Файл: Организационная культура и ее роль в современных организациях (Понятие и роль организационной культуры предприятия).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 164
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты формирования организационной культуры
1.1 Понятие и роль организационной культуры предприятия
1.2 Элементы организационной культуры предприятия
1.3 Виды организационных культур предприятия
Глава 2. Анализ организационной культуры предприятия на примере ООО «Терминал»
2.1 Общая характеристика деятельности ООО «Терминал»
2.2 Оценка действующей организационной культуры ООО «Терминал»
Глава 3. Разработка путей совершенствования организационной культуры ООО «Терминал»
3.1 Основные пути улучшения организационной культуры ООО «Терминал»
Первое впечатление внешнего вида организации: произвело впечатление.
«Проходная». «Проходная» внушает доверие, ощущается стабильность и солидность организации: хороший ремонт, светлый хорошо освещенный коридоры. В фойе оборудован специальный уголок для посетителей, где можно отдохнуть в ожидании встречи, и ознакомиться с информативной доской предприятия.
Система кабинетов выстроена таким образом, что руководители предприятия занимают большой кабинет с комнатой отдыха. Каждый кабинет оснащен компьютером, подключенным к интернету, на стенах висят картины. В кабинетах много цветов, за которыми ухаживают сами сотрудники.
В коридорах имеются огнетушители и стрелки с указанием выходы в случае аварийной ситуации. В здании есть комнаты личной гигиены. В кабинетах есть кулер с горячей и холодной водой.
Анкетирование персонала организации:
Следующим инструментом диагностики организационной культуры и системы ценностей выступает анкетирование персонала. Главными темами в данном случае являются:
- основные ориентации организации;
- стратегия организации;
- сильные и слабые стороны организации;
- совместная работа;
- информация / коммуникации;
- особенности типичных сотрудников;
- социально-психологический климат;
- представление руководства.
Мы проанализировали состояние организационной культуры, используя методику, предложенную профессором И.А.Кульковой. В целом можно сказать, что в организации существуют и применяются все инструменты, из которых складывается организационной культуры, что способствует четко выстроенной организационной культуре в целом. Сотрудники знают, какими документами регламентируется их работа. Какие цели, планы у организации в целом, что способствует эффективному существованию организации.
Выявлено, что в организации отсутствует элемент «поведение сотрудников», который описывает выполнение функции, а также обслуживание рабочих мест.
В организации реализуется и существует проект «Моя идея» – инструмент развития организационной культуры в ООО «Терминал», который провозглашает, что «авторы идей по оптимизации процессов – наши уникальные сотрудники».
ООО «Терминал» крайне заинтересовано в сотрудниках, активно участвующих в процессе совершенствования всех аспектов его деятельности: как внешних клиентских, так и сопутствующих внутренних. «Моя идея» предоставляет авторам простой и эффективный способ продвижения идеи до начала реализации и отслеживания всего последующего пути ее реализации.
В 2015 году правлением ООО «Терминал» была утверждена концепция программы «Кадровый актив: Стратегия ООО «Терминал». Потребность в человеческих ресурсах» ‒ инструмент, который позволяет:
Определить высокопотенциальных сотрудников.
Выделить и подготовить приемников на ключевые должности.
Повысить лояльность и удерживать высокопотенциальных сотрудников.
Эффективно распределять ресурсы, в том числе и на обучение.
В организации имеется своя нижеперечисленная система льгот, которыми могут воспользоваться сотрудники организации:
- добровольное медицинское страхование (ДМС);
- доплата к пособию по временной нетрудоспособности;
- доплата по случаю отпуска по беременности и родам;
- проезд и провоз багажа к месту отпуска;
- целевые оплачиваемые отпуска;
- материальная помощь;
- материальная помощь при чрезвычайных жизненных ситуациях;
- материальная помощь родственникам умерших работников ООО «Терминал»;
- командообразующие мероприятия.
Все вышеперечисленные льготы прописаны в организационно-распорядительных документах ООО «Терминал».
Помимо системы льгот в организации существуют компенсационные льготы, в них входят такие льготы как: возмещение транспортных затрат; сотовая связь; представительские расходы; командировочные расходы; рабочее место.
Для вышеуказанных преимуществ организация также разработала организационные и административные документы, в которых указывается, к кому применяются эти положения, то есть кто может на них рассчитывать.
Важными для функционирования ООО «Терминал» является уровень организационной культуры и социальные отношения между персоналом, что и будет более детально проанализировано далее в работе.
Организационная культура организации часто не осознается сотрудниками, но может сильно влиять на принятие принципиальных решений. Для исследования организационной культуры ООО «Терминал» была использована методика К.Камерона - Р.Куинна. Проведенный анализ свидетельствует, что организационная культура ООО «Терминал» соответствует «рыночному» типу культуры.
Организационная культура «рыночного» типа предусматривает, что персонал в процессе работы ориентирован на внешние факторы, а не на внутренние отношения. Лидеры организации являются серьезными конкурентами, общей целью организации (и команды) является стремление занять лидирующие позиции на рынке. Критерии успеха определяются в терминах «доля рынка», «проникновение на рынок» и т. д.
Несомненным преимуществом организационной культуры типа «рынок» является нацеленность персонала на результат, ключевой заботой персонала является выполнение поставленных задач, для персонала характерна самоотдача и высокий конкурентный дух между собой. Однако это приводит к недостаткам организационной культуры типа «рынок» - высокий уровень соперничества персонала, низкая командная сплоченность и конфликты в команде из-за распределения внутренних ресурсов.
Ниже представлена анкета, посвященная исследованию организационной культуры и системы ценностей (заполненная 20 работниками организации). В состав респондентов вошли: работники со средним возрастом от 30 до 40 лет, со средним стажем 5-10 лет (в анкетирование приняли 10 участников управленческого персонала, и 10 производственного). По каждому ответу сформирован средний балл.
Внимательно прочитайте следующие высказывания и отметьте, насколько каждое из них соответствует вашей организации (1 – полностью не соответствует, 7 – полностью соответствует). Результаты анкетирования сотрудников представлены в таблице 3.
Таблица 3
Анкетирование сотрудников
Критерии соответствия |
Баллы |
Мы предоставляем потребителям высококачественные услуги |
5 |
В нашей организации много времени уделяется развитию работников |
2 |
Каждый знает, что он делает. Все обязанности строго распределены |
6 |
Наша организация очень успешна на рынке |
4 |
Все работники, если потребуется, останутся сверхурочно |
5 |
Мы серьезно относимся к претензиям клиентов |
7 |
Для нас главное – снизить издержки |
7 |
В нашей организации доверяют работникам |
5 |
Наша организация динамично развивается |
5 |
Как можно заметить почти каждого сотрудника не устраивает как в организации ведется политика по развитию работников, также сотрудники не считают, что организации не успешна на рынке.
Как вы оцениваете степень внутриорганизационного сотрудничества? (1 – крайне низкая, 7 – высокая). Оценка сотрудниками внутриорганизационного сотрудничества показана в таблице 4.
Таблица 4
Анкетирование сотрудников
Степень внутриорганизационного сотрудничества |
Баллы |
Между коллегами |
6 |
Между начальником и подчиненным |
5 |
Между сотрудниками из разных подразделений |
4 |
Между подразделениями |
4 |
В целом, внутриорганизационное сотрудничество между персоналом в ООО «Терминал» находиться на достаточно хорошем, среднем уровне. Каким образом вы узнаете о важных переменах (решениях) в организации и как своевременно вы получаете данную информацию?
- в процессе личного общения с коллегами;
- своевременно.
Укажите 5 наиболее отличительных черт типичного работника вашей организации: профессионализм; компетентность; выдержанность; коммуникабельность; уверенность в себе.
Как обычно выглядит ваш непосредственный начальник? (1 – полностью не соответствует, 7 – полностью соответствует). Смотреть таблицу 5.
Таблица 5
Анкетирование сотрудников
Как обычно выглядит ваш непосредственный начальник |
Баллы |
Он отмечает мое усердие |
6 |
Он дает четкие указания |
5 |
Он объективно оценивает меня |
6 |
Он заботится о наших личных контактах |
4 |
Большинство сотрудников довольны своим начальником, но считают, что он мало уделяет времени.
Что вы ожидаете от вашей организации в будущем? (1 – совершенно неважно, 7 – очень важно). Результаты анкетирования представлены в таблице 6.
Таблица 6
Анкетирование сотрудников
Что вы ожидаете от вашей организации в будущем? |
Баллы |
Хорошую социальную поддержку |
6 |
Гарантию сохранения рабочего места |
7 |
Хорошие отношения с коллегами |
6 |
Хорошую работу в команде |
6 |
Несомненно, делая вывод по этой таблице, можно сказать, что все сотрудники, в обмен на свой труд ждут отдачу от организации.
Итого: 113 баллов / 21 = 5,33 – достаточно высокое значение среднего балла свидетельствует о высокой организационной культуре.
Глава 3. Разработка путей совершенствования организационной культуры ООО «Терминал»
3.1 Основные пути улучшения организационной культуры ООО «Терминал»
Аналитический обзор организационной культуры в ООО «Терминал» позволил выявить ряд проблем, влияющих на эффективность деятельности организации. В рамках написания выпускной квалификационной работы была разработана программа, направленная на совершенствование организационной культуры в ООО «Терминал» Разработанная программа представлена в таблице 7.
Таблица 7
Программа по совершенствованию организационной культуры
ООО «Терминал»
Параметры |
Компоненты программы |
Основные проблемы, выявленные в организации |
разобщенность сотрудников организации; низкая производительность труда; низкий уровень дисциплинированности сотрудников. |
Причины проблемных зон в организации |
сотрудники организации не объединены общими целями и интересами, что приводит к недопониманию и долгосрочному достижению целей. Разные интересы сотрудников и частые конфликты привели к тому, что в организации наблюдается напряженная морально- психологическая обстановка, что в свою очередь влияет на производительность труда. Коллектив организации можно назвать молодым, т.к. все сотрудники работают в ней менее 4-х лет. В основном штат сотрудников составляют молодые и амбициозные специалисты, которые еще не прониклись духом компании. В связи с этим уровень дисциплинированности в организации низкий. |
Способы достижения целей (мероприятия) |
проведение мероприятий по тимбиллдингу; организация для сотрудников семинара по управлению конфликтами. |
Результаты |
повысятся сроки достижения целей на 15%; увеличится производительность труда на 5%; повысится эффективность планирования на 12% повысится эффективность труда на 6%; снизится количество невыполнения распоряжений и заданий на одного работника на 27%; повысится эффективность руководителя на 10%. |
Риски |
не качественное проведение тимбилдинга; низкий уровень усвоения материала семинара сотрудниками организации. |
Пользователи |
сотрудники ООО «Терминал» |