Файл: Развитие творческих способностей дошкольников в условиях театрализованной деятельности (Теоретические основы развития творческих способностей детей дошкольного возраста).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 136
Скачиваний: 1
Рассмотрим более подробно период старшего дошкольного возраста. У ребенка в период 5-7 лет аффективное воображение направлено на изживание полученных психотравмирующих воздействий путем их многократного варьирования в игре, рисовании и других творческих видах деятельности. В своих работах А.Э. Симановский писал, что «отличительной чертой развития творческих способностей дошкольников является яркое видение образа, быстрое вхождение в образ и изображаемые обстоятельства»[9]. Данная характеристика подходит практически для всех дошкольников. Очень ярко данный факт можно наблюдать в игре. В период с 5 до 7 лет преобладает сюжетно-ролевая игра, которая дает возможность полета фантазии и творчества. В такой игре ребенок видит себя в разных образах, например, доктором, волшебником или прекрасным (-ой) принцем (принцессой). Для того, что войти в роль, от ребенка требуется хорошо представить и продумать, что должен делать его герой, обдумывать действия и последовательность, направлять развитие игры, в общем и целом. И тут без развитых творческих способностей обойтись просто невозможно.
В целях развития творческого потенциала дошкольников, согласно новых ФГОС НОО, «следует спроектировать и организовать систему работы, которая учитывала бы следующие принципы развития творческих способностей:
- принцип эмоциональной насыщенности;
- принцип создания ситуации успеха;
- деятельностный принцип;
- принцип доступности материала;
- принцип взаимосвязи разных видов деятельности».
Важность развития творческого мышления дошкольников, признаваемая педагогическим сообществом как сущностный фактор их личностно-профессиональной подготовки, предполагает использование в образовательном процессе специальных педагогических условий, обеспечивающих формирование творческих способностей детей дошкольного возраста:
- осознание творческой деятельности как социально и профессионально значимой;
- готовность педагогов и дошкольников проявлять и демонстрировать качества творческой личности (самостоятельность, воображение, целенаправленность, независимость, открытость новому опыту, высокая потребность и активность в творчестве, находчивость, интеллектуальная смелость, мотивы достижения успеха, эрудиция, др.);
- установка на сотворчество и создающую поисково-преобразовательную деятельность: поощрение нестандартных идей, решений, поддержка инициативы и самостоятельного познавательного поиска, ответственности и независимости;
- акцент на доброжелательное и уважительное отношение к индивидуальным мнениям, создание эмоционального настроя и расположенности к поиску нового и необычного, стремления увидеть необычное в обычном;
- развитие опыта творческой работы, профессионально-творческих способов решений[10].
Таким образом, в процессе занятия творчеством могут быть решены вопросы развития творческого мышления дошкольников, и именно в процессе обучения имеются неограниченные возможности для творческого развития учеников, формирования у них эмоционально-нравственного отношения к миру, окружающей жизни, к людям, и, самое важное, развития памяти, познавательной активности, развития ассоциативно-образного мышления. Основной задачей таких уроков является воспитание души ребенка, формирования в нем творческого начала.
1.3. Особенности организации театрализованной деятельности для развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Театрализованная деятельность является эффективным средством социализации дошкольника в обществе в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного, музыкального, или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной деятельности осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная деятельность является средством самовыражения и самореализации ребенка[11].
Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:
– художественным образованием и воспитанием детей;
– формированием эстетического вкуса;
– нравственным воспитанием;
– развитием коммуникативных качеств личности;
– воспитанием воли, развитием внимания, памяти, воображения, речи;
– созданием положительного эмоционального настроя.
Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним. Если игра для ребенка это способ существования, способ познания и освоения окружающего мира, то театрализованная игра – это шаг к искусству, начало художественной деятельности. Такие игры рассчитаны на активное участие ребенка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса.
В психолого-педагогической литературе отсутствует обобщенное определение театрализованной деятельности. Л.С. Выготский детское театральное творчество рассматривает как драматизацию[12]. О.М. Дьяченко применяет как синонимы понятия «театрализованная игра», «театрально-игровая деятельность и творчество» и «игра-драматизация». Большинство исследователей приходят к выводу о том, что театрализованные игры наиболее близки к искусству и часто называют их «творческими» (М.А.Васильева, С.А. Козлова, Д.Б. Эльконин и др.). Многие ученые все же дают определение театрализованным играм.
Именно театрализованная деятельность, согласно исследованиям В.Н. Былевской, обладает огромными резервами в приобщении детей к миру духовной красоты, обладая такими чертами, как радостная эмоциональность, образность, моторная активность, коллективность участия, развитие творческой инициативы, разнообразные образовательные и воспитательные возможности.
Театрализованная деятельность, согласно исследованиям Н.В. Захарюта[13], обладает тесной связью со всеми видами детской творческой деятельности: игра, постановка, восприятие музыки, текста, исполнительство и творчество. В процессе театрализованной деятельности в детском сознании происходит возникновение естественных закономерных ассоциаций театра с другими видами искусства, а также с самой жизнью, все вышесказанное способствует формированию эстетического взгляда, и воспитанию творческих способностей ребенка. Полноценное участие детей в театрализованных занятиях требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умения вслушиваться в текст, улавливать интонации. Здесь внимание играет важную роль. Чтобы понять каков герой, надо научиться элементарно анализировать его поступки, оценивать их, понимать мораль произведения. Умение представить героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства и способность мыслить. Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно - образовательной работы и развития творческих способностей. Заниматься театрализованной деятельностью целесообразно в театрализованной деятельности.
В рамках реализации творчества в театрализованной деятельности, педагогу, согласно исследованиям Г.А. Урунтаевой[14], следует использовать следующие методы:
- Метод побуждения к сопереживанию и эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире, направленный на обогащение эмоционально – чувственного опыта ребенка;
- Метод убеждения в процессе формирования эстетического восприятия;
- Метод упражнения в практических действиях;
- Метод поисковых ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям.
Детская театрализованная постановка, по словам В.И. Долговой, «дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сочиняют, импровизируют роли. В процессе работы над спектаклем ребята учатся наблюдать и оценивать. Однако создание спектакля не есть конечная цель совместной деятельности педагога и детского коллектива[15]. Главное – воспитание личности ребенка, его души и чувств. Необходимое условие для всестороннего развития сил и способностей детей – активная деятельность.
Выводы по Главе 1
Проанализировав научную литературу по исследуемому вопросу, были выявлены следующие выводы. Творчество представляет собой далеко не новый предмет исследования, творчество является таким видом деятельности, результат которой заключен в создании новых материальных и духовных ценностей; в достижении высшей формы психической активности, в самостоятельности, в способности человека создать нечто новое, оригинальное. Творчество является деятельностью, которая «порождает нечто качественно новое, то, что отличается неповторимостью, оригинальностью уникальностью.
Театрализованная студия и театральные постановки, а также театрализованные игры представляют собой благодатную почву для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
При этом педагогом могут быть использованы такие методы, как: метод побуждения к сопереживанию, метод убеждения, упражнения в практических действиях, поисковых ситуаций.
2. Опытно – экспериментальная работа по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста в ходе организации театрализованной деятельности
2.1.Психолого-педагогическое исследование уровня развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Цель практического этапа исследования состояла в изучении особенностей использования театрализованной деятельности как средства развития творческих способностей дошкольников.
Задачи данного этапа исследования:
- Выявить особенности использования театрализованной деятельности с целью развития творческих способностей дошкольников.
- Провести практическую работу, направленную на развитие творческих способностей дошкольников с использованием театрализованной деятельности.
- Выполнить анализ эффективности проведенной работы.
Гипотеза исследования: если педагог использует театральную деятельность, то это позволяет развить творческие способности дошкольников.
Базой исследования стал ДОО№ 48, в исследовании принимали участие старшие дошкольники – члены театрализованной студии «Апельсин» в возрасте от 4 до 7 лет в количестве 25 человек.
На данном этапе нами были использованы следующие методики исследования. Для выявления творческих способностей детей нами был использован Тест креативности П. Торранса, а также Методика экспресс – диагносики способностей МЭДИС (Е.И. Щеблановой, И.С. Авериной, Е.Н. Задориной). Описание Теста креативности.
Тест возможно использовать для исследования учебных и творческих способностей как детей, так и подростков. Благодаря использованию данного теста, можно определить тип мышления, которым обладают дети, а также определить уровень учебных и творческих способностей[16].
Данный тест является сокращенным вариантом изобразительной (фигурной) батареи теста креативности П. Торранса, и представляет собой задание «Закончи рисунок». Задание «Закончи рисунок» является вторым субтестом фигурной батареи тестов творческого мышления П. Торранса.
Критерии методики. Показателем готовности дошкольников к осуществлению творческой деятельности выступает: