Файл: Развитие творческих способностей дошкольников в условиях театрализованной деятельности (Теоретические основы развития творческих способностей детей дошкольного возраста).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Теоретические основы развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Сущность понятия «творческие способности»

1.2. Условия формирования творческих способностей детей дошкольного возраста

1.3. Особенности организации театрализованной деятельности для развития творческих способностей детей дошкольного возраста

2. Опытно – экспериментальная работа по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста в ходе организации театрализованной деятельности

2.1.Психолого-педагогическое исследование уровня развития творческих способностей детей дошкольного возраста

2.2. Практическая работа по организации театрализованной деятельности, направленной на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста

2.3. Анализ эффективности практической работы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

- коммуникативный (умение спрашивать, умение управлять голосом, умение выражать свою точку зрения, умение договариваться);

- интеллектуальный (развитие аналитико-синтетических действий; сформированность алгоритма сравнительного анализа; умения вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи; возможность выделять общий способ действий; перенос общего способа действий на другие учебные задачи);

- оценочно-самооценочный.

Также, для диагностики развития мышления была использована методика экспресс – диагностики способностей дошкольников педагогами была использована методика (МЭДИС) - Щеблановой Е.И., Авериной И.С., Задориной Е.Н., цель которой – выявление уровня способностей дошкольников, степени развития творческого мышления.

Критерии методики. Принимая во внимание все вышесказанное, и анализируя полученные результаты, возможно выявить уровень развития способностей к познавательной самостоятельности, уровень развития сторон интеллектуальной деятельности детей младшего школьного возраста.

Субтест 1:Если имеются 3 – 4 верно решенных задания в данном субтесте, то это является показателем нормы для детей данного возраста. Если верно решены 5 задач, то данный факт свидетельствует о наличии высокого уровня общей осведомленности, и, следовательно, о наличии способностей к реализации творческой, креативной, познавательной самостоятельности детей.

Субтест II: Если ребенок верно решил 3 задания – это показывает наличие среднего уровня (нормы) развития, наличие определенных задатков к осуществлению творческой, познавательной активности, 4 – 5 правильных ответов показывают высокий уровень развития, и, следовательно, обладание способностями к реализации познавательной самостоятельности.

Субтест III: Целью данного субтеста является определение уровня развития логического мышления у дошкольников. 3 верно выполненных задания являются типичными для среднего уровня развития, если верно решены 4 – 5 заданий – высокий уровень развития способностей, в частности логики, логического мышления, способностей к реализации творческой, познавательной самостоятельности.

Так, изначально нами были получены следующие результаты экспериментальной деятельности.

В соответствии с выделенными критериями и показателями, уровни развития творческого мышления дошкольников характеризуются следующим образом:

Таблица 1

Уровни развития творческого мышления дошкольников, тест Торранса


Критерии

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Когнитивный

Имеет достаточный уровень знаний, коммуникабелен

Имеет недостаточный уровень знаний, понятий, представлений; уровень коммуникабельности - средний

Имеет низкий уровень знаний, отрывочные, плохо усвоенные понятия, не коммуникабелен

Мотивационно -потребностный

Ребенок стремится проявить творческие способности, мышление, с интересом выполняет творческие задания.

Ребенок недостаточно активен, выполняет творческие задания с неохотой, однако 
может проявить себя как творческую личность.

Ребенок пассивен, не стремится проявить творческие способности, творческое мышление

Деятельностный

Проявляет оригинальность, воображение, самостоятельность при выполнении заданий.

Проявляет оригинальность, нешаблонность при выполнении заданий. Но часто требуется помощь извне

Не может создавать и принимать
необычные образы, решения; отказывается от выполнения
творческих заданий

Итого, чел.

Высокий уровень – 8 чел. – 22%

Средний уровень – 14 чел. – 65%

Низкий ур. –3 чел. – 13%

Более детально результаты теста креативности Торранса представлены на Рисунке 1 данного исследования.

Рис. 1. Уровень развития творческих способностей, дети, ДОО № 48, театрализованная студия «Апельсин», тест креативности Торранса

Таким образом, согласно результатам теста креативности Торранса, 65% дошкольников– 14 человек - присущ средний уровень развития творческого мышления, средний уровень развития творческих способностей. 22% дошкольников– 8 человек находятся на высоком уровне развития творческих способностей. И 13% - 3 человека - на низком.

Согласно результатам методики МЭДИС, также - большинство дошкольников– 19 человек, - 65% - обладают средним уровнем развития творческих способностей, творческого мышления, способностей к осмыслению того или иного явления, выявлению общих и отличительных признаков данного явления, 4 человека – 20% - показали высокий уровень развития вышеуказанных навыков и способностей, 2 человека – 15% - находятся на низком уровне развития данных способностей.

Вышеуказанные данные были классифицированы, и представлены Рисунком 2, данный рисунок представлен в продолжение исследования.

Рис.2 Творческие способности, творческое мышление дошкольников, студия «Апельсин», методика МЭДИС


Далее нами была проведена работа по развитию творческого мышления дошкольников в рамках занятий в театрализованной деятельности.

2.2. Практическая работа по организации театрализованной деятельности, направленной на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста

С целью развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности, мы провели с ребятами ряд занятий. При этом мы учитывали тот факт, что содержание и структура занятий должны быть вариативными и интересными, должны быть использованы разнообразные приемы, помогающие детям развивать уровень их творческих способностей.

В рамках экспериментальной деятельности, мы знакомились с произведениями детских писателей - К.И.Чуковского, С.Я.Маршака, А.Л. Барто. В театрализованной игре – небольших постановках после прочтения данных произведений начали использовать русские народные сказки-басни о животных («Лиса и журавль», «Заяц и еж»), произведения Л. Толстого, И. Крылова, Г.Х. Андерсена, М. Зощенко, Н. Носова. После их прочтения проводилось обсуждение произведения, в ходе которого учащиеся выявляли характер героев и еще как можно его показать, еще проиграть.

Проводились развивающие игры «Что оно ты слышишь за окном?», «Передай позу», «Летает - не летает», «Растет - не растет», «Живой телефон», которые развивают у детей память, слуховое внимание, еще координацию движения, еще воображение и фантазию.

Применялись упражнения и этюды: «Угадай, еще что я делаю?», «Превращение детей» (в насекомых, в зверей), проигрывали этюды на основные эмоции «ГРУСТЬ», «РАДОСТЬ», «ГНЕВ», «УДИВЛЕНИЕ», «СТРАХ».

Такие упражнения политика развивают у детей умение передавать еще свое эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. Проводились игры на жестикуляцию - «УХОДИ», «СОГЛАСИЕ», «ПРОСЬБА», «ОТКАЗ», «ПЛАЧ», «ПРОЩАНИЕ». Были проведены также игры по технике речи, «Зарядка для язычка», «Цоканье», «Достань язычком губу», игры на дыхание: «Эхо». «Ветер», на развитие фантазии - «Продолжи сказку».


Большая роль была уделена работе над спектаклем – в качестве итогового мероприятия по работе над экспериментальной программой учащимися был разыгран спектакль «Зимующие птицы». Стоит отметить, что при подготовке над спектаклем, в процессе репетиций и при демонстрации спектакля удачно сочетались все виды деятельности, направленные на развитие творческих способностей дошкольников

- художественная деятельность – поскольку учащиеся сами готовили декорации для данного спектакля, музыкальная – в данном спектакле имелись музыкальные сценки и этюды,

- игровая, театрализованная деятельность – учащимися были проиграны сценки по данному спектаклю.

Данный спектакль как итоговое мероприятие экспериментальной деятельности представлен Приложением данного исследования.

Стоит отметить, что в рамках экспериментальной работы были реализованы такие формы работ, направленные на развитие творческих способностей, как:

- драматизации,

- упражнения на дикцию,

- игры-превращения,

- театральные этюды,

- рисование - «Птицы нашего края» и подготовка декораций,

- музыкальные пантомимы,

- инсценировки.

Также в рамках экспериментальной деятельности было организовано посещение музея искусств, просмотр выставки «Птицы нашего края», оценка работ художников, - с целью формирования эстетического, художественного вкуса, воспитание интереса к творчеству.

Далее, после проведения экспериментальной работы, направленной на развитие творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности, нами было проведено повторное тестирование уровня развития творческих способностей с целью анализа эффективности проведенной работы.

2.3. Анализ эффективности практической работы

Так, изначально нами были получены следующие результаты экспериментальной деятельности.

В соответствии с выделенными критериями и показателями, уровни развития творческого мышления дошкольников характеризуются следующим образом:

Таблица 2

Уровни развития творческого мышления дошкольников, тест Торранса, после эксперимента

Критерии

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Когнитивный

Имеет достаточный уровень знаний, коммуникабелен

Имеет недостаточный уровень знаний, понятий, представлений; уровень коммуникабельности - средний

Имеет низкий уровень знаний, отрывочные, плохо усвоенные понятия, не коммуникабелен

Мотивационно -потребностный

Ребенок стремится проявить творческие способности, мышление, с интересом выполняет творческие задания.

Ребенок недостаточно активен, выполняет творческие задания с неохотой, однако 
может проявить себя как творческую личность.

Ребенок пассивен, не стремится проявить творческие способности, творческое мышление

Деятельностный

Проявляет оригинальность, воображение, самостоятельность при выполнении заданий.

Проявляет оригинальность, нешаблонность при выполнении заданий. Но часто требуется помощь извне

Не может создавать и принимать
необычные образы, решения; отказывается от выполнения
творческих заданий

Итого, чел.

Высокий уровень – 9 чел. – 30%

Средний уровень – 15 чел. – 68%

Низкий ур. – 1 чел. – 2%


Более детально результаты теста креативности Торранса представлены на Рисунке 3 данного исследования.

Рис. 3. Уровень развития творческих способностей, дошкольники, ДОО№ 48, театрализованная студия «Апельсин», тест креативности Торранса

Согласно результатам методики МЭДИС, после эксперимента с низкого на средний уровень перешел 1 человек, и в целом, большинство дошкольников– 20 человек, - 70% - обладают средним уровнем развития творческих способностей, творческого мышления, способностей к осмыслению того или иного явления, выявлению общих и отличительных признаков данного явления, на высокий уровень развития творческих способностей, согласно данной методике, перешел также 1 человек, и в целом, 5 человек – 30% - показали высокий уровень развития вышеуказанных навыков и способностей, и не было зафиксировано дошкольников, пребывающих на низком уровне развития творческих способностей после экспериментальной деятельности.

Вышеуказанные данные были классифицированы, и представлены Рисунком 4, данный рисунок представлен в продолжение исследования.

Рис.5 Творческие способности, творческое мышление дошкольников, студия «Апельсин», методика МЭДИС

Таким образом, исходя из сравнительного анализа результатов констатирующего и контрольного этапа исследования, можно утверждать тот факт, что экспериментальная программа, подобранные нами задания способствуют развитию творческих способностей, творческого мышления дошкольников в процессе занятий в театрализованной деятельности.

Работа по проблеме развития творческих способностей дошкольников дала определенные позитивные результаты качества знания в целом по классу: изменились количественные показатели учебной деятельности дошкольников и заметен качественный рост личности дошкольников.

Выводы по Главе 2

В рамках практического этапа работы нами проводилась экспериментальная деятельность, в театрализованной деятельности, где были выполнены занятия, целью которых было развитие творческих способностей, творческого мышления дошкольников, базой исследования стала театрализованная студия «Апельсин», ДОО№ 48, в исследовании принимали участие 25 человек – участников данной студии. До начала эксперимента согласно предварительной диагностике с использованием Теста креативности Торранса, и методики МЭДИС было выявлено, что 65% дошкольников– 14 человек - присущ средний уровень развития творческих способностей, творческого мышления, 22% дошкольников – 8 человек находятся на высоком уровне развития творческого мышления, 13% - 3 человека - на низком.