Файл: Развитие воображения в дошкольном возрасте (Теоретические основы проблемы развития творческого воображения у детей дошкольного возраста).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 302

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В конце занятия, появились Малыш и Карлосон которые благодарили детей за помощь и предложили им поиграть с машинами и автобусами.

Третий этап формирующего эксперимента был направлен на организацию самостоятельной деятельности детей с использованием Lego- конструктора.

Самостоятельная деятельность детей заключалась в закреплении приобретённых умений и навыков в режимных моментах, в играх. Также самостоятельная деятельность детей заключалась в воплощении ребёнком собственных замыслов, например, при участии в творческих выставках. Помимо того, что выставки являлись одной из форм деятельности, где дети могли показать свой творческий потенциал, также выставки являлись эффективной формой взаимодействия и сотрудничества с родителями детей.

Одной из организованных выставок была тематическая выставка совместного творчества детей и их родителей «Моя Lego-постройка».

Детьми совместно с их родителями было создано множество интересных поделок. Выставка была организована в холле детского сада, где можно было рассмотреть поделки поближе не только воспитанникам средней группы, но и других групп.

После проведения формирующего этапа нами была проведена повторная диагностика развития творческого воображения у детей 4-5 лет.

2.3.Динамика уровня развития творческого воображения у детей 4-5 лет

Для проверки эффективности проведенной нами работы был проведен контрольный срез с целью выявления динамики в развитии уровня творческого воображения у детей 4-5 лет после формирующего этапа.

Были использованы показатели, методики и критерии оценки результатов, те же что и констатирующем этапе эксперимента.

Диагностическое задание 1 «Как спасти зайку» (В.Т. Кудрявцев).

Цель: определить уровень развития способности к поиску творческих решений.

Материалы, инструкция и критерии оценки результатов диагностического задания представлены в первом параграфе второй главы.

Количественные результаты диагностического задания 1 «Как спасти зайку» представлены в таблице 7.

Таблица 7 - Количественные результаты диагностического задания 1 «Как спасти зайку» на контрольном этапе

Группа

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Контрольная группа

0 (0 %)

5 (62,5 %)

3 (37,5 %)

Экспериментальная

группа

1 (12,5 %)

5 (62,5 %)

2 (25 %)


Результаты диагностики в экспериментальной группе показали, что один ребенок (12,5 %) (Зоя И.) имеют низкий уровень творческой инициативы и способности поиска творческих решений.

В ходе проведения диагностики Зоя И. выбирала предметы, с помощью которых можно зайку поднять со дна, при этом использовала простой примитивный метод; применяла предметы в таком виде, как они есть.

Средний уровень творческой инициативы и способности поиска творческих решений, был выявлен у 5 детей (62,5 %) (Артем Е., Миша Б., Света К., Илья С., Миша С.).

Дети использовали деревянную палочку в качестве бревна, на котором зайка сможет добраться до берега. Дети не включали свое воображение, а действовали механически.

Высокий уровень творческой инициативы и способности поиска творческих решений был выявлен у двух детей (25 %) (Саша А., Влад С.).

Они самостоятельно перешли в задачу на преобразование предметов для спасения зайки.

Результаты диагностики показали, что средний уровень творческой инициативы и способности поиска творческих решений был выявлен у 5 детей (62,5 %) контрольной группы (Витя Е., Полина К., Дима К., Дима С., Соня У.). Дети не включали своё воображение, а действовали механически.

Высокий уровень творческой инициативы и способности поиска творческих решений был выявлен у 3 детей (37,5 %) (Маша Б., Слава Щ., Ваня К.). Дети самостоятельно преобразовывали имеющийся предметный материал.

Диагностическое задание 2 «Дорисовывание фигур» (О.М. Дьяченко).

Цель: выявить уровень способности самостоятельно создавать образы воображения при наличии внешней опоры.

Материалы, инструкция и критерии оценки результатов диагностического задания представлены в первом параграфе второй главы.

Количественные результаты диагностического задания 2 «Дорисовывание фигур» представлены в таблице 8.

Таблица 8 - Количественные результаты диагностического задания 2 «Дорисовывание фигур» на контрольном этапе

Группа

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Контрольная группа

0 (0 %)

4 (50 %)

4 (50 %)

Экспериментальная

группа

2 (25 %)

4 (50 %)

2 (25 %)

Результаты диагностики показали, что 2 детей (25 %) (Артем Е., Зоя И.) экспериментальной группы имеют низкий уровень развития творческого воображения и способности создавать оригинальные образы.

В ходе проведения диагностики детьми практически не понята задача. Например, Артем Е. рисовал рядом с заданным контуром что-то своё, не олицетворяющее ничего. Средний уровень развития творческого воображения и способности создавать оригинальные образы был выявлен у 4 детей (50 %) экспериментальной группы (Миша Б., Света К., Илья С., Миша С.). Дети рисовали простые рисунки. Например, Миша Б. и Илья С. рисовали с применением контуров геометрических фигур, а Света К. и Миша С. рисовали с добавлением схематических деталей.


Высокий уровень развития творческого воображения и способности создавать оригинальные образы был выявлен у 2 детей (25 %) (Саша А., Влад С.). Детьми нарисованы достаточно оригинальные рисунки, детализированные.

Результаты диагностики показали, что 4 ребенка (50 %) (Витя Е., Дима К., Дима С., Соня У.) в контрольной группе имеют средний уровень развития творческого воображения и способности создавать оригинальные образы.

Дети нарисовали простые рисунки либо с применением контуров геометрических фигур, либо с добавлением нескольких схематических деталей. Высокий уровень развития творческого воображения и способности создавать оригинальные образы был выявлен у 4 детей (50 %) (Маша Б., Слава Щ., Полина К., Ваня К.). Славой Щ. и Полиной К. сделаны схематичные, детализированные, с небольшой оригинальностью, рисунки, а Машей Б. и Ваней К. сделаны оригинальные детализированные рисунки, которые отличаются хорошим художественным вкусом.

Диагностическое задание 3 «Нарисуй что-нибудь» (автор: Р.С. Немов).

Цель: выявить способность создавать оригинальные, необычные образы.

Материалы, инструкция и критерии оценки результатов диагностического задания представлены в первом параграфе второй главы.

Количественные результаты диагностического задания 3 «Нарисуй что- нибудь» представлено в таблице 9.Таблица 9 - Количественные результаты диагностического задания 3 «Нарисуй что-нибудь» на контрольном этапе

Группа

Низкий уровень

Средний

уровень

Высокий уровень

Контрольная группа

0 (0 %)

3 (37,5 %)

5 (62,5 %)

Экспериментальная

группа

0 (0 %)

5 (62,5 %)

3 (37,5 %)

Результаты диагностики показали, что 5 детей (62,5 %) (Артем Е., Миша Б., Зоя И., Илья С., Миша С.) экспериментальной группы имеют средний уровень способности создавать оригинальные, необычные образы. Детьми придумано и нарисовано нечто такое, что в целом является не новым, но несёт в себе явные элементы творческой фантазии. Детали и образы рисунка проработаны средне.

Высокий уровень способности создавать оригинальные, необычные образы был выявлен у 3 детей (37,5 %) (Саша А., Света К., Влад С.). Светой К. и Владом С. придумано и нарисовано достаточно оригинальный рисунок, с фантазией, эмоциональный и красочный. Детали картины проработаны неплохо. Саша А. за отведённое время придумал и нарисовал оригинальный, необычный рисунок, его образы и детали тщательно проработаны.


Результаты диагностики в контрольной группе показали, что 3 детей (37,5 %) (Витя Е., Дима К., Дима С.) имеют средний уровень способности создавать оригинальные, необычные образы. Витей Е. и Соней У. придуман и нарисован рисунок который в целом не является новым, но несёт в себе явные элементы творческой фантазии. Детали и образы рисунка проработаны средне.

Высокий уровень способности создавать оригинальные, необычные образы был выявлен у 5 детей (62,5 %) (Маша Б., Слава Щ., Полина К., Соня У., Ваня К.). Славой Щ., Полиной К., Димой К., Димой С. придуман и нарисован достаточно оригинальный рисунок, с фантазией, хотя он не является совершенно новым. Маша Б., Ваня К. придумали и нарисовалинечто оригинальное, необычное, образы и детали рисунка тщательно проработаны.

Диагностическое задание 4 «Заполнение отсутствующих деталей в изображение» (модифицированная) (Л.Ю. Субботина).

Цель: выявить уровень количественной продуктивности творческого воображения.Материалы, инструкция и критерии оценки результатов диагностического задания представлены в первом параграфе второй главы.Количественные результаты диагностического задания 4 «Заполнение отсутствующих деталей в изображение» представлены в таблице 10.

Таблица 10 - Количественные результаты диагностического задания 4 «Заполнение отсутствующих деталей в изображение» на контрольном этапе

Группа

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Контрольная группа

0 (0 %)

2 (25 %)

6 (75 %)

Экспериментальная

группа

1 (12,5 %)

6 (75 %)

1 (12,5 %)

Результаты диагностики показали, что один ребенок (12,5 %) (Зоя И.) экспериментальной группы имеют низкий уровень развития особенности продуктивности и вариативности создаваемых образов на основе запаса представлений об окружающем. В ходе проведения диагностики Зоей И. было допущено 4 ошибки.

Средний уровень развития особенности продуктивности и вариативности создаваемых образов на основе запаса представлений об окружающем. был выявлен у 6 детей (75 %) экспериментальной группы (Артем Е., Миша Б., Света К., Влад С., Илья С., Миша С.). Артемом Е., Мишей Б., Ильей С., Мишей С. допущено 2 ошибки, а Светой К., Владом С. допущена 1 ошибка.

Высокий уровень развития особенности продуктивности и вариативности создаваемых образов на основе запаса представлений об окружающем, был выявлен у одного ребенка (12,5 %) (Саша А.). Им не было допущено ни одной ошибки. Результаты диагностики в контрольной группе показали, что 2 детей (25 %) (Витя Е., Соня У.) имеют средний уровень развития особенности продуктивности и вариативности создаваемых образов на основе запаса представлений об окружающем. Витя Е. допустил одну ошибку, а Соня У. 2 ошибки.


Высокий уровень развития особенности продуктивности и вариативности создаваемых образов на основе запаса представлений об окружающем был выявлен у 6 детей (75 %) (Маша Б., Слава Щ., Полина К., Дима К., Ваня К., Дима С.). Дети не допустили ошибок.

Итоговые количественные результаты констатирующего этапа представлены в таблице 11, на рисунке 2.

Таблица 11 - Уровень развития творческого воображения у детей 4-5 лет на контрольном этапе

Уровни

Экспериментальная группа

Контрольная группа

человек

%

человек

%

низкий

1

12,5

0

0

средний

5

62,5

4

50

высокий

2

25

4

50

Рисунок 2 - Уровень развития творческого воображения у детей 4-5 лет на

контрольном этапе

Качественный анализ контрольного этапа экспериментального исследования показал следующие результаты:

  • низкий уровень развития творческого воображения в контрольной группе у детей не выявлен, в экспериментальной группе - Зоя И.
  • средний уровень развития творческого воображения в контрольной группе у детей - Витя Е., Дима К., Дима С., Соня У., в экспериментальной группе - Артем Е., Миша Б., Света К., Илья С., Миша С.
  • высокий уровень развития творческого воображения в контрольной группе у детей - Маша Б., Слава Щ., Полина К., Ваня К., в экспериментальной группе - Саша А., Влад С.

Таким образом, результаты контрольного эксперимента позволяют нам сделать вывод, что низкий уровень развития творческого воображения у детей 4-5 лет экспериментальной группы выявлен у 12,5 % детей. Низкий уровень понизился на 37,5 %. Средний уровень развития творческого воображения выявлен у 62,5 % детей. Средний уровень повысился на 25 %. Высокий уровень развития творческого воображения выявлен у 25 % детей. Высокий уровень повысился на 12,5 %.

Исходя из результатов исследования, мы пришли к выводу, что разработанная и апробированная нами программа мероприятий по организации детского клуба «Легоша», является эффективной, так как мы увидели положительную динамику развития творческого воображения у детей 4-5 лет.

В ходе данного исследования нами была изучена психологопедагогическая литература, что позволило нам провести анализ определений понятий «воображение» и «творческое воображение», «конструирование» и «Lego-конструирование».