Файл: Развитие творческих способностей дошкольников в условиях театрализованной деятельности (Теоретические основы развития творческих способностей детей дошкольного возраста).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Теоретические основы развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Сущность понятия «творческие способности»

1.2. Условия формирования творческих способностей детей дошкольного возраста

1.3. Особенности организации театрализованной деятельности для развития творческих способностей детей дошкольного возраста

2. Опытно – экспериментальная работа по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста в ходе организации театрализованной деятельности

2.1.Психолого-педагогическое исследование уровня развития творческих способностей детей дошкольного возраста

2.2. Практическая работа по организации театрализованной деятельности, направленной на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста

2.3. Анализ эффективности практической работы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Современное системное образование претерпевает достаточно мощные изменения, связанные с реформированием. Одним из важных документов определяющим суть реформы, содержания, этапы, является Закон об образовании РФ, и Федеральный Государственный Закон Дошкольного Образования (далее по тексту – ФГОС ДОО), в которых основными задачами реализации содержания образовательной области «художественно-эстетическое развитие» являются: развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру.

Проблема развития творческих способностей дошкольников далеко не нова, решению данной проблемы посвящены многие исследования, многие практические работы. Но, к сожалению, недостаточно внимания педагогу уделяют использованию такой формы работы как театрализованная студия в рамках развития творческих способностей дошкольников, ведь использование театральных студий позволяет сплотить дошкольников в единой деятельности, развить артистизм, креативность, мышление дошкольников, следовательно, проблематика исследования обусловлена недостаточной изученностью аспектов использования театрализованной деятельности, а актуальность исследования настоящего исследования заключается в освещении дефицита информации по данной теме.

Актуальность и проблематика исследования обусловили его цель – изучение особенностей организации театрализованной деятельности как средства развития творческих способностей дошкольников.

Задачи исследования.

  1. Изучить сущность содержания понятия «творческие способности»
  2. Проанализировать условия формирования творческих способностей дошкольников
  3. Выявить особенности организации театрализованной деятельности с целью развития творческих способностей дошкольников
  4. Провести практическую работу, направленную на развитие творческих способностей дошкольников с использованием театрализованной деятельности
  5. Выполнить анализ эффективности проведенной работы

Гипотеза исследования: если педагог использует театральную деятельность, то это позволяет развить творческие способности дошкольников.

Объект исследования: творческие способности детей дошкольного возраста, предмет исследования: театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников.


Теоретико-методологическая основа. Стоит отметить, что многие ученые, педагоги, психологи занимались изучением данного вопроса.

По психологии дошкольников были написаны труды Мухиной В. С. – «Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество»; Немова Р.С. – «Психология»; Истоминой З.М. – «Развитие памяти»; Выготского Л.С., и ряда других авторов, исследователей. По развитию творческих способностей, творческого мышления дошкольников нами были использованы труды Былевской В. Н. – «Развитие творческих возможностей дошкольников»; Козленко В.Н. – «Проблема креативности личности»; и ряда других ученых, исследователей.

Методы исследования включают: теоретические методы: теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, эмпирические методы: психолого-педагогический формирующий эксперимент, метод опроса, психодиагностические методы.

Методики исследования. Для выявления творческих способностей детей нами был использован Тест креативности П. Торранса, а также Методика экспресс – диагностики способностей МЭДИС (Е.И. Щеблановой, И.С. Авериной, Е.Н. Задориной).

Базой исследования стал ДОО№ 48, в исследовании принимали участие дошкольники – члены театрализованной студии «Апельсин» в возрасте от 4 до 7 лет в количестве 25 человек.

Новизна исследования: обобщен и систематизирован материал по использованию театрализованной деятельности с целью развития творческих способностей дошкольников.

Практическая значимость исследования – материал данной работы может быть использован педагогами ДОО, педагогами-психологами при составлении планов работы по выявлению и развитию творческого воображения детей дошкольного возраста в образовательном пространстве ДОО.

Структурно работа состоит из введения, двух глав – теоретической и практической, заключения, списка источников и литературы, приложения.

1. Теоретические основы развития творческих способностей детей дошкольного возраста


Сущность понятия «творческие способности»

Проблема творчества всегда являлась вопросом дискуссий у многих педагогов, ученых и исследователей. Известный ученый и педагог Б.М. Неменский считал, что «творчество является константным, нормальным и постоянным спутником развития»[1].

Проблема творчества, которой были посвящены многочисленные исследования, научные труды, продолжает быть актуальной проблемой, которую обсуждают многие педагоги, ученые и исследователи. Известный ученый и педагог В.А. Крутецкий высказал мнение о том, что «творчество является уделом всех, оно является нормальным и постоянным спутником детского развития»[2].

Любая творческая деятельность является индивидуальной. А ее становление и развитие продолжают быть актуальной проблемой в теории и практике воспитания и обучения детей, данная проблема обсуждается многими практиками и теоретиками, ведущими преподавателями.

Следовательно, творчество является таким видом деятельности, итог которой заключен в создании человеком новых материальных и духовных ценностей; в достижении высшей формы психической активности, в самостоятельности, в способности человека создавать нечто новое, ранее невиданное, оригинальное. По итогам проявления творческой деятельности происходит формирование и развитие творческих способностей.

Основным аспектом развития творчества является развитие мышления. Мышление очень важно в процессе развития способностей. Проблема развития творческого мышления дошкольников была изучена многими зарубежными и отечественными учеными, педагогами, исследователями.

Период последних десяти лет, как исследует В.Н. Былевская, «может быть охарактеризован, как такой период, когда активизировался рост внимания к проблеме развития творческих способностей дошкольников. Период перемен вынуждает внести изменения и в педагогический процесс, нацеленный на воспитание творческой личности»[3].

Понятие «творческая личность» является таким понятием, которое достаточно давно используется в философской, в научной литературе. Так, философской энциклопедией творчество определено как деятельность, которая порождает «нечто новое, никогда ранее не бывшее»[4].

Новизна, которая является итогом той или иной творческой деятельности, обладает как объективным, так и субъективным характером. Объективно ценны такие продукты творчества, которые имеют ранее не отмеченные закономерности окружающей действительности, при произведении таких новых продуктов творчества происходит процесс установления и объяснения связей между явлениями, которые ранее считались не связанными между собою. Субъективной ценностью обладают те продукты творчества, которые новы не сами по себе, объективно, а обладают новизной для того человека, который их впервые создал. Таковыми являются, по большей мере, продукты детского творчества - рисование, лепка, сочинение стихов и песенок.


Философские и культурологические аспекты творческих способностей широко изучались как русскими, так и зарубежными исследователями, работы на тему творчества и аспектов его развития написаны такими учеными, педагогами, исследователями как: Р.Арнхейм, Н.А.Бердяев, С.О.Грузенберг, А.Камю, Б.Кроче, А.Мальро, Ф.В.Й.Шеллинг, П.К.Энгельмейер и многими другими

В психолого-педагогической отечественной науке имеется ряд определений понятию «творчество». Значительный вклад в разработку проблемы творческих способностей внесли физиологи и психологи двадцатого века: В.М.Бехтерев, Ф.Бинэ, Д.Б.Богоявленская, Л.С.Выготский, Э.А.Голубева, Ф.Гальтон, В.Н.Дружинин, Я.А.Пономарев, Б.М.Теплов и другие. Ими подробно исследован «механизм» творческого процесса и условия развития способностей. В психолого-педагогических исследованиях, прямо или косвенно рассматривающих эту проблему, показана роль овладения специфическими уникальными человеческими способностями в общем цикле развития человека[5].

Так, современными учеными, исследователями «творчество» определено описательно, оно является сочетанием интеллектуальных и личностных факторов.

В работе «Воображение и его развитие в детском возрасте» Л. С. Выготский говорил о творческой деятельности как о «деятельности, которая позволяет создать нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувств, живущим обнаруживающимся только в самом человеке. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее»[6].

Известные педагоги придавали огромное значение развитию творческих способностей: Я.Коменский и А.Макаренко, Д.Ушинский, а первый тест на определение уровня развитости творческих способностей дошкольников и младших школьников был разработан американским педагогом Е. Торренсом.

Следовательно, творчество является таким видом деятельности, результат которой заключен в создании новых материальных и духовных ценностей; в достижении высшей формы психической активности, в самостоятельности, в способности человека создать нечто новое, оригинальное. По итогам проявления творческой деятельности происходит формирование и развитие творческих способностей.

Творческие способности, креативность - данные понятия в современном мире являются практически синонимами. Известный ученый, исследователь П. Торренс под креативностью подразумевал наличие у индивида индивидуально-психологических особенностей, данные особенности имеют отношение к успешному выполнению той или иной деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, которые уже выработаны у школьника.


Творчество, по мнению В.И. Долговой, «является деятельностью, которая «порождает нечто качественно новое, то, что отличается неповторимостью, оригинальностью уникальностью. Творчество специфично для человека, поскольку творческий процесс всегда предполагает творца - субъекта творческой деятельности»[7].

Компоненты и структура творчества изучается в работах таких ученых, как В.С. Шубинский, А.А. Люблинская, Л.С. Выготский, Р.С. Немов, П.И. Пидкасистый.

Творческое воображение – это «самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности, своего рода продуцирование оригинального образа без опоры на готовое описание или условное изображение»[8]. Анализируя данное определение И.В. Макаровой, мы видим, что творческое воображение в отличие от активного, воссоздающего самостоятельно создает новые образы, реализуемые в оригинальных, креативных результатах деятельности.

С целью успешной активизации творческой деятельности дошкольников, педагог должен видеть результат и продуктивность своей деятельности. Для этого целесообразно отслеживать динамику проявления творческой деятельности каждого воспитанника.

Творческая деятельность способствует развитию творческих способностей, повышению интеллектуального уровня.

Благодаря активизации творческой деятельности, возможно развитие творческих способностей, повышение интеллектуального уровня

Таким образом, можно сделать вывод, что творческая деятельность, развитие творческого воображения активизируется в благоприятной атмосфере, при доброжелательных оценках со стороны учителей, поощрении оригинальных высказываний, рисунков, и прочих продуктов творчества.

1.2. Условия формирования творческих способностей детей дошкольного возраста

Стремление к творческой самореализации и максимальному проявлению уникальных личностных качеств заложено в человеке самой природой, оно является побудительным мотивом любой деятельности. Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью уникальностью. Творчество специфично для человека, т.к. всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности.