Файл: Развитие воображения в дошкольном возрасте (Теоретические основы проблемы развития творческого воображения у детей дошкольного возраста).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 325
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития творческого воображения у детей дошкольного возраста
1.1 Психолого-педагогические аспекты развития творческого воображения у детей дошкольного возраста
2.1 Выявление уровня развития творческого воображения у детей 4-5 лет
2.3.Динамика уровня развития творческого воображения у детей 4-5 лет
В конце занятия, появились Малыш и Карлосон которые благодарили детей за помощь и предложили им поиграть с машинами и автобусами.
Третий этап формирующего эксперимента был направлен на организацию самостоятельной деятельности детей с использованием Lego- конструктора.
Самостоятельная деятельность детей заключалась в закреплении приобретённых умений и навыков в режимных моментах, в играх. Также самостоятельная деятельность детей заключалась в воплощении ребёнком собственных замыслов, например, при участии в творческих выставках. Помимо того, что выставки являлись одной из форм деятельности, где дети могли показать свой творческий потенциал, также выставки являлись эффективной формой взаимодействия и сотрудничества с родителями детей.
Одной из организованных выставок была тематическая выставка совместного творчества детей и их родителей «Моя Lego-постройка».
Детьми совместно с их родителями было создано множество интересных поделок. Выставка была организована в холле детского сада, где можно было рассмотреть поделки поближе не только воспитанникам средней группы, но и других групп.
После проведения формирующего этапа нами была проведена повторная диагностика развития творческого воображения у детей 4-5 лет.
2.3.Динамика уровня развития творческого воображения у детей 4-5 лет
Для проверки эффективности проведенной нами работы был проведен контрольный срез с целью выявления динамики в развитии уровня творческого воображения у детей 4-5 лет после формирующего этапа.
Были использованы показатели, методики и критерии оценки результатов, те же что и констатирующем этапе эксперимента.
Диагностическое задание 1 «Как спасти зайку» (В.Т. Кудрявцев).
Цель: определить уровень развития способности к поиску творческих решений.
Материалы, инструкция и критерии оценки результатов диагностического задания представлены в первом параграфе второй главы.
Количественные результаты диагностического задания 1 «Как спасти зайку» представлены в таблице 7.
Таблица 7 - Количественные результаты диагностического задания 1 «Как спасти зайку» на контрольном этапе
Группа |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
Контрольная группа |
0 (0 %) |
5 (62,5 %) |
3 (37,5 %) |
Экспериментальная группа |
1 (12,5 %) |
5 (62,5 %) |
2 (25 %) |
Результаты диагностики в экспериментальной группе показали, что один ребенок (12,5 %) (Зоя И.) имеют низкий уровень творческой инициативы и способности поиска творческих решений.
В ходе проведения диагностики Зоя И. выбирала предметы, с помощью которых можно зайку поднять со дна, при этом использовала простой примитивный метод; применяла предметы в таком виде, как они есть.
Средний уровень творческой инициативы и способности поиска творческих решений, был выявлен у 5 детей (62,5 %) (Артем Е., Миша Б., Света К., Илья С., Миша С.).
Дети использовали деревянную палочку в качестве бревна, на котором зайка сможет добраться до берега. Дети не включали свое воображение, а действовали механически.
Высокий уровень творческой инициативы и способности поиска творческих решений был выявлен у двух детей (25 %) (Саша А., Влад С.).
Они самостоятельно перешли в задачу на преобразование предметов для спасения зайки.
Результаты диагностики показали, что средний уровень творческой инициативы и способности поиска творческих решений был выявлен у 5 детей (62,5 %) контрольной группы (Витя Е., Полина К., Дима К., Дима С., Соня У.). Дети не включали своё воображение, а действовали механически.
Высокий уровень творческой инициативы и способности поиска творческих решений был выявлен у 3 детей (37,5 %) (Маша Б., Слава Щ., Ваня К.). Дети самостоятельно преобразовывали имеющийся предметный материал.
Диагностическое задание 2 «Дорисовывание фигур» (О.М. Дьяченко).
Цель: выявить уровень способности самостоятельно создавать образы воображения при наличии внешней опоры.
Материалы, инструкция и критерии оценки результатов диагностического задания представлены в первом параграфе второй главы.
Количественные результаты диагностического задания 2 «Дорисовывание фигур» представлены в таблице 8.
Таблица 8 - Количественные результаты диагностического задания 2 «Дорисовывание фигур» на контрольном этапе
Группа |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
Контрольная группа |
0 (0 %) |
4 (50 %) |
4 (50 %) |
Экспериментальная группа |
2 (25 %) |
4 (50 %) |
2 (25 %) |
Результаты диагностики показали, что 2 детей (25 %) (Артем Е., Зоя И.) экспериментальной группы имеют низкий уровень развития творческого воображения и способности создавать оригинальные образы.
В ходе проведения диагностики детьми практически не понята задача. Например, Артем Е. рисовал рядом с заданным контуром что-то своё, не олицетворяющее ничего. Средний уровень развития творческого воображения и способности создавать оригинальные образы был выявлен у 4 детей (50 %) экспериментальной группы (Миша Б., Света К., Илья С., Миша С.). Дети рисовали простые рисунки. Например, Миша Б. и Илья С. рисовали с применением контуров геометрических фигур, а Света К. и Миша С. рисовали с добавлением схематических деталей.
Высокий уровень развития творческого воображения и способности создавать оригинальные образы был выявлен у 2 детей (25 %) (Саша А., Влад С.). Детьми нарисованы достаточно оригинальные рисунки, детализированные.
Результаты диагностики показали, что 4 ребенка (50 %) (Витя Е., Дима К., Дима С., Соня У.) в контрольной группе имеют средний уровень развития творческого воображения и способности создавать оригинальные образы.
Дети нарисовали простые рисунки либо с применением контуров геометрических фигур, либо с добавлением нескольких схематических деталей. Высокий уровень развития творческого воображения и способности создавать оригинальные образы был выявлен у 4 детей (50 %) (Маша Б., Слава Щ., Полина К., Ваня К.). Славой Щ. и Полиной К. сделаны схематичные, детализированные, с небольшой оригинальностью, рисунки, а Машей Б. и Ваней К. сделаны оригинальные детализированные рисунки, которые отличаются хорошим художественным вкусом.
Диагностическое задание 3 «Нарисуй что-нибудь» (автор: Р.С. Немов).
Цель: выявить способность создавать оригинальные, необычные образы.
Материалы, инструкция и критерии оценки результатов диагностического задания представлены в первом параграфе второй главы.
Количественные результаты диагностического задания 3 «Нарисуй что- нибудь» представлено в таблице 9.Таблица 9 - Количественные результаты диагностического задания 3 «Нарисуй что-нибудь» на контрольном этапе
Группа |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
Контрольная группа |
0 (0 %) |
3 (37,5 %) |
5 (62,5 %) |
Экспериментальная группа |
0 (0 %) |
5 (62,5 %) |
3 (37,5 %) |
Результаты диагностики показали, что 5 детей (62,5 %) (Артем Е., Миша Б., Зоя И., Илья С., Миша С.) экспериментальной группы имеют средний уровень способности создавать оригинальные, необычные образы. Детьми придумано и нарисовано нечто такое, что в целом является не новым, но несёт в себе явные элементы творческой фантазии. Детали и образы рисунка проработаны средне.
Высокий уровень способности создавать оригинальные, необычные образы был выявлен у 3 детей (37,5 %) (Саша А., Света К., Влад С.). Светой К. и Владом С. придумано и нарисовано достаточно оригинальный рисунок, с фантазией, эмоциональный и красочный. Детали картины проработаны неплохо. Саша А. за отведённое время придумал и нарисовал оригинальный, необычный рисунок, его образы и детали тщательно проработаны.
Результаты диагностики в контрольной группе показали, что 3 детей (37,5 %) (Витя Е., Дима К., Дима С.) имеют средний уровень способности создавать оригинальные, необычные образы. Витей Е. и Соней У. придуман и нарисован рисунок который в целом не является новым, но несёт в себе явные элементы творческой фантазии. Детали и образы рисунка проработаны средне.
Высокий уровень способности создавать оригинальные, необычные образы был выявлен у 5 детей (62,5 %) (Маша Б., Слава Щ., Полина К., Соня У., Ваня К.). Славой Щ., Полиной К., Димой К., Димой С. придуман и нарисован достаточно оригинальный рисунок, с фантазией, хотя он не является совершенно новым. Маша Б., Ваня К. придумали и нарисовалинечто оригинальное, необычное, образы и детали рисунка тщательно проработаны.
Диагностическое задание 4 «Заполнение отсутствующих деталей в изображение» (модифицированная) (Л.Ю. Субботина).
Цель: выявить уровень количественной продуктивности творческого воображения.Материалы, инструкция и критерии оценки результатов диагностического задания представлены в первом параграфе второй главы.Количественные результаты диагностического задания 4 «Заполнение отсутствующих деталей в изображение» представлены в таблице 10.
Таблица 10 - Количественные результаты диагностического задания 4 «Заполнение отсутствующих деталей в изображение» на контрольном этапе
Группа |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
Контрольная группа |
0 (0 %) |
2 (25 %) |
6 (75 %) |
Экспериментальная группа |
1 (12,5 %) |
6 (75 %) |
1 (12,5 %) |
Результаты диагностики показали, что один ребенок (12,5 %) (Зоя И.) экспериментальной группы имеют низкий уровень развития особенности продуктивности и вариативности создаваемых образов на основе запаса представлений об окружающем. В ходе проведения диагностики Зоей И. было допущено 4 ошибки.
Средний уровень развития особенности продуктивности и вариативности создаваемых образов на основе запаса представлений об окружающем. был выявлен у 6 детей (75 %) экспериментальной группы (Артем Е., Миша Б., Света К., Влад С., Илья С., Миша С.). Артемом Е., Мишей Б., Ильей С., Мишей С. допущено 2 ошибки, а Светой К., Владом С. допущена 1 ошибка.
Высокий уровень развития особенности продуктивности и вариативности создаваемых образов на основе запаса представлений об окружающем, был выявлен у одного ребенка (12,5 %) (Саша А.). Им не было допущено ни одной ошибки. Результаты диагностики в контрольной группе показали, что 2 детей (25 %) (Витя Е., Соня У.) имеют средний уровень развития особенности продуктивности и вариативности создаваемых образов на основе запаса представлений об окружающем. Витя Е. допустил одну ошибку, а Соня У. 2 ошибки.
Высокий уровень развития особенности продуктивности и вариативности создаваемых образов на основе запаса представлений об окружающем был выявлен у 6 детей (75 %) (Маша Б., Слава Щ., Полина К., Дима К., Ваня К., Дима С.). Дети не допустили ошибок.
Итоговые количественные результаты констатирующего этапа представлены в таблице 11, на рисунке 2.
Таблица 11 - Уровень развития творческого воображения у детей 4-5 лет на контрольном этапе
Уровни |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
||
человек |
% |
человек |
% |
|
низкий |
1 |
12,5 |
0 |
0 |
средний |
5 |
62,5 |
4 |
50 |
высокий |
2 |
25 |
4 |
50 |
Рисунок 2 - Уровень развития творческого воображения у детей 4-5 лет на
контрольном этапе
Качественный анализ контрольного этапа экспериментального исследования показал следующие результаты:
- низкий уровень развития творческого воображения в контрольной группе у детей не выявлен, в экспериментальной группе - Зоя И.
- средний уровень развития творческого воображения в контрольной группе у детей - Витя Е., Дима К., Дима С., Соня У., в экспериментальной группе - Артем Е., Миша Б., Света К., Илья С., Миша С.
- высокий уровень развития творческого воображения в контрольной группе у детей - Маша Б., Слава Щ., Полина К., Ваня К., в экспериментальной группе - Саша А., Влад С.
Таким образом, результаты контрольного эксперимента позволяют нам сделать вывод, что низкий уровень развития творческого воображения у детей 4-5 лет экспериментальной группы выявлен у 12,5 % детей. Низкий уровень понизился на 37,5 %. Средний уровень развития творческого воображения выявлен у 62,5 % детей. Средний уровень повысился на 25 %. Высокий уровень развития творческого воображения выявлен у 25 % детей. Высокий уровень повысился на 12,5 %.
Исходя из результатов исследования, мы пришли к выводу, что разработанная и апробированная нами программа мероприятий по организации детского клуба «Легоша», является эффективной, так как мы увидели положительную динамику развития творческого воображения у детей 4-5 лет.
В ходе данного исследования нами была изучена психологопедагогическая литература, что позволило нам провести анализ определений понятий «воображение» и «творческое воображение», «конструирование» и «Lego-конструирование».