. - 2013. - № 2. - с. 65 ↑
-
Лернер И. Я. Развивающее обучение с дидактических позиций // Педагогика. - 2013. - № 2. - с. 67 ↑