Файл: Дидактическая игра как метод обучения (Сущность понятия «познавательный интерес»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- коллективность же отражает общую структуру взаимосвязанной и взаимозависимой игровой деятельности в группах либо коллективах, где любой представляет собою индивидуальность. Дидактическая игра, как совместная деятельность детей, содействует формированию дружеских отношений, обучать думать и работать коллективно, убеждает в потребности и производительности общественной работы;

- целеустремленность игрока отображает не только популярный закон целостности цели для игрока и его соперника, но и то, что личные цели игрока должны быть схожим с общими целями команды. Это один с главных принципов построения и выполнения дидактической игры;

- самодеятельность и самостоятельность игрока в игре – это не одно и то же; в первоначальном случае речь должна идти о самовольном проявлении личного почина в коллективной игре; во – 2-ой – важнейший значение самостоятельности игрока заключается в том, что цель дидактической игры представляется системообразующим компонентом его «самовольной» деятельности и несет в себе функцию управления ею.

- состязательность и соревнование в дидактической игре базируются на результативности игровой деятельности и высказывает собою главные типы побуждений учеников к роли в игре. Без состязания отсутствует игры и духом открытого состязания пропитана вся игра. Соперничество и самосостязательность инициируют к активной самостоятельной деятельности и мобилизуют весь потенциал физических, умственных и душевных сил человека;

- продуктивность отражает понимание итогов действий как определенных достижений личности. Это основополагающий принцип игры, истина, которая позволяет продемонстрировать дидактическую игру равно как результативную созидательную деятельность игрока и команды;

- принцип проблемности в дидактической игре высказывает логико-психологические особенности мышления в интеллектуально-эмоциональной борьбе. Весь процесс игры содержит в себе особенности планирования, организацию и разрешения проблемных ситуаций, образовавшихся в мышлении игрока, преследующего цель в условиях противодействия соперника. Правило проблемности состоит в том, что сама игра формирует обстоятельства для происхождения и позволения проблемных ситуаций.

Таким образом, осмотрев нравоучительные игры, допускается произвести последующие выводы: грамотно организованные нравоучительные игры собственным многообразием могут привлечь ребят, а кроме того вызвать эмоциональный подъем, неподдельный интерес учеников к объекту. Вследствие такого подъема, у ребят может существенно повыситься познавательный интерес к урокам.


1.4. Применение дидактических игр

Игра занимает одно из главных мест в сознании и деятельности детей. При организации и проведении игр принципиально обладать в виду, что их цель не сводится лишь к заполнению незанятого времени. Подбирать игры нужно рационально, употреблять их в определенной системе и очередности, с учетом того, какие собственно психические качества и особенности, необходимые детям они формируют, какие воспитательные и образовательные задачи решает учитель.

Учитель начальных классов или воспитатель детского сада в огромной мере, чем иные его коллеги, имеет возможность задавать тон в воспитании и обучении ребят. Первые учителя запоминаются ребенку на всю жизнь, они больше, чем другие люди, воздействуют на него непосредственно и косвенно. Первые эмоции могут стать также обусловливающим условием в внутреннем развитии малыша; они смогут оказать воздействие на его отношение к другим учителям.
Иногда проблемы, возникающие на занятиях в классе, выглядят неодолимыми. Но чуткий и изобретательный учитель всегда отыщет необходимое разрешение. При этом он ощущает полнейшую, ни с чем несравнимую душевную радость.

Учитель, который считает, что "моя работа - давать информацию, учить с детьми материал", представляет только лишь одну грань своей деятельность. Главное в преподавании это, конечно, передача данных, однако принципиально так ведь, как подается эта информация.

В работе педагога младших классов наиболее сложная задача - привести собственные размышления до сознания учащихся. Учитель имеет возможность отлично понимать свой предмет и удерживать класс перед собственным жестким контролем, но если он не имеет возможность установить с ним тесный контакт, если ребята плохо понимают урок, его старания окажутся безрезультатными.

Игра ведь предполагает собою первоначальную доступную для ученика форму работы, что подразумевает намеренное развитие и модернизирование новых действий. Это более доступный для ребят вид работы, метод обработки приобретенных из окружающего мира впечатлений. В игре наглядно обнаруживаются характерные черты мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, инициативность, развивающаяся потребность в общении.

Игра - это самостоятельная работа, в которой ребята вступают в общение со сверстниками. Играя, ребята обучаются использовать собственные познания и умения на практике, пользоваться ими в различных обстоятельствах. Их связывает совокупная цель, общие усилия к ее достижению, единые переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и содействуют развитию хороших чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни.


Игра содержит огромное образовательное значение, она непосредственно сопряжена с учебой на занятиях, с наблюдениями ежедневной жизни.

Дети обучаются разрешать лично игровые проблемы, определять наилучший метод исполнения запланированного, использовать своими знаниями, представлять их, одним словом. Нередко игра работает поводом для сообщения новых знаний, для расширения кругозора. С формированием интереса к труду взрослых, к социальной жизни, к геройским подвигам людей у ребят возникают первые мечтания о предстоящей специальности, стремлении подрожать любимым героям. Всегда это делает игру значимым орудием формирования направленности ребенка, что начинает складываться еще в школьном детстве.

Игра в тех конфигурациях, в каких она была в дошкольном детстве, в младшем школьном возрасте начинает терять собственное формирующее роль и со временем заменяется учением и трудовой деятельностью, сущность каких складывается в том, что сведения виды деятельности в отличие от игры, доставляющие попросту наслаждение, имеют определенную цель.

Сами по себе игры становятся новейшими. Большой заинтересованность для младших школьников представляют игры в ходе обучения. Это игры, принуждающие мыслить, предоставляющие возможность учащемуся проконтролировать и выработать собственные возможности, вводящие его в соревнования с другими учениками.

Участие младших школьников в подобных играх содействует их самоутверждению, вырабатывает терпение, желание к преуспеванию и различные мотивационные особенности. В подобных играх улучшается мышление, включая воздействия согласно планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на результат, выбору альтернатив.
В.А. Сухомлинский так ведь подмечал, что «… жизнь ребенка полноценна только тогда, когда он проживает в обществе игры, сказки, музыки, фантазии, творчества»[14].

Увлекательная игра увеличивает интеллектуальную динамичность малыша, и он имеет возможность в ходе игры разрешить более трудную проблему. Но данное не значит, что занятия должны прокладываться только в форме игры. Игра - это только один из методов, и она предоставляет неплохие итоги только в комбинировании с другими: наблюдениями, беседами, чтением и другими.

Креативный характер игры подтверждается тем, что малыш не копирует жизнь, а, подражая тому, что видит, комбинирует собственные представления. При этом он сообщает свое отношение к изображаемому, собственные идеи и чувства. Это роднит игру с искусством, однако ребенок – не актер. Он представляет для себя, а не для публики, он не разучивает роль, а формирует нее согласно ходу игры. Если ребенок входит в образ, у него оживленно работает мысль, углубляются чувства, он искренне испытывает изображаемые события.


Младший школьник с живым любопытством принимает окружающую жизнь, которая каждый день раскрывает пред ним что-то новое. Развитие восприятия не совершается само собой, здесь весьма велика роль учителя, что повседневно воспитывает способность не просто смотреть, но и анализировать, не просто выслушивать, но и вслушиваться, обучает раскрывать значительные черты и качества объектов и явлений, показывает, на что необходимо сосредоточить интерес, приучает ребят систематически и регулярно подвергать анализу воспринимаемые предметы.

Цель педагога – сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности – к учебной. Главную роль в данном имеют дидактические игры. Применение игровых способов и методов, их последовательность и связь будут содействовать в решении предоставленной проблемы. Они формируют позитивный чувствительный фон, на котором всегда психические процессы проходят более динамично.

Подведем краткие выводы по первой главе.

Таким образом, задача игры пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. В младшем возрасте игра наряду с учением захватывает важное положение в формировании ребенка. При включении детей в обстановку дидактической игры интерес к учебной деятельности стремительно увеличивается, исследуемый источник становится для них более легкодоступным, работоспособность существенно увеличивается.
Ведь то, что игра – это часть учебного процесса, ни для кого никак не тайна. Игра может помочь развитию фонематического восприятия слова, обогащает ребенка новыми сведениями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное - активизирует речь. Вследствие чего у детей возникает заинтересованность к исследуемым объектам.

2. Опытно-экспериментальное исследование дидактической игры как как метода обучения

2.1. Мнения воспитателей и педагогов о применении дидактических игр

Для подтверждения необходимости проведений дидактических игр при работе с младшими школьниками, нами было проведено опрос учителей начальных классов в Гимназии. В анкетировании приняло участие 14 педагогов. В процессе опроса были выявлены следующие данные (таблица 1):


На вопрос №1: “Какое место занимает дидактическая игра в развитии личности ребёнка”.  87% опрошенных учителей считает “самое главное”, 13% - “не самое главное”.

Таблица 1.

Результаты ответа на вопрос о том, какое место занимает дидактическая игра в развитии личности ребёнка

главное

не самое главное

второсте-

пенное

никакого места не занимает

не задумы-

вался над этим

не знаю

8

57%

6

43%

-

-

-

-

Вопрос №2: “Вы в своей педагогической практике много времени отводите дидактической игре в учебном процессе?” 97% учителей ответило “очень много”, а 3% - не очень много, но достаточно.

Таблица 2.

Результаты ответа на вопрос о времени отведенном на дидактическую игу

много

не очень много

только на уроках матема-

тики

сегодня это никому не нужно

не задумы-

вался над этим

не знаю

8

57%

6

43%

-

-

-

-

По мнению основной массы опрошенных педагогов, (10 чел. – 71,4%), главной трудностью в проведении дидактической игры является отсутствие в школе необходимых условий. И лишь 28,6% учителей не имеют трудностей в проведении дидактических игр. По этому вопросу можно составить следующую таблицу.

Таблица 3.

Результаты опроса о необходимых условиях

отсутствие в школе необходимых условий

равноду-

шие детей

не задумыва-

лись над этим

не знаю

нет

8

57%

-

2

14%

-

4

29%

По результатам анкетирования мы сформулировали ряд причин подтверждающие необходимость использования игровых приёмов на уроках в начальных классах, которые назвали педагогики

Причины, подтверждающие необходимость использования игровых приёмов на уроках в начальных классах: