Файл: Развитие воображения в дошкольном возрасте (Теоретические основы проблемы развития творческого воображения у детей дошкольного возраста).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 320
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития творческого воображения у детей дошкольного возраста
1.1 Психолого-педагогические аспекты развития творческого воображения у детей дошкольного возраста
2.1 Выявление уровня развития творческого воображения у детей 4-5 лет
2.3.Динамика уровня развития творческого воображения у детей 4-5 лет
Заключение
В процессе изучения проблемы развития творческого воображения у детей 4-5 лет мы выявили, что творческое воображение является неотменяемым элементом различных видов творческой деятельности и формирования личности детей дошкольного возраста.
Психолого-педагогические исследования Л.С. Выготского, Л.А. Венгера, Н.Н. Поддъякова, Л.А. Парамоновой и др. показывают, что наиболее эффективным способом зарождения творческой личности является практическое изучение, проектирование и самостоятельное создание детьми объектов, обладающих признаками полезности или субъективной новизны, развитие которых происходит в процессе специально организованного обучения.
Важным видом деятельности в детском саду, где педагог может развивать творческое воображение у детей, используя различные приемы и методы работы, является конструирование.
В соответствии с поставленной целью и сформированной гипотезой исследования нами был проведен констатирующий эксперимент, цель которого, было выявить уровень развития творческого воображения у детей 4-5 лет.
В ходе констатирующего эксперимента, за основу оценивания ответов детей, были применены такие показатели как: гибкость, разработанность, оригинальность, вариативность.
На констатирующем этапе мы выявили уровень развития творческого воображения у детей 4-5 лет. Проведя анализ полученных результатов, мы пришли к выводу что в группе преобладает средний уровень развития творческого воображения.
Согласно результатам констатирующего этапа, была определена цель формирующего этапа работы: разработать и апробировать содержание работы по развитию творческого воображения у детей 4-5 лет посредствам Lego-конструктора.
В соответствии с сформулированной гипотезой была определена логика формирующего эксперимента:
- обогатить развивающую предметно-пространственную среду наборы Lego-конструктора разной комплектации;
- организовать совместную деятельность педагога и детей в клубе «Легоша»;
- организовать самостоятельную деятельность детей с использованием Lego-конструктора.
Проведенная опытно-экспериментальная работа доказала свою эффективность и продемонстрировала положительную динамику в развитии творческого воображения у детей 4-5 лет.
Данные контрольного этапа показали динамику уровня развития творческого воображения у детей 4-5 лет, о чем свидетельствуют следующие результаты: показатель высокого уровня развития творческого воображения у детей 4-5 лет в экспериментальной группе повысился на 12,5 %; показатель среднего уровня развития творческого воображения у детей 4-5 лет повысился на 25 %; показатель низкого уровня развития творческого воображения у детей 4-5 лет понизился на 37,5 %.
Полученные данные позволяют нам утверждать, что после проведения формирующего этапа уровень развития у детей 4-5 лет экспериментальной группы заметно возрос и качественно улучшился.
Соотнося результаты исследования с выдвинутой предварительно гипотезой, можно сделать вывод о том, что главные задачи работы удалось реализовать, цель работы достигнута, наша гипотеза подтверждена.
Итак, проблема развития творческого воображения, безусловно, считается актуальной в наше время. А результаты, полученные в ходе нашего исследования, могут быть использованы педагогами дошкольных учреждений с целью решения задач по развитию творческого воображения у детей 4-5 лет.
Список используемой литературы
- Богоявленская, Д.Б. Рабочая концепция одаренности [Текст] // Вопросы образования. - 2004. - № 2. - С. 46-68.
- Боровик, О.В. Развитие воображения [Текст]: методические рекомендации / О.В. Боровик. - М. : ООО «ЦГЛ «Рон», 2000. - 256 с.
- Боровик, О.В. Развитие воображения [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2013 - №6. - С. 14-17.
- Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - СПб. : Союз, 2010. - 92 с.
- Выготский, Л.С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : Педагогика, 2008. - 189 с.
- Выготский, Л.С. Психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : Эксмо-пресс, 2000. - 1008 с.
- Гамезо, М.В. Атлас по психологии [Текст] информационнометодическое пособие по курсу «Психология человека» / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. - М. : Педагогическое общество России, 2004. - 276 с. Режим доступа: https://itexts.net/avtor-i-a-domashenko/285385-atlas-po-psihologii-i- domashenko/read/page- 1.html
- Дружинин, В.Н. Психология общих способностей [Текст] / В.Н. Дружинин. - СПб. : Питер, 2007. - 368 с.
- Дудецкий, А.Я. Теоретические основы воображения и творчества [Текст]: методическое пособие для педагогов ДОУ / А.Я. Дудецкий. - М. : Логос, 2010. - 159 с.
- Дьяченко, О.М. Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей [Текст] / О.М. Дьяченко. - М. : Мозаика-Синтез, 2009. - 128 с.
- Дьяченко, О.М. Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка [Текст] / О.М. Дьяченко. - М., МПСИ, 2005. - 656 с.
- Иванова, Э. Творческое воображение [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2015. - №3. - С. 51-53.
- Ильенков, Э.В. О воображении [Текст] / Э.В. Ильенков. - М. : Академия, 2009. - 96 с.
- Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2012. - 830 с.
- Ишмакова, М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС [Текст]: пособие для педагогов / М.С. Ишмакова. - М. : Маска, 2013. - 100 с.
- Кириллова, Г. Реалистические тенденции в воображении детей [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2013. - №11. С. 23-27.
- Козлова, С.А. Педагогика дошкольная [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - Чебоксары: Альфа, 2011. - 295 с.
- Коноваленко, С.В. Развитие конструктивной деятельности у дошкольников [Текст] / С.В. Коноваленко. - М. : Детство-Пресс, 2012. - 112 с.
- Коршунова, Л.С. Воображение и его роль в познании [Текст] / Л.С. Коршунова. - М. : Просвещение, 1979. - 274 с.
- Кравцова, Е.Е. Развитие воображения [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 9. - С.5-13.
- Крутецкий, В.А. Психология [Текст] / В.А. Крутецкий. - М. : Инфа, - 2011. -164 с.
- Кудрявцев, В.Т. Воображение ребёнка: природа и развитие [Текст] // Психологический журнал. - 2009. - № 5. - С. 20-27.
- Куцакова, Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду [Текст] / Л.В. Куцакова. - М. : Мозаика-Синтез, 2010. - 259 с.
- Лусс, Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО [Текст] / Т.В. Лусс. - М. : ВЛАДОС, 2003. - 104 с.Немов, Р.С. Психология [Текст] / Р.С. Немов. - М. : КноРус, 2016.
- 2157 с.
- Парамонова, Л.А. Творческое конструирование: психологические и педагогические основы его формирования [Текст] // Дошкольное воспитание. - № 11. - 2000. - С. 58-64.
- Парамонова, Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.А. Парамонова. - М. : Академия, 2002. - 192 с.
- Рибо, Т. Творческое воображение [Текст] / Т. Рибо, под редакцией Т.А. Марковой. - М. : Логос, 2011. - 277 с.
- Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2013. - 720 с.
- Смирнова, Е.О. Детская психология: Учебник для вузов [Текст] / Е.О. Смирнова. - СПб. : Питер, 2018. - 410 с.
- Субботина, Л.Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. [Текст] / Л.Ю. Субботина. - Ярославль: Академия развития, 2010. - 240 с.
- Туник, Е.Е. Психодиагностика творческого мышления: Креативные тесты [Текст] / Е.Е. Туник. - СПб.: Дидактика Плюс, 2002. - 44 с. Режим доступа:
http://mrc.kpk1.ru/images/stories/news/2014/Psihodiagnost.pdf
- Урунтаева, Г.А. Практикум по психологии дошкольника [Текст] / Г. А. Урунтаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 368 с. Режим доступа: http://academia- moscow.ru/ftp share/ books/fragments/fragment 16292.pdf
- Фешина, Е.В. Лего-конструирование в детском саду: методическое пособие [Текст] / Е.В. Фешина. - М. : ТЦ Сфера, 2017. - 144 с.
Приложения
Приложение А
Список детей
Экспериментальная группа |
|
Имя, Ф. |
Возраст |
1. Саша А. |
4,3 лет |
2. Артем Е. |
4,5 лет |
3. Миша Б. |
4,8 лет |
4. Зоя И. |
4,8 лет |
5. Света К. |
4,7 лет |
6. Влад С. |
4,3 лет |
7. Илья С. |
4,4 лет |
8. Миша С. |
4,6 лет |
Контрольная группа |
|
Имя, Ф. |
Возраст |
1. Маша Б. |
4,3 лет |
2. Витя Е. |
4,6 лет |
3. Слава Щ. |
4,7 лет |
4. Полина К. |
4,4 лет |
5. Дима К. |
4,6 лет |
6. Ваня К. |
4,5 лет |
7. Дима С. |
4,4 лет |
8. Соня У. |
4,7 лет |
Приложение Б
Сводная таблица результатов диагностики уровня развития творческого воображения у детей 4-5 лет (констатирующий этап)
Имя Ф. ребенка |
Диагностическое задание 1 |
Диагностическое задание 2 |
Диагностическое задание 3 |
Итого |
Диагностическое задание 4 |
Уровень |
Экспериментальная группа |
||||||
1. Саша А. |
3 |
8 |
9 |
20 |
0 ошибок |
высокий |
2. Артем Е. |
1 |
3 |
5 |
9 |
3 ошибок |
низкий |
3. Миша Б. |
1 |
3 |
5 |
9 |
2 ошибок |
низкий |
4. Зоя И. |
1 |
2 |
3 |
6 |
4 ошибок |
низкий |
5. Света К. |
2 |
6 |
6 |
14 |
1 ошибок |
средний |
6. Влад С. |
2 |
7 |
8 |
17 |
1 ошибок |
средний |
7. Илья С. |
2 |
5 |
5 |
12 |
2 ошибок |
средний |
8. Миша С. |
2 |
3 |
4 |
9 |
3 ошибок |
низкий |
Контрольная группа |
||||||
1. Маша Б. |
3 |
9 |
9 |
21 |
0 ошибок |
высокий |
2. Витя Е. |
1 |
3 |
4 |
8 |
2 ошибок |
низкий |
3. Слава Щ. |
3 |
8 |
9 |
20 |
0 ошибок |
высокий |
4. Полина К. |
2 |
7 |
8 |
17 |
0 ошибок |
высокий |
5. Дима К. |
2 |
4 |
6 |
12 |
1 ошибок |
средний |
6. Ваня К. |
3 |
8 |
9 |
20 |
0 ошибок |
высокий |
7. Дима С. |
2 |
5 |
6 |
13 |
0 ошибок |
средний |
8. Соня У. |
2 |
7 |
7 |
16 |
2 ошибок |
средний |