Файл: Соотношение права и закона (Теоретические основы изучения права и закона).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Вопрос о соотношении закона и права в современной российско-правовой литературе исследован с позиций трех подходов к праву – формально-догматического, естественно-правового и социологического. Вместе с тем следует предпринять исследование данной проблемы и с интегративной точки зрения, принимая во внимание взаимопроникновение и взаимодействие трех вышеуказанных концепций правопонимания. Результаты этого изучения могут быть весьма полезными как с теоретической, так и с практической точек зрения, они способны обогатить наши представления о праве и оказать помощь в постижении его сущности, а также оптимизировать как законодательный, так и правоприменительный процессы.
Проблема соотношения закона и права представляет особый интерес с теоретической точки зрения, поскольку тип связи между этими явлениями выступает в качестве одного из важнейших признаков права.
Вопросы соотношения права и закона (общего и различного) сохраняют актуальный характер, поскольку лежат в плоскости понимания феномена права, его ценностных качеств, в значительной степени обусловливающих процессы становления и функционирования гражданского общества и правового государства. Выявление характера соотношения права и закона непосредственно связано с осмыслением понимания права, исходя из многообразия мнений, воззрений, теорий, концепций, касающихся природы, сущности, социального назначения этого общественного явления.
Цель исследования – изучить вопросы соотношения права и закона.
Задачи исследования:
1. Определить понятие и сущность права.
2. Рассмотреть понятие, виды и признаки закона.
3. Изучить концепции соотношения права и закона.
4. Охарактеризовать проблемы соотношения права и закона.
Методика исследования основывалась на сравнительном и нормативно-правовом анализе.
Учитывая актуальность данной темы, ей посвящено множество трудов, которые мы использовали при решении поставленных задач: Ю.Е. Аврутин, Л. А. Букалерова, В. В. Кожевников, В.С. Плетников, Е.С. Рогачев.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
1. Теоретические основы изучения права и закона
1.1. Понятие и сущность права
Право возникло на определенном этапе развития общества как средство упорядочения отношений между людьми, их объединениями при производстве, обмене и потреблении материальных благ, управлении обществом и др. Это система норм, правил, модель поведения, обеспеченная принуждением со стороны государства.
Для права характерны связь и взаимообусловленность его норм, их единство. Оно регулирует общественные отношения в различных формах, охраняя определенные возможности поведения участников таких отношений, их права и свободы, устанавливая обязанности, запрещая деяния, опасные для общества.
Право предусматривает меры принуждения в случае нарушения норм. Обязательность его предписаний обеспечивается принудительной силой государства, применяющего юридические санкции в случае их нарушения.
Д. Уолкер писал: «Было сделано много попыток словесного определения права, но, возможно, ни одна из них не является удовлетворительной и не получила всеобщего признания» [1, с. 716]. Тем не менее, основные признаки права включают: общеобязательность правовых норм, их юридическую формальность, действие через дозволения, обязывания и запреты, обеспечение исполнения правовых норм государством.
Исходя из этого, право можно определить как совокупность юридических норм, реализующихся через дозволения, обязывания и запреты, имеющих общеобязательный, формально определенный характер. Исполнение этих норм гарантируется государством. Однако такое определение права является формальным и не раскрывает его сущность.
Среди различных определений права выделяют следующие основные виды его понимания:
- юридический позитивизм, определяющий право как совокупность норм, установленных и санкционированных государством;
- социологический позитивизм, усматривающий в праве общественные отношения, имеющие юридические последствия;
- теория естественного права, когда оно появляется из разума или природы общества и человека;
- философское понимание права как принципа свободы, определяющего условия, при которых человек может действовать свободно, а также меру его свободы и разумное поведение в обществе.
Первые два определения придают праву реальное содержание, какое оно имеет в действительности, а два последних носят теоретический характер, исходят из того, каким право должно быть в идеале. Еще одно понимание права, основанное на сочетании различных принципов, называют интегративным. В нем объединены нормы и правосознание, представление о том, какими они должны быть. Все эти определения дают понятие права, исходя из прав и обязанностей.
Но существуют иные подходы к пониманию права. Особое значение здесь имеет социальная природа права, его обусловленность интересами классов и иных групп населения. С одной стороны, право служит общему благу, выражает общий интерес, а с другой - является отражением воли, интересов класса, находящегося у власти. Фактически в любой правовой системе присутствуют элементы общего и классового интересов.
Р. Шайнер писал, что «юридический позитивизм, по мере того как он становится более утонченным и реагирует на критику, неизбежно движется к позициям, близким к теории естественного права, а теория естественного права, в свою очередь, развивается в направлении юридического позитивизма» [2, с. 14]. Б. Бикс полагал, что «вопрос о том, называть ли конкретную норму или систему норм правом или не называть, не имеет существенного значения. В конце концов, это только название, хотя оно и обладает значительным моральным и психологическим воздействием» [2, с. 14].
В то же время шаги навстречу позитивизму делали и сторонники естественного права: «Было бы ошибочным ставить идею естественного права, то есть правовой идеал, на место понятия права, так же как пытаться выяснить этот идеал путем определения понятия права, они принадлежат к разным, параллельным сферам бытия, что позволяет им существовать независимо друг от друга» [3, с. 100].
Стремление к компромиссу, готовность к признанию обоснованности альтернативной точки зрения выражается в том, что современная юриспруденция уходит от универсального определения права, обращая внимание на относительность его понятий и определений. «Растет признание того, что все подходы к юридическому мышлению вносят определенный вклад в понимание права и что... чрезмерное внимание уделялось праву как системе норм и слишком незначительное внимание - факторам, которые вызывают к жизни право и влияют на его развитие, а также реальному воздействию и последствиям отдельных норм и категорий норм» [3, с. 117].
М. И. Байтин призывал к «сближению позиций и взаимопониманию в целях хотя бы приближения к выработке единого понятия права», считая, что «существование не только нескольких определений права, но и по существу различных понятий права чревато опасностью размывания самой теории права» [4, с. 5]. В. А. Четвернин настаивал на наличии «одного общего юридического понятия права... Только одно из этих понятий является адекватным естественному употреблению слова «право», аутентичным» [5, с. 21, 35].
О. Э. Лейст в свое время написал так: «Каждое из правопониманий имеет свои основания, поэтому они существуют одновременно и имеют сторонников. Каждая из концепций выражает реальную сторону права и служит его осуществлению. Все понимания права столь же верны, сколь и оспоримы. Отсюда, однако, не следует, что общее понятие права должно быть синтезом, суммой, соединением трех концепций права. Суть дела в том, что между крайними точками зрения трех концепций находится не истина, а сложнейшее общественное явление - право» [6, с. 273].
В. К. Бабаев полагал, что следует «вернуться к старой, хорошо разработанной в дореволюционной, в том числе и русской, юриспруденции идее деления права на естественное и позитивное... Можно говорить не только о мирном сосуществовании, но и об известной интеграции этих направлений» [7, с. 113]. Ф. М. Раянов по этому поводу писал: «В нашей отечественной юридической науке при употреблении понятия права не принято уточнять, о каком праве идет речь. Отсюда попытка дать определение понятия права вообще» [8, с. 4].
Многие продолжают искать единое определение права. Однако трудности в выработке такого определения непреодолимы, а возможность его сомнительна.
Нормативистское понимание права наиболее распространено в России. Согласно нормативистской концепции, иного права, кроме позитивного, не существует. Для нашей страны, в которой закон - доминирующая форма права, это основное его определение. Оно реально работает и не устаревает. Позитивному праву прежде всего обучают юристов. Им руководствуются судьи, должностные лица, граждане и пр. Этому направлению принадлежит заслуга в демистификации права. Эксцессы юридического позитивизма - следствие возведения права в ранг совершенства, отказа от критического отношения к нему.
К нормативизму близка социологическая юриспруденция. Их характеризуют как два вида позитивизма - юридический и социологический, объединенных реальным, практически применимым пониманием права, соответствующих двум уровням правового регулирования: норме и решению, лежащему в основе правоотношения. Социологическая юриспруденция не отрицает, что закон - существенный элемент права, а нор- мативисты признают, что правовые отношения, судебные решения и пр. являются не только результатом правоприменительной деятельности, но и формой существования права.
Достоинства позитивизма в юриспруденции очевидны. Его недостаток - допущение несовершенства права, не истинность его, не справедливость, а возможность принудительного осуществления силой государства. Юридическая практика предполагает оценку действующих норм права. При положительной оценке их выполнение становится не только юридической, но и моральной обязанностью, а в случае отрицательной следует сделать все, чтобы минимизировать негативные последствия применения такой нормы.
Теория естественного права и философское понимание права не противоречат его позитивистскому пониманию, а дополняют его, делают совершеннее. Они в отрыве от позитивного права не существовали и существовать не могут, их назначение - воплотиться в праве позитивном.
Теория естественного права о правах человека, которыми он обладает по факту своего рождения независимо от их признания государством, недостоверна и в чем-то даже наивна. Отношение к доктрине естественного права сформулировано Н. Н. Алексеевым: «Естественно-правовые представления хотя научно и умерли, однако практически ещё живут и продолжают оказывать влияние» [9, с. 381].
Понятие «естественное право» сохраняется как традиция, как представление о лучшем праве, правовой справедливости.
Именно так его оценивал П. И. Новгородцев: «Современное естественное право должно быть построено как учение об идеале общественного развития» [10, с. 53]. Подобная концепция естественного права лишает его силы, высшего права в юридическом смысле. Используя термин «естественное право», мы не признаем его притязаний на то, чтобы быть действующим. Человек не имеет прав вне общества и государства, он может их получить благодаря признанию государством концепции прав человека, но это признание зависит от воли и гарантий со стороны государства.
В понимании права философский подход не менее важен, чем другие. Он состоит в том, что право - это свобода лица при уважении свободы и законных интересов других лиц, ограничение свободы на началах взаимности. Как писал уже упоминавшийся П. И. Новгородцев, «право немыслимо без элементов свободы и равенства, хотя бы и в самом скромном их проявлении. В самом понятии права содержится ограничение свободы, и размер этого ограничения может весьма существенно меняться» [10, с. 115].
Использование личной свободы в ущерб свободе других лиц есть отрицание права и злоупотребление им. «Из понятия личности вытекают не только ее притязания, но и ее обязанности. Отсюда рождается обязанность взаимного признания. И по сему право немыслимо и без взаимного признания лиц, без начала солидарности» [10, с. 278].
Философское понимание права - это научная абстракция, раскрывающая суть правового регулирования применительно к лежащему в его основе нравственному принципу. Ряд норм естественного права в результате политической борьбы получил официальное признание, трансформировавшись в нормы позитивного права, в частности, в сфере прав человека.