Файл: Развитие творческих способностей дошкольников в условиях театрализованной деятельности (Теоретические основы развития творческих способностей детей дошкольного возраста).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 138
Скачиваний: 1
Далее, в рамках формирующего этапа эксперимента учащимся были предложены специальные задания по развитию творческих способностей детей в театрально-игровой деятельности, были использованы современные формы музыкально-художественной творческой деятельности. Большая роль была уделена работе над спектаклем – в качестве итогового мероприятия по работе над экспериментальной программой детьми был разыгран спектакль «Зимующие птицы».
Согласно итоговой диагностике, и сводным данным по все трем методикам, можно видеть, что лишь 2% дошкольников – 1 человек остался на низком уровне развития творческих способностей, 70% - 15 человек пребывают на среднем уровне, 30% дошкольников – 9 человек на высоком уровне развития творческих способностей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Творчество представляет собой далеко не новый предмет исследования, творчество является таким видом деятельности, результат которой заключен в создании новых материальных и духовных ценностей; в достижении высшей формы психической активности, в самостоятельности, в способности человека создать нечто новое, оригинальное.
Рассматривая сущность содержания понятия «творческие способности», видим, что творческие способности, креативность – это наличие у индивида индивидуально-психологических особенностей, данные особенности имеют отношение к успешному выполнению той или иной деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, которые уже выработаны у школьника. Творчество является деятельностью, которая «порождает нечто качественно новое, то, что отличается неповторимостью, оригинальностью уникальностью.
В целях развития творческого потенциала дошкольников, согласно новых ФГОС ДО, следует спроектировать и организовать систему работы, которая учитывала бы следующие принципы: принцип учета структуры дефекта; принцип эмоциональной насыщенности; принцип создания ситуации успеха; деятельностный принцип; принцип доступности материала; принцип взаимосвязи разных видов деятельности.
Выявляя особенности использования театрализованной деятельности с целью развития творческих способностей дошкольников видим, что для развития творческих способностей как никогда лучше подходят занятия в театрализованной деятельности, при этом, большим значением обладают и театрализованные игры и небольшие спектакли, ведь в рамках данной игры происходит эмоциональное развитие: у дошкольников есть возможность познакомиться с чувствами, настроениями героев, освоить способы их внешнего выражения, осознать причины того или иного настроя. Такие виды театрализованных игр, как настольный театр игрушек, настольный театр картинок, стенд-книжка, фланелеграф, теневой театр наиболее близки к искусству.
В рамках экспериментальной деятельности, которая проходила на базе ДОО№ 48, в театрализованной студии «Апельсин», мы провели изначальную диагностику творческих способностей дошкольников с использованием методик «МЭДИС» и теста Креативности Торранса.
До начала эксперимента согласно предварительной диагностике с использованием Теста креативности Торранса, и методики МЭДИС было выявлено, что 65% дошкольников– 14 человек - присущ средний уровень развития творческих способностей, творческого мышления, 22% дошкольников – 8 человек находятся на высоком уровне развития творческого мышления, 13% - 3 человека - на низком. Согласно результатам методики МЭДИС, большинство дошкольников– 19 человек, - 65% - обладают средним уровнем развития творческих способностей, творческого мышления, способностей к осмыслению того или иного явления, выявлению общих и отличительных признаков данного явления, 4 человека – 20% - показали высокий уровень развития вышеуказанных навыков и способностей, 2 человека – 15% - находятся на низком уровне развития данных способностей.
Далее нами была проведена работа, направленная на развитие творческих способностей детей в театрализованной деятельности. Мы подобрали для дошкольников специальные задания по развитию творческих способностей, для этого использовали современные формы музыкально-художественной творческой деятельности, а именно: игры «Веселыепревращения», чтение художественной литературы, развивающие игры, театрализованные игры, упражнения и этюды. Значительное внимание нами было уделено работе над спектаклем - итоговым мероприятием стал спектакль «Зимующие птицы». В процессе проведения экспериментальной деятельности мы использовали следующие формы работ, целью которых было развитие творческих способностей, - игры - драматизации, упражнения на дикцию, игры-превращения, театральные этюды, рисование - «Птицы нашего края» и подготовка декораций, музыкальные пантомимы, инсценировки. Также в рамках экспериментальной деятельности было организовано посещение музея искусств, просмотр выставки «Птицы нашего края», оценка работ художников, - с целью формирования эстетического, художественного вкуса, воспитание интереса к творчеству.
Далее мы провели повторную диагностику, и увидели, что согласно итоговой диагностике, и сводным данным по все трем методикам, можно видеть, что лишь 2% дошкольников – 1 человек остался на низком уровне развития творческих способностей, 70% - 15 человек пребывают на среднем уровне, 30% дошкольников – 9 человек на высоком уровне развития творческих способностей.
Таким образом, нам удалось подтвердить поставленную в начале исследования гипотезу о том, что: если педагог использует театральную деятельность, то это позволяет развить творческие способности дошкольников.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Педагогика, 2011. 128 с.
- Березина Т.Н. Развитие способностей как гуманистическая составляющая образования. М.: Вестник высшей школы, 2010. Вып. 7. С. 12-34.
- Блинова Л.В. Грузенберг С. О. О психологии творчества // Вестник КГУ, 2008. № 4. С.244-250.
- Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. М.: Просвещение, 2011. 174 с.
- Былевская В. Н. Развитие творческих возможностей дошкольников // Педагогика, 2017. №6. С. 48-56.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 2017. 196 с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. Т.2. М.: Наука, 2003. 409 с.
- Гальперин П.Я. К психологии творческого мышления // Вопросы психологии. 2002. № 5. С. 87-93.
- Грановская, P.M., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб.: Питер, 2017. 251 с.
- Долгова В.И., Гольева Г.Ю., Крыжановская Н.В. Инновационные психолого-педагогические технологии в школьном образовании. М.: Перо, 2015. 192 с.
- Дубровина И.В. Психология: учебник для студ. сред. пед. учеб. Заведений. М.: Академия, 2008. 464 с.
- Дьяченко О.М. Воображение школьника. М.: Знание, 2016. С.38-50.
- Захарюта Н.В. Возможности и пути развития творческого потенциала личности детей школьного возраста // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология, 2009. № 4. С. 225-233.
- 3инченко В.П. О целях и ценностях образования. М.: Педагогика.2017. № 5. С. 24-30.
- Игнатьев Е.И. Психология: пособие для педагогических училищ. М.: Просвещение, 2015.121 с.
- Истомина З.М. Развитие памяти. Учебно-методическое пособие. М.: Наука, 2018. 157 с.
- Краткий психологический словарь. / Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. 428 с.
- Козленко В.Н. Проблема креативности личности // Психология творчества. М.: Педагогика, 2012. С. 133-150.
- Крутецкий В.А. Психология: Учебник для пед. училищ. М.: Просвещение, 2010. 184 с.
- Леонтьев А.М. Избранные психологические произведения. В 2 т. М.: Педагогика, 2013. 189 с.
- Люблинская А.А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 2007. 265 с.
- Макарова И. В. Общая психология: краткий курс лекций. М.: Издательство Юрайт, 2013. 182 с.
- Михайлова Н.Н. Комплексный подход к применению педагогических технологий. Учебно-методическое пособие. М.: МО РФ ИРПО, 2012. – 90 с.
- Мухина В.С. Детская психология. М.: Просвещение, 2015. 274 с.
- Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд. Программы общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2009. 221 с.
- Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: Просвещение, 2014. 190 с.
- Панько Е.А. и др. Развитие познавательных процессов дошкольников. Учебное пособие. Минск: МГУ, 2014. 349 с.
- Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Наука, 2017. 265 с.
- Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М.: Владос, 2015. 178 с.
- Педагогическая страничка. Практикум для педагогов. [Электронный ресурс] URL: http://www.ug.ru/method_article/260 (дата обращения 28.12.2019)
- Педпортал для педагогов. Работа со школьниками [Электронный ресурс] URL:http://experiment. (дата обращения 18.12.2019)
- Развитие воображения в школьном возрасте [Электронный ресурс]. URL: https://psyera.ru/2334/razvitie-voobrazheniya-v-doshkolnom-vozraste (дата обращения 20.12.2019)
- Федеральный Государственный образовательный стандарт. [Электронный ресурс] URL: http://standart.edu.ru/ (дата обращения 23.12. 2019)
Приложение 1
Тест креативности Торранса
Многие практикующие педагоги, психологи утверждают, что тест возможно использовать для исследования учебных и творческих способностей детей, начиная со старшего дошкольного возраста - 5–7 лет, и завершая выпускниками школы (17–18 лет). Благодаря использованию данного теста, можно определить тип мышления, которым обладаю дети, а также определить уровень учебных и творческих способностей [30].
Инструкция к данной методике. На выполнение теста отводится 10 минут. Время на подготовку, чтение задания, инструктаж, раздачу листов, карандашей и т.п. – 5 минут. Задания теста сформулированы следующим образом: «На этих двух страницах вы видите нарисованные, но незаконченные фигуры. Если вам попробовать добавить к ним дополнительные линии, у вас могут получиться интересные предметы или сюжетные картинки. На выполнение этого задания вам будет дано 10 минут. Ребята, попробуйте придумать такую картинку или историю, которую никто другой, кроме вас, не сможет придумать. Постарайтесь сделать ее полной и интересной, не бойтесь добавлять к ней новые идеи. Вы можете придумать интересные названия для каждой картинки и написать его внизу под картинкой» [30].
Методика «МЭДИС»
Изучим данную методику более детально.
Область применения методики: данная методика предназначена для исследования особенностей ребенка, разработки дальнейших рекомендаций по их развитию. Краткое описание методики. МЭДИС возможно использовать для диагностики как индивидуально, так и в группах - по 5 – 10 человек. При групповом обследовании детей экспериментатору может потребоваться помощь ассистента. Обстановка во время тестирования должна быть спокойной и серьезной, но не напряженной. Дети выполняют задания без ограничения времени.
При интерпретации результатов данной методики необходимо принять во внимание тот факт, что, как и любой другой тест, МЭДИС не является единственным, и абсолютно правильным критерием, что необходим для принятия решения об уровне развития способностей ребенка, а также об отборе его для обучения по специальным программам, о профиле его способностей.
Приложение 2
Сценарий тематического вечера участников театрализованной студии «Апельсин» «Зимующие птицы» в рамках театрализованной деятельности
Цель и задачи:
- Формирование творческих способностей, эстетического восприятия, чувства прекрасного, бережного отношения к окружающей среде, любви к природе и ее ресурсам
- Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
- Развитие художественных навыков – подготовка декораций к вечеру
- Активное участие дошкольников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.
Ход тематического вечера.
(Выходят дети в костюмах птиц.)
Внимание! Внимание!
Сегодня в пять часов.
Работать будет станция
Для рощ и для лесов.
Сегодня в нашу студию
Внимание! Внимание!
Слетятся птицы разные,
На радиособрание
Во-первых по вопросу:
Когда, в каком часу
Удобнее и выгодней
Использовать росу?
Второй вопрос назрел давно:
Что эхом называется?
По третьему вопросу
Докладывает дрозд,
Назначенный заведовать
Ремонтом птичьих гнёзд.
Потом начнутся прения
И свист, и скрип, и пение,
Урчанье и чириканье.
Начнутся выступления
Скворцов, щеглов, синиц
И всех без исключения
Других известных птиц.
Внимание! Внимание!
Сегодня в пять часов
Работать будет станция
Для рощ и для лесов!
Наш приЕмник в пять часов
Принял сотни голосов.
Идут куда-то облака,
Идут, идут,
И тронулась река,
И ручейки бегут!
И, распустив волосики,
Стоят девчонки- сосенки,
И, растопырив пальчики,
Глядят кусты, как мальчики.
Они бы тут не ждали,
Если бы могли,
Как бы побежали,
Да ноги приросли.
Солнце ласково смеется,
Светит ярче, горячей,
И с пригорка звонко льётся
Разговорчивый ручей.
С приходом весны возвращаются к нам наши друзья - перелётные птицы.
И кажется, весна
Сама в разведку
Послала птицу
И, пригнувши ветку,
Ей грач дорогу верную открыл.
Дети хором: «Грачи прилетели!»
Из синего моря,
Из тёплого края,
Под солнцем, под звёздами
И в темноте
Он, сил не жалея,
И миль не считая,
На север, на север
Упрямо летел.
У нашего тополя-
Дым от веток,
и каждая жилка
Их всё видней.
И мы понимаем
По всем приметам,
Что это
Начало весенних дней.
А утром от самой заставы,
Из-за берёзовых тихих дач,
Послышался окрик
Его картавых,
И сразу весь город
Увидел грача.
Вслед за грачами прилетают скворцы. Первыми прилетают скворцы, а за ними через несколько дней самки- скворчихи. К их прилёту самцы подыскивают скворечник, нередко выселив из домиков воробьёв. Устроившись, скворушка с увлеченьем громко поёт, поджидая подружку.