Файл: Понятие и виды толкования правовых норм (Понятие толкования правовых норм и его необходимость как процесса).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 265

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По объему различают три вида толкования :

  • Буквальное толкование-разъяснение. При котором смысл нормы права полностью соответствует тексту. При правильной системе законодательства как источника права, который ясно выражает мысли и намерение законодателя, текст закона подлежит буквальному толкованию.
  • Распространительное толкование. При данном толковании содержание нормы является шире ее текстуального выражения.
  • Ограничительное толкование. Толкование, при котором действительное содержание правовой нормы устанавливается уже ее текстуального выражения.

Распространительные и ограничительные виды толкования применяются как исключения, когда мысль законодателя не получила в тексте нормативного акта адекватное представление или же текст толкования устаревает. Такие виды возникают в связи с тем, что законодатель употребляет выражение или термин более узкого или широкого смысла по сравнению с объемом понятия, которое брал за основу.

Ограничительное или распространительное толкование может выходить за рамки системности норм права. Данные виды толкования не могут употребляться, если это приведет к ухудшению правового положения лица, в отношении которого выносится акт применения правовой нормы. Не допускается также:

  •  Ограничительное толкование незаконченных перечней;
  • Распространительное толкование исчерпывающих перечней;
  • Распространительное толкование санкций;
  •  Распространительное толкование положений, которые составляют исключения из общего правила.

3. Основные функции толкования норм права

Толкование, как специфическая юридическая деятельность, несет большое значение для правового регулирования и является необходимым условием развития и существования права.

 Выполняет следующие функции:

  • Регламентирующая функция. Толкование в форме официального разъяснения завершает процесс нормативной регламентации общественных отношений.
  • Познавательная функция. Содержательная функция, благодаря которой и раскрывается право и содержание правовых распоряжений.
  •  Конкретизационная функция. Уточнительная функция с использованием конкретных, уточняющих обстоятельств. Особенно четко и ярко эта функция проявляется в процессе функционального толкования.
  • Сигнальная функция. Позволяет определить недостатки юридического и технического характера. Такая функция является «сигналом» для законодателя, для того, чтобы усовершенствовать уже существующие нормы.
  • Правообеспечивающая функция. Некоторые акты толкования выносятся для обеспечения эффективности и единства практики.

В конечном итоге толкование, как юридическая деятельность, служит для обеспечения повышения эффективности правового регулирования и законности. В современных актуальность толкования стремительно возросла. На это указывает то, что законодательство в последнее время обновилось, в нем появляются новые нормы и целые отрасли, разделы права. Правотворчество, на данный момент, осуществляется по иным принципам. Применяются новые юридические конструкции и термины, совсем иного типа регулирования. Так же в законодательной практике шире используется и иностранный опыт. В таких условиях толкование должно сыграть свою роль как самый важный инструмент реализации, познания и усовершенствования права.

Для того, чтобы получить обязательный характер, результаты официального толкования должны быть формально закреплены. Для этого существуют интерпретационные акты, которые можно представить как правовые акты компетентных государственных органов, которые содержат результат официального толкования.

Во-первых, следует обозначить то, что данные акты являются правовыми. Выдаются они компетентными государственными органами, формально закреплены, имеют обязательный характер и их реализация обеспечивается.

Так же существуют и другие признаки, по которым интерпретационные акты довольно сильно отличаются от правоприменительных и нормативных.

Нормативный акт содержит нормы права, а интерпретационный только толкует, дает пояснения этим нормам. Проще говоря, толкование при всей своей значимости не может действовать на нормы, а интерпретатор не может заменить законодателя. Если бы небыло норм права, то интерпретационный акт не был бы отделен от толкованного нормативного акта. Они разделяют общую участь: при потере нормативным актом юридической силы теряет значение и интерпретационный акт. От правоприменительного акта он отличается тем, что первый связан с решением конкретного дела, а последний имеет общий характер.

Необходимость в толковании правовых норм возникает, во-первых, в связи с тем, что нормы права носят общий и абстрактный характер и не всегда ясен их смысл, в то время как реальные общественные отношения всегда конкретны, имеют ряд индивидуальных особенностей. Следовательно, в каждом конкретном случае реализации норм права нужно выяснить, относится ли данный случай к тому виду отношений, который законодатель предусмотрел в правовой норме, или нет. Во-вторых, встречающиеся иногда в правоприменительной практике недостатки законодательной техники порождают юридические коллизии, что также способствует возникновению необходимости в толковании правовых норм.


Необходимость ясного и четкого представления о содержании действующих юридических норм возникает не только в сфере применения права, но и при других формах реализации права. Более того, толкование осуществляется и в ходе законотворческой деятельности. Разработка новых нормативно-правовых актов и их систематизация невозможна без знания общих правовых принципов построения системы законодательства. Особенно большое значение для законотворческого процесса имеет конституционное толкование, так как принципы и нормы, закрепленные в Основном законе, служат основой для всего текущего законодательства.. Таким образом, толкование имеет значение для всех сторон правовой деятельности. Итак, толкование права можно охарактеризовать как особую юридическую деятельность, осуществляемую субъектами права с целью единообразного понимания и применения предписаний правовых норм.

Необходимость толкования как процесса имеет место и в некоторых других сферах человеческой деятельности, когда текст не может быть доступен, понят без соответствующих операций по интерпретации терминов, языковых знаков (перевод текстов с одного языка на другой, интерпретация нотных знаков, химических формул и т. д.).

Необходимость толкования в праве вызывается и возможными противоречиями между его формой и содержанием. Содержание права находит свое выражение в нормативных правовых актах, которые не всегда правильно выражают волю законодателя. Низкий уровень юридической техники, недостатки технического порядка приводят к пробелам, противоречиям, искажению содержания права. В подобном случае толкование — условие познания подлинного содержания юридических предписаний.

Толкование права необходимо также в силу противоречия между формальным характером правовых норм и динамикой общественных отношений. В силу формальной определенности правовые предписания остаются неизменными, стабильными до их изменения. В то же время общественная жизнь изменяется постоянно. Поэтому нередко закон применяется в существенно изменившихся по сравнению с моментом его издания условиях.

Таким образом, под толкованием права обычно понимают деятельность органов государственной власти, организаций и отдельных граждан по уяснению и разъяснению смысла и содержания выраженной в нормах права воли законодателя и направленная на единообразное понимание и применение закона в процессе его реализации. Толкование складывается из двух основных элементов: уяснения и разъяснения содержания нормы права. Уяснение раскрывает содержание нормы «для себя» с целью ее реализации, а разъяснение – доводит до всех субъектов права истинное содержание текста закона (нормы), которое хотел выразить законодатель. Толкование права выполняет следующие функции: познавательную, конкретизационную, регламентирующую, правообеспечительную, сигнализаторскую. Необходимость толкования права: возникает в тех случаях, когда неясен смысл той или иной нормы, когда образуются юридические коллизии, порождаемые законодательной техникой, возникает при разработке новых нормативно-правовых актов и их систематизации и т.д.


Сказанное позволяет сделать вывод, что цели токования договора не сводятся  только к  анализу текста и выявлению  выраженной в нем воли сторон. Толкование  имеет, кроме того,  регулятивную, конкретизационную, обеспечительную и деликтологическую функции.

В отличие от  нормативных актов при толковании договоров  осуществляется и восполнительная функция. Нередко гражданско-правовой спор  возникает именно  из-за полного отсутствия  в договоре  словесного описания  ситуации, по поводу которой он возник. В таких случаях  суд должен восполнить недостающие условия договора, выявив при  этом и характер упущения: умышленнный или случайный. Таким образом, толкование договоров  является весьма частой, актуальной для практики формой юридической  деятельности. Юрист должен знать ее особенности и  умело применять их в правоприменительной  деятельности.

Заключение

Толкование права занимает особое место деятельности большинства юристов, оно имеет безграничное значение в юридической практике и науке.

Без ясного осмысления и понимания содержания норм права невозможна их правильная систематизация, реализация, формирование правосознания и правовой культуры, разработка и принятие новых норм.

Разработка новых юридических предписаний невозможна без толкования, поскольку в развитой системе законодательства большинство издаваемых норм, связано с уже существующими законодательными положениями. Огромное значение имеет толкование для создания сводов законов, справочников по законодательству и собраний, для учета нормативных актов.

Проблема толкования законов известна давно и свойственна большинству правовых систем. Необходимость толкования связана с наличием неопределенных формулировок в законодательных актах, что приводит к разнящейся, а иногда и противоречащей их интерпретации исполнительными органами власти и судами, которые, каждый по своему применяют в похожих ситуациях одни и те же правовые нормы. Законы приспосабливаются и изменяются в новых условиях не в процессе их применения и толкования, а в установленном порядке самим законодателем. В результате толкования норма лишь выявляется, а не создается норма права, устанавливается выраженная в законе государственная воля. Толкование должно подменять правотворчество там, где имеются недочеты в правовом регулировании и где нужно издание новых нормативных актов. Деятельность правоприменителя будет бессмысленной без знания основных видов толкования норм права. Умение отличать, использовать и систематизировать различные интерпретационные акты является одним из условий успешной деятельности при квалификации поведения субъектов права, правильной юридической оценке поступков человека, составлении юридически аргументированных процессуальных актов и обобщений правоохранительной практики. Этому должна предшествовать ежедневная работа по выявлению, систематизации и анализу различного рода разъяснений.


Значение проблемы толкования норм права в современных условиях выходит на новый уровень в связи с дополнительными обстоятельствами внутреннего и внешнего характера. Можно подумать, что количество систематизированных нормативно-правовых актов в системе современного законодательства слишком мало.

Толкование есть эффективный способ решения проблем юридических разногласий, он дает возможность выявить спорные воопросы в законодательстве, установить связь общих и специальных норм, помогает правильно понять сферу их действия, круг личностей, на которых распространяется их действие, содержание того или иного законодательного термина. Кроме того, толкование норм права позволит выявить и преодолеть провалы и коллизии в праве, принять правовую норму, которая будет полнее и эффективнее регулировать соответствующие общественные отношения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Алексеев С.С. «Теория права. – 2-е изд., переработка и дороботка.» – М.: БЕК.
  2. Березина Е.Л. Толкование договора как вид юридического толкования. Екатеринбург, 2001.
  3. Большой юридический словарь./Под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. Москва, 2001. С.697
  4.  Вопленко Н.Н. Официальное толкование норм права.,1998
  5. Гойман В.И. Действие права (методологический анализ). М., 1992.
  6. Дюрягин И.Я. Применение норм советского права. Свердловск, 1973.
  7. Маликов М.К. Проблемы реализации права. Иркутск, 1988.
  8. Нечепурнов А.В. Юридическая квалификация в структуре правоприменительного процесса //Вопросы теории гос-ва и права. Саратов, 1991.
  9. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Москва, 2000. С. 789
  10. Пастернак Е.Н. Теория права, Севастополь, 2009 – 311 с.
  11. Пиголкин А.С. Толкование нормативных актов в СССР., М., 1962
  12. Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства. Москва 2001. С.211
  13. Скакун О.Ф. Теория государства и права, 2000 -480 с.
  14. Спасов Б.П. Закон и его толкование, М., 1986.
  15. Теория государств и права: курс лекций / Под. ред. Н.И. Матузова, А, В. Малько. – М.: 1997.
  16. Теория юридического процесса. Х., 1987.
  17. Тихомиров Ю.А. Юридическая коллизия. М., 1994.
  18. Томаш Андраш. Судья и общество. М., 1980.
  19. Хропанюк В.Н. Теория государства и права., М.: 1993.
  20. Черданцев А.Ф. Толкование права// Общая теория права. Академический курс: Учебник т.2/Отв. ред. М.Н. Марченко. Москва 2001.
  21. Шабуров. Толкование норм права.//Теория государства и права./Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова.
  22. Шашева Р.В. Процессуально-правовые акты и их реализация в социалистическом обществе. Казань, 1989.
  23. Ягофаров Д.А. Юридические правила принятия правоприменительного акта //Вопросы теории гос-ва и права. Саратов, 1988.