Файл: Соотношение права и закона (Теоретические основы изучения права и закона).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 2
Естественно-правовая модель соотношения закона и права отличается в первую очередь тем, что данные явления рассматриваются как разноуровневые, качественно отличающиеся друг от друга. Естественное право имеет дозаконный характер, оно представляет собой феномен, имеющий объективное происхождение и воплощающий высшую и идеальную нормативность (по крайней мере, с точки зрения данной правовой ситуации). Закон же выступает в качестве формального олицетворения, воплощения права, он детализирует право, придает последнему точность и определенность и делает пригодным к использованию в повседневной практике [15].
В зависимости от интерпретации сущности данной нормативности можно выделить несколько разновидностей современных естественно-правовых подходов к праву [18]:
1) либертатно-юридический (право – мера свободы);
2) материалистический (право вырастает из объективных материальных отношений, прежде всего из отношений собственности);
3) номотетический (право есть закономерность социального бытия);
4) нравственный (право определяется как общечеловеческие принципы справедливости, равенства, гуманизма).
Вариации в данном случае не имеют никакого значения, поскольку они не затрагивают основной идеи, согласно которой право создается не человеком, законодателем, а самой природой человеческого общества и личности, и ввиду своих особенностей подлежит закреплению в законе, если же этого не происходит, естественное право выступает в качестве того единственного критерия и мерила, который позволяет оценить содержание предписаний закона, т. е. первейшим принципом, определяющим взаимоотношение закона и права, является приоритет и верховенство права.
В соответствии с этим закон, не соответствующий праву, квалифицируется в качестве неправового, он отрицает право и не может быть признан в качестве правовой формы. В литературе указывается, что такое понимание права не ставит интуитивное право выше закона, а лишь позволяет определить степень выражения в законе идей справедливости. Хотя есть и другая точка зрения, согласно которой все действующее законодательство подлежит проверке в плане того, как оно отвечает принципу права, и судья не должен принимать решения на основе неправового закона. Потому в Конституции должен закрепляться не принцип законности, а принцип права [16].
Другое различие между правом и законом с позиций рассматриваемой здесь доктрины проявляется в том, что закон как форма существования права одномерен по сравнению с правом, которое знает и иные формы своего существования, будучи формой общественного сознания.
В соответствии с этим нормативно-содержательное различие между законом и правом будет существовать как их пространственное расхождение, так как законодательство лишь с определенной долей вероятности может выражать правовые нормы и содержать наряду с этим массу мнимых норм, являющих собой с точки зрения права узаконенный произвол. С другой стороны, право может выходить за пределы рамок закона и содержать нормы, еще не зафиксированные нормативно-правовым актом.
Определенными особенностями отличается изучение проблемы соотношения закона и права в рамках социологического (широкого) правопонимания. Социологическая концепция права, как выражение легального бунта времен позднего социализма, отличается негативизмом, двусмысленностью и ограниченностью. С одной стороны, ее вектор имеет четкую антидогматическую направленность, в связи с чем поддерживающие ее авторы разграничивают закон и право. Критически относясь к позитивизму, они подчеркивают прежде всего социально-пространственное несоответствие закона и права: право, помимо закона, “вбирает” в себя целый ряд эпифеноменов и смежных явлений (правоотношения, права и обязанности, правосознание, фактические нормы). Причем в качестве права иногда рассматривается вся совокупность общественных отношений, характеризующих фактическое положение индивидов и социальных групп. В данном случае исполняется одна из традиций социологического изучения права, свойственного XX столетию, довольно рельефно выраженная в зарубежной литературе. Например, Ж. Карбонье полагает, что право шире, чем норма, и включает в себя судебные решения, “которые не являются механическим применением уже существующего закона и которые, создавая право, тем не менее не призваны превратиться в нормы права, хотя бы по одному тому, что данное решение может больше не повториться, именно таковы многие решения, выносимые низшими судебными инстанциями” [6, с. 143].
Существенное значение имеет субъектное различие между законом и правом: закон есть результат деятельности носителей властных полномочий, правотворческих органов, действующих в рамках жесткой процедуры, а актуальное право, как реализованный закон, являет собой и результат жизнедеятельности гражданского общества во всех его формах и проявлениях ( в том числе и непосредственной творческой, активной социальной деятельности личности) и одновременно следствие правоприменительной деятельности государственной власти. В силу этого существенным образом отличаются друг от друга интеллектуально-волевое содержание закона и актуального права, под которым (интеллектуально-волевым содержанием) Н. Неновски понимает идеальное оценочное отражение общественных отношений (интеллектуальный момент) со стороны нормотворца и его стремления регулировать их в том или другом направлении посредством определения поведения субъектов этих отношений [8, с. 113].
Таким образом, закон и право отражают два разных типа мироощущения, две противоположные “голограммы” жизни: этатистскую и антропоцентрическую, системную и синергетическую. С точки зрения индивида, закон в силу своей рациональности, всеобщности, официальности и логичности бездушен и сух, он неповоротлив и консервативен. Право же от закона отличает иррациональность и народность, оно наполнено жизненной силой, подвижно, изменчиво, выражает дух борьбы и конкуренции, хотя вместе с тем вполне обыденно и приземленно. В свете этого вполне понятен расхожий афоризм: другу – все, врагу – только закон.
2.2. Проблемы соотношения права и закона
Обращение к идее соотношения права и закона предполагает анализ существенности необходимого и случайного, закономерного и уникального, отсюда постижение природы и сущности права неизбежно связано с формами его выражения. Важным, существенным становится все, поскольку оно фактично. Но не все, что основано на фактах, имеет рациональное начало и подчинено законам. Поэтому постижение сущности права перестает связываться исключительно с выделением наиболее общих и имманентных характеристик права, а выражение сущности права перестает связываться с поиском его определений. Вся полнота содержания действительного права предстает в качестве моментов его сущности, поскольку право существует только как целое и сразу. И ядром этой сущности оказывается идея права, идентичная природе человека [17].
Но все же в массовом сознании понимание права неразрывно связано с мыслью о законе. Закон является средством легитимации власти и поддержания правопорядка. Однако еще господствующая в отечественной юридической теории позитивистская установка, согласно которой правом оказывается лишь система узаконенных, принудительных и поддержанных силой государства норм, безусловно, является крайностью. Вследствие такого понимания содержание понятия правового закона неоправданно сужается и не в состоянии выразить существо способа организации общественной жизни, свойственного праву по его природе и присущего ему во всем многообразии его форм.
Конечно, нельзя не признать, что в действительности любые социально существенные отношения и действия людей всегда непосредственно или опосредованно выступают в форме закона.
В научном смысле закон представляет собой некоторую устойчивую, неслучайную, а потому предсказуемую (ожидаемую) зависимость одних процессов, отношений и явлений от других. Эта зависимость проявляет себя в массе однородных случаев и может быть воссоздана, если для этого имеются соответствующие условия.
Но нам для характеристики правосознания важнее не приведенный выше, а тот контекст понятия закона, который связан с поиском точек опоры жизнедеятельности человека в нем самом, то есть с указанием на разумные основания деятельности. Во-первых, такая точка опоры обнаруживается в осознании человеком своего внутреннего единства с окружающим миром, в осознании нерасторжимости этой связи. Законы бытия и законы человека - одни и те же. Кстати говоря, совесть (совесть) - это та весть, которую подает нам Ангел-хранитель. «Что есть другие существа разумные, кроме нас и выше нас, - это истина, о которой свидетельствует нам самое древнее и всеобщее верование народов» [5].
Поскольку закон выступает и условием, и средством разумной деятельности, постольку следование ему всегда ведет к пользе. В таком контексте закон обретает ясную ценностную нагрузку, начиная с предсказуемости результата и заканчивая глубочайшей одухотворенностью устремлений. В данном контексте закон выступает связующим интеллектуальным началом, внедренным в мир явлений человеком.
Понятие о законе, однако, не сводится к объективным характеристикам, вследствие которых те или иные явления и зависимости обнаруживают себя с неизбежностью, а сообразованность с ними наших действий свидетельствует о том, что мы владеем знанием о некоторых свойствах реальности. Мысль о законе связана (и для социально-духовной сферы это чрезвычайно важно) также и со свойствами, источником которых является сам человек.
Когда необходимость определенных отношений оказывается не столько условием деятельности, сколько ее целью, тогда, во-первых, она становится необходимостью для кого-то, вступающего с другими во взаимодействие, и, во-вторых, она осуществляется как воля одной из сторон социального отношения.
Воля, в данном случае, предстает как желание, стремление и усилие преодолеть сопротивление другой стороны, настоять на своем интересе и на своих целях. Она является внутренним импульсом субъекта, переходящим в действие. Способность же и возможность преодолевания чужого интереса составляет социальную силу субъекта воли. Деятельное воплощение воли в социальной жизни может выступать или как признанный произвол, если эта воля персонифицирована, или как право, если воля есть нечто всеобщее, то есть абстрагированное от всякого частного интереса и противопоставленного ему (конечно, противопоставленного лишь в видимости). Представление о законе как акте юридического выражения всеобщей воли сложилось в европейской культуре достаточно давно. Хотя, как узурпированное отдельным лицом право [8].
Проявленная воля всегда оказывается настоянием на чем-то несомненно необходимом, независимо от того, действительно ли ее актуализация связана с отражением существенных сторон реальности или она на поверку оказывается чьей-либо прихотью. Воля, желающая себя утвердить, всегда, рано или поздно, принимает форму закона. Воля, скрытая в законе, предстает как социальное требование. Поскольку же воля принимает форму закона, постольку социальное требование предстает как императив, то есть как повеление, обязывание, как непререкаемое, безусловное, категорическое требование. Воля может быть воспринята в качестве основы авторитета закона. В таком случае она, как правило, выступает в виде общей воли народа.
Право не может быть, подобно морали, «бессилием в действии», то есть пребывать на уровне таких требований, которые обусловлены лишь некоторыми ценностными установками, ориентирами жизни людей и, как правило, не заключают в себе деятельные эквиваленты. Хотя, как полагал русский мыслитель И.А. Ильин, понимание права в связи с силой возможно лишь в чисто юридическом аспекте, но неприемлемо в более широком, религиозно-правовом и нравственно-правовом смысле. Разумеется, признание внутренней связи права с силой, с организованным принуждением не означает обязательности отождествления права с силой. И тем более нельзя связывать с силой представления о сущности права. Но отрицать силовую природу правовых феноменов (и как результатов требований, и как следствий усилий) невозможно [19].
Для понимания смысла закона, помимо выявления характеристик реальности или проявлений свойств человека, чрезвычайное значение имеет усмотрение его глубинных духовно-культурных оснований. Закон не произволен и не творим - он имманентен бытию и всего общества, и отдельного человека. Закон можно отвергать, не принимать во внимание, нарушать - от этого он не исчезает, а лишь сливается с общим смысловым фоном общественной жизни и нисколько не теряет ни своей силы, ни своего влияния.
Законы поддаются познаванию, но вряд ли до конца поддается не только познанию, но и пониманию то, как они возникают, чем порождаются. Собственно, сама такая постановка вопроса парадоксальна. Познать закон - значит прояснить механизм его действия, а также те условия, при которых он действует. Узнав эти условия, можно сообразовать с ними свои потребности, устремления, усилия, действия. Жизнь в соответствии с законами может осознаваться как жизнь в соответствии с собственной и окружающей природой. Но познание закона - это что-то из области непостигаемого, а потому, по сути, равное чистой случайности и в этом смысле предстает как чудесное. Сакральностъ (сверхреальность) является важнейшим компонентом, придающим понятию закона (да и самой идее закона) предельно глубокий смысл. Ею пронизано каждое действие, каждая конкретная судьба, и именно она (сакральность) связывает человека с некоторой целостностью, выступающей как мироздание, социум, человеческая жизнь [13].