Файл: Организационная культура и ее роль в современных организациях (Понятие и роль организационной культуры предприятия).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 163
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты формирования организационной культуры
1.1 Понятие и роль организационной культуры предприятия
1.2 Элементы организационной культуры предприятия
1.3 Виды организационных культур предприятия
Глава 2. Анализ организационной культуры предприятия на примере ООО «Терминал»
2.1 Общая характеристика деятельности ООО «Терминал»
2.2 Оценка действующей организационной культуры ООО «Терминал»
Глава 3. Разработка путей совершенствования организационной культуры ООО «Терминал»
3.1 Основные пути улучшения организационной культуры ООО «Терминал»
Организационная культура формируется под воздействием внутренних и внешних факторов. К внешним факторам относятся те факторы внешней среды, на которые организация не может оказывать воздействие, однако должна учитывать в процессе принятия решений.
Группу внешних факторов составляют следующие факторы: общеэкономические условия; национальные и государственные особенности; социальные, этнические, расовые различия; отраслевая специфика и особенности деятельности организации; развитие предпринимательства; преобладающие в обществе традиции, ценности, культурные установки; цели, интересы и запросы потребителей.
Основная задача в процессе управления факторами внешней среды сводится к своевременному и адекватному реагированию на меняющиеся внешние условия.
Среди основных характеристик внешней среды:
Сложность - количество факторов внешней среды, на которые организации необходимо реагировать. Различные организации имеют разную сложность внешней среды.
Взаимосвязанность факторов – это степень влияния изменений одних факторов внешней среды на остальные. Некоторые факторы приводят к существенным изменениям прочих (законодательство, потребители).
Вариативность – это степень изменчивости всех факторов в отдельности. Часть факторов характеризуется относительной стабильностью, другие – значительной изменчивостью (законы, научно-технический прогресс, запросы потребителей и т.п.).
Подвижность – это скорость изменений, происходящих вокруг организации. Для различных подразделений организации может быть различна подвижность.
Неопределенность – это соотношение количества располагаемой менеджментом информации относительно внешней среды и уверенности в точности и достоверности данной информации. Чем неопределенность выше, тем принимать решения сложнее.
Клановая и иерархические модели организационной культуры ориентированы в большей степени на внутреннюю, но не на внешнюю среду. Рыночная модель организационной культуры формируется в тех организациях, которые ориентированы на дифференциацию, внешнее позиционирование, стабильность и контроль. Критерием успеха в такой организации становится доля на рынке, реализация внешних целей, победа над конкурентами.
Рыночные организационные культуры ориентированы на клиентов (потребителей), повышение рентабельности, конкурентоспособности и продуктивности организации, а также на вовлечение партнеров и потребителей в процесс повышения эффективности компании на рынке.
Адхократическая модель организационной культуры формируется в организациях, которые ориентированы на индивидуальность, гибкость, внешнее дифференциацию и позиционирование.
Критерием успеха в такой организации признаются: достижение результативности в передовых инновационных направлениях и сферах деятельности, творческое развитие сотрудников и постоянное обновление организации. Адхократическая организационная культура направлена на привлечение сотрудников к творческому инновационному процессу, формирование новых стандартов, постоянное совершенствование.
Цель таких социокультурных инициатив в адхократической организации сводится к созданию благоприятных условий для организационных преобразований и изменений.
Аспекты воздействия организационной культуры:
- Аспект воздействия по субъективному фактору.
- Аспект воздействия по объективному фактору.
Воздействие с объективной точки зрения выражено в выстраивании благоприятной среды, формировании инновационного дизайна, место расположения офиса, удобство мебели и рабочего места каждого сотрудника. Воздействие корпоративной культуры на коллектив с субъективной точки зрения состоит в том, как воспринимают сотрудники окружающую реальность и себя в ней.
Состав организационной культуры:
- Цель и миссия предприятия.
- Ценности, принятые в организации.
- Цели организационной культуры.
- Нормы, ритуалы, обычаи.
Цель и миссия предприятия составляют основу организационной культуры. Миссия организации создает внутренний стимул. Каждый сотрудник предприятия ориентируется на догмы, прописанные в миссии. Сотрудники должны не только знать миссию предприятия, но и ориентироваться на ее эффективное воплощение в повседневной деятельности.
Миссия выполняет функцию мотиватора для недостаточно активных сотрудников. Цель и миссия коррелируют между собой.
Ценности, принятые в организации, определяет направления деятельности сотрудников в повседневной жизни. Ценности выполняют функцию индикатора эффективности организационной культуры. Организационная культура содержит в себе базовые ценности, традиционные, которые дополняются особенностями деятельности в рамках предприятия. Чем эффективнее культура, тем сложнее принятые ценности. Ценности подразделяются на личные и общественные. Общественные ценности включаются в организационную культуру и ограничивают ценности личные.
Создание и внедрение организационной культуры имеет свои особенности и цели. Руководитель, внедряющий организационную культуру в повседневную жизнь предприятия, хочет повысить ее уровень. Кроме этого, наличие организационной культуры может повысить уровень предприятия в среде конкурентов и партнеров. Цели могут меняться в процессе жизнедеятельности предприятия.
Нормы поведения в организации, включенные в организационную культуру, обязательны для выполнения. Они регулируют поведение сотрудников и руководителя и ограничивают исключительную эмоциональную составляющую поведения.
Обычаи – это общепринятое поведение определенной группы людей в конкретной ситуации. Со временем они принимают форму закостенелого, стереотипного поведения. Следуя обычаям, человек осознано отказывается от самостоятельного решения.
Ритуалы – это общепринятая или традиционная форма поведения, которая сопровождается негативной или положительной окраской. Большинство крупных предприятий уже имеют устоявшиеся ритуалы, в которые посвящают новичков. Ритуалы очень популярны, потому что приносят коммерческую удачу.
Проблемы организационной культуры:
- Низкий уровень мотивации персонала.
- Неверная цель организационной культуры.
- Низкий уровень культуры персонала.
- Заниженный уровень восприятия в коллективе.
Рассмотрим свойства организационной культуры.
Динамичность как свойство характерна для любой развивающейся культуры. Развиваясь, культура зарождается, формируется, поддерживается, развивается, совершенствуется, прекращается. По данному свойству все культуры можно разделить на: быстрорастущие организации, для которых характерна профессиональная компетентность, самоуверенность, желание самосовершенствоваться, равные шансы построения карьеры, точность и оперативность информации, высокие требования к качеству. Свершения сотрудников ценятся и оплачиваются, они удовлетворены трудом и привержены организации и ее культуре; медленно растущие организации, для которых характерны бюрократические нормы и ценности, ориентация на статус и власть, самоутверждение, иерархию, единоначалие.
Системность. Данное свойство характеризует организационную культуру как достаточно сложную систему, которая объединяет отдельные элементы в одно единое целое, при этом руководствуясь конкретной миссией в обществе и своими целями.
Строгая структурированность элементов. Элементы, которые составляют организационную культуру иерархически соподчинены и обладают собственной степенью насущности и приоритетности.
Относительность. Свойство выражается в том, что организационная культура – это не вещь в себе. В ней постоянно происходят процессы соотношения своих элементов со своими целями и с окружающей средой, другими организационными культурами. В рамках данного свойства организационная культура отмечет свои сильные и слабые стороны, постоянно анализируя и совершенствуя определенные параметры деятельности.
Неоднозначность. Свойство отражает тот факт, что организационная культура может содержать много локальных культур, которые дифференцируются по уровню иерархии, отделу, подразделению, возрастной или национальной группе и другим признакам. Такие локальные культуры называют субкультурами.
Существуют также и контркультуры, которые стоят в оппозиции к общей организационной культуре или ее отдельным элементам. Возникновение субкультур, как правило, связано с прошлыми проблемами и опытом различных подразделений организации. Контркультуры же часто находятся в оппозиции к органам управления, или в оппозиции к некоторым элементам общей организационной культуры, составляющим ее структуры, правилам взаимоотношений и ценностям.
Разделяемость. Данное свойство заключается в том, что условием существования и эффективного развития любой организационной культуры является разделение ее ценностей, норм и постулатов сотрудниками.
От степени этой разделяемости зависит сила влияния на поведение персонала норм и ценностей, целей, кодекса и прочих элементов организационной культуры. Основные факторы, которые влияют на степень разделяемости организационной культуры ее членами: подбор и избавление от персонала по принципу соответствия его ценностей целям и нормам организационной культуры; социальная перспективность, коммерческая успешность и стабильность организации, которые создают у сотрудников уверенность в будущем дне, подтверждают правильно выбранный курс и рождают приверженность к своей организации и ее организационной культуре; маленькая текучесть, так как только долговременная работа позволяет сотруднику познать и освоить элементы организационной культуры; соответствие целей организации целям сотрудника; использование в организации различных методов и способов внедрения и развития организационной культуры - тренинги, методы социализации, эффективная система мотивации и прочие системы поощрения.
Разделяемость организационной культуры это базис сплоченности персонала.
Адаптивность. Это свойство организационной культуры с одной стороны находиться в равновесии и противостоять нежелательным воздействиям, а с другой - становится частью изменений в лучшую сторону, при этом, не теряя эффективности.
1.2 Элементы организационной культуры предприятия
Организационная культура – это система разделяемых ценностей, убеждений, символов, а также образцов поведения членов компании, выдержавшая проверку временем. Наиболее часто используемая типология организационной культуры, в соответствии с которой существует четыре вида организационных культур, предложена Р. Куинном и К. Камероном[3].
Основой для определения видов организационной культуры представляют четыре группы критериев.
Они определяют главные ценности компании:
Дискретность и гибкость.
Контроль и стабильность.
Интеграция и фокус на внутреннюю среду организации.
Дифференциация и фокус на внешнюю среду организации.
Корпоративная культура включает в себя массу элементов. По сути, это все, что составляет компанию и чем она живет:
- структура самой компании и связанные с ее особенностью способы коммуникаций;
- приветствуемый стиль общения (формальный-неформальный);
- системность и регулярность менеджмента;
- система вознаграждения и поощрений;
- декларируемые ценности;
- мифы, легенды;
- регламентирующие документы;
- наличие и способы реализации корпоративных мероприятий и т.д.[4]
По нашему мнению, эти понятия не идентичны. Как видно из приведенного выше определения, корпоративная культура является широкой и всеобъемлющей концепцией.
Корпоративная философия - это изложение бизнес- норм и морально-этических принципов, которыми руководствуется компания в своей деятельности - более формализованных. Чаще всего это то, что объявляется и «выходит на поверхность», что можно увидеть на веб-сайте компании и в материалах: видение, миссия, ценности, политика и т. д.
Концепция уровней корпоративной культуры была введена Эдгаром Шейном в 1981 году. Эта модель адекватно описывает происхождение и проявление QA (см. на рисунке 1).
Рис. 1. Уровни корпоративной культуры
Выделяются 3 уровня:
- поверхностный (внешние факты) – образцы поведения, эмоциональная атмосфера и стиль общения, технологии, стиль одежды и решения в графическом представлении бренда, организация рабочих мест и зон взаимодействия с клиентами, символы, ритуалы и т.д.;
- внутренний (ценностные ориентации и предписания) – моральные убеждения и этические правила, кодекс поведения, ценности, корпоративная философия;
- глубинный (базовые личностные предположения – что формирует личность человека) – верования и установки, национальный менталитет, отношение к миру, человеку и деятельности[5].