Файл: Функции менеджмента (Сущность менеджмента и содержание его функций).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- разработка и реализация единой технической политики в области информационных технологий в управлении на предприятии. [16, с.38]

Управленческое решение как функция менеджмента - это выбор целесообразного с точки зрения принимающего варианта состояния и поведения управленческой системы. Основные требования, предъявляемые к управленческим решениям, заключаются в следующем: целевая направленность (решения должны быть направлены на достижение определенных целей развития); иерархическая субординация (решения менеджера должны соответствовать делегированным ему полномочиям); обоснованность (решения должны иметь объективное обоснование рациональности); адресность (решения должны быть ориентированы в пространстве и во времени); обеспеченность (решения должны предусматривать необходимые ресурсы и устанавливать источники их получения); директивность (решения должны быть обязательными для исполнителя и носить плановый характер). Состав основных решений по функциям менеджмента представлен в таблице 2.

Таблица 2

Состав основных решений по функциям менеджмента

Основные

функции

менеджмента

Типичные управленческие решения

Формирование целей

Принятие миссии предприятия

Формирование целевых параметров

Принятие стратегической концепции предприятия

Утверждение целевых параметров проекта

Планирование

Формирование тематического плана

Утверждение календарного графика работ

Утверждение сметы затрат по проекту

Формирование производственной программы предприятия

Утверждение штатного расписания по подразделениям

Запрос кредитных средств на инновации

Принятие финансового плана предприятия

Утверждение плана реализации продукции

Организация

Создание предприятия

Выбор организационно-правовой формы предприятия

Принятие организационной структуры предприятия

Утверждение положений о службах предприятия и должностных инструкциях

Создание новых или упразднение существующих подразделений предприятия

Открытие филиала или дочерней фирмы предприятия

Контроль

Оценка состояния работ по проекту

Оценка финансового состояния предприятия

Анализ работы служб и подразделений предприятия

Распоряжение об изменении сроков проведения работ по проекту

Установление порядка оценки деятельности исполнителей

Оценка исполнения стратегической концепции предприятия


Общие функции менеджмента отражают содержание основных стадий процесса управления деятельностью организации на всех иерархических уровнях. Успешный менеджмент в любой организации должен предусматривать осуществление следующих функций: [3, с.104]

1) формирование целей;

2) планирование;

3) организацию;

4) контроль.

В соответствии с ГОСТом 24525.0-80 к общим функциям относятся: прогнозирование и планирование; организация работы; мотивация; координация и регулирование; контроль, учет, анализ. Если структурные стороны деятельности предприятия определены, то все функции управления могут быть разделены на общие и конкретные. [11, с.197]

Конкретные функции менеджмента выделяются по сфере деятельности. ГОСТ 24525.0-80 рекомендует их типовой состав: перспективное и текущее экономическое социальное планирование; организация работ по стандартизации; учет и отчетность; экономический анализ; техническая подготовка производства; организация производства; управление технологическими процессами; оперативное управление производством; метрологическое обеспечение; технологический контроль и испытания; сбыт продукции; организация работы с кадрами; организация труда и заработной платы; материально-техническое снабжение; капитальное строительство; финансовая деятельность.

Общие, социально-психологические и технологические функции взаимно дополняют друг друга, создают целостную систему менеджмента, позволяющую дифференцировать методы и приемы управленческого воздействия на деятельность организации, специализировать органы управления и труд отдельных менеджеров. [8, с.74]

В целом область деятельности, называемая менеджментом фирмы, может быть разделена на отдельные функции, которые сосредоточены в трех основных группах:

  1. общее управление - установление нормативных требований и политики управления, политики инноваций, планирование, организация работы, мотивация, координация, контроль, ответственность;
  2. управление структурой предприятия - его создание, предмет деятельности, правовые формы, связи с другими предприятиями, территориальные вопросы, организация, реконструкция, ликвидация;
  3. конкретные области управления - маркетинг, производство, кадры, финансы, основные фонды.

Функция управления и установления объема работ по каждой функции является основой для формирования структуры управляющей системы и взаимодействия ее компонентов. Таким образом, можно сделать вывод, что из множества видов и классификаций функций менеджмента, четыре функции менеджмента являются основными: планирование, организация, мотивация, контроль. [15, с.132]


1.2 Планирование, организация и контроль как функции менеджмента

Процесс управления в соответствии с принципиальной схемой общих предметных функций начинается с формирования системы целей и задач деятельности организации на определенный период времени. Затем осуществляется планирование мероприятий, направленных на достижение установленных целей развития. Реализация запланированных мероприятий требует создания определенных организационных структур, привлечения исполнителей, координации их работы во времени и в пространстве. Успешное выполнение предусмотренных мероприятий в рамках принятых организационных структур требует учета, постоянного контроля за ходом осуществляемых процессов и регулирования деятельности организации. [20, с.168]

Прогнозирование и планирование как основная функция менеджмента ориентирует социально-экономическую систему во времени и в пространстве. Прогнозирование - это взгляд в будущее, оценка возможных путей развития, последствий тех или иных решений. Планирование же - это разработка последовательности действий, позволяющей достигнуть желаемого. В работе менеджера они тесно связаны. Крупные организации нуждаются в выполнении очень больших объемов управленческой работы. Современный управляющий должен уметь правильно и грамотно планировать, распределять и свое рабочее время. Вот что говорят об этом классики: «Предвидеть - значит управлять» (Б. Паскаль); «Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы управлять» (О. Конт). Н. Макиавелли утверждал, что управлять - это заставить верить, и видел в этом одну из важнейших задач руководителя. [19, с.149]

Рисунок 2. Усредненное распределение рабочего времени для руководителя высшего звена

Г. Архангельский предлагает теорию управления, главные принципы которой скорость, организованность, пунктуальность. С поддержкой данной функции менеджмента компания обязана квалифицировать, каких настоящих результатов она имеет возможность достичь, расценить собственные крепкие и некрепкие стороны, а еще состояние наружной среды (экономические обстоятельства в предоставленной стране, правительственные акты, позиции профсоюзов, воздействия создающих конкуренцию организаций, предпочтения покупателей, становление технологий). На данном рубеже ориентируются цели работы организации, способы и более действенные способы для улучшения данных целей. Необходимым элементом данной функции считаются мониторинги вероятных направлений становления и стратегические намерения. [6, с.98]


Планирование как процесс управления подключает разработку и реализацию средств влияния: теорию, мониторинг, программу, проект. Любое понятие содержит свое предназначение в системе. Концепция - это мысль, абстрактные и методологические почвы ее разработки, обоснование, способы и обстоятельства реализации.

Каждая управленческая неувязка для ее воплощения в практику проходит стадию концепции.

Мониторинг - научное предвидение вероятного состояния экономики, общества, определенной организации в будущем. Мониторинги в коммерции разрабатываются, как правило, на довольно бесконечный этап времени. [18, с.116]

Программка - завершенный сбор заданий, событий, дел, соединенных единственной целью и определенным конечным итогом. В современных критериях составление мотивированных всеохватывающих программ в коммерции и их осуществление играют все вырастающую роль в процессах управления. Их превосходство связано с больше точной ориентацией на последний итог, с формированием больше действенной системы контроля и мотивации деятельности персонала, с уменьшением бюрократических процедур и увеличением оперативности управления, с больше точной системой ответственности, координации и регулировки работы.

Выделяют стратегическое и оперативное и планирование. Стратегическое планирование нацелено на длительное жизнь фирмы, обеспечиваемое методом розыска, возведения и хранения потенциала фурора (доходности). Основная задача стратегического планирования - определение путей и методов достижения поставленных целей (рисунок 3). [3, с.160]

Рисунок 3. Схема стратегического планирования

Стратегия управления рассматривается в условиях рыночных отношений как мощный управленческий инструмент, с помощью которого современная организация противостоит изменяющимся условиям внешней и внутренней среды организации. Различают стратегию предпринимательского типа, направленную на реализацию изменяющихся условий внешней среды, и стратегию рационализаторского типа, направленную на реализацию внутренних факторов.

Стратегия бизнеса дает ответы на следующие вопросы: какие виды продукции изготовлять, куда и кому сбывать, какие технологии разрабатывать, каким образом добиться конкурентного преимущества. Стратегия управления вырабатывается, как правило, на длительный период. Для менеджеров важно правильно провести анализ, оценку развития и выбрать приоритетные стратегии как по каждой из сфер деятельности, так и в целом для производственно-хозяйственной системы. [17, с.83]


Оперативное планирование - формирование годовых (оперативных) планов, определяющих развитие организации в кратко- и среднесрочной перспективе на базе стратегических целей. Обычно выделяют восемь этапов в процессе планирования.

Этап 1. Целеполагание (формулировка целей). Чего именно вы (или ваша фирма) хотите достичь? Это - самый трудный этап. Его нельзя формализовать. Личность менеджера проявляется именно в том, какие цели он ставит.

Этап 2. Подбор, анализ и оценка способов достижения поставленных целей. Обычно можно действовать разными способами. Какой из них представляется наилучшим? Какие можно сразу отбросить как нецелесообразные?

Этап 3. Составление перечня необходимых действий. Что конкретно нужно сделать, чтобы осуществить выбранный на предыдущем этапе вариант достижения поставленных целей?

Этап 4. Составление программы работ (плана мероприятий). В каком порядке лучше всего выполнять намеченные на предыдущем этапе действия, учитывая, что многие из них связаны между собой?

Этап 5. Анализ ресурсов. Какие материальные, финансовые, информационные, кадровые ресурсы понадобятся для реализации плана? Сколько времени уйдет на его выполнение?

Этап 6. Анализ разработанного варианта плана. Решает ли разработанный план поставленные на этапе 1 задачи? Являются ли затраты ресурсов приемлемыми? Есть ли соображения по улучшению плана, возникшие в ходе его разработки при движении от этапа 2 к этапу 5? Возможно, целесообразно вернуться к этапу 2 или 3, или даже к этапу 1.

Этап 7. Подготовка детального плана действий. Необходимо детализировать разработанный на предыдущих этапах план, выбрать согласованные между собой сроки выполнения отдельных работ, рассчитать необходимые ресурсы. Кто будет отвечать за отдельные участки работы?

Этап 8. Контроль за выполнением плана, внесение необходимых изменений в случае необходимости. Контроль как функцию менеджмента обсудим в одном из дальнейших разделов настоящей главы. Результаты планирования часто оформляют в виде «бизнес-плана». [8, с.209]

Организация как функция менеджмента - это функция управления, создающая структуру организации и гарантирует ее всем необходимым. То есть на данном рубеже формируются обстоятельства для завершения целей организации. Успешная организация работы персонала разрешает достичь больше действенных итогов. Организация - обеспечивающая функция управления, нацеленная на создание важных критерий для заслуги целей. Главные задачи организации: сформирование структуры организации и обеспечения ее работы деньгами, оборудованием, сырьем, материалами и трудовыми ресурсами.