Файл: Развитие воображения в дошкольном возрасте (Теоретические основы проблемы развития творческого воображения у детей дошкольного возраста).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 301

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Отметим характерные черты в развитии воображения у детей дошкольного возраста, которые были выделены Г.А. Урунтаевой:

  • произвольность, так как предполагает под собой через планирование, реализацию созданного замысла;
  • постепенный переход в фантазирование, становясь при этом новым, особым видом деятельности;
  • освоение ребенком новых приемов и средств для создания своих образов;
  • воображение начинает переходить во внутренний план, при этом уже не нужно какая-либо наглядная опора для создания образов.

Традиционно педагогами (С.Л. Рубинштейном, А.В. Петровским,

А.Я. Дудецким) выделяются активное и пассивное воображение. Пассивное воображение выражается в непроизвольной трансформации образов, которая совершается под воздействием малоосознанных потребностей, влечений и тенденций, независимо от какого-то сознательного вмешательства субъекта. Активное воображение подразделяют на воссоздающее, направленное на создание образов в соответствии с описанием, и творческое, имеющее целью создание совершенно новых образов без опоры на образец.

Перейдем к более подробному раскрытию понятия «творческое воображение» как одному из видов воображения.

Определением понятия творческого воображения и исследованием его специфике занимались и до сих пор занимаются многие авторы. Рассмотрим точки зрения некоторых педагогов и психологов на определение понятия «творческое воображение».

Известный отечественный психолог Б.М. Теплов характеризует творческое воображение, как самостоятельное создание нового образа, которое вовлечено в процесс творческой деятельности. В результате данной деятельности человек получает уникальные продукты.

По мнению В.И. Слободчикова творческим воображением является создание совершенно нового образа, которое реализуется в творческой деятельности человека.

Как отмечал С.Л. Рубинштейн: «Творческое воображение - особая форма психики, которая может быть только у человека. Оно непрерывно связано с человеческой способностью изменять мир, преобразовывать действительность и творить новое» [29, с. 245].

Творческое воображение Э.В. Ильенков определяет, как уникальную способность, развитую в каждом человеке в той или иной мере. Также он отмечает, что простейшие формы творческого воображения развиваются в каждом человеке стихийно, а вот сложные формы формируются у каждого человека индивидуально, в зависимости от условий жизни в окружающей среде. Результатом данных сложных и развитых форм творческого воображения являются различные культурные и исторические продукты, которые появляются при наличии у человека нестандартного восприятия окружающего мира.


Развитие творческого воображения является важнейшей линией познавательного развития ребенка. Как отмечает О.М. Дьяченко, сам по себе процесс воображения может нести глубокий личностный характер. При этом конечным результатом становится формирование уникальной внутренней позиции и возникновение целого ряда личностных новообразований.

Формирование творческого воображения подразумевает решение нестандартных негативных задач детьми, которые имеют несколько способов их решения. Для того чтобы решение этих проблем способствовало развитию творческого воображения, оно должно быть организовано особым образом.

В своих трудах О.В. Боровик и О.М. Дьяченко отмечают такие особенность творческого воображения, как:

  • произвольность, то есть способность вызвать необходимые образы с помощью воли и желания;
  • способность создавать парадоксальной образы и понятия;
  • универсальная способность, обеспечивающая человеческому сознанию возможность отражать действительность и одновременно творить ее;
  • представление результата труда до его начала;
  • сопряжение с решением специфических творческих, проблемных задач.

Творческая деятельность, как считал Л.С. Выготский «находится в открытой зависимости от разнообразия и богатства давнишнего опыта человека, вследствие этого опыта дает фантазии материал. Чем богаче опыт человека, тем больше материала, каким располагает воображение» [6, с. 438].

Таким образом, изучив точку зрения разных авторов на понятия «воображение», «творческого воображения», можно отметить, что воображение играет существенную роль в жизни любого человека. Чтобы представить какой-то образ, идею, человек обращается к воображению. Так же воображение приходит на помощь, когда человеку необходимо представить еще не случившуюся ситуацию и продумать различные варианты ответов или поведения.

1.2.Потенциальные возможности Lego-конструктора в развитии творческого воображения у детей 4-5 лет

В отечественной педагогике и психологии исследованиям детского конструирования посвящены работы З.В. Лиштван, В.Г. Нечаевой, А.Н. Давидчук, А.Р. Лурии, Н.Н. Поддъякова, Л.А. Парамоновой, Т.С. Комаровой, Н.П. Сакулиной, и др.

«Термин «конструирование» обозначает построение, приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов» [23, с.27].

Под детским конструированием принято понимать создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного и бросового материала.


В конструировании обозначаются два взаимосвязанных этапа - это создание замысла и его исполнение. Творчество связано с придумыванием замысла, однако, практическая деятельность представляет собой не только исполнение. По мнению Т.В. Кудрявцева и Э.А. Фараноновой, особенность конструкторского мышления состоит во взаимодействии мыслительных и практических действий.

Детское конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение конкретного продукта, посредством создания конструкций и моделей из различного материала. Оно отвечает интересам и потребностям дошкольников, так как тесно связано с игровой деятельностью. Дети создают постройки и играют с ними, неоднократно перестраивая их походу игры.

Педагогами (Л.А. Парамоновой, Л.В. Куцаковой, З.В. Лиштван) были выделены виды конструирования:

  • конструирование из строительного материала;
  • конструирование из деталей конструктора, имеющих разные способы крепления (LEGO, пазлы, штифты, гайки и т.д.);
  • компьютерное конструирование;
  • конструирование из крупного габаритных модулей;
  • конструирование из природного материала;
  • конструирование из бумаги;
  • конструирование из бросового материала;
  • конструирование из различных материалов на участке.

Рассмотрим подробнее конструирование из деталей конструктора,

имеющих разные способы крепления (LEGO, пазлы, штифты, гайки и т.д.).

Из многообразия конструкторов, которые используются в ДОУ, мы остановились на Lego-конструкторе, который, является ярким красочным полифункциональным материалом, представляющим большие возможности для творческой деятельности.

Lego-конструктор - самая популярная игрушка в мире, не только у детей, но и у взрослых. Среди развивающих игрушек для детей именно Lego- конструктор занимает особое место. Использовать его можно практически с самого рождения, когда малыш только начинает осваивать формы, цвета, размеры. Возраст для игры несущественен.

Lego-конструктор имеет широкое применение в образовательной деятельности по конструированию и решению задач по развитию мыслительных процессов (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.). При создании какой-либо модели, постройки, у детей формируется умение строить последовательность действий, развивается моторика рук, творческое воображение. Доказано, что при работе с Lego, у детей расширяется представление о предметах действительности, окружающих явлениях, они умеют анализировать, обобщать по признакам.


Также педагогами были выделены формы конструирования:

  • по образцу;
  • по модели;
  • по условиям;
  • по простейшим чертежам и наглядным схемам;
  • по замыслу;
  • по теме;
  • каркасное конструирование.

В качестве этапов при работе с Lego-конструктором можно выделить:

  • конструирование по модели, то есть дополнение предложенной модели своими деталями по желанию ребенка;
  • конструирование по чертежам и схемам, когда дети должны воспроизвести внешние и отдельные признаки объекта конструирования;
  • конструирование по теме, когда воссоздается общая тематика, по которой создается конкретная постройка;
  • конструирование по зачину, когда детям сначала рассказывается сказка, история, а затем они сами должны воссоздать свою постройку.

Дадим характеристику работы с Lego-конструктором с детьми 4-5 лет. Особенность конструирования предметов из Lego-конструктора детьми среднего дошкольного возраста заключается в том, что дети занимаются этой деятельностью с удовольствием, но выполняют конструкции в основном по образцу воспитателя и с его помощью. Так как у детей среднего дошкольного возраста еще нет достаточного опыта, нет знаний и умений в выполнении различных предметов из Lego-деталей, различными способами.

Выделим основные задачи Lego-конструирования с детьми 4-5 лет:

  • совершенствование умений узнавать и называть детали Lego- конструктора (кирпичик, клювик, горка, овал, кирпичик с колесами и др.);
  • конструирование по замыслу, заранее обдумывая содержание будущей постройки, давать ее общее описание;
  • формирование умения изготавливать собственные постройки, комбинируя разные детали;
  • развитие умений обыгрывания собственных построек;
  • развитие основ элементарного анализа постройки;

Также выделим основные приемы, которые используются в работе с детьми 4-5 лет при обучении Lego-конструированию:

  1. Показ и анализ образца. Детям предлагается готовая модель, постройка, которая обсуждается ими совместно с педагогом.

План анализа образца:

  • рассмотреть объект в целом;
  • выделить цвета деталей;
  • назвать детали Lego-конструктора;
  • установить пространственное расположение частей постройки.
  1. Показ изготовления модели, постройки педагогом. Детям показывается последовательность выполнения действий, требуемых для получения конечного результата. В последствии можно использовать только показ отдельных операций, вызывающих затруднение у детей, в сочетании со словесной инструкцией, т.к. у детей уже имеется достаточно опята для создания моделей и построек.
  2. Постановка задачи и определение условий без показа. Данный прием используется, если изучаемая тема образовательной деятельности строится по аналогии с уже знакомым для детей материалом.
  3. Поэтапный анализ выполнения работы детьми. Правильность выполнения операций, соответствие образцу, проверяется после их выполнения и исправляется в случае необходимости.

Исходя из используемых приемов, педагогом проводится работа с Lego-конструктором по следующим формам:

  • по образцу или его изображению.

«Детям предлагается образец постройки, выполненный из деталей конструктора или его изображение, и показываются способы выполнения.

Образец может быть цельным или состоящим из отдельных деталей, частей. Такую форму работы с Lego-конструктором трудно напрямую связать с развитием творческого воображения и творчества в целом. Данная форма выступает как обучающий этап, где решаются задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной деятельности творческого характера» [34, с.6].

  1. По условиям. «Используется после овладения детьми конструирования по образцу. Детям не дается образец постройки, рисунок и способы выполнения, определяются лишь условия, которым постройка должна соответствовать. В процессе данной формы конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить практическую деятельность. Такая форма организации обучения в большей мере способствует развитию творческого воображения» [34, с.6].
  2. По замыслу. «Данная форма используется после успешного овладения предыдущих первых. Она является сложной и одновременно интересной формой обучения конструированию, которая предоставляет большие возможности для развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности: они сами принимать решение, что и как будут конструировать. Такая форма не является средством обучения детей созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее» [34, с.7].

Образовательные области в дошкольной образовательной организации (ДОУ) не существуют в «чистом виде». Всегда происходит их интеграция, а с помощью применения Lego-конструирования легко можно интегрировать познавательное развитие, куда и входит техническое конструирование с художественно-эстетическим развитием, когда мы говорим о творческом конструировании, с социально - коммуникативным развитием, речевым и физическим. Посредством использования Lego-конструкторов можно эффективно решать различные образовательные задачи. С помощью Lego- конструктора дети передают в постройках полученные знания и впечатления от занятий, экскурсий и наблюдений.

Lego-конструкторы в детском саду используются как в совместной деятельности взрослого ребёнка, так и в самостоятельной деятельности детей. Не только в рамках непрерывной образовательной деятельности, но и при провидении досугов, праздником, в проектной деятельности. Свободное конструирование побуждает детей мыслить не стандартно, фантазировать и воплощать любые идеи.