Файл: Процессы принятия решений в организации (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ТРУДА РАБОТНИКОВ).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 2
- Изучение запросов и ожиданий потребителя.
- Анализ и оценка конкурентоспособности услуг.
- Исследование деятельности конкурентов.
- Рекламная деятельность (информационное продвижение продукции, участие в выставках).
- Анализ законодательных и нормативных требований, относящихся к продукции и производственным процессам.
- Взаимодействие с потребителями, в том числе по вопросам, касающихся качества услуг.
- Обеспечение ресурсами, необходимыми для выполнения требований и повышения удовлетворенности потребителей.
- Анализ степени удовлетворенности потребителей.
- Планирование и осуществление мероприятий по повышению удовлетворенности потребителей, в том числе проведение корректирующих и предупреждающих действий.
Таким образом, с помощью системы менеджмента качества, соответствующей требованиям МС ИСО 9001:2000, создана система скоординированной деятельности по руководству и управлению на базе процессного подхода с целью изготовления и реализации качественной, конкурентоспособной продукции, удовлетворяющей требованиям и ожиданиям потребителей.
2.2 Оценка эффективности работы сотрудников
При оценке компетенций сотрудников строительной организации необходимо оценивать количественные и качественные показатели, такие как компетенция и результативность. Как наиболее распространенный метод оценки, будет использоваться аттестация. Аттестация – это форма комплексной оценки кадров, по результатам которой принимаются решения о дальнейшем служебном росте, перемещении или увольнении работника. Аттестация кадров является важным этапом заключительной оценки персонала за определенный период времени (3-5 лет). Вопросы в тестировании различаются в зависимости от должности тестируемого сотрудника и соответствуют общепринятым нормам необходимых знаний.
В качестве инструмента выделения потенциала сотрудников широко используется аттестационная матрица (матрица ранжирования). Оценка компетенций проводится в соответствии со шкалой компетенций, которая разделена на 3 ранга по полученным баллам. Сотрудники, набравшие до 33,3 баллов будут относиться к рангу с низким уровнем развитием компетенций, от 33,3 до 66,6 – со средним, сотрудники, набравшие более 66,6 баллов будут относиться к сотрудникам с высоким уровнем развития компетенций.
Рисунок 4 – Шкала оценки компетенций сотрудников
Критерии, по которым рекомендуется оценивать результативность – это срок, качество выполнения и количество должностных обязанностей (задач и функций)
Критерии, по которым предполагается оценивать результативность, приведены в таблице 1.
Таблица 1 - Таблица результативности
Объем задач и должностных обязанностей |
Срок и качество выполнения |
|||
Сроки нарушены, качество ниже ожидаемого |
В срок, качество ожидаемое |
Досрочно, качество выше ожидаемого |
||
Количество должностных обязанностей (задач и функций) |
Меньшая часть задач и функций |
1 |
2 |
3 |
Примерно половина задач и функций |
2 |
4 |
6 |
|
Большинство задач и функций |
3 |
6 |
9 |
Оценщиком результативности в основном выступает непосредственный руководитель. Также оценщиками могут быть любые сотрудники, взаимодействующие с оцениваемым, и способные оценить его деятельность.
Описание каждого сочетания компетенций и результативности приведены в таблице 2.
Таблица 2 - Матрица ранжирования сотрудников
Виды оценки |
Оценка компетенций |
|||||
Оценка результативности |
Низкая |
Средняя |
Высокая |
|||
Высокая |
Неразвитые компетенции при высокой полезности для компании. Требуется обучение. Карьера: только после обучения или горизонтальная – поиск адекватной должности. |
Есть резервы для развития знаний. Обучение: возможно. Карьера: нет. |
Максимум достижений (потолок достигнут). Обучение не требуется или нужна подготовка для более высокой (или другой должности) |
|||
Средняя |
Требуется принятие решения о пригодности или поиск адекватного места работы. Возможно обучение. |
Есть резервы для развития знаний и эффективности. Обучение целесообразно. Карьера: нет. |
Есть резервы для развития эффективности. Обучение: с целью повышения эффективности |
|||
Низкая |
Нет нужных компетенций при низкой результативности. Обучение: нецелесообразно. Карьера: нет, возможно увольнение. |
Требуется принятие решения о пригодности или поиск адекватного места работы. Обучение нецелесообразно. Карьера: понижение в должности. |
Отсутствие эффективности при хороших знаниях и умениях. Обучение: с целью перепрофилирования или повышения эффективности (тренинг личностного роста, коучинг). Карьера: поиск должности для адекватного применения знаний. |
На этом этапе проводится анализ результатов тестирования, находятся пробелы в знаниях, и выбираются компетенции, которые необходимо повысить для достижения наилучших результатов выполняемой работы сотрудниками.
Затем проводится обучение в соответствии с выбранными критериями.
На четвертом этапе оценивается эффективность обучения, путем повторного тестирования. Оно помогает принять решения о дальнейшей судьбе сотрудников – целесообразно ли повышение оклада и определение направлений карьерного развития.
В соответствие с данной моделью принимаются решения для сотрудников, занимающих ключевые и не только должности для организации. Так как основной целью строительной фирмы, как коммерческой организации, является получение прибыли, важно вовремя выявить отсутствие необходимых компетенций у сотрудников и восполнить пробелы в их знаниях, навыках и умениях.
Таким образом, оценка кадрового потенциала в современной строительной организации необходима, и должна проходить с учетом особенностей строительной отрасли, ее актуальных проблем. Важной задачей строительной организации является обеспечение соответствующего уровня качества строительно-монтажных работ и получение наибольшей прибыли. При этом существует проблема низкоквалифицированных рабочих, временного найма рабочих, аутсорсинг, сезонность работ, ведение работ на нескольких объектах одновременно. Все эти факторы препятствуют комплексной оценке кадрового потенциала в современной строительной организации.
Управление проектами в строительстве осуществляется в соответствии с принятым стандартом УГМК-043-2013 по инвестиционным проектам.
Данный стандарт регулирует порядок и особенности предварительной проработки инвестиционных проектов, подготовки пояснительных записок, подготовки презентаций инвестиционных проектов, оценки экономической эффективности капитальных вложений, связанных с инвестициями в строительство объектов промышленного и непромышленного назначения или альтернативного использования земельных участков, зданий и сооружений, а также порядок последующего контроля и отчетности в ходе реализации проектов.
Подготовка материалов, проведение экономических расчетов и оценка эффективности инвестиционных проектов осуществляется:
- Службами строительной организации, ответственными за разработку материалов в области строительства и инвестиций - инициаторами проекта;
- Службами производственной организации, ответственными за разработку материалов в области строительства и инвестиций - инициаторами проекта;
- Департаментом непромышленного строительства (по контролю инвестиций в промышленное строительство) ООО «Строй-Монтаж» по решению директора по капитальному строительству и инвестициям в случае отсутствия у производственной организации-инициатора проекта необходимых служб и специалистов особого значения проекта.
Материалы по инвестиционным проектам (как промышленного, так и непромышленного строительства) стоимостью (без НДС):
- Менее 30 млн. руб. - утверждаются организацией-инициатором самостоятельно;
- В пределах 30-100 млн. руб. - согласовываются с ООО «Строй-Монтаж»;
- Более 100 млн. руб. - защищаются (направляются на рассмотрение) на техническом совете ООО «Строй-Монтаж».
Материалы по линейным объектам и автодорогам промышленного строительства стоимостью более 100 млн. рублей подлежат согласованию с директором по направлению без рассмотрения техническим советом.
На технический совет передается следующий перечень документов:
- Обращение для инициирования проекта/утвержденная программа перспективного развития / предписания надзорных органов;
- Утвержденный технологический регламент (при необходимости);
- Утвержденный протокол основных технических решений (при необходимости);
- Иные материалы, имеющиеся у инициатора инвестиционного проекта на этапе принятия решения о разработке Обоснования инвестиций.
При возникновении замечаний по предоставленным материалам департамент непромышленного строительства/по контролю инвестиций в промышленное строительство в течение 5 рабочих дней направляет инициатору проекта замечания или мотивированный отказ от согласования материалов для вынесения на директорат.
Все технико-экономические показатели проекта приводятся с указанием полезной площади (м), объёма (м), мощности и т.д. с указанием коэффициента полезного использования в сравнении с аналогичными проектами соответствующего класса и назначения.
Инициаторы проекта ежеквартально предоставляют отчеты по графику выполнения работ по проекту с целью контроля сроков его реализации. После завершения проекта результаты его реализации с анализом плана/факта заслушиваются на директорате ООО «Строй-Монтаж».
2.3 Ключевые компетенции анализа деятельности
Каждый проект нацелен на достижение поставленных его инициаторами задач, а также на получение ожидаемых результатов.
Таблица 3 - Ключевые результаты проекта
Результат |
Критерии достижения результата |
Снижение себестоимости 1 м3 закладочных работ на 5% |
Снижение себестоимости по сравнению с фактической |
Снижение эксплуатационных расходов (ТОиР, расходные материалы) до 60% |
Снижение расходов от себестоимости услуг за весь период реализации проекта до 01.02.2022 |
Снижение потребления энергоресурсов:
|
За счет внедрения нового оборудования сокращение потребления электроэнергии и воды от существующей схемы приготовления закладочной смеси |
Важной задачей при составлении плана проекта является оценка возможных рисков, поиск решений при их наступлении и разработка комплекса мер, помогающих снизить вероятность наступления рисков.
Таблица 4 - Потенциальные риски проекта
Описание риска |
Превентивные меры, снижающие вероятность |
Мероприятия в случае наступления риска |
Изменение стоимости оборудования |
Перенос части средств освоения с других статей в пределах утвержденного плана приобретения оборудования |
Согласование покупки за счет чистой прибыли |
Сроки поставки оборудования |
В спецификации к договору на поставку оборудования прописать необходимые сроки поставки |
Предусмотреть штрафные санкции за нарушение сроков поставки оборудования согласно законодательству |
Ключевой задачей руководителя проекта является выделение и поиск заинтересованных сторон и вовлечение не заинтересованных сторон. При этом, как правило, не сразу становится понятным, кто является заинтересованной стороной и каковы их интересы.
Таблица 5 - Анализ заинтересованных сторон
Заинтересованная Сторона |
ЗС ожидает от реализации проекта |
Руководитель проекта ожидает от ЗС |
Чем ЗС может помочь |
Чем ЗС может помешать |
Начальник Кор- балихинского Рудника |
Снижение себестоимости закладочных работ |
Активное участие в реализации проекта |
Дополнительная мотивация |
Чрезмерный контроль |
Главный электромеханик |
Снижение эксплуатационных затрат |
Контроль за техническими заданиями и за монтажом оборудования |
Инициатива, знания, опыт |
Некорректные исходные данные на этапе проектирования |
Начальник УЗР |
Снижение себестоимости закладочных работ |
Работы по установке оборудования |
Непосредственное участие в проекте |
Отсутствие контроля |
ООО «Строй-Монтаж» |
Выполнение стратегии компании |
Согласование проекта, бюджета |
Консалтинг |
Несогласование проекта |
ЗАО «Энергопромышленная компания» |
Корректное планирование электроэнергии |
Оптимальная стоимость ресурсов |
Консультации по правильному планированию |
Рост тарифов |
Поставщик оборудования |
Реализация оборудования |
Оптимальные качество оборудования и стоимость |
Выполнение заказа в срок |
Срыв сроков поставки |