Файл: Развитие творческих способностей дошкольников в условиях театрализованной деятельности (Теоретические основы развития творческих способностей детей дошкольного возраста).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 129
Скачиваний: 1
- коммуникативный (умение спрашивать, умение управлять голосом, умение выражать свою точку зрения, умение договариваться);
- интеллектуальный (развитие аналитико-синтетических действий; сформированность алгоритма сравнительного анализа; умения вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи; возможность выделять общий способ действий; перенос общего способа действий на другие учебные задачи);
- оценочно-самооценочный.
Также, для диагностики развития мышления была использована методика экспресс – диагностики способностей дошкольников педагогами была использована методика (МЭДИС) - Щеблановой Е.И., Авериной И.С., Задориной Е.Н., цель которой – выявление уровня способностей дошкольников, степени развития творческого мышления.
Критерии методики. Принимая во внимание все вышесказанное, и анализируя полученные результаты, возможно выявить уровень развития способностей к познавательной самостоятельности, уровень развития сторон интеллектуальной деятельности детей младшего школьного возраста.
Субтест 1:Если имеются 3 – 4 верно решенных задания в данном субтесте, то это является показателем нормы для детей данного возраста. Если верно решены 5 задач, то данный факт свидетельствует о наличии высокого уровня общей осведомленности, и, следовательно, о наличии способностей к реализации творческой, креативной, познавательной самостоятельности детей.
Субтест II: Если ребенок верно решил 3 задания – это показывает наличие среднего уровня (нормы) развития, наличие определенных задатков к осуществлению творческой, познавательной активности, 4 – 5 правильных ответов показывают высокий уровень развития, и, следовательно, обладание способностями к реализации познавательной самостоятельности.
Субтест III: Целью данного субтеста является определение уровня развития логического мышления у дошкольников. 3 верно выполненных задания являются типичными для среднего уровня развития, если верно решены 4 – 5 заданий – высокий уровень развития способностей, в частности логики, логического мышления, способностей к реализации творческой, познавательной самостоятельности.
Так, изначально нами были получены следующие результаты экспериментальной деятельности.
В соответствии с выделенными критериями и показателями, уровни развития творческого мышления дошкольников характеризуются следующим образом:
Таблица 1
Уровни развития творческого мышления дошкольников, тест Торранса
Критерии |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
Когнитивный |
Имеет достаточный уровень знаний, коммуникабелен |
Имеет недостаточный уровень знаний, понятий, представлений; уровень коммуникабельности - средний |
Имеет низкий уровень знаний, отрывочные, плохо усвоенные понятия, не коммуникабелен |
Мотивационно -потребностный |
Ребенок стремится проявить творческие способности, мышление, с интересом выполняет творческие задания. |
Ребенок недостаточно активен, выполняет творческие задания с неохотой, однако |
Ребенок пассивен, не стремится проявить творческие способности, творческое мышление |
Деятельностный |
Проявляет оригинальность, воображение, самостоятельность при выполнении заданий. |
Проявляет оригинальность, нешаблонность при выполнении заданий. Но часто требуется помощь извне |
Не может создавать и принимать |
Итого, чел. |
Высокий уровень – 8 чел. – 22% |
Средний уровень – 14 чел. – 65% |
Низкий ур. –3 чел. – 13% |
Более детально результаты теста креативности Торранса представлены на Рисунке 1 данного исследования.
Рис. 1. Уровень развития творческих способностей, дети, ДОО № 48, театрализованная студия «Апельсин», тест креативности Торранса
Таким образом, согласно результатам теста креативности Торранса, 65% дошкольников– 14 человек - присущ средний уровень развития творческого мышления, средний уровень развития творческих способностей. 22% дошкольников– 8 человек находятся на высоком уровне развития творческих способностей. И 13% - 3 человека - на низком.
Согласно результатам методики МЭДИС, также - большинство дошкольников– 19 человек, - 65% - обладают средним уровнем развития творческих способностей, творческого мышления, способностей к осмыслению того или иного явления, выявлению общих и отличительных признаков данного явления, 4 человека – 20% - показали высокий уровень развития вышеуказанных навыков и способностей, 2 человека – 15% - находятся на низком уровне развития данных способностей.
Вышеуказанные данные были классифицированы, и представлены Рисунком 2, данный рисунок представлен в продолжение исследования.
Рис.2 Творческие способности, творческое мышление дошкольников, студия «Апельсин», методика МЭДИС
Далее нами была проведена работа по развитию творческого мышления дошкольников в рамках занятий в театрализованной деятельности.
2.2. Практическая работа по организации театрализованной деятельности, направленной на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста
С целью развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности, мы провели с ребятами ряд занятий. При этом мы учитывали тот факт, что содержание и структура занятий должны быть вариативными и интересными, должны быть использованы разнообразные приемы, помогающие детям развивать уровень их творческих способностей.
В рамках экспериментальной деятельности, мы знакомились с произведениями детских писателей - К.И.Чуковского, С.Я.Маршака, А.Л. Барто. В театрализованной игре – небольших постановках после прочтения данных произведений начали использовать русские народные сказки-басни о животных («Лиса и журавль», «Заяц и еж»), произведения Л. Толстого, И. Крылова, Г.Х. Андерсена, М. Зощенко, Н. Носова. После их прочтения проводилось обсуждение произведения, в ходе которого учащиеся выявляли характер героев и еще как можно его показать, еще проиграть.
Проводились развивающие игры «Что оно ты слышишь за окном?», «Передай позу», «Летает - не летает», «Растет - не растет», «Живой телефон», которые развивают у детей память, слуховое внимание, еще координацию движения, еще воображение и фантазию.
Применялись упражнения и этюды: «Угадай, еще что я делаю?», «Превращение детей» (в насекомых, в зверей), проигрывали этюды на основные эмоции «ГРУСТЬ», «РАДОСТЬ», «ГНЕВ», «УДИВЛЕНИЕ», «СТРАХ».
Такие упражнения политика развивают у детей умение передавать еще свое эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. Проводились игры на жестикуляцию - «УХОДИ», «СОГЛАСИЕ», «ПРОСЬБА», «ОТКАЗ», «ПЛАЧ», «ПРОЩАНИЕ». Были проведены также игры по технике речи, «Зарядка для язычка», «Цоканье», «Достань язычком губу», игры на дыхание: «Эхо». «Ветер», на развитие фантазии - «Продолжи сказку».
Большая роль была уделена работе над спектаклем – в качестве итогового мероприятия по работе над экспериментальной программой учащимися был разыгран спектакль «Зимующие птицы». Стоит отметить, что при подготовке над спектаклем, в процессе репетиций и при демонстрации спектакля удачно сочетались все виды деятельности, направленные на развитие творческих способностей дошкольников
- художественная деятельность – поскольку учащиеся сами готовили декорации для данного спектакля, музыкальная – в данном спектакле имелись музыкальные сценки и этюды,
- игровая, театрализованная деятельность – учащимися были проиграны сценки по данному спектаклю.
Данный спектакль как итоговое мероприятие экспериментальной деятельности представлен Приложением данного исследования.
Стоит отметить, что в рамках экспериментальной работы были реализованы такие формы работ, направленные на развитие творческих способностей, как:
- драматизации,
- упражнения на дикцию,
- игры-превращения,
- театральные этюды,
- рисование - «Птицы нашего края» и подготовка декораций,
- музыкальные пантомимы,
- инсценировки.
Также в рамках экспериментальной деятельности было организовано посещение музея искусств, просмотр выставки «Птицы нашего края», оценка работ художников, - с целью формирования эстетического, художественного вкуса, воспитание интереса к творчеству.
Далее, после проведения экспериментальной работы, направленной на развитие творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности, нами было проведено повторное тестирование уровня развития творческих способностей с целью анализа эффективности проведенной работы.
2.3. Анализ эффективности практической работы
Так, изначально нами были получены следующие результаты экспериментальной деятельности.
В соответствии с выделенными критериями и показателями, уровни развития творческого мышления дошкольников характеризуются следующим образом:
Таблица 2
Уровни развития творческого мышления дошкольников, тест Торранса, после эксперимента
Критерии |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
Когнитивный |
Имеет достаточный уровень знаний, коммуникабелен |
Имеет недостаточный уровень знаний, понятий, представлений; уровень коммуникабельности - средний |
Имеет низкий уровень знаний, отрывочные, плохо усвоенные понятия, не коммуникабелен |
Мотивационно -потребностный |
Ребенок стремится проявить творческие способности, мышление, с интересом выполняет творческие задания. |
Ребенок недостаточно активен, выполняет творческие задания с неохотой, однако |
Ребенок пассивен, не стремится проявить творческие способности, творческое мышление |
Деятельностный |
Проявляет оригинальность, воображение, самостоятельность при выполнении заданий. |
Проявляет оригинальность, нешаблонность при выполнении заданий. Но часто требуется помощь извне |
Не может создавать и принимать |
Итого, чел. |
Высокий уровень – 9 чел. – 30% |
Средний уровень – 15 чел. – 68% |
Низкий ур. – 1 чел. – 2% |
Более детально результаты теста креативности Торранса представлены на Рисунке 3 данного исследования.
Рис. 3. Уровень развития творческих способностей, дошкольники, ДОО№ 48, театрализованная студия «Апельсин», тест креативности Торранса
Согласно результатам методики МЭДИС, после эксперимента с низкого на средний уровень перешел 1 человек, и в целом, большинство дошкольников– 20 человек, - 70% - обладают средним уровнем развития творческих способностей, творческого мышления, способностей к осмыслению того или иного явления, выявлению общих и отличительных признаков данного явления, на высокий уровень развития творческих способностей, согласно данной методике, перешел также 1 человек, и в целом, 5 человек – 30% - показали высокий уровень развития вышеуказанных навыков и способностей, и не было зафиксировано дошкольников, пребывающих на низком уровне развития творческих способностей после экспериментальной деятельности.
Вышеуказанные данные были классифицированы, и представлены Рисунком 4, данный рисунок представлен в продолжение исследования.
Рис.5 Творческие способности, творческое мышление дошкольников, студия «Апельсин», методика МЭДИС
Таким образом, исходя из сравнительного анализа результатов констатирующего и контрольного этапа исследования, можно утверждать тот факт, что экспериментальная программа, подобранные нами задания способствуют развитию творческих способностей, творческого мышления дошкольников в процессе занятий в театрализованной деятельности.
Работа по проблеме развития творческих способностей дошкольников дала определенные позитивные результаты качества знания в целом по классу: изменились количественные показатели учебной деятельности дошкольников и заметен качественный рост личности дошкольников.
В рамках практического этапа работы нами проводилась экспериментальная деятельность, в театрализованной деятельности, где были выполнены занятия, целью которых было развитие творческих способностей, творческого мышления дошкольников, базой исследования стала театрализованная студия «Апельсин», ДОО№ 48, в исследовании принимали участие 25 человек – участников данной студии. До начала эксперимента согласно предварительной диагностике с использованием Теста креативности Торранса, и методики МЭДИС было выявлено, что 65% дошкольников– 14 человек - присущ средний уровень развития творческих способностей, творческого мышления, 22% дошкольников – 8 человек находятся на высоком уровне развития творческого мышления, 13% - 3 человека - на низком.