Файл: Влияние процесса коммуникаций на эффективность управления организацией (Понятие коммуникаций в системе управления организацией).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Внутренняя коммуникация в организации – процесс взаимодействия сотрудников, их взаимопонимание и взаимодополнение друг друга, которое приводит к успеху их организацию. С помощью коммуникации сотрудники получают необходимые знания и мотивацию, которые могут помочь им в дальнейшем рабочем процессе.[7]

Внутрикорпоративные коммуникации – это система. Кроме того, такая точка зрения отражает предназначение коммуникаций наиболее широко и максимально точно, говоря о ее влиянии на формирование корпоративной культуры и создание имиджа.

Согласно способу установления контакта и проведения коммуникации можно выделить непосредственные и опосредованные коммуникации. Непосредственная коммуникация осуществляется напрямую с применением вербальных и невербальных средств.

Опосредованная коммуникация определяется как взаимодействие, которое осуществляется через посредника, под которым понимают либо физических лиц, либо разные средства коммуникации.

Согласно инициативности коммуникаторов, можно выделить активные и пассивные коммуникации. При воздействии коммуникатора на реципиента, реципиент может не реагировать на воздействие, при этом он играет пассивную роль. При активном участии всех участников в коммуникативном процессе коммуникация становится активной.

По уровню организованности коммуникации подразделяются на случайные и организованные. Коммуникации, которые возникают стихийно, считаются случайными. По направленности потока информации коммуникации могут быть разделены на горизонтальные и вертикальные.

Вертикальные коммуникации подразделяются на нисходящие и восходящие по направлению. Горизонтальная коммуникация происходит между равнозначными членами группы или между равнозначными группами. Коммуникативный поток, который перемещается от одного уровня в группе или организации к другому уровню, может определяться как нисходящий и восходящий вертикальный поток.

На основе применяемых знаковых систем выделяют вербальную и невербальную коммуникацию. Вербальная коммуникация осуществляется на основе знаковых систем, символов, среди которых основным является язык. Невербальная коммуникация основана на невербальных средствах общения.

Организационную коммуникацию можно определять, как взаимодействие внутри организации и взаимодействие с внешними реципиентами. Групповая коммуникация предполагает взаимодействие внутри группы и между группами. Также необходимо обратить внимание на вложенность коммуникации. В связи с этим в составе организационной коммуникации как на внутреннем, так и на внешнем уровне могут определяться межгрупповые, внутригрупповые, межличностные коммуникации.


Графически процесс построения коммуникации в организации представлен на рис. 1.

Рис. 1. Построение коммуникационного процесса[8]

Систематизировав литературу по теме, можно сделать вывод: внутрикорпоративные коммуникации – это горизонтальные и вертикальные, формальные и неформальные связи для передачи информации внутри компании.

Таким образом, основной целью внутрикорпоративных коммуникаций является управление формальными и неформальными коммуникационными процессами в компании. К основным задачам относятся информирование сотрудников, развитие горизонтальных и вертикальных коммуникаций между ними, разработка инструментов внутренних коммуникаций, получение обратной связи, формирование корпоративной культуры.

1.2 Роль коммуникационных процессов в управлении персоналом

Коммуникации играют жизнеобеспечивающую роль в каждой организации. Совместная деятельность людей предполагает контакты между ними и обмен необходимой информацией. Только на этой основе люди, объединенные в организацию, могут достигать своих целей.[9]

Сегодня значение коммуникаций возрастает в связи с повышением уровня информатизации. Эффективность внутриорганизационной коммуникации зависит от факторов, которые подразделяются на две группы:[10]

  1. Индивидуальные – это все те, что связаны с сотрудниками организации, их способностью и мотивацией участвовать в информационном обмене. Поэтому необходимо преодолевать коммуникационные барьеры и повышать эффективность коммуникации на уровне сотрудников организации: развивать коммуникационные навыки своих сотрудников (активное слушание и предоставление обратной информации), технических навыков коммуникации (владение электронной почтой, пользования факсом, писать меморандумы), формировать культуру (поощрять открытые коммуникации);
  2. Организационные – организационная структура, информационная перегруженность, фильтрация и неадекватное техническое оснащение.

Ухудшают коммуникации: большое количество иерархических уровней, неравенство в статусе сотрудников, психологические барьеры, информационная перегруженность (если сотрудникам предоставляется большее количество информации, чем необходимо для выполнения работы).


Главной целью внутренних коммуникаций является информирование персонала обо всех новостях компании. Однако нельзя говорить о том, что деятельность по управлению внутрикорпоративными коммуникациями сводится лишь к «наполнению» информационных каналов, ведь это еще и работа с неформальными связями, и управление внутренним имиджем компании, постоянное взаимодействие с руководством. Ряд авторов трактуют, основную цель внутрикорпоративных коммуникаций как «управление формальными и неформальными процессами обмена сообщениями внутри организации.[11]

Существует еще одна точка зрения, предложенная Морозовой Н., которая видит главной целью внутренних коммуникаций принятие и разделение всеми сотрудниками компании ее целей и ценностей (рис. 2).

Данное определение, по мнению автора выпускной квалификационной работы, удачно описывает основные задачи внутрикорпоративных коммуникаций.

Рис. 2. Цели и задачи системы внутренних коммуникаций по мнению Н.Морозовой[12]

При помощи различных аналитических инструментов внутрикорпоративных коммуникаций формируется лояльность сотрудников к руководству, благоприятный имидж компании. Например, фирма, получающая обратную связь от своих работников с определенной периодичностью, становится привлекательнее в глазах персонала, формируется его лояльность к руководству, так как люди видят внимание к себе. Именно инструменты внутренних коммуникаций позволяют осуществить сбор и анализ такой обратной связи, подтверждая свою значимость в развитии корпоративной культуры.

Внутрикорпоративные коммуникации осуществляют следующие функции в процессе деятельности по формированию корпоративной культуры (рис. 3).

Рис. 3. Цели и задачи системы внутренних коммуникаций[13]

Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в процессе формирования и развития внутрикорпоративной культуры инструменты внутренних коммуникаций являются важнейшим условием достижения успеха. Именно благодаря проведению специальных мероприятий и исследований, созданию различных этических документов, постоянному и честному информированию сотрудников, в компании создается и развивается сильная корпоративная культура: работники осознают свою приверженность к фирме, они чувствуют себя в ней нужными, разделяют ее ценности и традиции, лояльно относятся к руководству.


К функциям внутрикорпоративных коммуникаций относят следующие (рис. 4).

Рис. 4. Функции системы внутренних коммуникаций[14]

Выделяют несколько типов инструментов внутрикорпоративных коммуникаций, а именно: информационные, аналитические, организационные, коммуникационные и инструменты кризисного реагирования, связывая их с реализацией задач внутрикорпоративных связей с общественностью.

Таким образом, выделяются следующие задачи внутрикорпоративных коммуникаций (рис. 5).

Рис. 5. Задачи системы внутренних коммуникаций[15]

Таким образом, процесс коммуникаций в организации осложняется рядом проблем, связанных как с межличностными отношениями людей, так и с организационной структурой предприятия. Данные препятствия способны затруднить коммуникационные процессы внутри организации, что в свою очередь отражается на результативности работы всей организации. В связи с этим перед предприятием возникает необходимость разработки мер по борьбе с коммуникационными проблемами.

Глава 2. Анализ особенностей коммуникаций в управлении на примере ООО «Суши Мастер Столица»

2.1 Общая характеристика деятельности ООО «Суши Мастер Столица»

Сеть ресторанов «Суши Мастер» была основана в 2013 году, когда открылся первый ресторан японской кухни формата «возьми с собой» в Тюмени. С 2014 года компания начала активное развитие и сейчас представлена более чем в 86 городах России и ближнего зарубежья.

Девиз компании: «Мы хотим, чтобы каждый имел возможность наслаждаться вкусом лучших блюд японской кухни, поэтому планируем освоение новых территорий и открытие ресторанов в центральной России, на юге и в других странах мира».

В г. Москва компания «Суши Мастер» осуществляет свою деятельность как ООО «Суши Мастер Столица».


Сайт организации: https://moskva.sushi-master.ru/

ООО «Суши Мастер Столица» в соответствии с Уставом осуществляет следующие виды деятельности:

  • деятельность ресторанов и кафе;
  • деятельность баров;
  • розничная торговля пищевыми продуктами, включая напитками, табачными изделиями в специализированных магазинах;
  • поставка продукции общественного питания;
  • розничная торговля пивом;
  • розничная торговля табачными изделиями.

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральным законом (Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 N 99-ФЗ), Общество может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

В Москве около 10 ресторанов «Суши Мастер», поэтому анализ проведем на примере одного из ресторанов сети по ул. Сходненская, 25.

Организационная структура управления организацией представлена на рисунке 6.

Директор

Старший менеджер

Менеджеры по снабжению

Главный бухгалтер

Менеджер по персоналу

Менеджер зала

Менеджер по питанию

Технический менеджер

Обслуживающий персонал зала

Персонал готовочных цехов

Рис. 6. Организационная структура управления ООО «Суши Мастер Столица»

Как видно из рисунка, организационная структура ООО «Суши Мастер Столица» имеет линейно-функциональный принцип построения. В функциональной структуре управления существует иерархия административных инстанций, но каждая основная группа подчиняется разным начальникам. Для этого типа структуры характерна вертикальная многоподчиненность.

Представленная структура ООО «Суши Мастер Столица» показывает, что, поскольку основным направлением деятельности предприятия являются услуги общественного питания, успех предприятия во многом зависит от качества и профессионализма сотрудников.

Основные экономические показатели деятельности предприятия представлены в таблице 2.

Таблица 2

Основные экономические показатели деятельности ООО «Суши Мастер Столица», 2016-2018 гг.

Наименование показателей

2016

20017

2018

Отклонения

2017-2016

2018-2017

+/-

%

+/-

%

Выручка, тыс. руб.

216115

209887

220554

-6228

97,12

10667

105,08

Численность, чел.

23

28

30

5

121,74

2

107,14

Выручка на 1 работника, тыс. руб.

9396,30435

7495,96

7351,8

-1900,3

79,78

-144,16

98,08

Фонд оплаты труда, тыс. руб.

7590

9408

10350

1818

123,95

942

110,01

Среднегодовая заработанная плата одного работника, тыс. руб.

330

336

345

6

101,82

9

102,68

Себестоимость, тыс. руб.

187659

189771

195621

2112

101,13

5850

103,08

Затраты на 1 руб. реализации услуг руб.

0,87

0,90

0,89

0,03583

104,13

-0,02

98,10

Прибыль, тыс. руб.

28456

20116

24933

-8340

70,69

4817

123,95

Рентабельность продаж, %

13

10

11

-4

-

1,72

-

Рентабельность деятельности, %

15

11

13

-5

-

2,15

-