Файл: Дидактическая игра как метод обучения (Сущность понятия «познавательный интерес»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Игровой дефицит. Замена игр просмотром телевизионных программ, мультфильмов, фильмов.

2. Отсутствие партнёров по играм (малочисленные семьи, несадовские дети).

3. Раннее привлечение детей к компьютерным играм.

4. Возможность снятия страхов.

5. Повышение самооценки.

6. Преодоление неуверенности в себе.

7. Увеличение количества школьников с поздним формированием произвольной памяти и внимания.

8. Игровая форма занятия делает его привлекательным и интересным для ребёнка, что повышает эффективность обучения.

9. Возможность на уроке работать в группе.

10. Возможность сделать более эмоциональной атмосферу урока.

Вывод: учителя положительно относятся к дидактической игре и активно используют её в своей педагогической деятельности, несмотря на объективные трудности в проведении, и не считают игру пустой тратой времени.

Но для того, чтобы дидактическая игра прочно влилась в учебный процесс, необходимо обеспечить школу (особенно начальную), соответствующими техническими средствами обучения и пособиями для проведения такого рода игр.

2.2. Диагностика уровня сформированности познавательной активности у детей.

С целью извлечения данных о исследуемой проблеме были применены апробированные в педагогике и психологии методики: тестирование, опрос, наблюдение за детьми.

Проблемой нашего изучения является определение уровня сформированности познавательной активности теории до использования дидактических средств, обращенных на активизацию познавательной деятельности. Учение школьника побуждается не одним, а множеством уровней. В общей текстуре уровней одни из них играют доминирующую роль, превалируют, другие – подчиненную, иные – слабую, малозаметную. В зависимости от того, какие уровни доминируют, в зависимости от их силы, их важности для личности и учение школьника принимает предел значимости для него.

В доказательство выдвинутой гипотезы о повышении уровня познавательного интереса к урокам математики у младших школьников способствует включение в процесс обучения разнообразных дидактических игр.

Эксперимент состоял из трех этапов:

  1. этап констатирующий – организация и проведение первичной диагностики познавательного интереса на уроках математики во втором классе;
  2. этап формирующий – внедрения в практику преподавания математики во втором классе дидактическую игру.
  3. этап – контрольный – повторная диагностика познавательного интереса с целью проведения сравнительного анализа.

Каждому ученику был выдан бланк анкеты в варианте небольшой таблицы (приложение 1).

Результаты анкетирования были занесены в сводную таблица и подвергнуты обработке (Приложение 2). Итоги занесены в таблицу, высчитан процент от всеобщего числа учащихся (количество учеников в классе – 21).

Анализ степени сформированности познавательной активности подтвердил актуальность проблемы и необходимость подбора дидактических игр с целью активизации познавательной работы учеников на уроках математики.

На следующем этапе работы мы разработали конспект урока математики с использованием дидактических игр.

На уроке математики, при изучении темы: "Конкретный смысл действия деления", были использованы дидактические игры для развития познавательной деятельности.

Цель:

1. Познакомить с действием деления с помощью решения задач на деление по содержанию и со знаком "деление".

2. Развивать вычислительные навыки, умение решать задачи, развивать мышление и память учащихся.

3. Воспитывать трудолюбие, взаимопомощь, прививать интерес к предмету математика.

Оборудование: индивидуальные карточки, таблицы с геометрическим материалом, предметные карточки: солнышко и несколько лучей.

Раздаточный материал: конверты и марки.

Тип урока: объяснение нового материала.

Форма проведения: урок с дидактической игрой.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель:

- Какое сегодня у вас настроение?

(Дети улыбками показывают хорошее настроение)

2. Вступительный этап.

Учитель:

- Ребята, какое время года за окном?

Правильно, это ранняя весна.

Учитель:

- По каким признакам мы замечаем наступление весны?

(Дети отвечают, что стало ярко светить солнышко).

Учитель:

- К нам в класс заглянуло весеннее солнце, посмотреть, как мы работаем. Чем лучше будем трудиться, тем больше лучиков у нашего солнышка появится. Будем стараться – будет улыбаться нам солнце и быстрее разбудит от зимы нашу Землю.

(Дети улыбаются и обещают стараться)

Учитель:

- Чем бы вы хотели заниматься на уроке? Предлагайте!

(Дети высказывают пожелания о видах заданий на уроке: устная работа, индивидуальные карточки, новый материал, решение примеров, физминутка, решение задач).

По мере предложений, учитель рисует схему на доске (рисунок 1):

Рисунок 1. Высказывания детей в виде схемы о пожелания и о видах заданий на уроке

3. Устная работа.


Учитель:

"Продолжается работа

Устно мы считаем что-то

Сравниваем, размышляем

Без ошибок отвечаем".

На доске геометрический материал (рисунок 2):

Рисунок 2. Геометрические фигуры на доске

Учитель: На какие группы поделим фигуры и почему?

Раздаются 3 индивидуальные карточки ученикам. С таким заданием: 1 карточка 2 карточка 3 карточка

3 см 5 мм = … мм 100 – (23 + 8) x – 6 = 9

7 дм 6 см = … см 100 – (64 - 4) 23 – x = 3

85 см = … дм …см (56 - 7) – 9

100 см = … дм

Учитель: Какое числовое выражение лишнее и почему?

3 + 3 + 3 + 3

4 + 3 + 4 + 4

4 + 4 + 4

2 + 2 + 2 + 2

(Дети отвечают, что второе выражение лишнее, потому что его нельзя заменить умножением).

Учитель: Вспомним, какие мы смекалистые и решим задачи?

Учитель: Молодцы, дети. Солнышко улыбнулось нам сразу 3 – мя лучиками. Столько мы заработали на устном счёте. И добавили нам ребята еще 3 лучика за правильную работу по индивидуальным карточкам, их проверили назначенные учителем ученики-эксперты.

(Учитель прикрепляет к солнышку лучики на доске).

4. Новый материал.

а) "Дидактическая игра"

(На партах конверты и марки, дети работают в парах).

Учитель: У вас на партах лежат конверты и марки. Работники почты попросили помочь отправить письма, наклеив на каждый конверт марки. На партах 6 марок. Наклеиваем по 2 марки на каждый конверт.

(Дети выполняют практическую работу).

Учитель: сколько раз по 2 вы взяли? (3 раза)

(На доске схематично изображена эта задача и действием деления 6 : 2 = 3 (к))

Учащиеся делают выводы о том, что поделить – это раздать поровну.

б) Работаем по учебнику. Дети читают выводы на стр. 50.

Учитель: Молодцы! Солнышко улыбнулось лучиком, радуется нашим приобретённым знаниям.

5. Закрепление нового материала.

Работа по учебникам стр. 50 № 1

Учитель:

Сколько было орехов? (12)

По сколько получил каждый? (по 3)

Почему деление? (Потому, что поровну делили)

(Учитель прикрепляет лучик к солнышку)

6. Физминутка.

Шли по крыше 3 кота,

3 кота Василия.

Поднимали 3 хвоста,

Прямо в небо синее.

Сели киски на карниз,

Посмотрели вверх и вниз.

И сказали 3 кота: "Красота!"

7. Повторение изученного.

Работаем по учебнику с. 50

№ 2. Составляем равенства и неравенства. Работа проходит в парах, после работы взаимопроверка.

№ 4. Решаем задачу, составляя краткую запись на доске коллективно.

Было – 75 п.

Вышли – 25 п.

Сели – 20 п.

Стало - ? п.


Задача решается несколькими способами. Проверка с доски, куда вызываются дети, решившие разными способами.

(За хорошую, активную работу прикрепляем еще один лучик к солнышку).

№ 5. Решение примеров с проверкой 76 76 63 51

+18 -18 -37 +45

------- ----- ---- -----

94 58 26 96

(После проверки с места, прикрепляем еще один лучик к нашему солнышку)

Итог урока.

Учитель:

-Что нового узнали на уроке?

-Что было вам трудно?

-Что такое "деление"?

-Выполнили ли мы то, что намечали вначале урока?

Посмотрите на солнышко, оно ярко светит многочисленными лучиками, радуется нашим успехам.

9. Домашнее задание: придумать задачи на деление.

Практика показывает, что занимательный материал применяется на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля. Использование дидактических игр оправдано только тогда, когда они тесно связаны с темой урока, органически сочетаются с учебным материалом, соответствующим дидактическим целям урока. В практике начальной школы имеется опыт использования игр на этапе повторения и закрепления изученного материала, и крайне редко применяются игры для получения новых знаний.

Цель дальнейшей работы – провести повторное тестирование познавательной активности учащихся и определить динамику развития.

2.3. Динамика развития познавательной активности детей

Для сравнения результатов констатирующего и контрольного эксперимента мы провели повторную диагностику познавательного интереса. И получили следующие результаты (таблица 4):

Таблица 4.

Результаты констатирующего эксперимента

Уровень

Предметы

Математика

Русский язык

Чтение

1.

Проявляет ситуативный интерес

2 ученика

9.5%

3 ученика

18.75%

3 ученика

18.75%

2.

Учит по необходимости

6 учеников

28,5%

7 учеников

43.75%

4 ученика

25%

3.

Интересуется предметом

8 учеников

38%

4 ученика

25%

6 учеников

37.5%

4.

Проявляет повышенную познавательную активность

5 учеников

23,8%

2 ученика

12.5%

3 ученика

18.75%


Затем результаты были сравнены и занесены в таблицу (Приложение 5).

Результаты формирующего эксперимента показали, что проведённая работа дала положительные результаты по развитию уровня сформированности познавательной активности. Их качество повысилось с 38% до 61,8% (Приложение 6)

Результаты экспериментальных данных свидетельствуют о том, что использование предложенной модели по формированию познавательного интереса у учащихся младших классов в рамках учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы способствует повышению познавательной активности школьников.

Сделаем выводы по второй главе.

Из сравнительных данных хорошо видно, что результаты повторной анкеты изменились значительно по математике и изменились в лучшую сторону, так как повысился процент интересующихся предметом и снизился процент обучающихся по необходимости.

Таким образом, результаты опытной работы свидетельствуют об эффективности работы. Из этого можно сделать вывод, что правильная, интересная организация учебных занятий по математике повышает интерес к предмету.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современный период формирования общества выдвигает на первое место проблему активизации личности человека в ходе его жизнедеятельности. Современному ребенку нужно приобрести стойкие умения и знания для самостоятельного обогащения и применения в последующей деятельности. Требуемые для исполнения этой деятельности знания, умения и навыки приобретаются и создаются в учебном процессе. Деятельность современных дошкольных учреждений и начальных школ демонстрируют, что дети часто отчуждены от образовательного процесса, и поэтому главной проблемой сегодняшнего обучения будет являться интерес детей в эффективном, самостоятельном процессе обучения. Способность обучаться достаточно обозначать для них свободную ориентировку в любой научной информации, способность использовать знания в практике, самостоятельно извлекать их.

Эффективность процесса обучения обуславливается познавательной инициативностью ребенка.

Изучив психолого-педагогическую литературу, можно прийти к заключению, что с одной стороны, познавательная активность находится в зависимости с мастерством педагога формировать у любого учащегося установку на процесс учения. С иной стороны, познавательная активность представляется показателем познавательных возможностей ребенка, уровней формирования его мышления, памяти, устойчивости интереса, волевых усилий, присутствие значимых мотивов учения. Динамичность в учении рассматривалась нами никак не, как деятельностное положение ребенка, а как свойство данной деятельности, в котором обнаружилась личность самого учащегося.