Файл: Дидактическая игра как метод обучения (Сущность понятия «познавательный интерес»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что основной формой учебно-воспитательной работы в детских садах и начальной школе, как установлено, является урок или занятие. Собственно, на уроке дети усваивают знания и приобретают навыки. На занятии же закладываются основные принципы развития любого обучающегося как личности, деятельного участника жизни нашего общества.
Может ли современный урок быть удовлетворенным и занимательным? Может ли он активизировать креативные и познавательные силы учащегося? Может ли он, не только давать знания, расширяя круг интересов учеников, но и ставить его перед ситуацией высоконравственного выбора, принятия им независимого решения? Полагаем, что может и должен! И достичь этого можно активизацией познавательно-игровой деятельностью на уроках.

В современную эпоху дети часто пренебрегают игровой деятельностью, предпочитая виртуальные игры. Телевизоры, компьютеры, планшеты зачастую становятся «друзьями» малышей. Вследствие чего ребята теряют способность общаться со сверстниками, не умеют уступать, выполнять совместные действия, не умеют подчиняться правилам игры. Получив новую для себя роль, такой ребенок может чувствовать себя в ней неуютно, так как соблюдение правил и организация учебного процесса вызывает у него много трудностей.

Игровая деятельность напротив, удовлетворяет их потребность в общении, воспитывает качества, помогающие детям жить в обществе, развивает воображение и мышление. Использование игры на уроках – это наиболее простой и близкий детям способ привлечения внимания к новым знаниям и организации процесса обучения.

Задача педагога или воспитателя – обучить каждого ребенка самостоятельно обучаться, сформировать у него потребность активно относиться к учебному процессу.

Педагоги и специалисты по психологии в течении множества десятков лет в качестве 1-го из результативных методов развития позитивного отношения к учению выделяли игру.

Игра для детей не прекращает быть одним из ключевых средств и условий формирования интеллекта. Игра порождает радость и бодрость, зажигает детей, обогащает эмоциями, может помочь избегать назойливой назидательности, создает в детском коллективе атмосферу дружелюбия. В выступлениях не должно быть серости и однообразия. Игра должна всегда наполнять знания, быть орудием всестороннего формирования ребенка, его возможностей, порождать позитивные чувства, наполнять жизнедеятельность детского коллектива увлекательным содержанием.


Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны модифицировать. Труд и учение, сочетаясь с игровой деятельностью, содействует развитию характера и формированию воли. Стремления (физические и психические), которые ребенок проделывает в игре, продуктивны, так как в игре незаметно для себя он вырабатывает ряд навыков и умений, которые в последствии пригодятся ему в жизни. Игры разнообразят виды деятельности на уроке, воспитывают заинтересованность к предмету, формируют внимательность, память и мышление учащихся, ведут к систематизации жизненного опыта, являются разрядкой для нервной системы, формируют инициативу и находчивость, приучают к труду, пунктуальности, аккуратности и к настойчивости в преодолении препятствий.

В.А.Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое положение игра занимает в жизни ребенка. Для него игра – это наиболее серьезное дело. В игре открывается перед детьми мир, формируются креативные возможности личности. Без игры и не может быть полноценного интеллектуального формирования».[1]

В формировании концепции и практики активного учения сыграли огромную роль изучения Есипова Б.П., Левиной М.М., Огородникова И.Т., Русакова Б.А., Шаталовой Т.И. и иных. Вклад в исследование проблемы активизации учения внесли исследовательский интерес и его связь с активизацией познавательной работы.

Значительным взносом в педагогическую и психологическую науки являются исследования Р.Я. Гальперина, В.В.Давыдова, Л.В.Занкова, Д.Б.
Эльконина, выявившие возможности значительного увеличения активности младших школьников в познавательной деятельности. Непосредственно вопросом познавательной деятельности посвящены работы Л.П.Аристовой, Т.Г.Рамзаевой, Н.Ф. Талызиной, И.Ф.Харламова.

Таким образом цель курсовой работы состоит во всестороннем изучении дидактической игры как метода обучения детей.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  • Анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования.
  • Определить сущность понятий: «познавательный интерес», «дидактическая игра»;
  • Выделить принципы организации дидактической игры;
  • Провести опытно-экспериментальное исследование в области применения дидактических игр.

Проблема исследования: формирование познавательного интереса детей на потенциале дидактических игр.

Объект исследования: процесс обучения детей на занятиях в саду или уроках в младших классах.


Предмет исследования: активизация познавательной деятельности детей в саду или уроках в младших классах.

Гипотеза исследования: повышению уровня познавательного интереса у детей при включении в процессе обучения разнообразных дидактических игр.

Методы исследования: теоретический анализ, сравнение, метод классификации, обобщение, анкетирование, психолого-педагогический эксперимент.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

1. Теоретические основы развития познавательного интереса ребенка через дидактическую игру

1.1. Сущность понятия «познавательный интерес»

Один из ключевых признаков развития личности ребенка является познавательный интерес, степень формирования, какого в значительной мере обусловливает результативность хода учебы. Роль формирования познавательного интереса у обучающихся в нынешних обстоятельствах обучения не порождает практически никаких сомнений. Тем не менее, проблема о том, каким образом достичь максимального результата в его формировании, вплоть до сих пор остается открытым. Разрешение данной задачи тяжело без теоретического обоснования сути определения "познавательный интерес".

При анализе этого проблемы мы будем основываться на теоретические утверждения психологии и педагогики, открывающие суть и главные свойства интереса, его роль в формировании личности. Наше исследование, базируясь на основных методологических принципах данных наук, при решении определенных проблем предполагает методичную реализацию деятельностного подхода.

Интерес в дословном переводе с латинского (interest) означает - "важно, имеет значение"[2]. В педагогической энциклопедии интерес трактуется равно как реальная причина действий человека, тенденция к познанию объекта либо явления, к овладению тем либо другим типом деятельности.
Понятие "интерес" многозначно. Его сущность связывают как с чертой общественных групп различной общности (общественные интересы), так и с данными личности (личностные интересы).


Познавательный интерес - главная сфера общего парадокса интереса. Его объектом представляется наиболее существенное качество человека: постигать окружающий мир не только лишь с целью биологической и социальной ориентировки в реальности, однако и в желании проникать в его обилие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные взаимосвязи, закономерности, противоречивость. Своеобразие познавательного увлечения состоит в непростом отношении к миру предметов, явлений, в полном их исследовании, в беспрерывном и независимом добывании знаний в интересующей области, в интенсивном и активном приобретении требуемых для данного методов, в настойчивом преодолении трудностей.[3]

В изысканиях Г.И. Щукиной познавательный интерес обусловливается равно как "избирательная нацеленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу усвоения знаниями. Данное стойкое формирование, которое в ходе. увлеченной работы ранее не нуждается во внешней стимуляции и как бы самоподкрепляется" Она указывает, что данный интерес не процессуальный, а интерес к подлинному продуктивному постижению, в следствии которого возникает нечто новое в формировании учащегося в целом.[4]

Несколько другую точку зрения изрекает Н.Г. Морозова. Познавательными она именует интересы, нацеленные на процесс тренировочного познания и на его итоги. Она рассматривает интерес равно как "эмоционально-познавательное отношение (являющееся из эмоционально-познавательного переживания) к объекту либо к напрямую мотивированной деятельности, отношение, переходящее при хороших обстоятельствах в эмоционально-познавательную нацеленность личности".[5]

В.Б. Бондаревский, B.C. Мухина, С.Л. Рубинштейн полагают, что познавательный интерес представляет:

как избирательная нацеленность психических процессов человека на предметы и действа окружающего мира;

как направленность, желание, необходимость личности заниматься собственно предоставленной сферой явлений, деятельностью, что дает удовлетворенность;

как особенное, избирательно исполненное интенсивными помыслами, красочными впечатлениями, стеничными устремлениями отношение к находящемуся вокруг миру, его объектам, явлениям, процессам[6].

В.А. Сластениным познавательный интерес рассматривается равно как внутренняя движущая мощь учения, проявляющаяся в целеустремленном состоянии школьника, предопределенном знаниями, умениями, навыком созидательной деятельности, характеризующаяся необходимостью в познаниях, готовностью к конструктивному постижению как деятельность, приносящая удовлетворенность.[7]


Ш.А. Амонашвили характеризует познавательный интерес как форму устремлений личности, как нацеленность самостоятельного поиска, изучения тайн, свободного обсуждения трудности, решения тяжелых проблем, установления своего точки зрения[8].

С точки зрения С.Л. Рубинштейна, интерес - это направленность помыслов, идей; потребность - вожделений, желаний. Необходимость порождает стремление владеть объектом, заинтересованность - стремление ознакомиться с ним. С насыщением потребность исчезает, удовлетворение же интереса - толчок его последующего совершенствования и углубления.
Потребности первичны, а круг интересов формируются на базе потребностей, главные побудители деятельности человека - не сами потребности (как потребность в восполнении какого-то дефицита), а интересы, чувства, взгляды и убеждения, которые делаются основой результативных устремлений личности. Потребность - прямое отражение необходимости в структуре субъекта, она всегда требует своего удовлетворения. Это - исходная причина деятельности. Интерес связан с потребностью через потребность. Сложна и разнообразна взаимосвязанность потребностей и интересов в такой сферы, равно как познавательная работа человека.
В любой время своего развития познавательный интерес представляется побудительной силой. Познавательный интерес растёт из необходимостей понимать, ориентироваться в действительности, однако высочайшей внутренней необходимостью некто делаться только на высочайшем степени собственного формирования, который добивается очень не у каждого не только ученика, однако и взрослого человека. Познавательный интерес - феномен неоднозначное, в следствии этого, в течения учебы и обучения некто имеет возможность воздействовать разными своими сторонами. В педагогической практике познавательный интерес оценивают часто только равно как наружный импульс данных действий, равно как способ активизации познавательной работы учащегося, равно как результативный механизм педагога, дающий ему произвести процедура учебы привлекательным, выделить в обучении собственно эти нюансы, какие могут привлечь к себя невольное интерес учащихся, вынудят активизировать понимание, беспокоиться и мучиться, увлеченно действовать над учебной проблемой.

Познавательный интерес - интегральное формирование личности. Некто как единый факт увлечения содержит сложнейшую текстуру, какую оформляют как раздельные психические течения (умственные, чувственные, регулятивные), так и беспристрастные и индивидуальные взаимосвязи человека с обществом, выраженные в отношениях.