Файл: Функции менеджмента (Сущность менеджмента и содержание его функций).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 134

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

При переходе российской экономики на рыночные механизмы хозяйствования наряду с термином «управление» - «управление предприятием» стал активно применяться термин «менеджмент», который используется как синоним управления предприятием. Энциклопедический словарь определяет менеджмент как управление социально-экономическими системами, в том числе производственными. В более широком смысле он означает разработку (моделирование), создание и максимально эффективное использование социально-экономических систем различных уровней.

Менеджмент - это управление социально-экономическими и социально-техническими системами для получения конкретного результата. Менеджмент - это особый тип управления организацией в рыночной системе хозяйствования, для которой характерны: рыночные механизмы развития экономики, предполагающие наличие конкуренции, свободы предпринимательства и принятия хозяйственных решений, миграционные механизмы при движении капитала, рабочей силы, свободного ценообразования, что, в свою очередь, приводит к необходимости гибкости и адаптации в поведении фирмы на рынке, что невозможно без: ориентации на человеческий фактор, высокого профессионализма, творчества менеджера.

В России, часто в силу большей престижности, понятие «менеджер» используется в отношении сотрудников, функции которых никак не связаны с управлением. Также должность офис-менеджера, как правило, не связана с управленческими функциями. В последнее время к менеджерам причисляют всех лиц, ответственных за определённое направление, в том числе и не руководящих должностей. В этом случае, менеджер может быть приравнен к ответственному исполнителю, ведущему инженеру. Примерно соответствует любому армейскому званию выше сержанта (штатная должность - командир отделения, танка, боевой машины). Россия сейчас находится в положении «догоняющего» и вынуждена идти революционным путем к освоению методов современного менеджмента. Российские менеджеры должны не только изучать науку и практику менеджмента, но и знать суть западной и восточных культур. Без этого невозможно совершенствовать собственный стиль руководства, повышать имидж, создавать условия для повышения конкурентоспособности предприятия. С развитием менеджмента функции профессионализации управления обогащаются новым содержанием. Возникают новые функции. В современной специальной литературе рассматривается множество функций менеджмента.


Актуальность темы курсовой работы обусловлена причиной в необходимости иметь предприятию (компании, фирме), в условиях столь динамичного развития рынка предприятию, для принятия эффективных и грамотных управленческих решений менеджеров, выстраивающих свою работу именно в соответствии с реализацией функций менеджмента. Также, более подробно изучить и разобраться в этом множестве функций менеджмента и наметить перспективные из них для развития в современной экономике.

Объектом исследования является общество с ограниченной ответственностью (ООО) «Природохрансервис» (г. Орел).

Предметом исследования являются функции менеджмента, их теоретическое развитие и наиболее часто возникающие проблемы в их практической реализации на предприятии (фирме, организации).

Цель выпускной курсовой работы – рассмотреть основные, важные для управленческих действий любого менеджера, функции менеджмента. Для достижения поставленных целей необходимо выполнить следующие поставленные задачи:

1) Теоретически и практически обосновать необходимость функций менеджмента.

2) Отразить сущность функций менеджмента в различных концепциях менеджмента.

3) Показать значение бизнес-плана в практической деятельности менеджмента предприятия, продемонстрировать невозможность стратегического и даже оперативного планирования без него.

ГЛАВА 1. ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

1.1 Сущность менеджмента и содержание его функций

Любое предприятие для поддержания своего существования, реализации корпоративных целей выполняет различные виды деятельности, называемые функциями. Функцией в менеджменте называют особый вид управленческой деятельности, с помощью которой субъект управления воздействует на управляемый объект. Функция менеджмента отражает содержание процесса управления, виду правленческой деятельности, совокупность обязанностей управляющей подсистемы (субъекта управления). Конечным результатом управления является выработка управленческого воздействия, команды, приказа, направленных на достижение поставленной цели. Один работник, может выполнять несколько функций, несколько работников могут выполнять одну функцию.


Каждая функция менеджмента представляет собой сферу действия определенного процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности – это совокупность функций, связанных единым управленческим циклом. Каждая из функций менеджмента имеет общие задачи и направления управленческих работ, состав и предложение которых в наименьшей степени зависит от специфики конкретной организации. [14, с.77]

Функции менеджмента определяют устойчивый состав специфических видов управленческой деятельности, характеризующихся однородностью целей, действий или объектов их приложения. Дифференциация функций менеджмента позволяет выделить отдельные задачи и виды управленческой деятельности и регламентировать рациональные правила и процедуры их осуществления.

Функция управления - вид деятельности, основанный на разделении и кооперации менеджмента и характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействия на объект со стороны субъекта управления. Функции менеджмента - это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующая организация работы и контроль деятельности.

Рассмотрение менеджмента как совокупности процесса взаимосвязанных функций обеспечивает синтез различных школ научного управления и возможность реализации ситуационного подхода при принятии управленческих решений. Различные концепции менеджмента предусматривают большое разнообразие состава и содержания функций менеджмента. [5, с.112]

Впервые состав управленческих функций был предложен А. Файолем: «Управлять - это значит предвидеть, планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать». Выделенные А. Файолем пять функций менеджмента дают основу для анализа работы современного управляющего. В последующем они были дополнены еще рядом функций.

Выделение функций менеджмента происходит в результате разделения и специализации труда в сфере управления. Применяются различные классификации функций управления. В современной специальной литературе рассматривается множество функций менеджмента, например: прогнозирование, целеполагание, планирование, организовывание деятельности, мотивирование персонала, контроль, учет и анализ. Их можно отнести к основным функциям менеджмента. Главная особенность в том, что каждая основная функция менеджмента представляет собой отдельный процесс управления по выработке средств воздействия на персонал и его деятельность для достижения общих результатов социально-экономической системы.


Функции менеджмента характеризуются полнотой содержания, устойчивостью структуры и масштаба категории, системностью и универсальностью использования в сферах деятельности. В рамках каждой основной функции можно определить приоритетные средства воздействия, которые наиболее часто используются менеджерами в процессах управления. [10, с.54]

Каждая из функций менеджмента выступает критерием выделения функционального менеджмента как самостоятельного процесса и системы управления. Можно говорить о целевом, стратегическом, мотивационном, корпоративном менеджменте и т.д. В то же время весь комплекс основных функций дает системное представление о процессах управления любой социальной и социально-экономической системой.

Состав приоритетных средств воздействия каждой функции менеджмента выбирается менеджером в зависимости от конкретной ситуации (таблица 1).

Таблица 1

Функции менеджмента и средства воздействия

п/п

Функции

менеджмента

Приоритетные средства воздействия

1

Целеполагание

Стратегополагание

Потребности, миссия, цели, потенциал, ресурсы, результат, информация

Стратегия, тактика, инновация, потенциал, ресурсы, организация, информация

2

Планирование

Регулирование

Гипотеза, концепция, прогноз, программа, план

Закон, регламент, стандарт, норматив, налог, льготы, штрафы, пошлины, лицензии.

3

Организация

Координация

Процесс, система, структура, технологии, ресурсы, коммуникации, информация, методы

Согласование, сбалансированность, равновесие, страхование, резервирование, управляемость,

4

Мотивация

Стимулирование

Потребности, интересы, мотивы, методы, ожидания, установки, власть, лидерство, стиль

Мотивы, стимулы, методы, рычаги, механизмы, льготы, штрафы, карьера

5

Гуманизация

Корпоративность

Этика, культура, традиции, образованность, правовое сознание, профессионализм

Ценности, атмосфера, лидерство, убеждения, климат, совместимость, карьера

6

Контроль

Оценка

Нормы, правила, инструкции, технологии, анализ

Показатели, критерии, процедура, экспертиза

По признаку назначения систем менеджмента функции менеджмента можно разделить на две группы: функции управления организацией, функция развития. При системном рассмотрении можно выделить три группы функций менеджмента, являющихся наиболее общими для всех видов организаций и любых условий:


- общие функции менеджмента;

- социально психологические функции менеджмента;

- технологические функции менеджмента (рисунок 1). [1, с.203]

Рисунок 1. Система функций менеджмента

Социально-психологические (делегирование и мотивация) функции менеджмента связаны в основном с характером производственных отношений в коллективе. Они обеспечивают регулирование отношений между людьми, возникающие в процессе функционирования организации, и нередко становятся решающим специфическим фактором успеха предпринимательской деятельности организации. Обе эти функции позволяют определить состав задач и полномочий каждого из участников осуществляемых процессов и сформировать наиболее благоприятные условия его деятельности, стимулирующие получение высоких результатов. [12, с.146]

Делегирование как функция менеджмента означает процесс передачи задач и определения компетенции лица или группы лиц, принимающих на себя ответственность за их осуществление. Задачи формулируют конечные и промежуточные результаты деятельности участника или руководителя подразделения. Компетенция означает ограниченное право сотрудника или подразделения использовать средства и ресурсы предприятия для выполнения установленных задач. Ответственность означает обязательства лица или подразделения выполнять установленные задачи в рамках представленных полномочий, т.е. прав и ресурсов. [7, с.61]

Технологические функции менеджмента характеризуют содержание процессов и методов управления. Они включают два главных компонента: коммуникации и решения. Коммуникация как функция менеджмента занимается рациональной организацией информационных потоков на предприятии с целью эффективного управления инновационными процессами. Коммуникации в менеджменте - это обмен информацией при подготовке и обеспечении реализации управленческих решений. Основные задачи коммуникации в менеджменте заключаются в следующем: [21, с.94]

- определение и планирование потребности в информации для каждого звена управления на предприятии;

- организация информационного обеспечения системы управления на предприятии;

- формирование рациональных способов и процедур подготовки и реализации управленческих решений;

- разработка и внедрение прогрессивных информационных технологий в управлении инновациями на предприятии;

- координация и контроль управленческих решений, обеспечение исполнительской дисциплины на предприятии;