Файл: Развитие творческих способностей дошкольников в условиях театрализованной деятельности (Теоретические основы развития творческих способностей детей дошкольного возраста).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 130

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Теоретические основы развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Сущность понятия «творческие способности»

1.2. Условия формирования творческих способностей детей дошкольного возраста

1.3. Особенности организации театрализованной деятельности для развития творческих способностей детей дошкольного возраста

2. Опытно – экспериментальная работа по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста в ходе организации театрализованной деятельности

2.1.Психолого-педагогическое исследование уровня развития творческих способностей детей дошкольного возраста

2.2. Практическая работа по организации театрализованной деятельности, направленной на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста

2.3. Анализ эффективности практической работы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Рассмотрим более подробно период старшего дошкольного возраста. У ребенка в период 5-7 лет аффективное воображение направлено на изживание полученных психотравмирующих воздействий путем их многократного варьирования в игре, рисовании и других творческих видах деятельности. В своих работах А.Э. Симановский писал, что «отличительной чертой развития творческих способностей дошкольников является яркое видение образа, быстрое вхождение в образ и изображаемые обстоятельства»[9]. Данная характеристика подходит практически для всех дошкольников. Очень ярко данный факт можно наблюдать в игре. В период с 5 до 7 лет преобладает сюжетно-ролевая игра, которая дает возможность полета фантазии и творчества. В такой игре ребенок видит себя в разных образах, например, доктором, волшебником или прекрасным (-ой) принцем (принцессой). Для того, что войти в роль, от ребенка требуется хорошо представить и продумать, что должен делать его герой, обдумывать действия и последовательность, направлять развитие игры, в общем и целом. И тут без развитых творческих способностей обойтись просто невозможно.

В целях развития творческого потенциала дошкольников, согласно новых ФГОС НОО, «следует спроектировать и организовать систему работы, которая учитывала бы следующие принципы развития творческих способностей:

  • принцип эмоциональной насыщенности;
  • принцип создания ситуации успеха;
  • деятельностный принцип;
  • принцип доступности материала;
  • принцип взаимосвязи разных видов деятельности».

Важность развития творческого мышления дошкольников, признаваемая педагогическим сообществом как сущностный фактор их личностно-профессиональной подготовки, предполагает использование в образовательном процессе специальных педагогических условий, обеспечивающих формирование творческих способностей детей дошкольного возраста:

- осознание творческой деятельности как социально и профессионально значимой;

- готовность педагогов и дошкольников проявлять и демонстрировать качества творческой личности (самостоятельность, воображение, целенаправленность, независимость, открытость новому опыту, высокая потребность и активность в творчестве, находчивость, интеллектуальная смелость, мотивы достижения успеха, эрудиция, др.);

- установка на сотворчество и создающую поисково-преобразовательную деятельность: поощрение нестандартных идей, решений, поддержка инициативы и самостоятельного познавательного поиска, ответственности и независимости;


- акцент на доброжелательное и уважительное отношение к индивидуальным мнениям, создание эмоционального настроя и расположенности к поиску нового и необычного, стремления увидеть необычное в обычном;

- развитие опыта творческой работы, профессионально-творческих способов решений[10].

Таким образом, в процессе занятия творчеством могут быть решены вопросы развития творческого мышления дошкольников, и именно в процессе обучения имеются неограниченные возможности для творческого развития учеников, формирования у них эмоционально-нравственного отношения к миру, окружающей жизни, к людям, и, самое важное, развития памяти, познавательной активности, развития ассоциативно-образного мышления. Основной задачей таких уроков является воспитание души ребенка, формирования в нем творческого начала.

1.3. Особенности организации театрализованной деятельности для развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Театрализованная деятельность является эффективным средством социализации дошкольника в обществе в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного, музыкального, или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной деятельности осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная деятельность является средством самовыражения и самореализации ребенка[11].

Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:

– художественным образованием и воспитанием детей;


– формированием эстетического вкуса;

– нравственным воспитанием;

– развитием коммуникативных качеств личности;

– воспитанием воли, развитием внимания, памяти, воображения, речи;

– созданием положительного эмоционального настроя.

Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним. Если игра для ребенка это способ существования, способ познания и освоения окружающего мира, то театрализованная игра – это шаг к искусству, начало художественной деятельности. Такие игры рассчитаны на активное участие ребенка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса.

В психолого-педагогической литературе отсутствует обобщенное определение театрализованной деятельности. Л.С. Выготский детское театральное творчество рассматривает как драматизацию[12]. О.М. Дьяченко применяет как синонимы понятия «театрализованная игра», «театрально-игровая деятельность и творчество» и «игра-драматизация». Большинство исследователей приходят к выводу о том, что театрализованные игры наиболее близки к искусству и часто называют их «творческими» (М.А.Васильева, С.А. Козлова, Д.Б. Эльконин и др.). Многие ученые все же дают определение театрализованным играм.

Именно театрализованная деятельность, согласно исследованиям В.Н. Былевской, обладает огромными резервами в приобщении детей к миру духовной красоты, обладая такими чертами, как радостная эмоциональность, образность, моторная активность, коллективность участия, развитие творческой инициативы, разнообразные образовательные и воспитательные возможности.

Театрализованная деятельность, согласно исследованиям Н.В. Захарюта[13], обладает тесной связью со всеми видами детской творческой деятельности: игра, постановка, восприятие музыки, текста, исполнительство и творчество. В процессе театрализованной деятельности в детском сознании происходит возникновение естественных закономерных ассоциаций театра  с другими видами искусства, а также с самой жизнью, все вышесказанное способствует формированию эстетического взгляда, и воспитанию творческих способностей ребенка. Полноценное участие детей в театрализованных занятиях требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умения вслушиваться в текст, улавливать интонации. Здесь внимание играет важную роль. Чтобы понять каков герой, надо научиться элементарно анализировать его поступки, оценивать их, понимать мораль произведения. Умение представить героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства и способность мыслить. Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно - образовательной работы и развития творческих способностей. Заниматься театрализованной деятельностью целесообразно в театрализованной деятельности.


В рамках реализации творчества в театрализованной деятельности, педагогу, согласно исследованиям Г.А. Урунтаевой[14], следует использовать следующие методы:

- Метод побуждения к сопереживанию и эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире, направленный на обогащение эмоционально – чувственного опыта ребенка;

- Метод убеждения в процессе формирования эстетического восприятия;

- Метод упражнения в практических действиях;

- Метод поисковых ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям.

Детская театрализованная постановка, по словам В.И. Долговой, «дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сочиняют, импровизируют роли. В процессе работы над спектаклем ребята учатся наблюдать и оценивать. Однако создание спектакля не есть конечная цель совместной деятельности педагога и детского коллектива[15]. Главное – воспитание личности ребенка, его души и чувств. Необходимое условие для всестороннего развития сил и способностей детей – активная деятельность.

Выводы по Главе 1

Проанализировав научную литературу по исследуемому вопросу, были выявлены следующие выводы. Творчество представляет собой далеко не новый предмет исследования, творчество является таким видом деятельности, результат которой заключен в создании новых материальных и духовных ценностей; в достижении высшей формы психической активности, в самостоятельности, в способности человека создать нечто новое, оригинальное. Творчество является деятельностью, которая «порождает нечто качественно новое, то, что отличается неповторимостью, оригинальностью уникальностью.

Театрализованная студия и театральные постановки, а также театрализованные игры представляют собой благодатную почву для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

При этом педагогом могут быть использованы такие методы, как: метод побуждения к сопереживанию, метод убеждения, упражнения в практических действиях, поисковых ситуаций.


2. Опытно – экспериментальная работа по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста в ходе организации театрализованной деятельности

2.1.Психолого-педагогическое исследование уровня развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Цель практического этапа исследования состояла в изучении особенностей использования театрализованной деятельности как средства развития творческих способностей дошкольников.

Задачи данного этапа исследования:

  1. Выявить особенности использования театрализованной деятельности с целью развития творческих способностей дошкольников.
  2. Провести практическую работу, направленную на развитие творческих способностей дошкольников с использованием театрализованной деятельности.
  3. Выполнить анализ эффективности проведенной работы.

Гипотеза исследования: если педагог использует театральную деятельность, то это позволяет развить творческие способности дошкольников.

Базой исследования стал ДОО№ 48, в исследовании принимали участие старшие дошкольники – члены театрализованной студии «Апельсин» в возрасте от 4 до 7 лет в количестве 25 человек.

На данном этапе нами были использованы следующие методики исследования. Для выявления творческих способностей детей нами был использован Тест креативности П. Торранса, а также Методика экспресс – диагносики способностей МЭДИС (Е.И. Щеблановой, И.С. Авериной, Е.Н. Задориной). Описание Теста креативности.

Тест возможно использовать для исследования учебных и творческих способностей как детей, так и подростков. Благодаря использованию данного теста, можно определить тип мышления, которым обладают дети, а также определить уровень учебных и творческих способностей[16].

Данный тест является сокращенным вариантом изобразительной (фигурной) батареи теста креативности П. Торранса, и представляет собой задание «Закончи рисунок». Задание «Закончи рисунок» является вторым субтестом фигурной батареи тестов творческого мышления П. Торранса.

Критерии методики. Показателем готовности дошкольников к осуществлению творческой деятельности выступает: