Файл: Влияние процесса коммуникаций на эффективность управления организацией (Понятие коммуникаций в системе управления организацией).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 135
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы коммуникационных процессов в управлении организацией
1.1 Понятие коммуникаций в системе управления организацией
1.2 Роль коммуникационных процессов в управлении персоналом
Глава 2. Анализ особенностей коммуникаций в управлении на примере ООО «Суши Мастер Столица»
2.1 Общая характеристика деятельности ООО «Суши Мастер Столица»
2.2 Анализ внутреннего коммуникационного процесса в ООО «Суши Мастер Столица»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность курсовой работы обусловлена следующими положениями. Современное общество, как никогда раньше, стало зависеть от коммуникации, ее эффективности и реального влияния на жизнь людей. Мы вступили в эпоху информационного общества, и это уже не просто научная концепция, а реальность, к которой нам необходимо быть готовым и технологически, и технически, и, самое главное, психологически. В современных условиях, характеризующихся колоссальным увеличением потоков информации, совершенствование коммуникационного процесса и информационного обеспечения управления на всех уровнях иерархической лестницы, как по вертикали, так и по горизонтали, является одним из важных направлений, на котором руководители всех уровней должны сосредоточить свои усилия.
Актуальность представленной работы заключается в обосновании того, что в основе функционирования любой системы, в том числе коммерческой организации, лежит управление, а все функции управления связывает коммуникационный процесс, который имеет ярко выраженный информационный характер. Информационные потоки имеют тенденцию к постоянному увеличению, откуда следует, что без совершенствования коммуникационных процессов - эффективное управление немыслимо.
В настоящее время все большее число российских компаний осознает важность установления и поддержания устойчивых связей и позитивных отношений не только с широкой внешней общественностью, но и с собственным персоналом. Независимо от того, какую деятельность осуществляет та или иная организация, необходимым условием ее существования и достижения актуальных и стратегических целей является координация работы и взаимодействие всех ее сотрудников. Развитая сеть коммуникаций обеспечивает точность, систематичность, доступность и скорость передачи информации, а также формирование единой корпоративной культуры.
Качественное и своевременное информирование сотрудников, сбор обратной связи и создание благоприятного социально-психологического климата в коллективах напрямую сказывается на производительности и, как следствие, на работе предприятия в целом.
Целью курсовой работы является изучение влияния процесса коммуникаций на эффективность управления организацией на примере ООО «Суши Мастер Столица».
Достижение данной цели определило постановку и потребовало решения следующих задач:
- изучить понятие коммуникаций в системе управления организацией;
- раскрыть роль коммуникационных процессов в управлении персоналом;
- представить общую характеристику деятельности ООО «Суши Мастер Столица»;
- провести анализ внутреннего коммуникационного процесса в ООО «Суши Мастер Столица»;
- разработать рекомендации по повышению эффективности коммуникационного процесса в ООО «Суши Мастер Столица».
Объектом курсовой работы выступают социальные процессы и явления, их участники и отношения, возникающие между ними в процессе деятельности ООО «Суши Мастер Столица».
Предмет изучения – система внутренних коммуникаций в организации ООО «Суши Мастер Столица».
В процессе подготовки курсовой работы были изучены труды известных отечественных и зарубежных специалистов в области теории и методологии управления, таких, как: Адамова А.Ч., Алиев О.М., Бобылева М.В., Веснин В.Р., Вологина О.В., Гавра Д., Герасимов Б.Н., Дятлова В.И., Мазитов Ф.Ф., Селиверстова М.В., Ярославцева Н.Н. и др.
Методическая база исследования представлена монографическим методом, опросом и анкетированием персонала, таблично-графическим методом, анализ и синтеза и др.
Практическая значимость курсовой работы заключается в применимости разработанных мероприятий по повышению эффективности системы коммуникаций в практической деятельности ООО «Суши Мастер Столица»
Курсовая работа включает: введение, три главы, заключение, библиографию и приложения.
Глава 1. Теоретические основы коммуникационных процессов в управлении организацией
1.1 Понятие коммуникаций в системе управления организацией
Коммуникация представляет собой важную часть процесса управления. Коммуникация включает в себя организационное и межличностное общение. При специализации управления значительно расширены области воздействия интерактивных контактов. Данные контакты развиваются на основе спутникового телевидения, интернета, личных продаж, телевизионной рекламы. В качестве управленческой функции коммуникация в настоящее время играет роль стратегического ресурса, который определяет эффективность и качественный рост организации. На данном этапе эффективность субъекта связана с коммуникациями, которые создаются при деятельности организации. Информация на данном этапе становится определяющим фактором деятельности организации при изменении внешней среды и при достижении максимальной эффективности развития.[1]
Организация развивается на основе воспроизведения образовательного, интеллектуального и культурного капитала. Управление может быть успешным только тогда, когда оно строится на основе определенного коммуникативного пространства. Коммуникация представляет собой средство, обеспечивающее эффективность при достижении запланированных целей.
При любом уровне управления руководство отвечает за организацию коммуникации, так как это основная область, обеспечивающая эффективность предприятия. Коммуникация – это актуальное взаимное действие, в момент которого (здесь и сейчас исключительно) осуществляется не обмен, а производство информации и смыслов. Причем и то, и другое не только осваивается участниками коммуникации, но и переформатирует окружающую среду, посредством трансляции в нее продуцируемой информации и смыслов.
Коммуникация как функция управления определяет, что она является составной частью структуры интеллектуального капитала. При этом коммуникация не обладает материальной формой. При оценке интеллектуального капитала необходимо использовать интегрированный подход к коммуникациям. В общую стратегию предприятия коммуникации интегрируются на основе гармонизации и синхронизации процессов. При этом предполагается создание двусторонних отношений организации и разных целевых аудиторий.[2]
Теория коммуникации содержит разные подходы к типологии. В частности, выделяется внутриличностная коммуникация, межличностная коммуникация, межгрупповая коммуникация, внутригрупповая и массовая коммуникация. Данные типы коммуникации реализуются в разных сферах, притом коммуникация существует между людьми разного возраста, пола, между разными категориями населения. Также коммуникация может существовать между организациями, между странами, между территориями. Основными критериями классификации коммуникации могут служить такие, как способ установления контакта, масштаб коммуникации, уровень организованности коммуникации, направленность, используемые знаковые системы коммуникации.
Согласно масштабу коммуникации можно выделить массовую коммуникацию, коммуникацию среднего уровня, которая ограничивается масштабами группы организаций, локальную коммуникацию, внутригрупповую и межгрупповую коммуникацию. Межличностная коммуникация осуществляется между отдельными людьми, а внутриличностная коммуникация представляет собой внутреннее общение человека с собою.
Внутриорганизационная коммуникация определяется как коммуникация в пределах одной организации. К подобным коммуникациям относится взаимодействие членов организации со структурными подразделениями, а также взаимодействие структурных подразделений между собой.[3]
Специалисты в области менеджмента выделяют успешную коммуникацию как главное условие успеха на пути достижения эффективности их организаций.
Чтобы глубже вникнуть в суть данного понятия, необходимо проанализировать немногочисленные имеющиеся на данную тему труды, в частности, таких авторов как Абакумов В.В., Каймакова М.В., Морозова Н.А.
В таблице 1 представлены определения понятие внутрикорпоративных коммуникаций у разных авторов.
Таблица 1
Понятие внутрикорпоративных коммуникаций у разных авторов[4]
Исследователи |
Значение термина «внутрикорпоративные коммуникации» |
Абакумов В.В. и Голубев А.А. |
Это «коммуникации между структурными подразделениями и отдельными исполнителями» |
Каймакова М.В. |
Внутрикорпоративные коммуникации – это информационные воздействия, в которые люди вступают при выполнении своих функциональных обязанностей или должностных инструкций |
Морозова Н. А. |
Внутрикорпоративные коммуникации – это система управления внутренними потоками информации, нацеленными на создание положительного имиджа и благоприятного мнения о себе у сотрудников компании, это сообщения, исходящие от корпорации и ее руководства к сотрудникам |
Особо стоит отметить наличие в организации коммуникаций неформального характера, которые основаны на нерегламентированных, личных отношениях между людьми. В литературе описаны основные их особенности: низкая достоверность сообщений, высокая скорость передачи информации и большой объем аудитории.
Основной формой являются слухи, а с ними также нужно уметь работать, так как распространение слухов и существование «сарафанного радио» в компании может повлиять на ее работу.
Таким образом, можно сделать вывод, что не стоит недооценивать роль неформальных коммуникаций. Неформальные коммуникации играют роль дополнения к формальной системе коммуникаций. Грамотное управление неформальными коммуникациями способно привести к повышению эффективности коммуникационных процессов в целом. Управление неформальными коммуникациями с целью создания эффективной корпоративной культуры и повышения конкурентоспособности фирмы - это целенаправленная деятельность по формированию ситуации, в которой ценности компании и коллектива, работающего в ней, совпадают.
Есть различные подходы к типологии коммуникаций. В зависимости от наиболее значимых оснований различают следующие.
Некоторые ученые определяют коммуникацию как любое отклонение от заданных организацией параметров скорости передачи информации и степени ее адекватности, что закономерно ведет к недостижению организационных целей, не рассматривается как целостное и комплексное исследовательское направление, а распадается на множество подпроблем, каждая из которых исследуется в своем методологическом и понятийном поле. По использованию в процессе общения дополнительных средств (техника, посредники) коммуникации вообще и внутрикорпоративные в частности делятся на:[5]
- непосредственные (очные) – участники коммуникации общаются напрямую, «лицом к лицу»;
- опосредованные (заочные) – участники используют дополнительные коммуникативные средства (телевидение, телефон, тексты, посредники).
Специалисты-практики понимают внутренние коммуникации как систему горизонтальных и вертикальных связей внутри компании, позволяющих осуществлять обмен информацией между сотрудниками, разрабатывать информационные источники, формировать корпоративную культуру организации и создавать положительный имидж компании в глазах персонала.
Рассматривая классификацию коммуникаций в организации, прежде всего, необходимо обозначить два типа коммуникаций:
- внутриорганизационные – вертикальные и горизонтальные;
- коммуникации с внешней средой.
Внешняя коммуникация представляет собой взаимодействие организации и сотрудников с социумом. Это очень важная коммуникация, ведь то, как ты можешь общаться, правильно взаимодействовать с другими предприятиями и обществом, может зависеть успех деятельности предприятия.
Внешние коммуникации представляют собой систему связей социальной системы с внешними социальными образованиями. Любая организация существует в окружении внешней среды. В связи с этим для любой организации важным компонентом является внешняя коммуникация.
Внешние коммуникации – это коммуникации между организацией и средой. Факторы внешней среды очень сильно влияют на деятельность организации.[6]
Внутренние коммуникации – это коммуникации с персоналом компании. Эффективные внутренние коммуникации являются жизненно необходимым механизмом для любой организации. Они включают в себя все виды общения и коммуникаций персонала, существующие в организации.