Файл: Соотношение права и закона (Теоретические основы изучения права и закона).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 114
Скачиваний: 2
Законы всегда конкретны. И одновременно все они, сколько бы мы их ни выявляли и не детализировали, - это один и тот же Закон как таковой, то, что является общим для всех законов. И этот Закон может быть положен в основание всего, на что рассчитывает человек, с чем он считается, с чем смиряется, что придает ему глубокую уверенность в своей правоте и проницательности, в своих возможностях и способностях. Именно такой Закон, как некая облагораживающая, возвышающая, организующая «субстанция» человеческой жизни, лежит в основании того, что мы можем назвать способностью к самоограничению свободы, то есть в конечном счете правом. Идея, как известно, не нова и пришла к нам из эпохи европейского Просвещения. Суть ее состоит в том, что в законах реализуется (в древних цивилизациях - непосредственно, в современном обществе - опосредованно) мистериальная функция права. Таковая не принадлежит к основным функциям права, но тем не менее позволяет раскрыть его в полноте и целостности [15].
Если сакральный момент характеризует закон с точки зрения его глубинного духовного содержания, имеющего не только культурные, но и исторические корни, то момент священности характеризует закон с точки зрения тех предельных оснований, которые придают его императивности, нормативности непреклонную и необоримую силу. Конечно, непререкаемость закона и полная ему подвластность может быть обеспечена и силовыми методами, достигнута деспотичной властью.
Разумеется, мысль о законе не может быть связана со священностью в таком понимании. Идея священности имеет отчетливую аксиологическую нагрузку. Во-первых, все священное предстает как абсолютная ценность, благо во всех отношениях, универсальная точка опоры повседневной практики, духовная система координат общества и человека, в рамках которой все получает определенный, возвышенный, благородный смысл. Отказ от тех или иных освященных общественным сознанием и социальной традицией отношений имеет не только непосредственно негативное значение, но и ведет к разрушению, к переоценке и замене базовых ориентиров общества [10].
Во-вторых, священное предстает как воплощенное достоинство, в чем бы оно ни состояло. Через собственное или чужое достоинство нельзя переступить, не попав тем самым в мир с качественно иными культурными измерениями. Священное в человеке, в обществе является тем мощным фундаментом, на котором строятся все незыблемые права, не подвластные отступлению от духовности, не подверженные уничтожению или подмене. В противном случае, право оказывается лишь трагическим заблуждением.
В-третьих, священное - это всегда средоточие прекрасного, гармоничного, совершенного, идеального. Мысленное или деятельное прикосновение к священному не только наполнено эстетическим содержанием, связано с возвышенными чувствами, но и является светлым началом в жизни людей, средоточием их надежд, веры в силу и постоянство.
Наконец, в-четвертых, священное всегда есть выражение и ощутимое присутствие мистического, сакрального начала в бытии человека (в том числе, и в бытии правовом). Оно немыслимым образом предзадано нам как некий несомненный, непререкаемый и совершенно очевидный порядок.
Закон, предстающий, как священное в любом из данных контекстов (или в их сочетании), имеет необычайную организующую силу. Он является конечным ориентиром для общественного правотворчества. Преодоление священности социальных ценностей, их забвение в правовой жизни всегда приводят к разрушению законности, к нигилизму, к той вседозволенности, когда человек, наделенный властью или силой, становится сам себе законом, какой-то жуткой пародией на кантовский категорический императив. Если для человека не остается ничего священного, то значение главного и руководящего обретает ничтожное, даже если оно оказывается довольно полезным.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Право определяется как совокупность юридических норм, реализующихся через дозволения, обязывания и запреты, имеющих общеобязательный, формально определенный характер. Исполнение этих норм гарантируется государством.
Закон – это нормативный правовой акт, принятый представительным законодательным органом власти в особом порядке, регулирующий наиболее важные общественные отношения и обладающей высшей юридической силой.
Проблемы соотношения, а вместе с тем различения права и закона в теоретическом и практическом плане охватывают собой весьма широкий круг вопросов, касающихся как понятия, сущности и содержания права, так и его социально-ценностной характеристики и выполняемой им роли в жизни общества. В силу этого данные проблемы каждый раз встают перед исследователем, как только речь заходит о глубинном понимании сути и назначения права, а также о характере формирующих его нормативно-правовых актов, и в частности законов.
Подводя итог сказанному о попытках разрешения проблемы соотношения права и закона на современном этапе развития общества, в условиях декларируемого правового государства и соответствующей ему по характеру «правовой конституции», следует отметить, что ее удовлетворительное решение возможно лишь на принципиально новой методологической и мировоззренческой основе и является делом отдаленного будущего.
В настоящее же время можно лишь констатировать:
- во-первых, факт нерешенности и в то же время огромной социальной значимости проблемы соотношения права и закона;
- во-вторых, необходимо иметь в виду, что в правотворческой и правоприменительной деятельности государственных органов России и других стран доминирующими являются идеи единства, неделимости права и закона;
- между правом и законом не проводится никакого различия.
В то же время на теоретическом уровне в рамках теории государства и права предпринимаются значительные, хотя и во многом тщетные пока усилия, направленные на отграничение права от «неправового закона».
Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что отождествление правовых и морально-этических понятий и категорий, использование последних при определении понятия права, а тем самым и «правового закона» отнюдь не способствуют решению проблемы соотношения права и закона. Более того, это непроизвольно усложняет проблему, ведет к смешению категорий права и морали.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Аврутин Ю.Е. Государство и право. Теория и практика: учебное пособие. М.: Юнити-Дана, 2016. – 336с.
- Азизова П.М., Мусаева А.Г. Основные понятия в теории государства и права / Евразийский юридический журнал. - 2015. - № 5 (84). - С. 123-124.
- Альбов А.П. Теория государства и права: учебник и практикум для СПО. М.: Юрайт, 2016. – 391с.
- Бастрыкин А.И. Актуальные проблемы теории государства и права: учебное пособие. М.: Юнити-Дана, 2017. – 406с.
- Беляева О.М. Теория государства и права в схемах: учебное пособие. М.: Феникс, 2015. – 116с.
- Бошно С.В. Понятийные и технико-юридические проблемы подзаконных актов/С.В. Бошно // Журнал российского права. -2016. -N 12. -С.190 -197.
- Букалерова Л. А. Актуальные проблемы теории государства и права: учебное пособие М.: ИНФРА-М, 2015. – 286с.
- Бялт В.С. К вопросу о понятии и содержании права / Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2015. - № 6. - С. 22-25.
- Горохова С.С. Теория государства и права: учебник и практикум для академического бакалавриата / С. С. Горохова. — М.: Издательство Юрайт, 2015. - 317 с.
- Калина В.Ф. Теория государства и права: учебник для прикладного бакалавриата / В. Ф. Калина. — М.: Издательство Юрайт, 2016. - 291 с.
- Кашанина Т. В. Теория государства и права: учебник/Т. В. Кашанина. -2-е изд., пересмотр. - Москва: Норма-Инфра-М, 2017. - 496 с.
- Каширин А.В. К вопросу о толковании правовых норм / Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. - 2015. - № 11-12. - С. 151-155.
- Кич И.С. Теория государства и права / Актуальные концепции развития гуманитарных и естественных наук: экономические, социальные, философские, политические, правовые, аспекты материалы международной научно-практической конференции. 2016. – 336с.
- Кожевников В. В. Теория государства и права: монография / В.В. Кожевников, И.Н. Сенин, А.И. Красман. – Омск: Издательство АНО ВО «Омский экономический институт», 2016. – 174 с.
- Кочубей А.Г., Болдырев С.Н. Теория государства и права / Философия права. - 2015. - № 1 (68). - С. 56-60.
- Краснов Ю.К. Теория государства и права: учебник/Ю.К. Краснов. -М.: Юстицинформ, 2014. -280 с.
- Маркелова Ю.В. Теория государства и права / Science Time. 2015. - № 12 (24). - С. 505-506.
- Общая теория государства и права: учебник / под ред. С.Ю. Наумова, А.С. Мордовца, Т.В. Касаевой. – Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2018. – 392 с.
- Осипов М.Ю. Теория государства и права / Юридическая техника. - 2016.- № 10. - С. 410-416.
- Певцова Е.А. Теория государства и права и проблемы развития образовательного законодательства // Право и закон. - 2017. - № 1. – С. 32-36.
- Певцова Н.С. Эволюция научных взглядов на теорию государства и права / Актуальные вопросы научной и научно-педагогической деятельности молодых учёных сборник научных трудов III Всероссийской заочной научно-практической конференции / под общ. ред. Е.А. Певцовой. 2016. - С. 77-81.
- Плетников В.С., Плетникова М.С. Теория государства и права // Юридическая техника. - 2016. - № 10. – С. 69.
- Рогачев Е.С. Теория государства и права: практикум // Вестник Московского университета МВД России. - 2018. - № 7. - С. 89-92.