Файл: Соотношение права и закона (Теоретические основы изучения права и закона).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 2
1.2. Закон: понятие, виды и признаки
Конституция Российской Федерации в силу того, что в ней спрессован огромный нормативный материал, не содержит прямых развернутых определений многих из используемых в ней терминов. К их числу относится и термин «закон» («законы»). Он встречается в Конституции 30 раз, а в том или ином словосочетании – 113 раз. Из них термин «федеральный конституционный закон» («федеральные конституционные законы») использован 19 раз, «федеральный закон» («федеральные законы») – 80 раз, «законы субъектов Российской Федерации» – 4 раза. Уже только эти количественные показатели говорят о важности уяснения смысла разбираемого нами понятия. Выделенная проблема многогранна; мы коснемся лишь некоторых ее сторон [23].
В приведенном выше понятийном ряду родовым является понятие «закон». Иные понятия данного ряда производны от него, выделяя отдельные виды (группы) законов. Это общее правило знает исключения, когда термин «закон» используется в более узком значении, например, для выделения законов субъектов Российской Федерации. В ч. 4 ст. 76 Конституции РФ говорится, что вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Таким образом, содержательный объем термина «закон» в Конституции РФ не всегда одинаков. Это утверждение справедливо и для иных названных выше понятий, что будет показано ниже.
Необходимо отметить, что закон имеет ряд принципиальных отличий от нормативного правового акта (в дальнейшем - НПА):
Закон, следуя из определения, обладает высшей юридической силой, в силу этого он занимает ведущее место в системе законодательства и никакие другие акты не могут вступать с ним в противоречие;
Закон регулирует общественные отношения первично, то есть для которых впервые устанавливаются правовые рамки, например, земельные отношения;
Закон действует прямо и непосредственно;
Закон должен исполняться, а для того, чтобы это осуществилось, он обладает большими финансовыми и материальными ресурсами;
Закон эффективно обеспечивается. Возникает вопрос: каким образом? Государство устанавливает общий надзор прокуратуры за соблюдением законности.
По сравнению с другими актами, к закону в стадии его подготовки, а в дальнейшем и обсуждения предъявляются более строгие требования.
Перечислим основные признаки закона:
Принимается представительными органами или населением [21].
Регулирует наиболее важные общественные отношения, к примеру, порядок образования и деятельности органов государства, права, свободы и обязанности человека и гражданина и т.д.
Первостепенно в сравнении с другими НПА.
Обладает высшей юридической силой.
Имеет строго выверенную процедуру создания, которая закреплена в законодательстве.
Рассматривая российскую правовую систему в настоящее время, выделяют следующие виды законов:
Первостепенное значение по своей юридической силе, конечно же, принадлежит основному закону нашей страны - Конституции РФ. Никакие другие акты в нашей стране не могут противоречить ей.
Федеральные конституционные законы (ФКЗ). К их основным особенностям относятся [11]:
- они являются продолжением конституционных норм и помогают избегать частых поправок в текст Конституции РФ;
- по сравнению с другими законами обладают повышенной стабильностью и более широкой сферой действия;
- регулируют основополагающие, устойчивые общественные отношения;
- обладают по сравнению с текущими законами более высшую юридическую силу.
Закон о поправке к Конституции РФ. Этот вид закона выделен решением Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. о толковании статьи 136 Конституции РФ. Этот закон обладает особой юридической силой и принимается в порядке, предусмотренном для ФКЗ.
Самая распространенная форма закона - Кодексы. Они содержат в систематизированном виде все или большинство норм, регулирующих однородные общественные отношения. Следует отметить, что кодексы не имеют более высокой юридической силы, чем другие законы того же уровня.
Законы о ратификации и денонсации международных договоров. К особенностям относятся [22]:
- предмет регулирования точно определен;
- особая процедура принятия.
Модельные законы (появились после создания СНГ). Этот вид законов носит рекомендательный характер, служат ориентиром для законодательства государств - членов СНГ при регулировании определенных сфер общественных отношений.
Делегированное законодательство - новый вид для России и на федеральном уровне не использовался. Но в региональном законодательстве этот вид законов предусмотрен.
Суть делегированных законов состоит в том, что законодательные (представительные) органы государства делегируют исполнительным органам право принимать акты в форме законов.
Законы, принимаемые путем референдума. Особенность данного вида законов состоит в том, что они обладают высшей юридической силой и тот факт, что они могут быть отменены только на референдуме.
Если говорить в целом о видах законов, то всё зависит по какому основания проводить рассмотрение. В зависимости от значимости содержащихся в них норм законы бывают конституционными и обыкновенными, или текущими, как их иногда называют [3]. В зависимости от государства в которой действуют эти законы, то в одних странах, например в РФ, конституционные законы - это те, которые касаются изменений, вносимых в Конституцию, а, если взять ряд других стран, то это законы, которые издаются по вопросам, касающимся Конституции. В свою очередь, обыкновенные законы - это нормативные акты, которые регулируют обособленные общественные отношения. Они издаются в форме кодексов, уставов и текущих законов.
Если рассматривать законы по отраслевой принадлежности, то выделяют законы, касающиеся той или иной отрасли права. Например, законы, содержащие нормы административного права и т.д.
В зависимости от объема и объекта регулирования выделяют общие и специальные законы. Общие, то есть те, которые регулируют целую область (сферу) общественных отношений в целом, как правило, это кодексы. Например, Уголовный кодекс Российской Федерации. Специальные - те, которые регулируют часть общественных отношений, если сравнивать их с общими, то они будут составлять узкую часть, а общие законы - широкую. Например, «Патентный закон».
В зависимости от срока действия все законы делятся на постоянные, временные, чрезвычайные.
В зависимости от адресатов те законы, которые действуют в отношении всех граждан, называются общими, а те, которые касаются отдельных социальных групп или классов, называются специальными [21].
Разная юридическая сила законов задает их соподчиненность, иерархию. Причем, следует различать видовую и правоприменительную юридическую силу законов, как, впрочем, и иных актов, поскольку указанные две силы не всегда совпадают. На основе первой законы выстраиваются в иерархию по их видам. В этой иерархии, например, федеральные конституционные законы выше обычных федеральных законов. Кстати, видовая юридическая сила различает не только разные виды законов, но иногда и разные виды законодательных норм. Так, нормы гл. 1 Конституции РФ в силу предписания ч. 2 ст. 16 Конституции обладают большей силой, чем нормы иных ее глав. Почему наряду с видовой юридической силой актов необходимо выделять еще их правоприменительную силу? Дело в том, что законы одного вида могут обладать разной правоприменительной силой в регулировании одних и тех же отношений [12].
Многие законы, те же кодексы, оговаривают, что в случае столкновения их норм с нормами иных актов в сфере их регулирования применению подлежат исключительно их нормы. Приоритетность регулирования задается и другими обстоятельствами, например, несовпадающим временем вступления в силу законов, по-разному регулирующих одни и те же отношения. Общий подход – применение в случае коллизий разных актов одного вида того, который принят позднее или является применительно к регулируемым отношениям более специальным.
Правоприменительная сила в отличие от видовой силы проступает только в правовом регулировании. Видовая же сила значима также для правотворчества, указывая законодателю, какой вид акта тот должен использовать для регулирования тех или иных отношений.
Таким образом, закон - это нормативный правовой акт, принятый представительным законодательным органом власти в особом порядке, регулирующий наиболее важные общественные отношения и обладающей высшей юридической силой.
2. Соотношение закона и права с актуально-правовой точки зрения
2.1. Концепции соотношения права и закона
Вопрос о соотношении закона и права в современной российско-правовой литературе исследован с позиций трех подходов к праву – формально-догматического, естественно-правового и социологического. Вместе с тем следует предпринять исследование данной проблемы и с интегративной точки зрения, принимая во внимание взаимопроникновение и взаимодействие трех вышеуказанных концепций правопонимания. Результаты этого изучения могут быть весьма полезными как с теоретической, так и с практической точек зрения, они способны обогатить наши представления о праве и оказать помощь в постижении его сущности, а также оптимизировать как законодательный, так и правоприменительный процессы [13].
Проблема соотношения закона и права представляет особый интерес с теоретической точки зрения, поскольку тип связи между этими явлениями выступает в качестве одного из важнейших признаков права. Так, позитивистская марксистская формула права приравнивает его к воле господствующего класса (народа), возведенной в закон; естественно-правовое определение права сводится к подходу к нему как к объективному дозаконному критерию правомерности нормативно-правового акта, а в рамках широкого правопонимания в качестве права рассматривается, помимо норм закона, целый ряд связанных с ним явлений (правоотношения, правосознание, реальные права и обязанности). Потому о правопонимании, разделяемом тем или иным исследователем, в значительной мере следует судить даже не по его самоидентификации, а по той модели соотношения закона и права, которая излагается в его рамках [20].
В российской юридической литературе наибольшее развитие получили две концепции соотношения закона и права: позитивистская (формально-догматическая) и генетическая (естественно-правовая). Это касается как “ареала распространения”, т. е. количества сторонников той или иной концепции, так и глубины их теоретической разработки. С позитивистской точки зрения проблема соотношения закона и права разрешается уже на философском и понятийно-теоретическом уровнях. Вся информация, относящаяся к взаимосвязи данных явлений, изложена в марксистском определении права как воли господствующего класса, возведенной в закон. Из данного тезиса вытекает, что закон и право суть явления однородные, однопорядковые, и их сущностью служит классовая воля: если право является самой этой волей, то закон выступает в качестве ее определенного носителя, способа бытия, средства проведения в жизнь. Данным моментом обусловливаются и различия между правом и законом: первое есть содержание воли, второй – форма ее существования [14].
Регулятивный, источниковедческий аспект отличия закона от права с позитивистской точки зрения заключается в том, что действующее в настоящее время право фиксируется посредством целого ряда источников, одним из которых является закон. К праву также относятся санкционированный обычай, судебный прецедент, доктрина, корпоративные и религиозные нормы, однако все они расцениваются в качестве дополнительных, второстепенных источников права, которые и существуют только благодаря тому, что признаются самим законом [19].
При позитивистском подходе связь между законом и правом представлялась в качестве контролируемой и управляемой: в стране победившего социализма правовая политика основывалась на строго научных принципах, что обеспечивало точное воплощение социальной воли в содержании закона и права. Потому нормативно-содержательные различия между законом и правом возможны только в эксплуататорских обществах, где господствуют иррационализм, религиозная идеология, стихия частного интереса, где закон выражает волю господствующих классов, противоречащую интересам большинства населения, где принимаются законы, которые правящий класс и не собирается реализовывать.
Другая концепция соотношения права и закона была разработана в рамках генетического, или естественно-правового, правопонимания; впоследствии она была воспринята сторонниками других подходов к праву и потому занимает в настоящее время господствующее положение в российской теории и философии права.