Файл: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДОВ ИЗУЧЕНИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ.pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 163
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДОВ ИЗУЧЕНИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Эволюция организационных структур управления
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ ООО «ФУДЛАЙН»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «ФудЛайн»
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР ООО «ФУДЛАЙН»
3.1. Проект мероприятии по совершенствованию системы управления ООО «ФудЛайн»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования определяется тем, что структурное взаимодействие в организациях является объектом пристального внимания многих исследователей бизнес-процессов и руководителей компаний. Для наиболее эффективного решения поставленных задач, руководству организации необходимо чёткое понимание структуры производственного процесса, задействованных подразделений и их функциональных элементов. Структурный подход к управлению организацией позволяет обеспечить координацию элементов деятельности и взаимодействие между ними. Он предполагает применение децентрализации, разделения труда, охвата контролем и других средств повышения эффективности производственного процесса.
Структурный анализ предприятия значительно расширяет возможности его изучения. Во-первых, этот анализ позволяет гораздо глубже познать экономические механизмы производства материальных благ, выявить зависимости параметров выхода от внутренних состояний объекта. Структурный анализ предприятия как целостного комплекса взаимодействующих элементов вместе с их свойствами и взаимодействие ставит своей задачей прежде всего выявление этих элементов. Всякую сложную систему, как известно можно разложить на подсистемы. Их выделение производится в соответствии с целью наблюдения.
Актуальность темы состоит в том, что по указанным выше причинам, вопросы управления изменениями в современной организации приобретают особую важность, выполняя роль навигатора в освоении новой продукции, технологий и рынков путем обеспечения взаимосвязи целей, ресурсов и оценки результатов.
Изменения в организации тесно связаны с вопросами организационной структуры, поскольку достижение стратегических целей не может быть реализовано без проведения мероприятий по совершенствованию работы внутренней организационной среды (людей, структуры управления, материальных ресурсов и технологий), направленных на достижение корпоративных целей.
Цель данной работы – подготовить практические рекомендации по совершенствованию практики построения организационной структуры управления для компании ООО «ФудЛайн»
В рамках поставленной цели автором сформулированы следующие задачи исследования:
- изучить систему менеджмента ООО «ФудЛайн»;
- дать характеристику предприятия;
- провести анализ основных аспектов управления трудовыми ресурсами предприятия;
- выполнить исследование деятельности и системы управления предприятием;
- разработать рекомендации по повышению эффективности деятельности ООО «ФудЛайн» и системы управления им;
- внести предложения по внедрению современных технологий построения организационных структур.
Объектом исследования данной работы является ООО «ФудЛайн».
Предметом исследования является структура ООО «ФудЛайн».
В исследовании применялись следующие методы: анализ проблемы и предмета исследования, системный и сравнительный анализ, комплексно-системный подход к исследованию системы управления, изучение источников, а также методы эмпирического этапа исследования: финансовый анализ деятельности ООО «ФудЛайн», анализ патологий внутрифирменного управления ООО «ФудЛайн».
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДОВ ИЗУЧЕНИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Эволюция организационных структур управления
Структура управления организацией отличается большим разнообразием своих форм, в основе которых лежат отличительные свойства, в частности размер, производственно-коммерческая деятельность организации, производственный профиль, степень финансовой самостоятельности, централизация управления.
В состав организации может входить одна фирма или несколько компаний, объединенных так называемой системой участия.
В связи с этим появились такие формы организаций, как общества с ограниченной ответственностью, совместные предприятия, акционерные общества, холдинговые компании.
Каждая организация имеет свою организационную структуру. Организационная структура представляет собой «упорядоченность задач, полномочий и ответственности» [1]. Она создает условия для осуществления предприятием своей деятельности, развития и меняется под влиянием внешней среды.
Разнообразие организационных структур связано с характером и сложностью выпускаемой продукции, степенью дифференциации, размерами организации, различиями в области деятельности.
Первые опыты создания организационных структур привели к созданию трех функциональных групп: НИОКР, производство, маркетинг. Эти функции соответствовали логической последовательности создания, изготовления и сбыта. Они стали определяющими в построении организационной структуры [2].
Таблица 1
Влияние интенсивных масштабов инноваций на организационную структуру управления
Интенсивность масштабов инноваций |
Характер изменений организационной структуры |
1. Освоенная продукция, технология, рынок |
1. Совершенствование продукции может осуществляться в рамках существующей структуры |
2. Новая продукция, освоенная технология, рынок |
2. Может осуществляться разработка в рамках существующей структуры, но в подразделении НИОКР создается новая проектная группа |
3. Освоенная продукция, технология, новый рынок |
3. Организационная структура может остаться без изменения, но может быть создана новая группа по сбыту |
4. Новая продукция, освоенная технология, новый рынок |
4. Может быть организована группа по сбыту новой продукции, укомплектование персонала из служб НИОКР и маркетинга |
5. Новая продукция, технология, освоенный рынок |
5. Может быть создана группа, укомплектованная персоналом службы НИОКР и производством |
6. Новая продукция, технология, рынок |
6. Новое направление в хозяйственной деятельности требует создания новых подразделений, которые будут дополнять организационную структуру |
Вторая стадия характерна повышением уровня выпуска новой продукции. В отличие от 3-х предыдущих постоянных функций, возникают новые, что приводит к образованию новых структурных подразделений, которые строятся вокруг конкретных инновационных действий. Причем насыщенность инновационной деятельностью влияет непосредственно на организационную структуру управления предприятием.
Рассмотрим влияние интенсивных масштабов инноваций на организационную структуру управления.
По мере роста организации появляются новые подразделения: кадры, снабжение, бухгалтерия, центры прибыли и пр. Обязанности общего руководства делятся между несколькими управленцами, в результате чего они полностью отвечают за прибыль и убытки своих подразделений.
Третья стадия - укрупнение предприятий. Крупная диверсификация позволяет выпускать обширный ассортимент изделий для разных рынков. Именно по этой причине может меняться организационная структура управления, принимающая определенный вид. В зависимости от характера связей между подразделениями организации имеют место быть различные типы организационных структур, которые используются в разных сферах деятельности. В настоящее время широко используются линейные, функциональные, линейнофункциональные и матричные. Сфера применения линейных - это в основном малые предприятия, Функциональные применяются в научно-внедренческих организациях, где требуется высокая квалификация исполнителей, так как функциональные специалисты - узкие специалисты! Матричная структура управления создается путем совмещения структур двух видов: линейной и программно-целевой. Каждая из них имеет свои преимущества и недостатки.
Таблица 2
Преимущества и недостатки линейной ОСУ
Преимущества |
Недостатки |
Единство и четкость распорядительства |
Высокие требования к руководителю |
Согласованность действий исполнителей |
Отсутствие звеньев по планированию и подготовке решений |
Простота управления |
Сковывание инициативы исполнителей |
Оперативность в принятии решений |
Концентрация власти в управляющей верхушке |
Личная ответственность руководителя |
Сложность горизонтальных связей |
Четко выраженная ответственность |
Значительные недостатки линейной структуры в определенной мере возможно устранить функциональной структурой.
Таблица 3
Преимущества и недостатки функциональной ОСУ
Преимущества |
Недостатки |
Высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций |
Чрезмерная заинтересованность в реализации целей и задач «своих» подразделений |
Легкость горизонтальных связей |
Возможность поступления противоречивых указаний к исполнителю |
Высокая инициатива исполнителей |
Возможность пограничных конфликтов между отдельными функциональными руководителями |
Исключение дублирования в выполнении управленческих функций |
Снижение ответственности исполнителей. |
Стандартизация, формализация и программирование явлений и процессов |
Длительная процедура принятия решения т.к. каждый отвечает за свою область |
Таблица 4
Преимущества и недостатки матричной ОСУ
Преимущества |
Недостатки |
Возможность быстро реагировать и адаптироваться к изменяющимся внутренним и внешним условиям. Имеет воспитательное воздействие т.к все ресурсы находятся у функционального руководителя. |
Сложная структура соподчинения, в результате чего возникают проблемы, связанные с установлением приоритетов заданий и распределением времени на их выполнение |
Рациональное использование кадров за счет специализации различных видов трудовой деятельности |
Трудность приобретения навыков необходимых для работы по новой программе |
Сокращение нагрузки на руководителей высокого уровня за счет делегирования определенной части полномочий |
Необходимость постоянного контроля за соотношением сил между задачами и целями |
Повышение личной ответственности за выполнение программы в целом и отдельных ее элементов |
При функционировании программно-целевой структуры управляющее воздействие направлено на выполнение определенной целевой задачи, в решении которой участвуют все звенья организации.
1.2 Организационная структура системы управления персоналом: процесс построения в условиях экономичности
Все элементы организации между собой взаимосвязаны, потому управление персоналом, а также управление другими процессами рассматриваться должны в контексте специфики общей системы управления организацией. По этой причине невозможно создать эффективную систему управления персоналом, если общая система управления в организации неэффективна. Система стремится к стабильности, поэтому она будет отклонять или радикально деформировать любую подсистему, которая не будет координироваться с ней. В противном случае принцип целостности будет нарушен, и система распадается. Причиной успешного применения новых подходов в таких компаниях является не только более уважительное отношение к технологии управления, но и общая идеология, кадровая политика организации [1, с. 149].
В настоящее время, вкладываемое в понятие кадровой политики, содержание обогатилось. Следует отметить, что на проблему содержания данного термина в научной литературе существуют разные точки зрения.
По мнению ряда исследователей кадровая политика представляет собой генеральное направление в работе с кадрами, определяемое совокупностью принципиальных наиболее важных положений, выраженных в решениях на отдельный период или длительную перспективу правительства. Также они выделяют понятие «кадровая работа», характеризуя ее содержание подбором кадров, их подготовкой, расстановкой, переподготовкой, использованием, организацией творческого роста, воспитанием, созданием кадрового резерва, переаттестацией и планированием движения кадров.
Некоторые исследователи понимают под кадровой политикой комплекс принципов, а также вытекающих из них методов, форм, критериев и направлений работы с руководящим персоналом, которые направлены на обеспечение управленческими высококвалифицированными кадрами, обладающими необходимыми деловыми и политическими качествами общественного производства и иных областей народного хозяйства. Важно при этом подчеркнуть, что под понятием «кадры» они понимают всех занятых в управлении работников.
Встречаются, однако, и более полные характеристики. В узком смысле кадровая политика представляет собой работу общественных организаций и администрации предприятия с его функциональными и социальными группами, со всем коллективом, с каждым человеком.