Файл: Воспитание сенсорной культуры в раннем и младшем дошкольном возрасте.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 266

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Проведение дидактической игры включает:

  • Ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);
  • Объяснение хода и правил игры (что они запрещают, разрешают, предписывают);
  • Показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действия, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату;
  • Определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминаниями);
  • Подведение итого игры; воспитатель подчеркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность;

В конце игры воспитатель спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересна.

Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними.[10]

Для проведения дидактических игр, направленных на развитие сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста С.Л. Новоселова руководствуется следующими дидактическими принципами:

  • планомерностью их проведения (благодаря чему развивается восприятие, речь, накапливаются элементарные знания об окружающем);
  • применением наглядности в сочетании со словом;
  • повторностью (при которой растет активность детей);
  • длительностью;
  • правильной организацией дидактической игры;
  • правильной организацией детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей

С.Л.Новоселова считает, что, соблюдая дидактические принципы и внимательно, продуманно организуя детей на занятиях (по возрасту и уровню развития), соблюдается прочное усвоение сведений и умений по сенсорному развитию всей группой.

На основе общей системы сенсорного воспитания Э.Г.Пилюгина разработала занятия и дидактические игры по следующим дидактическим принципам:


  • Обогащение и углубление содержания сенсорного воспитания (ознакомление с цветом, формой, величиной предметов);
  • Сочетание обучения сенсорным действиям с различными видами содержательной деятельности детей;
  • Сообщение детям обобщенных знаний и умений, связанных с ориентировкой в окружающей действительности (обследование величины, формы, цвета предметов);
  • Формирование систематизированных представлений о свойствах и качествах, которые являются основой - эталонами обследования любого предмета.

Реализация изложенных выше принципов возможна уже на этапе младшего дошкольного возраста.

В основе системы развивающих игр, разработанных З.М.Богуславской, Е.О.Смирновой, лежат следующие принципы:

  • Совмещение в деятельности ребенка элементов игры и учения и постепенный переход от игр-забав через игры-задачи к учебно- познавательной деятельности;
  • Постепенное усложнение обучающей задачи и условий игры;

-Повышение умственной активности ребенка в решении предлагаемых задач;

  • Органическая связь и взаимозависимость между внешней и внутренней (умственной) активностью ребенка и постепенный переход к более интенсивному умственному труду;
  • Единство обучающих и воспитательных воздействий .

В результате реализации этих принципов создаются условия, способствующие становлению начальных форм самооценки и самоконтроля ребенка, что имеет огромное значение и для его учебной деятельности (будущей и настоящей), и для полноценной жизни в коллективе сверстников. Занимательность игры возрастает, если в нее включены элементы загадочности. При проведении дидактических игр с детьми младшего возраста воспитатель объясняет правила по ходу игры. Например, в игре «Собери правильно пирамидку» воспитатель объясняет правило при сборке игрушки. У каждого ребенка в руках пирамидка. Воспитатель предлагает снять кольца со стержня и положить их на стол. Затем, обращаясь к детям, говорит: «Дети, давайте опять соберем пирамидку, вот такую (показывает). Чтобы получилась такая пирамидка, надо сначала найти самое большое кольцо и надеть его на палочку. (Дети выполняют). А сейчас поищем самое большое колечко и тоже наденем на палочку». Затем можно ввести элемент соревнования: кто быстрее соберет пирамидку? При этом воспитатель младшей группы помнит о том, что речь его должна быть эмоциональной, четкой и в то же время спокойной.

Чтобы игра проходила успешнее, педагог готовит детей к игре: обязательно до игры знакомит их с предметами, которые будут использованы, их свойствами, изображениями на картинках.


Подводя итоги игры с детьми младшего возраста, как правило, отмечают только положительные стороны: играли дружно, научились делать (указать конкретно что), убрали на место игрушки. Необходимо и у маленьких детей создавать интерес к новым играм: «Сегодня мы хорошо играли в «Чудесный мешочек». А в следующий раз в мешочке будут другие игрушки, и мы будем их отгадывать». Интерес к игре усилится, если воспитатель предлагает поиграть детям с теми игрушками, которые находились в мешочке, о которых рассказывали дети во время игры (если это посуда, то поиграть в детский сад, в повара и др.).[11]

Итак, правильно организованные дидактические игры позволяют детям младшего дошкольного возраста усвоить знания и умения в практической деятельности при наличие непроизвольного внимания и запоминания, что обеспечивает лучшее развитие сенсорной культуры.

Таким образом, к основным наиболее эффективным педагогическим условиям можно отнести: использование дидактических игр и упражнений для обучения сенсорной культуры, их совершенствование; наблюдение за играми детей и использование специальных методов и приемов для формирования сенсорного развития ребенка. Эти условия мы попытаемся апробировать в нашем формирующем исследовании.

Глава II. Методические основы организации сенсорного развития детей в младшем дошкольном возрасте

2.1 Диагностика и изучение сформированности сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста

Практическая часть нашей работы состояла из 3 этапов

1 этап. Организация практической работы и первичный уровень диагностики детей по сформированности сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста

2 этап. Работа по формированию сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста


3 этап. Результаты проделанной работы

На первом этапе нашей работы была проведена диагностика.

В качестве диагностики способной выявить степень сенсерного развития детей младшего дошкольного возраста использовались методики: Е.А. Стребелевой, Л.А. Венгера.(см.Приложение 1)

Данная диагностика по сформированости сенсорных эталонов младших дошкольников была проведена нами на первом этапе в МДОУ №179 в количестве 16 детей 1 младшей группы № 7.

Диагностика проводилась в индивидуальной форме. Все дети были поставлены в равнозначные условия и диагностиче­ские задания давались на одном и том же материале.

Критерии оценивания

Оценка по количеству в баллах дается следующим образом:

Задание 1

1 балл ставится в тех случаях, если не происходит сотрудничество малыша и взрослого, действия ребенка неадекватны по отношению к предложенному заданию, цель задания ребенком не усвоена.

Оценка действий ребенка на 2 балла, происходит тогда, когда малыш задание принимает, на лицо сотрудничество со взрослым, ребенок пытается достичь цели, но самостоятельно выполнить задание не может: в процессе обучения налицо адекватность его действий, однако, после обучения, самостоятельно не переходит к выполнению задания.

Оценка действий ребенка на 3 балла, происходит тогда, если ребенок принимает задание и начинает сотрудничество со взрослым, налицо осознание цели задания, но по каким-либо причинам не выполняет самостоятельно задание; однако, в процессе диагностического обучения действует адекватно, и после обучения самостоятельно выполняет задание.

И, наконец, действия ребенка оцениваются на 4 балла тогда, когда малыш сразу начинает сотрудничать со взрослым, принимает и понимает задание и самостоятельно находит способ его выполнения .

Итоговая полученная величина баллов при выполнении предлагаемых десяти заданий, свидетельвует о многом: в первую очередь об уровне психического развития ребенка. Полученный итоговый балл сравнивается со средним статистическим, характерным для данного возраста. При обнаружении каких-либо отклонений, ребенок может быть обследован у психоневролога или невропатолога.

Задание 2

Группировка игрушек (методика Л.А. Венгера).

1 балл - даже после обучения, малыш не переходит на адекватные способы выполнения задания, не может принять задание и, соответственно, его выполнить.


2 балла - задание ребенком погашается, он пытается действовать с матрешкой, но не может определить величину частей, в случае чего

наблюдается хаотичность его действий. Наблюдается адекватность действий в процессе обучения, но отсутствует самостоятельность после обучения, самостоятельно задание не выполняет, его не интересует результат.

3 балла задание понимается и выполняется методом подбора, самостоятельно начинает выполнять задание после обучения, его интересует конечный результат.

4 балла малыш задание понимает и принимает, мотодом проб начинает складывать матрешку, при этом использует способ примеривания. налицо заинтересованность в конечном результате.

Задание 3

Необходимо из трех частей сложить разрезанную картинку (методика Стрельбовой Е.А )

1 балл - малыш действует неадекватно даже после обучения, задание им не понимается и не принимается.

2 балла - ребенок принимает задание, но не понимает, что части надо

соединить в целое; кладет части одну на другую: в процессе обучения действия ребенка адекватны, но что-то не позволяет ему перейти к самостоятельности, а также наблюдается безразличие к результату.

3 балла - ребенок принимает и понимает задание: пытается соединить части в целую картинку, но самостоятельно не может это выполнить: после обучения с заданием справляется: заинтересован в результате своей деятельности.

4 балла - ребенок принимает и понимает задание: самостоятельно справляется с заданием, пользуясь при этом методом целенаправленных проб либо практическим примериванием.

Задание 4

Разбери и сложи пирамидки(методика Л.А. Венгера)

1 балл - абсолютная неадекватность действий ребенка, (даже после обучения пытается надеть колечки на стержень, закрытый колпачком, разбрасывает колечки, зажимает их в руке и т. д.).

2 балла - налицо принятие ребенком задания, собирая пирамидку, не учитывает величину колечек, после обучения пирамидка собрана, но опять таки размер колечек не учтен. Отсутствует согласованность действий обеих рук, не возможно определить ведущую руку. Ребенок не заинтересован в результате своей работы.

3 балла - задание ребенком сразу принято, но в тоже время малыш надевает колечки на пирамидку без учета размера, после обучения выполняет задание правильно, видна ведущая рука, но в тоже время прослеживается некоторая несогласованность действий рук, оценка своего результата адекватна.