Файл: Развитие воображения в дошкольном возрасте (Теоретические основы проблемы развития творческого воображения у детей дошкольного возраста).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 297

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На основе полученных результатов, теоретических положений по проблеме развития творческого воображения детей дошкольного возраста (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, О.М. Дьяченко, Е.Е. Кравцова, Т.В. Кудрявцев) и концептуальных подходов к пониманию роли Lego- конструирования в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста (Е.В. Фешиной) была определена логика формирующего эксперимента:

  • обогатить развивающую предметно-пространственную среду наборы Lego-конструктора разной комплектации;
  • организовать совместную деятельность педагога и детей в клубе «Легоша»;
  • организовать самостоятельную деятельность детей с использованием Lego-конструктора.

Цель клуба «Легоша»: создание условий для развития творческого воображения; формирование творческо-конструктивных способностей детей 4-5 лет посредством Lego-конструктора; привлечение родителей к участию в реализации содержания клуба «Легоша».

Задачи клуба:

  • развивать умение творчески подходить к решению поставленных задач, опираясь на свои знания и умения;
  • формировать стремление к самостоятельному творческому поиску объектов для конструирования;
  • развивать умение самостоятельно создавать авторские модели из Lego-конструктора;
  • формировать устойчивый интерес к конструированию.

Первым этапом формирующего эксперимента было обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы разными наборами Lego-конструктора, включающие в себя основные наборы Lego-конструктора («Duplo», «Dasta», «Classic»), а также тематические серии наборов («Зоопарк», «Дом», «Специальная техника») (Приложение В), оформлена папка с образцами построек. Как показали наши наблюдения, дети с большим интересом стремились познать Lego-конструктор. Наборы Lego- конструктора соответствовали следующим принципам: доступность (ориентир на уровень детского развития, без сложных терминов и объяснений), последовательность (каждый набор Lego-конструктора соответствовал своей тематике), наглядность (яркое, красочное исполнение конструктора, привлекающее внимание детей). Данные наборы Lego- конструктора были выбраны исходя из возрастных особенностей детей. Также детали данных наборов крупные, без острых углов и граней, сделанные из экологически чистых и прочных материалов. Детали Lego- конструктора легко скрепляются, а получившиеся конструкции достаточно прочные и надежные.

Вторым этапом формирующего эксперимента была разработка содержания и проведение совместной деятельности педагога с детьми.


Занятия проводились 1 раз в неделю в течение 2 месяцев, по 20 минут. Форма проведения занятий - групповая.

На первой недели было организовано занятие по знакомству с Lego- человечком, Lego-страной, деталями Lego-конструктора. Задачами, которого было: познакомить детей с названиями деталей Lego-конструктора, формировать умение различать и называть их; формировать умение заранее обдумывать содержание будущей постройки, давать ей название и общее описание; развивать творческое воображение, инициативу и самостоятельность. Для достижения данных задач был использован следующий материал: Легоша (человечек, сделанный из Lego-конструктора); наборы деталей Lego-конструктора; мелкие игрушки.

Для удобства использования Lego-конструктора совместно с детьми были придуманы названия деталям (маленький кирпич, средний кирпич, большой кирпич, пластина) и элементам конструктора. Названия деталей и элементов закреплялись на следующих занятиях и во время проведения дидактических игр и упражнений.

Дети совместно с педагогом повторили знакомые способы крепления. Педагогом были показаны новые. Далее детям было предложено действовать с Lego-конструктором по их желанию, они практиковались в придумывании построек и их строительстве. Выполнение творческого задания проходило под наблюдением взрослого. В конце занятия дети рассказали о строительстве своих построек, о том из каких деталей они были сделаны, какими способами.

На второй недели было организовано занятие, на котором детям предлагалось строительство по замыслу. Задачами, которого было: развитие навыков конструирования и умение творчески подходить к решению поставленной задачи. Для достижения данных задач был использован следующий материал: Легоша (человечек, сделанный из Lego-конструктора); наборы деталей Lego-конструктора; мелкие игрушки.

На занятие к детям пришел Легоша и предложил поиграть. Педагогом была проведена игра «Повторяй за мной». Детям нужно было сделать фигуры из Lego-конструктора, которые показывает педагог. Затем педагог предложил детям самим придумать и сделать фигуры, какие они сами захотят. Дети самостоятельно выполняли творческое задание под наблюдением взрослого.

Так, например, Света К. сделала из Lego-конструктора светофор, а Илья С. гараж для машины.

Затем в конце занятия дети рассказали своих постройках, о деталях из которых они их сделали и какими способами.

Итогом было обыгрывание построек, дети придумывали собственный сюжет. Например, Зоя И., которая построила дорогу и забор объединилась в игру с Мишей Б., который построил домик.


На третьей неделе было организованно занятие на тему «Дом фермера». Задачами которого было: продолжать знакомство детей с Lego- конструктором; знакомить с новыми способами крепления; развивать творческое воображение, инициативу и самостоятельность. Для достижения данных задач был использован следующий материал: Легоша (человечек, сделанный из Lego-конструктора); наборы деталей Lego-конструктора; мешочек; схемы; мелкие игрушки.

К детям в гости приходил Легоша, который предлагал им поиграть в «Волшебный мешочек». Дети поочередно доставали из мешочка разные детали Lego-конструктора, затем прикрепляли по схеме детали к конструкции. Итогом стало создание цветка.

Далее Легоша рассказал детям историю о своем друге-фермере Кузе, у которого есть ферма. Легоша предложил детям придумать и создать свою ферму. Дети обдумывали содержание построек, которые они хотели сделать из деталей Lego-конструктора.

Далее дети самостоятельно выполнение творческого задания под наблюдением взрослого.

В конце занятия дети рассказали о своих постройках, из каких деталей они сделаны, какими способами. Затем дети обыгрывали постройки, дополняя деталями и мелкими игрушками.

На четвертой недели было организовано занятие на тему «Животные на ферме». Задачами, которой были: развивать конструктивные навыки; воспитывать заботливое отношение к животным; развивать творческое воображение, инициативу и самостоятельность. Для достижения данных задач был использован следующий материал: Легоша (человечек, сделанный из Lego-конструктора); наборы деталей Lego-конструктора; иллюстрации с изображением коровы и собаки, схемы на каждого ребенка, мелкие игрушки.

В гостях к детям пришел их друг Легоша, который загадал им загадки про животных, корову и собаку.

Далее педагог рассказал детям о домашних животных, сопровождая свой рассказ показом иллюстраций.

Легоша предложить детям сконструировать животных для фермы, которую они делали на прошлом занятии.

Затем совместно с педагогом дети рассматривали схемы изготовления животных и обсудили, из каких деталей состоит каждое животное.

Далее дети самостоятельно выполняли творческое задание под наблюдением взрослого.

Затем дети рассказали о своих постройках и дали имена своим животным. Например, Влад С. назвал свою собаку Лайка, потому что собаку, которая живет, у него дома зовут также. А Света К. назвала свою корову Мурёнка.

В конце занятия дети обыграли постройки, придумав игровой сюжет «Животные на ферме», используя при этом дополнительные мелкие игрушки.


На пятой недели было организовано занятие на тему «Детская площадка». Задачами, которой были: развивать конструктивные навыки и умения; расширять представления об окружающем мире; развивать творческое воображение, инициативу и самостоятельность. Для достижения данных задач был использован следующий материал: Легоша (человечек, сделанный из Lego-конструктора); иллюстрации с изображением детских площадок; наборы деталей Lego-конструктора; мелкие игрушки.

Пришедший в гости к детям Легоша рассказал им о своих друзьях из Lego-страны, которые веселые, дружные и очень любят играть. Легоша говорит: у моих друзей нет площадки для игр. Далее он просит детей помочь построить детскую площадку для его друзей.

Совместно с педагогом дети рассматривали иллюстрации с изображением различных детских площадок и осудили будущие постройки.

Далее дети самостоятельно выполняли творческое задание под наблюдением взрослого. Дети рассказывали о строительстве своих построек, из каких деталей они сделаны, какими способами.

В конце занятия дети обыгрывали постройки, придумав игровой сюжет «Дети играют на детской площадке».

На шестой недели было организовано занятие на тему «Мы играем в зоопарк». Задачами, которой были: формировать умение заранее обдумывать содержание будущей постройки, давать ей название и общее описание; продолжать знакомить с новыми способами крепления; развивать творческое воображение, инициативу и самостоятельность. Для достижения данных задач был использован следующий материал: Легоша (человечек, сделанный из Lego-конструктора); иллюстрации с изображением животных; наборы деталей Lego-конструктора; мелкие игрушки.

Пришедший в гости к детям Легоша спросил у детей: Ребята, а вы знаете что такое зоопарк? Бывали ли вы когда-нибудь там? Хотели бы побывать в зоопарке?

Далее рассмотрели иллюстрации с изображением животных. Педагог прочитала стихотворение Т. Керстен «Зоопарк».

Легоша рассказал детям, что все животные разошлись по зоопарку, так как их клетки и вольеры разломал Бармолей. Легоша спросил у детей: как можно помочь жителям зоопарка?

Зоя И. и Миша С. предложили построить в зоопарке новые клетки и вольеры. Затем Легоша предложил каждому ребенку выбрать животного и построить для него клетку или вольер.

Обсудив будущие постройки, дети самостоятельно выполняли творческое задание под наблюдением взрослого. Закончив строительство, дети рассказали о своих постройках.

Окончанием занятия было обыгрывание построек. Организован игровой сюжет «Мы играем в зоопарк».


На седьмой недели было организовано занятие на тему «Робот». Задачами, которой были: развивать конструктивные навыки и умения; продолжать знакомство с новыми способами крепления; развитие творческого воображения, инициативы и самостоятельности. Для достижения данных задач был использован следующий материал: наборы деталей Lego-конструктора; Легоша (человечек, сделанный из Lego- конструктора); робот-Роберт, сделанный из Lego-конструктора.

В гости к детям приходил Легоша. Он рассказал детям о том, что у робота-Роберта сегодня день рождение, но он грустный. Легоша спросил у детей: Как вы думаете, почему робот-Роберт грустный?

Артем Б. и Миша С. предположили, что робот-Роберт грустный из-за того, что к нему на день рождение никто не пришёл.

Влад С. предложили помочь роботу-Роберту, сделав для него друзей роботов из Lego-конструктора.

Далее было организованно совместное обсуждение строения робота. Дети рассматривали робота-Роберта, называя детали, из которых он сделан. Обсудили какие элементы должны быть у каждого робота, а какие можно придумать, что бы их робот не был похож на других.

Дети самостоятельное выполняли творческое задание под наблюдением взрослого. Каждый ребенок сам выбирал детали для воплощения задуманного.

Затем дети рассказали о своих роботах. Говорили о том, из чего сделан робот, а также, какие способности у него есть. Придумали для каждого робота имя.

Окончанием занятия было обыгрывание сделанных роботов, проведением дня рождения робота-Роберта с его новыми друзьями.

На восьмой недели было организовано занятие на тему «Городской транспорт». Задачами, которой были: расширять представления об окружающем мире; развивать творческое воображение, инициативу и самостоятельность. Для достижения данных задач был использован следующий материал: Легоша (человечек, сделанный из Lego-конструктора); игрушки Карлосона и Малыша; иллюстрации и схемы городского транспорта; наборы деталей Lego-конструктора.

В начале занятия Легоша рассказал детям о том, что к ним должны прийти гости из мультфильма. Лего-человечек загадал детям загадку про Карлосона. Легоша сказал детям: Карлосон и Малыш летели к вам в детский сад и у Карлосона забарахлил моторчик. Из-за этого они не могут попасть к вам.

Саша А. предложил помочь Малышу и Карлосону. Миша Б. предложил для героев построить из Lego-конструктора транспорт.

Совместно с педагогом дети рассматривали иллюстрации и схемы городского транспорта, обсудили будущие постройки.Далее дети самостоятельно выполняли творческое задание под наблюдением взрослого. Затем дети рассказали о своих постройках, о том из каких деталей и какими способами они их делали.